СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности младших школьников «Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса» (Проектная задача)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие во внеурочной деятельности в рамках курса «Формирование финансовой грамотности». Познакомить детей со структурой семейного бюджета, с принципами его доходной и расходной части. Обучить младших школьников совместному решению проектной задачи и оценки полученного результата.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности младших школьников «Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса» (Проектная задача)»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»











Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности младших школьников

«Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса»

(Проектная задача)








Разработан и проведен

учителем начальных классов

МОУ «Гимназия №1»










г. Железногорск

2018 г.

Название проектной

задачи



«Как сохранить бюджет семьи. Новогодние подарки для учащихся 2 класса».


Предмет


Занятие во внеурочной деятельности в рамках курса «Формирование финансовой грамотности»

Класс


2

Тип задачи

С точки зрения предмета - рефлексивная, в педагогическом плане - обучающая.


Цель


Познакомить со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной части бюджета.


Задачи

  • формирование у учащихся понятий «семейный бюджет», «доходы», «расходы»;

  • воспитание экономности, бережливости, ответственности к рациональному использованию доходов семьи;

  • обучение младших школьников совместному решению проектной задачи и оценке полученного результата (продукта).








Формирование

универсальных

учебных действий


• Личностные результаты: развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать воображение и чувство прекрасного; формировать стремление к самоизменению, положительное отношение к финансовой деятельности;


• регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель и задачи деятельности на занятии; работать по плану;


• познавательные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);

• коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, умение работать в группах и сохранять дружеские отношения. 


Планируемый

педагогический

результат


Демонстрация учащимися:

• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;

• умение, работая в группе, создать конечный «продукт».


Способ оценивания

результатов работы


При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе.










































Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Пусть наша встреча принесёт нам радость общения и удовольствие от продуктивной работы.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начинаем занятие по финансовой грамотности.

Ребята, а почему оно так называется?

(На этих занятиях мы узнаем, что такое деньги, какими они бывают, для чего они нужны, учимся ответственно к ним относиться, правильно их тратить.)

Вы правы. Финансовая грамотность — это умение использовать знания для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

- Ребята, к нашему занятию вы получили задание нарисовать рисунки.

Я их расположила на выставке рисунков и на доске. Рассмотрите их.

- Как вы думаете, какая тема их объединяет?

- Правильно, ребята, сегодня мы повторим понятия, относящиеся к семейному бюджету, и попробуем экономно расходовать денежные средства.

III. Актуализация знаний.

1. - На какие группы можно распределить все ваши рисунки? (Рисунки, на которых изображены доходы и расходы семьи.)

- Давайте попробуем это сделать вместе. (На доске 6 рисунков: пенсия бабушки и дедушки, плата за коммунальные услуги, заработная плата родителей, покупка продуктов питания и одежды, стипендия старшего брата и сестры, транспортные услуги.)

- Кто может объяснить, в какую группу отнесём первый рисунок?(Вызываем к доске по ребёнку, он объясняет свой выбор.)

- Следующий рисунок, в какую группу можно поместить?

- А к какой группе относится этот рисунок? (На доске получается две группы рисунков, под каждым карточка:

- пенсия, зарплата, стипендия;

- коммунальные услуги, продукты питания и одежда, транспорт.)

- Как вы понимаете, что такое «доходы семьи»? ( Поступление средств в семью из разных источников.)

- Какие ещё доходы семьи, вы знаете? (Добавляем карточки со словами: пособие, материнский капитал) незапланированные доходы: лотерея, премия, наследство.)

- Что такое «расходы семьи»? (Затраты средств на товары и услуги.)

- Какие расходы семьи мы не указали? (Добавляем карточки со словами: хозяйственные нужды, услуги, увлечения, мобильная связь, транспортные услуги, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, налоги, плата за интернет и телевидение, медицинское обслуживание, культурно-бытовые затраты, мебель, бытовая техника, карманные деньги на личные траты всех членов семьи.)

- Таким образом, что такое бюджет семьи? (Это своеобразный план семьи. Это расходы и доходы семьи на определённый промежуток времени. Он может быть составлен на день, на неделю, на месяц, на год, на несколько лет.)

2. Ситуации.

- В семейном бюджете могут сложиться разные ситуации. У вас на столе конверты со схемами семейного бюджета. Рассмотрите их, подумайте, какой бюджет для семьи лучше. Работать будем в парах. Обсудите, договоритесь, придите к единому мнению и просигнальте о выполнении работы.



- Давайте проверим. Как вы думаете, какой бюджет лучше для семьи? Почему? Есть другие мнения?

Вывод: если расходы семьи не превышают доход, значит, семья правильно спланировала свой бюджет.

IV. Сообщение проектной задачи

- Ребята, у каждой семьи в декабре появляется ещё одна статья расходов. Вы догадываетесь какая? ( Расходы на Новый год.)

