Просмотр содержимого документа
«С чего начинается изучение явлений 1»
С чего начинается изучение явлений, происходящих в природе?
С древних времен люди пытались понять: как и почему происходят различные явления? Как летают птицы и почему они не падают? Как может дерево плыть по воде и почему оно не тонет? Некоторые природные явления — гром и молния, солнечное и лунное затмения — пугали людей, пока ученые не выяснили, как и почему они возникают.
Наблюдая и изучая явления, происходящие в природе, люди нашли им применение в своей жизни. Наблюдая за полетом птиц (рис. 1), люди сконструировали самолет (рис. 2).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_1.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_2.jpeg) |
Рис. 1 | Рис. 2 |
Наблюдая за плавающим деревом, человек научился строить корабли, покорил моря и океаны. Изучив способ передвижения медузы (рис. 3), ученые придумали ракетный двигатель (рис. 4). Наблюдая за молнией, ученые открыли электричество, без которого сегодня люди не могут жить и работать. Всевозможные бытовые электрические устройства (осветительные лампы, телевизоры, пылесосы) окружают нас повсюду. Различные электрические инструменты (электродрель, электропила, швейная машинка) используются в школьных мастерских и на производстве.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_3.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_4.jpeg) |
Рис. 3 | Рис. 4 |
Теперь ты знаешь, что одно из основных умений исследователя природы — это умение наблюдать. С наблюдения начинается изучение явлений, происходящих вокруг нас. Наблюдением называется способ сбора первичной информации об объекте, находящемся в обычных для него условиях. Наблюдение нацелено на выяснение коренных свойств объекта, проявляемых им без специальных внешних воздействий исследователя.
Задание 1. Посмотри на рисунок 5 -7 и укажи, какие явления природы на них изображены? Какие изобретения сделал человек, наблюдая за этими явлениями?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Проводим наблюдения.
Опишите свойства двух предметов, используя зрение, осязание, слух. Выделите общее в свойствах этих предметов и отличия.
Общие свойства:________________________________________________________________________
Отличительные свойства:________________________________________________________________
Для чего можно использовать?____________________________________________________________
Представьте результат наблюдения любым удобным для вас способом. В каких измерительных приборах используют это свойство тел?
Какие явления вы наблюдали в данных экспериментах? Выделите общие закономерности результатов эксперимента.
Явления:____________________________________________________________________________
Общие закономерности:_______________________________________________________________
Подведем итог……
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5ab96683504be/s870825_0_10.png)
Просмотр содержимого документа
«Сценари1»
Сценарий
метапредметного занятия
«Наблюдение - основной источник знаний»
Составитель: Белорусова Г.И., учитель физики высшей квалификационной категории
Область знаний: физика
Форма проведения занятия: внеурочное занятие
Продолжительность: 45 минут
Возраст обучающихся: 13-14 (7 класс)
Занятие направлено на освоение обучающимися способов деятельности, необходимых для успешной работы над проектом
Формирование базовой способности: мышление, коммуникация, планирование наблюдения, рефлексия.
Исходные данные: на начало занятия обучающиеся знают, что основными источниками знаний являются наблюдение и опыт, имеют навыки работы с оборудованием.
Технология, обеспечивающая усвоение единицы содержания: проблемная форма организации учебного процесса. Использование этих технологий, способствует формированию УУД:
-выбирать необходимую информацию из текста и анализировать её;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности;
- обмениваться информацией;
-аргументировать свою точку зрения.
Учебный материал и оборудование:
Фрагмент фильма
Листы с заданиями для каждой группы
Набор оборудования для проведения наблюдения: две собирающие линзы, мензурка с водой, термометр, спиртовка, прибор для демонстрации преобразования световой энергии
Подведение итогов занятия (обсуждение приращения): предположительно учащиеся научатся планировать наблюдение и фиксировать результаты наблюдения; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
1. Этап - организационный |
Длительность этапа | 1 минута |
Форма организации УПД | Фронтальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Класс подготовлен для работы в парах. Организованы места для работы групп. Проверяет готовность групп и наличие оборудования | Настраиваются на работу |
2. Этап – Целеполагание |
Длительность этапа | 7 минут |
Форма организации УПД | Фронтально |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Включает фрагмент «Наблюдения в астрономии» Задает вопросы: | Смотрят фрагмент. Отвечают на вопросы: Наблюдение Удаленность астрономических объектов, длительность процессов….. Наблюдения как метод познания природы |
3 Этап – создания образовательной ситуации (выполнение задания) |
Длительность этапа | 8 минут |
Форма организации УПД | Индивидуально |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предлагает прочитать текст, просмотреть картинки и подумать над сделанными открытиями | Читают текс Выдвигают гипотезу Фиксируют на листе |
4 Этап – Этап сравнения с научным аналогом |
Длительность этапа | 7 минут. |
Форма организации УПД | Индивидуально |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предлагает провести наблюдение Обращает внимание на то, что нет схемы проведения наблюдения Предлагает составить схему проведения наблюдения и сравнить с эталоном | Задают вопрос Какие наблюдения будем проводить? Читают текс и заполняют схему Обсуждают результат, аргументируют сою позицию Сравнивают с эталоном |
5 Этап – первичного закрепления |
Длительность этапа | 13 мин. |
Форма организации УПД | Фронтальная, групповая работа |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
6 Этап - рефлексивного осмысления результатов урока |
Форма организации УПД | индивидуальная |
Длительность | 5 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предлагает на листе дописать предложения Я знаю……………… Я запомнил……. Я смог……………… | Читают предложения и дописывают их, осмысливая результат, своей работы |
|