СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеаудиторное мероприятие по естественно-научным дисциплинам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для обобщения и систематизации знаний по естественно-научным дисциплинам. Направлено на активизацию логического и творческого мышления обучающихся, привлечение внимания к изучаемым курсам.

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторное мероприятие по естественно-научным дисциплинам»

Разработка мероприятия «Аукцион естественно-научных знаний»

В современных социально-экономических условиях работодатель желает видеть в выпускниках колледжа практически идеально сочетание профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих полную реализацию требований занимаемой должности. Однако, состояние экономики обусловило перекос в системе личностно-профессиональных ценностей. Отдавая предпочтение развитию компетенций, свойственных конкурентоспособной личности, мы рискуем получить молодое поколение главными для которого остаются карьера, престиж, материальное благополучие. Уже сейчас многие выпускники школ выбирают профессиональный путь учитывая только доходность будущей профессии и идя в разрез с личностными предпочтениями и увлечениями. Как подчеркивает Э. Фромм, если современное общество акцентирует внимание на том, что главное для человека успех, приучает его к мысли, что стимулами жизни являются деньги, престиж и власть, то человек начинает пребывать в иллюзии, что он действует в своих собственных интересах, тогда как в действительности он служит чему угодно, только не своим собственным интересам.

Личностно-профессиональное самоопределение как определение своей позиции, построение динамической иерархии ценностей обусловлено опытом учащегося, которым он овладевает в процессе обучения, совершенствует в процессе перехода в различные социально-профессиональные сферы. Ключевым понятием, через которое раскрывается сущность самоопределения, остается выбор. Источником выбора является сам человек, однако на его направленность оказывает влияние внешняя среда.

Как отмечает К. С. Сарингулян, общество заинтересовано в том, чтобы ценностные ориентации индивида были как можно более адекватным воспроизведением иерархии общественных ценностей, а потому процесс развития личности регулируется обществом не только по специальным каналам передачи информации, а через все те пути, которыми он усваивает социальную культуру.

Изменилось представление о целях и результатах обучения, как подчеркивает В. В. Сериков, образованность сегодня уже не сводится к способности воспроизвести усвоенные знания и тем более не отождествляется с эрудицией или «многознанием», а предполагает компетентность во многих областях. Это и умение выбрать из массива знаний такое, которое обеспечивает разрешение возникшей задачи, и умение провести самостоятельное исследование и, соответственно, добыть недостающие знания, и умение оценить экологические, социальные, нравственные последствия технологических проектов, которые создаются на основе изучаемой науки.

Студенты в процессе обучения в колледже продолжают познавать мир и себя в нем. На позиционирование личности влияют внутренние индивидуальные характеристики, сформированность системы ценностных ориентаций, профессиональные компетенции, социальное окружение, ситуация в стране и ряд других факторов.В современном мире конкурентоспособным специалистом является тот, кто может найти выход из любой, даже самой нестандартной, ситуации. Поэтому развитие творческого потенциала обучающихся становится одной из приоритетных задач нынешнего образования. Достаточно трудно дать одно определение такому понятию, как творческий потенциал. У него нет однозначного толкования, и оно имеет свою интерпретацию в зависимости от подхода, в рамках которого изучается.

Так, например, с взгляда развивающего подхода исследователи определяют творческий потенциал как «совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития» (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В то же время в рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как «качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера» (И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак)

В рамках интегративного подхода исследователи определяют творческий потенциал как «дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным образованием, которое выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность)».

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как «сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности». А Л. А. Даринская в свою очередь описывает творческий потенциал как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности».

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на данный момент не существует общего мнения в вопросе содержания понятия творческого потенциала. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек без исключений.

В творческой деятельности обнаруживают силу все функции личности, связанные с направленностью (убеждениями, мировоззрением, идеалами, интересами), опытом (привычками, знаниями, навыками, умениями), особенностями психических процессов (эмоциями, волей, чувствами, ощущениями, восприятием, мышлением, памятью), биопсихическими параметрами (темпераментом, задатками, инстинктами, возрастом, полом). Творческие силы определены нами как совокупность проявлений личностных функций, направленных на разрешение внешних и внутренних проблем личности с целью преобразования внешнего мира и самой себя; они находят выражение в творческом потенциале личности, который отражает их меру и направленность. П. К. Энгельмейер считал, что творчество − характеристика любого организма, способного к развитию, а действие творческого потенциала человека описывал следующим образом: «Смешайте на блюдечке опилки железные и медные. Те и другие будут равнодушно лежать веки вечные. Возьмите теперь магнит и поднесите его к блюдечку снизу. Тогда железные опилки получат сродство друг к другу, начнут искать друг друга и сочетаться в преинтересные гирлянды и сложные узоры. Не наводит ли этот пример на мысль, что в душе творческого человека возникает такой потенциал (поле), благодаря которому соединяются мысли?» П. К. Энгельмейер подметил, что сущность творческого потенциала − не просто совокупность определенных качеств личности, а их сложная взаимосвязь.

Для развития творческого потенциала можно использовать различные формы и методы. Аудиторные и внеаудиторные мероприятия, имеющие предметную направленность и общего характера. Выбор зависит от уровня сформированности данного качества не только у воспитанников, но у самого педагога.

Внеаудиторное мероприятие «Аукцион естественно-научных знаний» проводится в формате конкурса среди студентов СПО/учащихся старших классов и предполагает количество непосредственных участников от 12 до 24 человек.

