СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Как много жёлтых снимков на Руси..." (по творчеству А.Приставкина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие в рамках работы книжного клуба "Парнас". Обсуждение рассказов А.Приставкина о войне.  

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Как много жёлтых снимков на Руси..." (по творчеству А.Приставкина)»

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
- Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
- Наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог... ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет... -
И вдруг опять: - Не будет, говоришь?
- Нет, - говорю, - наверное, не будет!
- Дай бог, дай бог...


Видео, символизирующее начало войны


Инсценировки фрагментов из рассказов «Фотографии» и «Портрет отца»


Слово учителя Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же , как мы. Молодые, пожилые, красивые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.


Но ведь и страдают люди! Такие же , как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны. Сколько невыплаканного горя досталось тем ,кого мы можем назвать «дети военного лихолетья» Сегодня наше открытое заседание литературного клуба «Парнас» мы посвящаем им…


Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель- Анатолий Приставкин.


Ученик Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области в рабочей семье. Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частям огромной страны - в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе. Все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями В. Гюго. «Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много». «Война прошибла нас насквозь, как бомба прошибает многоэтажный дом».

Трудиться начал с 12 лет. В 14 лет, когда судьба забросила его на Кавказ, под Серноводск, Приставкин мыл банки на консервном заводе в станице Асиновской, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него прибежищем, почти домом. С 1946 по 1951 год будущий писатель учился в авиационном техникуме на вечернем отделении. Все это время главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет светлее, лучше и интереснее, давали Анатолию книги. Иногда чтением удавалось заглушить чувство голода,

В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. «Василий Теркин» в его исполнении пользовался большой популярностью, а в период, когда Приставкин проходил военную службу, армейское начальство возило его из части в часть, относя его выступления к важным «воспитательным мероприятиям». Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве - он написал пьесу, потом появились стихи.


Долгое время военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший у сердца. «Она становилась для меня всё труднее и труднее. Воспоминания тяжелы, а написать – это второй раз пережить», - признавался писатель.


«По одному Подмосковью насчитывалось 200 или около того детдомов. Это двести банд. Они сражались – детдом на детдом и сражения были не шуточные… В драках за банку тушенки, за «Территорию», за «просто так», за «ради бога» мощно вырастали группы преступников…»


«Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне — надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем... Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность».

В начале 80-х создается повесть "Ночевала тучка золотая", за которую был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, - мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть получила и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.


Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть "Кукушата" – это рассказ о специальных детдомах, куда собирали детей «врагов народа». Здесь им даже фамилии меняли, что бы на всегда уничтожить память о родителях…Все они становились Кукушкиными, случайно появившиеся на свет, неведомо к какой породе птиц принадлежащие. В одном из таких детдомов вспыхивает бунт воспитанников и руководство вызывает вооружённых милиционеров, чтобы они усмирили бунтарей или уничтожили их.


С 1992 года Анатолий Приставкин возглавлял Комиссию по помилованию при Президенте РФ, бывая в СИЗО, беседуя с подростками-заключенными, он ужаснулся той жестокости, которая чувствовалась в их взгляде и словах. Вчерашние дети вели себя как волчата. «Во все времена хватало на Руси и убийц, и насильников, и головорезов, и узнавать о них – это только в книжках забавно, а прочитать их дела в жизни или просто соприкасаться, наверное, не менее опасно, чем встретить их на большой дороге. Да если б только соприкасаться... При этом быть последней инстанцией в их судьбе и решать, по сути, распоряжаться чужой жизнью. По силам ли это любому человеку: быть выше Бога?!»

А.И. Приставкин – лауреат Государственной премии СССР, лауреат литературных премий в России и за рубежом, в частности национальной германской премии за юношескую литературу. Анатолий Игнатьевич Приставкин умер 11 июля 2008 года в Москве после тяжелой болезни и похоронен на Троекуровском кладбище


Учитель В 1959 году стали проситься на бумагу несколько коротких историй о том, что писателю пришлось испытать в годы войны. Как строится композиция рассказа, Приставкин в то время имел весьма неясные представления, поэтому стал излагать обрывки воспоминаний в освоенной манере – получилось нечто вроде стихов в прозе. Вышло очень удачно, в основе многих фрагментов лежали не законченные сюжеты, а лишь яркие впечатления, врезавшаяся в память деталь, небольшой эпизод – такая безыскусность придала текстам особый дух подлинности. Так он написал цикл, получивший название «Военное детство». О рассказах этого цикла мы с вами сегодня побеседуем.


