СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по краеведению "Коми народные музыкальные инструменты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Внеурочное занятие по краеведению на  тему «Коми народные музыкальные инструменты». Цель занятия: закрепить полученные ранее знания о коми народных инструментах, получить новые знания о создании и использование коми народных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по краеведению "Коми народные музыкальные инструменты"»



Внеурочное занятие «Коми народные музыкальные инструменты»

для учащихся 5-ых классов


Подготовила учитель коми языка Иванова Алёна Павловна


Сыктывкар




Тема занятия по внеурочной деятельности: Коми народные музыкальные инструменты.
Цель: расширение и систематизация представлений обучающихся о разнообразии коми народных музыкальных инструментов.
Задачи:
Воспитательные: воспитание интереса к коми культуре, привитие любви и интереса к фольклорному музыкальному искусству;
Развивающие: развитие умения у обучающихся говорить о музыке, давать характеристику музыкальным инструментам, сравнивать, использовать имеющиеся сведения для получения новых знаний; развитие творческих способностей обучающихся через создание плакатов и создание музыки;

Образовательные: знакомство с коми народными музыкальными инструментами. 
ФормируемыеУУД:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- Планировать свои действия с поставленной задачей; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;
- Мотивация к более глубокому изучению народного творчества, к преодолению стеснения и формированию положительных эмоций.
 КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- Формировать умение совместной деятельности в группе, в парах;
- Формирование мыслительной деятельности;
 - Быть ответственным за результат общего дела (работа в коллективе);
- Умение договариваться, принимать решение в результате совместной деятельности.
 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.
- Формировать умение ставить задачи и формулировать тему занятия.
 ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории Коми края;
- Познание различных явлений окружающей действительности;
- Формирование позитивного отношения к родной культуре.
 Оборудование: проектор, презентация, народные музыкальные инструменты, карточки, звукозапись народных песен, звучания музыкальных инструментов.

Ход мероприятия.



  1. Возникновение музыкальных инструментов.

1 ученик: О-о-о! У-у-у! А-а-а!

Ведущий: Музыкальные инструменты, как и люди, имеют свою родословную. Самым древним музыкальным инструментом считается голос человека. Позднее наши предки заметили, что звук можно передавать не только голосом человека, но извлекать с помощью предметов. 

2 ученик: (сидит и ударяет камень о камень).

Ведущий: Человек начал постукивать двумя камушками - звуки ударов камня о камень поддерживали ритм танца - так возникли ударные инструменты.

3 ученик: (с помощью дудки из дудника издает звуки).

Ведущий: Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель дудника, вдувая в него воздух - это был первый духовой инструмент.

4 ученик: (играет на натянутой тетиве.)

Ведущий: Когда человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива и заметил, что она издает красивый звук. От поющей тетивы - появились струнные инструменты. Так сама природа разделила все инструменты на музыкальные семьи - группы.

  1. Создание коми народных музыкальных инструментов и их использование.

Ведущий: Музыкальные инструменты народа коми, как и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми коми народными музыкальными инструментами (ученики рассказывают ребятам о музыкальных инструментах и демонстрируют имеющиеся инструменты).

1 ученик: Первыми и древнейшими музыкальными инструментами у коми были, по-видимому, простейшие приспособления, предназначенные для практического применения в хозяйственно-промысловой и производственной деятельности. Изготовлялись они из материалов, встречающихся в природе: дерево, береста, пустотелые стебли растений, листья травы и деревьев, стволы и ветви деревьев и т. д.

2 ученик: К таким инструментам относятся ударные и скребковые инструменты неопределенной высоты звука сигнального и охранительно-оповещательного назначения, производящие немузыкальные звуки - стук, треск, звон. Таковым являлся пастушеский пу барабан (деревянный барабан) для подачи пастухом сигналов определенным ритмом: сбор, выгон, пригон скота, а также для отпугивания хищников от скота. Изготовлялся в виде дощечки из ели и двух палок-колотушек к ней. Аналогичны по функции пу бедьяс (деревянные палки) у оленеводов для отпугивания волков от стада оленей в ночное время. С помощью тотшкöдчан (колотушки) подавались сигналы сбора на обед людей, работавших артелью. Сярган (трещотка) применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

3 ученик: В сигнальных охранительно - оповещательных и промысловых целях применялись и древнейшие духовые музыкальные инструменты, сопутствующие трудовому процессу. Это охотничьи сюмöд пöлян (берестяная дудка) и сюмöд буксан (берестяной рожок). С их помощью охотники и пастухи подавали друг другу условные сигналы-сообщения. А некоторые охотники могли подражать на них реву лося. Эти инструменты были распространены на всей территории Республики Коми.