- На что родители тратят деньги перед новогодними праздниками?

(ёлка, праздничный стол, подарки и т.д.)

  • У нас сегодня в гостях председатель родительского комитета Она хочет обратиться к вам с одной очень интересной просьбой. Давайте послушаем.

Родитель:

- На родительском собрании мы обсуждали тему новогодних подарков, на них большинство родителей класса могут выделить из семейного бюджета 300 рублей.

Сладости можно купить в магазине в готовом виде, а можно собрать самостоятельно. Мы решили собрать их самостоятельно, так как это получается дешевле и экономит семейный бюджет. При формировании подарков мы хотели бы учесть ваши пожелания и ждем вашей помощи.

- Спасибо.

- Готовы помочь?

V. Реализация построенного проекта.

- Для выполнения данной задачи мы будем работать в группах. У вас на партах лежат жетоны разных цветов. Займите свои места в группе согласно цвету своего жетона. Вам удобно?

- Давайте вспомним правила работы в группе:

1. Работаем тихо, дружно.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Уважаем мнение собеседника.

- Не забудьте, что вам нужно будет оценить работу своей группы в листе самооценки. Прочитайте критерии.

- Работать будем по плану, давайте его озвучим.

1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, укладчик, контролер.

2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.

3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).

4. Соберите подарок с конфетами.

5. Расскажите о вашем выборе.

- Есть вопросы?

- Ребята, вашу работу в группе будут оценивать эксперты – учителя, присутствующие на занятии. Уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас побывать в роли экспертов и оценить работу в группе по критериям. 3 группы - 3 эксперта.

- На столе у каждой группы лежит всё необходимое для работы.

- Приступаем к выполнению.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Итак, все готовы?

- Группы представьте свои «подарки», поясните, почему вы сделали именно такой выбор.

- Первая группа, вам слово.

- Спасибо. Давайте послушаем докладчика второй группы.

- Спасибо, Давайте заслушаем третью группу.

- В каких жизненных ситуациях вам поможет этот опыт распределения бюджета? (Он поможет при походах в магазины, на аттракционы, на экскурсии)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу в группе сегодня. Подсчитайте общий балл.

  2. Давайте послушаем, как оценили вашу работу эксперты.

  3. А сейчас, давайте послушаем Викторию Викторовну, что она скажет о нашей работе?

- Спасибо, ребята за проделанную работу. Мы очень рады, что вы составили интересные подарки и не превысили наши запланированные расходы. А значит, наш семейный бюджет не пострадает. Мы учтём все ваши пожелания.

VIII. Подведение итога урока.

- Ребята, какие вопросы мы обсудили на занятии? (Cемейный бюджет, поговорили о доходах и расходах.)

- А какие бы советы вы дали по планированию семейного бюджета своим родителям и нашим гостям? (Нужно ли составлять бюджет, или это необязательно? (Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее изменить свои расходы, если доходов вам не хватит.)

- Послушайте стихотворение - совет.

Бюджет – не только все доходы,

Но и различные расходы!

Его составить не ленись,

Вокруг себя ты оглянись!

Подумай, что нужно купить,

Чтоб без забот весь месяц жить!

Сложить доходы не забудь

И расточительным не будь!

- Мне сегодня было очень интересно с вами работать. Спасибо всем вам за занятие, а нашим гостям за внимание!





Приложение 1

Экспертный лист для оценки работы группы


Ф. И. эксперта_______________________________ № группы


п/п

Вопросы

Ответы

1

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т. п.)?



2

Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)?



3

Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом?



4

В какой степени составленная учащимися задача соответствует поставленной цели?



5

Обращались ли учащиеся к результатам предыдущих заданий? В какой степени составленный план отвечает заданным требованиям?








Лист продвижения (для работы в группе)




Виды работы

Оценка

Виды деятельности


Распределение ролей











Результат работы












Защита «продукта»









Взаимодействие


Взаимопонимание











Взаимоуважение











Итого











Задание

Обсудите в группах, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году. Можно брать не все конфеты, а выборочно. Когда вы придете к единому решению, соберите подарок с конфетами.

Условие: стоимость подарка (конфет и упаковки) 300 рублей.










План работы


1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, контролер, укладчик.


2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.


3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).


4. Соберите подарок с конфетами.


5. Расскажите о вашем выборе.


__________________________________________________________________________



План работы


1. Распределите роли между собой: организатор, докладчик, секретарь, контролер, укладчик.


2. Обсудите в группе, какие конфеты, и в каком количестве вы хотели бы собрать в 1 подарок к новому году.


3. Проверьте свой выбор, выполнив математические расчеты. Не превышает ли он запланированной суммы (300 рублей).


4. Соберите подарок с конфетами.


5. Расскажите о вашем выборе.



докладчик



контролер



секретарь



организатор



укладчик







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!