СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие на тему: "Подарок на масленицу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы Занятие «Подарок на Масленицу» (в рамках кружка внеурочной деятельности).

 Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Занятие направлено на привитие познаний о жизни предков, народной культуре христиан и применение их в практической деятельности.

Цель: создание условий для получения воспитанниками возможности проявить себя, творчески раскрыться при выполнении подарка на Масленицу.

Задачи: 1. развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха; 2. научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; 3. научить приёмам исполнительского мастерства; 4. научить создавать атрибуты народных праздников.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на тему: "Подарок на масленицу"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Васильевская ООШ»














Конспект внеурочного занятия в начальной школе

На тему: «Подарок на Масленицу»

















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Чердак Виктория Геннадьевна











2019г.

Описание работы
Занятие «Подарок на Масленицу» (в рамках кружка внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»).

Данный материал будет полезен учителям начальной школы.
Занятие направлено на привитие познаний о жизни предков, народной культуре христиан и применение их в практической деятельности.


Название: «Подарок на Масленицу»


Цель: создание условий для получения воспитанниками возможности проявить себя, творчески раскрыться при выполнении подарка на Масленицу.


Задачи:
1. развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха;
2. научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
3. научить приёмам исполнительского мастерства;
4. научить создавать атрибуты народных праздников.


Планируемые результаты:

• умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.


Конечный продукт: подарок близким «Солнышко» на народный праздник «Масленица».


Оборудование и материалы: проектор, компьютер.
В качестве музыкального сопровождения использованы аудиозаписи народных песен: масленичные частушки, масленичные обрядовые песни.


Материалы и инструменты для практической работы: солома, деревянные шпажки, цветной картон (жёлтый), нитки, ножницы, клей-ПВА, клеевой пистолет.




Ход занятия

1 этап: «Приветствие»

Слайд 1
Звучат масленичные обрядовые песни. На столе самовар с блинами.

Здравствуйте ребята! Какие вы румяные да веселые сегодня! Блинов принесли! Самовар поставили! Уж не на праздник ли собрались?


2 этап: «Мотивация к деятельности»

Слайд 2
- Ребята, вы догадались по иллюстрации о теме занятия? 

(Масленица – весёлые проводы зимы.)
- Хотите устроить праздник?
- Какой цели достигнем на занятии? 
- Да, мы с вами изготовим поделку-подарок, связанную с этим праздником.


3 этап: «Знакомство с праздником»
- Но прежде, чем начать работу, давайте вспомним об этом древнем празднике.
Педагог:  Слайд 3,4

-Масленица - древний славянский праздник. Он достался нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
Масленица - это весёлые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Вечером, в последний день Масленицы, чучело обязательно сжигали.
Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!
-Кто расскажет, как называются дни Масленицы?


1 ребенок: Слайд 5
Понедельник — встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.


2 ребенок: Слайд 6
Вторник — заигрыши
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».


3 ребенок: Слайд 7
Среда— лакомка
В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.


4 ребенок: Слайд 8
Четверг — разгул
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. 
Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. 
- Даже художники воплощали это в сюжетах своих картин. Например:

Слайд 9
В. И. Суриков. «Взятие снежного городка» 1891 
Ф. В. Сычков. «Праздничная забава» и «Масленица»
А. Н. Третьяков. «Смотрины молодых» 1867


Педагог: 
- Ребята, обратите внимание на иллюстрации известных художников, где изображены народные гуляния.
- Захотелось вам там побывать?


5 ребенок: Слайд 10
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.


6 ребенок: Слайд 11
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.


7 ребенок: Слайд 12
Воскресенье — проводы
Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. 
Чучело Масленицы сжигали, а пепел от чучела раскидывали по полям для плодородия и плодовитости земли.
На вечернем богослужении в храмах совершается чин прощения. Все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения, в ответ произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. 


Педагог: 
-Разнообразен народный фольклор этой недели: поговорки, приметы. Вот некоторые из них.
Слайд 13.
Поговорки 
Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Блин не клин, брюха не расколет.
Приметы
Ненастье в воскресенье перед масляной — к урожаю грибов.
Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу.


4 этап: «Практическая работа по изготовлению подарка»

Слайд 14

Нам потребуется:


Соединим соломинки в перекрестии по центру.


Переплетём нитками.


Затем переплетём ещё один круг в наложение шахматного порядка.



Завершим работу вторым слоем таких же лучей.

Обрезать края соломки можно по желанию.


- У нас с вами впереди ещё несколько дней Масленицы. Будем ходить в гости и приглашать к себе на блины. А в гости принято ходить с подарками. Вспомните, какие предметы всегда являлись атрибутом масленицы?

(Кукла Масленица, блины, солнышко)
- Символом праздника было Солнце! Чтобы оно все ярче разгоралось, удлиняя дни, подарим его своим близким на палочке как украшение праздника.
- А чтобы работа приносила удовольствие и не была опасной повторим правила безопасной работы.
Слайд 15.



- Посмотрите какие разные предметы лежат на столе. 
Это и солома, и деревянные шпажки, и картон желтого цвета, и ниточки! Давайте посмотрим как построится наша работа поэтапно.

Слайды : 16, 17

Педагог рассказывает поэтапное выполнение работы.
Дети выполняют подарок «Солнышко» (на длинной шпажке) .


5 этап: «Подведение итогов работы»
- Работа подошла к концу. Какие разные и красивые у вас получились подарки! А чтобы было еще веселее изобразите у вашего солнышка улыбку! Да не простую! На вашу похожую! 
- Когда пойдете в гости, подарите свое солнышко хозяевам - самым дорогим и любимым людям!
- Чудесные мастера живут в нашем классе? Таких мастеров нужно чаем с блинами угостить? Поэтому прошу вас всех угоститься у нашего самовара.


Дети угощаются чаем с блинами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!