СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Экскурсия в Тамбов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Экскурсия в Тамбов"»


Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»















Комплекс диагностических методик на выявление одаренности у младших школьников















Выполнила

Студентка Ш-31 группы

Нечитайло Карина





Ейск, 2024 г.

Тест «Bыделение существенных признаков».

Задания данного теста предназначены для выявления особенностей мыслительного процесса, умения отличать важные признаки предметов или явлений от малозначащих.

По тому, какие признаки были выделены, можно судить о доминировании конкретного или абстрактного образа мышления.

Испытуемому предъявляют ряды слов: одно перед скобкой и пять – внутри нее. При выполнении заданий испытуемые должны показать, насколько у них развита способность выявить абстрактное значение различных понятий.

Слова, которые находятся внутри скобки, каким-то образом связаны с тем, которое находится перед ней. Необходимо остановить свой выбор лишь на двух – на тех, которые в большей степени связаны со словом, стоящим перед скобкой.

Список слов

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидания, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Ответы

1. Растения, земля. 11. Сражение, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здание, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены. 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, деревья.

7. Диаметр, округлость. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Оценка результатов (Таблица 1)

(Таблица 1)

В том случае, когда испытуемый допускает много ошибок, можно говорить о том, что у человека конкретно-ситуативное мышление доминирует над абстрактно-логическим.

Если испытуемые при выполнении заданий совершают ошибки, но потом их исправляют, то это говорит о том, что человек импульсивен.

Методика «Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся».

Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда вы не может5е ответить на вопросы с помощью наблюдения.

Порядок проведения

Отберите нужных вам учеников, побеседуйте с учителями, которые их хорошо знают, познакомьтесь с их родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, постарайтесь сами ответить на некоторые вопросы, используя данные своих личных наблюдений за школьником и результаты бесед с учителями.

Анкета для определения интенсивности познавательного интереса

1.Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

(Час-полтора - для младшего школьника)

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.

2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучиться, но самому найти ответ.

б) Когда как.

в) Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает ученик дополнительной литературы?

а) Постоянно много.

б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.

в) Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится ученик к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) Очень эмоционально.

б) Когда как.

в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли ученик задает вопросы?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.

Анкета для определения уровня познавательных интересов.

1.Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в) Никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?

а) Постоянно.

б) Иногда.

в) Очень редко.

3. Ставит ли ученик перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) Большинство занятий подчинено этому принципу.

б) Ставит такие задачи, но редко их выполняет.

в) Не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, ученик может делать интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делает всегда столько, сколько нужно.

б) Делает периодически.

в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.

5.Способен ли ученик при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) Всегда, когда нужно.

б) Только изредка.

в) Не способен.

Анализ результатов

Изученных учащихся отнести к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы, учитывая, что ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе

Методика «Выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся».

Порядок проведения

Отобрать учащихся явно без сформированных познавательных интересов, что обнаруживается в их полном равнодушии к учебным занятиям. Подобрать для них индивидуальные, доступные каждому учебные задачи. При этом сказать учащимся, что задачи эти достаточно трудные. После того как все ученики справятся с решением этих задач, дать им другие задачи, почти не отличающиеся от первых по трудности, но при, этом сказать школьникам, что эти задачи значительно труднее первых.

И, наконец, предложить ученикам действительно более трудные задачи. Во всех трех случаях работа учеников оценивается учителем словесным одобрением, а во-первых двух случаях можно поощрить ученика отметкой, но в третьем случае работа выполняется не на отметку.

Анализ результатов

На основе проведенного исследования выделить учащихся, которые к третьей серии задач остались равнодушными. Эти ученики находятся на низком уровне развития познавательного интереса. Выделить учащихся, которые проявили в третьей серии задач интерес, но не справились с их решением из-за недостатка знаний или сообразительности. Эти школьники для развития познавательных интересов нуждаются в помощи по овладению знаниями.

Выделить учащихся, которые проявили при выполнении заданий третьей серии интерес и справились с решением. Эти ученики при поддержке со стороны учителя (методика успеха) будут развивать свои познавательные интересы.

Данная методика не только диагностирует уровень развития познавательных интересов и способствует их развитию, но и оказывает влияние на самооценку учащихся, повышает ее и таким образом порождает у учащихся веру в свои силы.

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Цель: исследование логического аспекта мышления.

Процедура: испытуемым предъявляют письменные ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5)19, 16, 14, 11, 9, 6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Методика «Предложения»

Направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция: Составьте как можно больше осмысленных предложений из трёх слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения – 8 минут

Обработка результатов: Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями.

Среднее значение дивергентной продуктивности возраст 8 лет – мальчики 3,3; девочки – 4,0. 10 лет - Мальчики - 4,2; девочки - 4,0 5,2.

Тест «сравнение понятий»

Назначение теста

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. 
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол. Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Тест

1. Утро – вечер. 14. Воробей – курица.

2. Яблоко – вишня. 15. Собака – кошка.

3. Корова – лошадь. 16. Дуб – береза.

4. Лев – собака. 17. Ворона – рыба.

5. Летчик – танкист. 18. Сказка – песня.

6. Ворона – воробей. 19. Лев – тигр.

7. Лыжи- коньки. 20. Картина – портрет.

8. Молоко – вода. 21. Поезд – самолет.

9. Трамвай – автобус. 22. Лошадь – всадник.

10. Золото – серебро. 23. Обман – ошибка.

11. Река – озеро. 24. Кошка – яблоко.

12. Сани – телега. 25. Ботинок – карандаш.

13. Велосипед – мотоцикл. 26. Голод – жажда.

Обработка и интерпретация результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению. Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.  При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.  Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.








Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»















Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей у младших школьников















Выполнила

Студентка Ш-31 группы

Нечитайло Карина





Ейск, 2024 г.

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ  «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?

  2. Задаешь ли ты много вопросов?

  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.


МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Цель: выявить творческий потенциал личности.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Вопросы

  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто думаете, что не сумеете

в) да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает

б) неизвестное вас не интересует

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только, если вам это нравится.

  1. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна

в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

  1. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запоминаете только, что вас интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно.

  1. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам еще не все удалось сделать.

  1. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка полученной информации

Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:

За ответ «а» - 3 очка,

За ответ «б» - 1 очка,

За ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ  «нет».

Вопросы:

  1. Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?

  2. Меняешь ли ты со временем свои наклонности?

  3. Любишь рисовать абстрактные картины?

  4. Любишь рисовать воображаемые предметы?

  5. Любишь фантастические истории?

  6. Сочиняешь рассказы или стихи?

  7. Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?

  8. Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?

  9. Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?

  10. Боишься темноты?

  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

  12. Считал ли это слово понятным без объяснения?

  13. Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?

  14. Был ли удачен этот эксперимент?

  15. Использовал ли свои вещи не по назначению?

  16. Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?

  17. В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?

  18. Есть ли у тебя свой собственный мир?

  19. Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?

  20. Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?

  21. Любишь ли читать книжки без иллюстраций?

  22. Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?

  23. Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!