муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности младших школьников
«Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса»
(Проектная задача)
Разработан и проведен
учителем начальных классов
МОУ «Гимназия №1»
г. Железногорск
2018 г.
Название проектной задачи | | «Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса». |
| Занятие во внеурочной деятельности в рамках курса «Формирование финансовой грамотности» |
| 2 |
Тип задачи | С точки зрения предмета - рефлексивная, в педагогическом плане - обучающая. | |
| Познакомить со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной части бюджета. | |
Задачи | формирование у учащихся понятий «семейный бюджет», «доходы», «расходы»; воспитание экономности, бережливости, ответственности к рациональному использованию доходов семьи; обучение младших школьников совместному решению проектной задачи и оценке полученного результата (продукта). |
Формирование универсальных учебных действий | | • Личностные результаты: развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать воображение и чувство прекрасного; формировать стремление к самоизменению, положительное отношение к финансовой деятельности; • регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель и задачи деятельности на занятии; работать по плану; • познавательные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); • коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, умение работать в группах и сохранять дружеские отношения. | |
Планируемый педагогический результат | | Демонстрация учащимися: • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; • часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; • умение, работая в группе, создать конечный «продукт». | |
Способ оценивания результатов работы | | При подведении итогов работы оценивается: • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; • оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе. | |
Ход занятия:
Организационный этап.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Пусть наша встреча принесёт нам радость общения и удовольствие от продуктивной работы.
Мотивация к учебной деятельности.
- Начинаем занятие по финансовой грамотности.
Ребята, а почему оно так называется?
(На этих занятиях мы узнаем, что такое деньги, какими они бывают, для чего они нужны, учимся ответственно к ним относиться, правильно их тратить.)
Вы правы. Финансовая грамотность — это умение использовать знания для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
- Ребята, к нашему занятию вы получили задание нарисовать рисунки.
Я их расположила на выставке рисунков и на доске. Рассмотрите их.
- Как вы думаете, какая тема их объединяет?
- Правильно, ребята, сегодня мы повторим понятия, относящиеся к семейному бюджету, и попробуем экономно расходовать денежные средства.
III. Актуализация знаний.
1. - На какие группы можно распределить все ваши рисунки? (Рисунки, на которых изображены доходы и расходы семьи.)
- Давайте попробуем это сделать вместе. (На доске 6 рисунков: пенсия бабушки и дедушки, плата за коммунальные услуги, заработная плата родителей, покупка продуктов питания и одежды, стипендия старшего брата и сестры, транспортные услуги.)
- Кто может объяснить, в какую группу отнесём первый рисунок?(Вызываем к доске по ребёнку, он объясняет свой выбор.)
- Следующий рисунок, в какую группу можно поместить?
- А к какой группе относится этот рисунок? (На доске получается две группы рисунков, под каждым карточка:
- пенсия, зарплата, стипендия;
- коммунальные услуги, продукты питания и одежда, транспорт.)
- Как вы понимаете, что такое «доходы семьи»? ( Поступление средств в семью из разных источников.)
- Какие ещё доходы семьи, вы знаете? (Добавляем карточки со словами: пособие, материнский капитал) незапланированные доходы: лотерея, премия, наследство.)
- Что такое «расходы семьи»? (Затраты средств на товары и услуги.)
- Какие расходы семьи мы не указали? (Добавляем карточки со словами: хозяйственные нужды, услуги, увлечения, мобильная связь, транспортные услуги, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, налоги, плата за интернет и телевидение, медицинское обслуживание, культурно-бытовые затраты, мебель, бытовая техника, карманные деньги на личные траты всех членов семьи.)
- Таким образом, что такое бюджет семьи? (Это своеобразный план семьи. Это расходы и доходы семьи на определённый промежуток времени. Он может быть составлен на день, на неделю, на месяц, на год, на несколько лет.)
2. Ситуации.
- В семейном бюджете могут сложиться разные ситуации. У вас на столе конверты со схемами семейного бюджета. Рассмотрите их, подумайте, какой бюджет для семьи лучше. Работать будем в парах. Обсудите, договоритесь, придите к единому мнению и просигнальте о выполнении работы.
- Давайте проверим. Как вы думаете, какой бюджет лучше для семьи? Почему? Есть другие мнения?
Вывод: если расходы семьи не превышают доход, значит, семья правильно спланировала свой бюджет.