Обсуждение рассказа «Фотографии»

-Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?

-От чьего лица ведется повествование? (От лица ребёнка)

-Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.

-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)

Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил? ( Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).

-Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.

-Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?

Маленький человек, но у него большая сила воли.

-Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)

-Какой возраст мальчика?

-Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)

Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.

- В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»).

Затерялся - символ ( с греч. « знак»). Он создается на основе переносного значения, его многозначности.

Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.

- Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)

Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей)

-Можно ли её осудить? (Нет, мы не знаем причин отказа)

Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.

-Как назвать тему произведения? Тема детей войны, сиротства.

-Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?

Фотографии - реликвия, память, связь поколений.

-Как вы понимаете концовку рассказа — слова мальчика, сказанные своей шестилетней сестренке: «Ведь нас очень много, правда?» (В конце рассказа фотографии – общность судьбы.)

Звучит песня

Дети войны...

Смотрят в небо глаза воспаленные.

Дети войны...

В сердце маленьком горе бездонное.


В сердце, словно отчаянный гром,

Неумолчный гремит метроном.

Неумолчный гремит метроном.


Дети войны

Набивались в теплушки открытые.

Дети войны

Хоронили игрушки убитые.


Никогда я забыть не смогу

Крошки хлеба на белом снегу.

Крошки хлеба на белом снегу.


Вихрем огненным, черным вороном

Налетела нежданно беда,

Разбросала нас во все стороны,

С детством нас разлучив навсегда.

Застилала глаза ночь кромешная,

Падал пепел опять и опять,

Но спасением и надеждою

Нам всегда была Родина-мать.


Дети войны –

В городках, в деревеньках бревенчатых...

Дети войны,

Нас баюкали добрые женщины...


Буду помнить я тысячи дней

Руки близких чужих матерей.

Руки близких чужих матерей.


Дети войны,

Стали собственной памяти старше мы.

Наши сыны,

Этой страшной войны не видавшие,

Пусть счастливыми будут людьми!

Мир их дому!

Да сбудется мир!!


Обсуждение рассказа «Портрет отца»

- Кто главный герой рассказа?

- Как мальчик оказался в детдоме?

- Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

- Хорошо ли он поступил?

- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

- С кем он поделился своим открытием?

- Что сказала мальчикам воспитательница?

- Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

- Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль? Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

- Что символизирует собой фотография в этом рассказе? (мечту об отце, о семье, доме, мире)


Учитель Прошло более полувека, а рассказ не утра­тил своего значения. Лучшего образа детства вре­мен войны, трогающего за душу, трудно найти.

-О чем этот рассказ, какие жизненные и чита­тельские ассоциации он вызывает у вас?


Слово учителя Фотографии, эти неказистые снимки дороже всего, печаль, связанная с ними, свята, недаром фотографии «в простой и бережной оправе». Снимков много потому, что ни в одной стране не было столько войн, сколько их было на многострадальной Руси. Поэтому понятна антитеза, заключенная в словах «сиротский смысл семейных фотографий». Казалось бы, раз семья, то не может быть сиротства, но эти снимки несут в себе боль – они повешены на стену в память о родных ушедших из жизни людях. 


Член клуба А мне рассказ напоминает о маленькой фотографии моего прадеда, бережно хранимой как память в семейном альбоме моей бабушки (Рассказ о неизвестном солдате)


Слово учителя Память-это прошлое ,это наша совесть. И мы не вправе об этом забывать.

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива.


Выставка книг. К трудной теме детства, опаленного войной, во все времена обращались в своем творчестве многие писатели. Они создавали правдивые картины тяжелой жизни (слово библиотекарю)


Заключительное слово учителя

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, созидать, дарить миру добро, радость совместного творчества.


Я предлагаю сделать совместное фото на память. Пусть эта фотография станет портретом нашего поколения – поколения молодых, талантливых и жизнерадостных ребят.


Фото. Звучит совместная песня

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!