4 ученик: Чтобы заманить к себе поближе рябчика, охотник изготавливал из сучка еловой ветки (или из пера крыла и плечевой косточки лесной или водоплавающей дичи) рябчиковый свисток-манок - сьöла чипсан и, подражая свисту рябчика, заманивал дичь.

1 ученик: Впоследствии стали изготавливаться из пустотелого стебля тростников (гума) одноствольные и многоствольные поляны (дудки) и чипсаны (свистки) для сольного и ансамблевого музицирования. Летом, начиная со 2 августа (Ильина дня), женщины и девушки играли на них во время отдыха на какой-либо коллективной работе (сенокосе, жатве) или при возвращении с работы. В зимнее время играли на традиционных посиделках, на святках. Исполнялись звукоподражательные наигрыши, переложения песен, инструментальные пьески и плясовые наигрыши. Наиболее широко распространены поляны и чипсаны в бассейнах рек Лузы и Вычегды.

1 ученик: Не исключено, что появлению струнных музыкальных инструментов коми народа предшествовал также инструмент охотничье-промыслового назначения. Это охотничий лук, у которого звенит тетива, когда охотник пускает с него стрелу в зверя. На это звучание обратили внимание предки коми и впоследствии звучание натянутой тетивы навело на мысль о создании одно-, двух- и трехструнных щипковых и смычковых инструментов: сигудöк-пöв (волосяной гудок-доска), сигудöк-кумли (волосяной гудок-чаша), сигудöк (волосяной гудок) с долбленым деревянным корпусом (коробкой) с шейкой и головкой для натягивания струн, по которым водили смычком. Струны волосяные или кишечные разной толщины. Количество струн колебалось от двух до четырех. Кроме смычкового сигудка появился также щипковый сигудöк-балалайка (волосяной гудок-балалайка), на котором играли способом бряцания по струнам. Бытовали сигудки особенно в среде охотников верхней Вычегды. Сигудки - довольно подвижные музыкальные инструменты. На них музицировали дома и в лесной избушке (на охоте).

2 ученик: Довольно большим по размеру и малоподвижным, является брунган (гудение), который представлял собой несколько рядов струн, натянутых на стенки голбца, по которым ударяли палочкой во время отдыха для собственного увеселения.

  1. Игра «Лото-загадка»

Ведущий: Поиграем в игру «Лото-загадка». Чья группа справится быстрей и ответит правильно. Отгадки-картинки надо приклеить под загадками.

1.Красивая, гладкая, деревянная. Сначала – покормит, а потом – заиграет…

2. Вот дощечка подвесная,

Звонкая да шумная.

Пастухи на ней играют,

Зверей диких отгоняют.

3.Если овцы или козы забрели на поле

Пощипать зеленой травки, попастись на воле,

Резким звуком сторож их пугает

И топтать в полях посевы он не позволяет.

4.В ней ягодки шуршат,

Ребятишек веселят.

Это первая игрушка

Под названьем…

5.В путь с собой оленевод

Палочки с собой берет.

Громко палочки стучат,

Пугают волка и волчат.

  1. Работа в группах.

  1. Группы создают плакаты. Объясняют выбор коми народных инструментов.

  2. Группы создают музыку с помощью коми народных музыкальных инструментов.

  1. Рефлексия деятельности.

Ведущий: Наше занятие подошло к концу. С каким настроением закончили занятие? Выберите зелёную нотку, если у вас отличное настроение, желтую, если настроение хорошее, но немного устали и красную, если настроение после занятия плохое, вам было тревожно и скучно.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!