СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная разработка по фразеологизмам. Можно использовать на внеурочном занятиии. Либо на уроке, посвященном фразеологизмам

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку»

Внеурочное занятие по «Занимательной грамматике» - 5 класс (учитель Несен О.В)



Тема: Фразеологические обороты 28.11.17 г.

Цели:

Образовательная

Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.

Развивающая

Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Развивать умение учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать.

Воспитательная

Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя:

Посмотрите на карту: пред вами страна.
“Великая Лингва” зовется она.
Слово “Язык” мы в значенье найдем.
Кто же в стране этой, Лингве, живет?
Кто наш язык, нашу речь создает?

- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?

Ответ ученика: Да, интересно.

Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.

Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.

II. Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении. Прослушайте стихотворение и скажите в каком значении употребляется выражение «Ни пуха, ни пера»

Рано утром
Мама Квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись,
- Не дразнись,
- Не петушись.
Поспеши -
Уже пора - 
Ну, ни пуха ни пера!
Через час еле живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?

Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.

Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?

Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом “Удачи”.

Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?

Ответ ученика: Да, можем.

Учитель: А может быть такое пожелание “Ни пера”?

Ответ ученика: Нет, так не говорят.

Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.

Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию.

Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?

Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.

Учитель: Правильно.

Учитель: А что значит мастер на все руки?

Ответ ученика: Это фраза значит — умелый.

Учитель: Ребята, такие фразы, как “Вешать лапшу на уши” и “Мастер на все руки” называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами. Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего занятия.

Учитель: Верно.

Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Возьмите листочки на ваших партах и продолжите сочетания слов.

Душа в пятки...

Хоть шаром...

Как сыр в масле...

Закадычный...

Заклятый...

Учащиеся дополняют фразеологизмы.

Учитель: Ребята, а теперь мы запишем отгадки к картинкам.

Итог урока.

Учитель: Мы подобрали синонимы к картинкам, а теперь еще раз вспомним, что такое фразеологизм.

























Фразеологические обороты 28.11.2017 г.



__________________

  1. Дополни фразы

Душа в пятки...

Хоть шаром...

Как сыр в масле...

Закадычный...

Заклятый...

Дрожит как…

Выводить на…

Поразить как…

Сидеть…

Катается как…

Держать в….

Вариться в …

Знать как…



  1. Отгадай фразеологические загадки.

  • Его вешают, приходя в уныние; его эадирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.

  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, когда они выходят из неё сухими.

  • Его проглатывают упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!