СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие " Кузбасс многонациональный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие " Кузбасс многонациональный"»

Занятие по внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Тема: «Кузбасс многонациональный»

Цель: формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур, традиций, национальностей и вероисповеданий.

Задачи:

- дать представление о национальном составе Кузбасса;


- формировать уважительное отношение к культуре родного края, с использованием практико-ориентированных знаний о традициях и культуре народов, населяющих Кузбасс;


- создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к малой Родине;


-развивать интеллектуальные, творческие способности;


Оборудование: интерактивная доска, презентация к занятию, карта Кемеровской области, национальные костюмы, бубны, карточки с загадками, пословицами и поговорками.

Ход занятия:

Учитель: Наше занятие по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина» проводится по теме «Кузбасс многонациональный». На прошлом уроке по основам религиозных культур и светской этики по теме «Россия – наша Родина» мы говорили о величии России, её многонациональном составе. Сегодняшнее занятие мы посвятим родному Кузбассу, нашей малой Родине, народам, населяющим её территорию. Наше занятие пройдет в виде путешествия по станциям. Мы отправляемся в путешествие по Кузбассу.

1 станция «Историческая»

Основных наций и народностей в Кузбассе – 8: русские, украинцы, шорцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, телеуты. 

Б олее подробно мы остановимся сегодня на двух народностях – шорцах и телеутах, так как именно они являются коренными жителями Кузбасса. 
В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор" по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу.

Ш орцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. По религии они были шаманисты. Своей письменности у них не было. Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень, которого делали крупу любимое блюдо до наших дней. Землю обрабатывали сохой и "абылом" – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо.
Умели добывать руду и из нее выплавляли металл, из которого делали казаны, стрелы, ножи и другие примитивные поделки. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах.
Для одежды ткали ткань из конопли и крапивы. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время.

Т елеуты. Кочевники кочевали от Томи до Иртыша, от Томска до Алтайских гор. Телеутские князьки притесняли свой народ, поэтому телеуты уходили от своих племен и принимали оседлый образ жизни, селились в основном по реке Бачаты в долине Ини. Они занимались в основном скотоводством, разводили: лошадей, овец, коров и верблюдов. Заготовкой кормов на зиму не занимались, поэтому скот часто погибал. Земледелием не занимались. Занимались собирательством, заготавливали ягоды, коренья, орехи, яйца диких птиц. Из кожи животных делали поделки: колчаны, мешки, шили одежду, обувь, колчаны.
Телеуты не имели своей письменности. По религии – шаманисты. Вторым занятием телеутов была охота. Орудие лук и стрелы.
Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве. Умели хорошо обрабатывать дерево. Телеуты достигли более высокого уровня развития и экономического, и социального. Сейчас они приняли христианство или мусульманство, "обрусели" и больше занимаются земледелием.

2 станция «Традиции шорцев и телеутов»

Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.

У всех народов множество интересных традиций. Вот пример приветствия и прощания в языке телеутов. В их языке нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И так скажут они любому, кому доведется заглянуть в их село.

А вот интересный пример традиции шорцев. На охоту шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу, а вечером в балагане у костра «пел» сказки, чтобы духи охоты помогли поймать таежного зверя.

  Еще одна традиция: перед началом любого торжества разводился большой костёр, вокруг которого исполнялся танец шамана.

Шаман просил хорошую погоду во время сенокоса, богатый урожай орехов, удачную охоту. После обрядово-развлекательной части начинались состязания по национальной борьбе, стрельбе из лука, подтягивание на перекладине.


Окунуться в историю нам поможет презентация. Вы сможете увидеть прошлое и настоящие этих народов, заглянем в их жилища, рассмотрим национальные костюмы и музыкальные инструменты, побываем на шаманских обрядах, познакомимся с необычными блюдами этих народов. (Презентация)

3станция «Литературная»
Основными жанрами устного творчества шорцев являлись поэмы (кай ныбак), песни (сарын) различного содержания, сказки, легенды и предания (пурунчу, чоок, ербек).

Фольклор


поэмы легенды, предания

(кай ныбак)

песни сказки

(сарын)

Героические поэмы исполнялись сказателями. В своих поэмах они рассказали о набегах кочевников, о войне с ними, о богатырях. Народные песни шорцев в основном грустные, протяжные, напевные, они трогают души. Встречаются весёлые и задорные песни – частушки (такпак).

Послушайте одну шорскую легенду «Ульгень и журавль». (Легенду рассказывают двое детей, одетые в национальные костюмы с шорскими элементами. В руках у них бубны, стилизованные под шаманские).

