I. Организационно-мотивационный (3 минуты) | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим очередное внеурочное мероприятие по подготовке к экзамену по русскому языку. | -Здравствуйте. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в коллективной работе | Метод: словесный |
II. Актуализация знаний (4 минуты) | На доске вы видите предложение. Поставьте запятую там, где она нужна, чтобы сыновья правителя не разорились. Своё мнение аргументируйте. Сделайте вывод: насколько важна верная постановка запятой в предложении? | Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». (Нужно поставить запятую: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Если запятая будет поставлена по-другому: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую» – сыновья разорятся, потратив деньги на дорогую золотую статую, а не на небольшую чашу). Запятая выполняет в предложении очень важную роль, так как от неё зависит смысл сказанного. | Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий Познавательные: умение комментировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них Личностные: умение выражать и отстаивать собственную точку зрения | Методы: диалог, беседа Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие |
III. Обобщение и систематизация знаний (20 минут) | В тестовой работе ОГЭ по русскому языку есть задание, связанное с верной расстановкой запятой в предложении. Сейчас мы вспомним основные правила, которые пригодятся нам на экзамене. Вам предстоит решить проектную задачу. | 3 группы по 4 человека. 1 группа: «Запятая в сложном предложении» 2 группа: Запятая при деепричастном обороте и однородных членах предложения» 3 группа: «Запятая при причастном обороте» 4 группа: «Запятая при обращениях и вводных словах» План работы: найти в справочной литературе, интернете сведения по теме; сочинить предложения-примеры; продумать объяснение к каждому примеру; оформить презентацию ответа на листе А2.; вывесить полученную информацию на доске; провести защиту своей проектной задачи (по желанию и наличию времени). | Регулятивные: посткоммуникативная рефлексия, применение алгоритма/модели учебных действий Познавательные: применение полученных знаний Коммуникативные: развитие навыков коллективной и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания | Методы: диалог, беседа, творческий Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие |
IV. Применение знаний в новой ситуации (10 минут) | Вам предлагаются задания из тестовой части реальных контрольно-измерительных материалов, где необходимо поставить запятые на рассмотренные правила. | Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1.Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве. 2. И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире. 3.За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса. 4. Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки. 5. В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры. 6. Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба. 7. Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом. 8.Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца. 9. Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место. 10. Рублевский ангел – возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие. | Регулятивные: применение алгоритма/модели учебных действий Познавательные: применение полученных знаний Коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы, обогащение речи Личностные: применение личных достижений и навыков, осознание значимости собственной при выполнении задания | Методы: диалог, беседа, т Технологии:здоровьесберегающие |
V. Проверка (1 минута) | Проверим ответы (раздаются листочки с ответами – взаимопроверка) | 145 124678 14567 13456 124567 1345678 2345 12346 1245 123578 | Регулятивные: осмысление действий Познавательные: применение полученных знаний Коммуникативные: развитие навыка индивидуальной работы Личностные: способствовать гармоничному развитию личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию | Метод: самопроверка |
V. Рефлексия (2 минуты) | Оценка собственной деятельности | Каково впечатление от занятия? Какие правила смогли вспомнить? Зачем это нам нужно? | Регулятивные: речевое оформление Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной форме, обогащение речи, оценка собственной деятельности | Методы: диалог, беседа |