СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Наблюдение - основной источник знаний"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен сценарий первого занятия в рамках метапредметного курса "Проект", разработанного с целью освоения основ проектной деятельности обучающимися. Разработка включает сценарий занятия, поурочную карту учащегося.  Данную разработку учитель может использовать для проведения урока физики в 7 классе "Основные источники знаний".

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается изучение явлений 1»

          С чего начинается изучение явлений, происходящих в природе?

С древних времен люди пытались понять: как и почему происходят различные явления? Как летают птицы и почему они не падают? Как может дерево плыть по воде и почему оно не тонет? Некоторые природные явления — гром и молния, солнечное и лунное затмения — пугали людей, пока ученые не выяснили, как и почему они возникают.
      Наблюдая и изучая явления, происходящие в природе, люди нашли им применение в своей жизни. Наблюдая за полетом птиц (рис. 1), люди сконструировали самолет (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

      Наблюдая за плавающим деревом, человек научился строить корабли, покорил моря и океаны. Изучив способ передвижения медузы (рис. 3), ученые придумали ракетный двигатель (рис. 4). Наблюдая за молнией, ученые открыли электричество, без которого сегодня люди не могут жить и работать. Всевозможные бытовые электрические устройства (осветительные лампы, телевизоры, пылесосы) окружают нас повсюду. Различные электрические инструменты (электродрель, электропила, швейная машинка) используются в школьных мастерских и на производстве.

Рис. 3

Рис. 4

      Теперь ты знаешь, что одно из основных умений исследователя природы — это умение наблюдать. С наблюдения начинается изучение явлений, происходящих вокруг нас. Наблюдением называется способ сбора первичной информации об объекте, находящемся в обычных для него условиях. Наблюдение нацелено на выяснение коренных свойств объекта, проявляемых им без специальных внешних воздействий исследователя.
      Задание 1. Посмотри на рисунок 5 -7 и укажи, какие явления природы на них изображены? Какие изобретения сделал человек, наблюдая за этими явлениями?

Рис. 5 Рис.6 Рис.7

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Проводим наблюдения.

  1. Опишите свойства двух предметов, используя зрение, осязание, слух. Выделите общее в свойствах этих предметов и отличия.

Общие свойства:________________________________________________________________________

Отличительные свойства:________________________________________________________________

Для чего можно использовать?____________________________________________________________



  1. Представьте результат наблюдения любым удобным для вас способом. В каких измерительных приборах используют это свойство тел?





















  1. Какие явления вы наблюдали в данных экспериментах? Выделите общие закономерности результатов эксперимента.

Явления:____________________________________________________________________________

Общие закономерности:_______________________________________________________________





Подведем итог……

Просмотр содержимого документа
«Сценари1»

Сценарий

метапредметного занятия

«Наблюдение - основной источник знаний»











Составитель: Белорусова Г.И., учитель физики высшей квалификационной категории

































Область знаний: физика

Форма проведения занятия: внеурочное занятие

Продолжительность: 45 минут

Возраст обучающихся: 13-14 (7 класс)

Занятие направлено на освоение обучающимися способов деятельности, необходимых для успешной работы над проектом

Формирование базовой способности: мышление, коммуникация, планирование наблюдения, рефлексия.

Исходные данные: на начало занятия обучающиеся знают, что основными источниками знаний являются наблюдение и опыт, имеют навыки работы с оборудованием.

Технология, обеспечивающая усвоение единицы содержания: проблемная форма организации учебного процесса. Использование этих технологий, способствует формированию УУД:

-выбирать необходимую информацию из текста и анализировать её;

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- общаться и взаимодей­ствовать с парт­нерами по со­вместной дея­тельности;

- обмениваться информацией;

-аргументировать свою точку зрения.






Учебный материал и оборудование:

  • Фрагмент фильма

  • Листы с заданиями для каждой группы

  • Набор оборудования для проведения наблюдения: две собирающие линзы, мензурка с водой, термометр, спиртовка, прибор для демонстрации преобразования световой энергии

Подведение итогов занятия (обсуждение приращения): предположительно учащиеся научатся планировать наблюдение и фиксировать результаты наблюдения; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

1. Этап - организационный


Длительность этапа

1 минута

Форма организации УПД

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Класс подготовлен для работы в парах. Организованы места для работы групп.

Проверяет готовность групп и наличие оборудования

Настраиваются на работу


2. Этап – Целеполагание

Длительность этапа

7 минут

Форма организации УПД

Фронтально

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Включает фрагмент «Наблюдения в астрономии»

Задает вопросы:

  • Какой способ познания являлся основным для древних астрономов?

  • Почему наблюдение остается основным источником знаний в астрономии?

  • Тема занятия?

Смотрят фрагмент.


Отвечают на вопросы:


  • Наблюдение

  • Удаленность астрономических объектов, длительность процессов…..

  • Наблюдения как метод познания природы

3 Этап – создания образовательной ситуации (выполнение задания)

Длительность этапа

8 минут

Форма организации УПД

Индивидуально

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает прочитать текст, просмотреть картинки и подумать над сделанными открытиями

  • Читают текс

  • Выдвигают гипотезу

  • Фиксируют на листе

4 Этап – Этап сравнения с научным аналогом

Длительность этапа

7 минут.

Форма организации УПД

Индивидуально

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает провести наблюдение

Обращает внимание на то, что нет схемы проведения наблюдения

Предлагает составить схему проведения наблюдения и сравнить с эталоном



  • Задают вопрос Какие наблюдения будем проводить?

  • Читают текс и заполняют схему

  • Обсуждают результат, аргументируют сою позицию

  • Сравнивают с эталоном

5 Этап – первичного закрепления

Длительность этапа

13 мин.

Форма организации УПД

Фронтальная, групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Раздает оборудование

  • По необходимости дает комментарии к выполнению задания

  • Проводит эксперимент

  • Обращает внимание на этапы проведения эксперимента

  • Выполняют наблюдения

  • Работают с поурочной картой, фиксируют результаты

  • Фиксируют этапы


6 Этап - рефлексивного осмысления результатов урока


Форма организации УПД

индивидуальная

Длительность

5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает на листе дописать предложения

Я знаю………………

Я запомнил…….

Я смог………………

Читают предложения и дописывают их, осмысливая результат, своей работы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!