/Первый рассказчик/. Охотники Горной Шории никогда не убивают журавлей и не готовят из этих птиц еду. Запрет этот имеет древние корни. А все потому, что это мудрая птица помогла человеку добыть огонь, так гласит шорская Легенда.

Д авно это было. Бог неба Ульгень создал землю и все живое на земле, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнездах было тепло — их грели перья. Зверям в берлогах было тепло — их грели шкуры. Человеку было плохо — огня нет, в доме холодно, пищу приготовить не на чем.

/ Второй рассказчик/. Обратились люди к птицам: «Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы пролетаете. С высоты вам все видно. Помогите нам огонь найти». Полетели птицы в разные земли — не смогли найти огня. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: «Разве нет на березе гриба, разве нет в скале камня, а у человека силы? Подсказала птица им, если взять два камня и ударить друг о друга — огонь будет!» Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры. Так древние люди научились добывать огонь

Учитель: Предлагаю отдохнуть и провести подвижную телеутскую игру «Передай шаманский бубен».

Условия игры. Ребята, становитесь в круг, под музыку нужно быстро передавать друг другу по кругу в разных направлениях два шаманских бубна, они не должны задерживаться ни у кого в руках. У кого оказались оба бубна, выбывают из игры и садятся на свои места, остальные остаются для продолжения игры. Выигрывают двое, которые остаются последними с бубнами и получают сладкие призы.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Вы познакомились с одной из легенд шорского народа, а теперь послушайте легенду телеутов.

У каждого народа были свои куклы, с которыми они играли, которым поклонялись и относились как к божеству. У телеутов такие куклы называются эмегендер.

Существует старинная легенда. По преданию телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами и ухаживала за ними как за маленькими детьми: кормила их, одевала, укладывала спать, и даже пела им песни. Дочь быстро росла, вскоре её выдали замуж и она уехала в другую землю, оставив дома всех кукол.

Прошло немного времени дочь заболела и ей приснился сон, что её куклы начали разговаривать с ней, выказывать обиду за то, что она их бросила. Куклы просили её, чтобы она их взяла и так же кормила и ухаживала за ними как прежде. Дочь рассказала родителям свой сон, и они сразу привели её куклы, велев сшить им новую одежду, приготовить саламат и накормить их. Она так и сделала. Вскоре дочь выздоровела. С тех пор телеуты имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними так как верят что они помогут им в любой беде. Дочь, выходя замуж, брала кукол своей матери. К кукле матери присоединялись куклы дочерей, невесток. Большое количество кукол можно заменить одной или тремя, или двенадцатью. Старые куклы сжигали или уносили подальше от дома, где подвешивали на дерево, так же старые куклы могли закапывать на кладбище на могиле своего рода, головами в землю, чтобы они потеряли ориентир и не могли возвратиться домой. Иногда ихскладывали на плотик из ивняка и отправляли вниз по течению реки Бачат. Телеуты считали, если не брать эмегендер при выходе замуж, то во время родов или женщина умрёт, или ребёнок родится слепым, а может быть даже мёртвым.

Учитель: Фольклор – это еще и загадки, пословицы, поговорки.

Телеуты знают много загадок и загадывают их друг другу. Попробуйте и вы разгадать их.

1.На гору если поднимается - не устанет, в воду если войдёт - не захочет пить. (Лыжи)

2. На кривом дереве вода не держится. (Рога коровы)

3.Туда - истоптанное место, сюда - истоптанное место, посредине - словно железо, гладкое место. (Порог)

4. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит. (Кедровая шишка)

Учитель:  А вот послушайте телеутские пословицы и поговорки.

1. Спорить с холодом - не будет ушей, спорить с начальником - не будет головы.

2. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.

3. На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни сделаешь, такой же дурной будет.

Как понимаете смысл пословицы:

Плохой лошади - тысяча бичей, хорошей лошади - один бич. Плохому человеку - тысячу слов, хорошему человеку - одно слово.

Но не только загадками и поговорками славились эти народы. У них много национальных песен, частушек, интересных обрядов, но об этом мы подробно будем говорить на последующих занятиях.


Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего виртуального путешествия по нашей малой Родине. В этом путешествии вы узнали много интересного о нашем регионе, познакомились с национальным составом Кемеровской области, с традициями, обычаями, фольклором. 
- А сколько основных национальностей и народностей населяют Кузбасс? 
- Назовите их.

- А кто же из этих народов является по-настоящему коренными жителями Кузбасса?

Учитель: Вот сколько народностей населяют наш регион. Конечно, все мы разные, у всех у нас своя культура. Но есть такие качества, которые нас объединяют. Прежде всего, это толерантность, т.е. дружба, согласие. А еще любовь к своей земле. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!