IV. Сообщение проектной задачи
- Ребята, у каждой семьи в декабре появляется ещё одна статья расходов. Вы догадываетесь какая? ( Расходы на Новый год.)
- На что родители тратят деньги перед новогодними праздниками?
(ёлка, праздничный стол, подарки и т.д.)
У нас сегодня в гостях председатель родительского комитета Она хочет обратиться к вам с одной очень интересной просьбой. Давайте послушаем.
Родитель:
- На родительском собрании мы обсуждали тему новогодних подарков, на них большинство родителей класса могут выделить из семейного бюджета 300 рублей.
Сладости можно купить в магазине в готовом виде, а можно собрать самостоятельно. Мы решили собрать их самостоятельно, так как это получается дешевле и экономит семейный бюджет. При формировании подарков мы хотели бы учесть ваши пожелания и ждем вашей помощи.
- Спасибо.
- Готовы помочь?
V. Реализация построенного проекта.
- Для выполнения данной задачи мы будем работать в группах. У вас на партах лежат жетоны разных цветов. Займите свои места в группе согласно цвету своего жетона. Вам удобно?
- Давайте вспомним правила работы в группе:
1. Работаем тихо, дружно.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3. Уважаем мнение собеседника.
- Не забудьте, что вам нужно будет оценить работу своей группы в листе самооценки. Прочитайте критерии.
- Работать будем по плану, давайте его озвучим.
1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, укладчик, контролер.
2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.
3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).
4. Соберите подарок с конфетами.
5. Расскажите о вашем выборе.
- Есть вопросы?
- Ребята, вашу работу в группе будут оценивать эксперты – учителя, присутствующие на занятии. Уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас побывать в роли экспертов и оценить работу в группе по критериям. 3 группы - 3 эксперта.
- На столе у каждой группы лежит всё необходимое для работы.
- Приступаем к выполнению.
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Итак, все готовы?
- Группы представьте свои «подарки», поясните, почему вы сделали именно такой выбор.
- Первая группа, вам слово.
- Спасибо. Давайте послушаем докладчика второй группы.
- Спасибо, Давайте заслушаем третью группу.
- В каких жизненных ситуациях вам поможет этот опыт распределения бюджета? (Он поможет при походах в магазины, на аттракционы, на экскурсии)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу в группе сегодня. Подсчитайте общий балл.
Давайте послушаем, как оценили вашу работу эксперты.
А сейчас, давайте послушаем Викторию Викторовну, что она скажет о нашей работе?
- Спасибо, ребята за проделанную работу. Мы очень рады, что вы составили интересные подарки и не превысили наши запланированные расходы. А значит, наш семейный бюджет не пострадает. Мы учтём все ваши пожелания.
VIII. Подведение итога урока.
- Ребята, какие вопросы мы обсудили на занятии? (Cемейный бюджет, поговорили о доходах и расходах.)
- А какие бы советы вы дали по планированию семейного бюджета своим родителям и нашим гостям? (Нужно ли составлять бюджет, или это необязательно? (Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее изменить свои расходы, если доходов вам не хватит.)
- Послушайте стихотворение - совет.
Бюджет – не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
- Мне сегодня было очень интересно с вами работать. Спасибо всем вам за занятие, а нашим гостям за внимание!
Приложение 1
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта_______________________________ № группы
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т. п.)? | |
2 | Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)? | |
3 | Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом? | |
4 | В какой степени составленная учащимися задача соответствует поставленной цели? | |
5 | Обращались ли учащиеся к результатам предыдущих заданий? В какой степени составленный план отвечает заданным требованиям? | | |
Лист продвижения (для работы в группе)
| | |
Виды работы | Оценка |
Виды деятельности | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Защита «продукта» | | | | | | | | |
Взаимодействие | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Задание
Обсудите в группах, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году. Можно брать не все конфеты, а выборочно. Когда вы придете к единому решению, соберите подарок с конфетами.
Условие: стоимость подарка (конфет и упаковки) 300 рублей.
План работы
1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, контролер, укладчик.
2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.
3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).
4. Соберите подарок с конфетами.
5. Расскажите о вашем выборе.
__________________________________________________________________________
План работы
1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, контролер, укладчик.
2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.
3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).
4. Соберите подарок с конфетами.
5. Расскажите о вашем выборе.
докладчик |
контролер |
секретарь |
организатор |
укладчик |