Принцип соревновательности, состязательности позволяет активизировать обучающихся, а использование мотивов известных флеш-игр и телевизионных шоу придает мероприятию современное звучание. Кроме того, длительность мероприятия составляет 40-45 минут и обеспечивает возможность провести его во время учебного занятия.

Одним из преимуществ этой разработки является то, что несложные действия по замене картинок и заданий позволяют провести данное мероприятие по любой дисциплине.

Конкурс сопровождается мультимедийной презентацией, содержание которой можно варьировать в зависимости от тематики мероприятия.

Организатору необходимо заранее определить помощников, которые будут выполнять роль секундантов, контролеров, проводить калькуляцию полученных баллов.

1.Цели и задачи 

1.1. Целью мероприятия является формирование естественнонаучного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практики; развитие творческого потенциала как необходимого условия самореализации личности.

1.2. Основные задачи конкурса:

  1. Активизация интереса к естественно-научным дисциплинам

  2. Поддержка и развитие творческой составляющей личности

  3. Стимулирование познавательной деятельности

2. Оформление и оснащение

ПК, экран, видеопроектор, грамоты, призы, таблица результатов.

3. Участники

В мероприятии принимают участие три команды, состав каждой – 9 участников и капитан.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Ведущий знакомит собравшихся с целью проведения мероприятия, правилами участия и напоминает общепринятые нормы поведения для зрителей. Представляет членов жюри.

  2. Проведение конкурса на название и девиз команды. На подготовку команды отводится 2 минуты. Оценивается креативность, соответствие направленности мероприятия, согласованность названия команды и девиза. Результаты выступлений оцениваются и заносятся членами жюри в протокол. Присутствие критерия – 1 балл, отсутствие – 0 баллов. Максимум за конкурс команда может набрать 3 балла.

Конкурс можно усложнить, дав командам домашнее задание по подготовке визитной карточки. Таким образом расширяется возможность проявления творческих способностей участников.

  1. Проведение конкурса «4 картинки 1 слово». Конкурс проводится по мотивам известной флеш-игры. По правилам на экране появляются четыре картинки, имеющих отношение к одному понятию, а также, набор букв, среди которых зашифровано слово. Задача команды первой назвать закодированное определение. Максимальное время на обдумывание 1 минута. Возможность первого ответа предоставляется по очереди, если у отвечающей команды нет версии или она не верна, то право ответа переходит команде, первой поднявшей руку. Верный ответ оценивается в 1 балл. Цель команды набрать наибольшее количество баллов.

  2. Проведение конкурса «Аукцион знаний». Ведущий озвучивает тему, каждая команда по очереди называет понятие по данной теме, выигрывает та, которая последней назовет слово заданной тематики. Игра проходит в 3 этапа. Победа в этапе оценивается в 1 балл.

Темы: строение атома, наследственность и изменчивость, химический состав клетки.

При проведении конкурса требуется участие помощников, которые помогают контролировать повторы. Когда перечисляемые понятия подходят к концу и команды затрудняются с ответами, будут не лишним традиционные слова аукциониста, которые не только подзадорят участников, но и придадут аукциону истинный формат. Например, электрон – раз, электрон – два, электрон – три! Продано!

Выбор и формулировка тем были проведены с учетом уровня знаний конкретных участников и предполагали конечный результат чтобы конкурс не был растянут во времени.

  1. Проведение конкурса «Угадай слово по подсказке». Конкурс проводится по мотивам известной флеш-игры. По правилам на экране появляются четыре слова, имеющих отношение к одному понятию, а также, набор букв, среди которых зашифровано понятие. Задача команды первой назвать закодированное определение. Максимальное время на обдумывание 1 минута. Возможность первого ответа предоставляется по очереди, если у отвечающей команды нет версии или она не верна, то право ответа переходит команде, первой поднявшей руку. Верный ответ оценивается в 1 балл. Цель команды набрать наибольшее количество баллов.

  2. Проведение конкурса «Элиас». Игра проводится по очереди для каждой команды и заключается в объяснении слова с использованием описания, синонимов и антонимов. Цель игры — помочь другому игроку правильно отгадать наибольшее количество слов, прежде чем закончится время. От каждой команды вызывается игрок (стоит спиной к экрану) и 3 помощника. Помощники видят на экране слово и объясняют его участнику. За 2 минуты нужно объяснить 10 слов. Верный ответ – 1 балл. Если уложились в меньшее количество времени – дополнительно 2 балла. Цель – набрать наибольшее количество баллов

  3. Проведение конкурса Крокодил. По очереди для каждой команды. От каждой команды выбирается по одному игроку. С помощью жестов и мимики он объясняет команде слово или словосочетание. За 3 минуты необходимо объяснить 4 понятия. Верный ответ – 1 балл. Если уложились в меньшее количество времени – дополнительно 2 балла. Цель – набрать наибольшее количество баллов. Например, Команда № 1. Природа. Растение. Тяжелый металл. Живая материя. Команда № 2. Жизнь. Животное. Бурые водоросли. Атомная масса. Команда № 3. Вселенная. Гриб. Аквариумная рыбка. Химическая связь.

  4. Подведение итогов. Награждение победителей дипломами. – 5 минут



Список литературы

  1. Забродина Т.И. Структурные компоненты творческого потенциала личности / Т.И. Забродина // Вестник Евразийской академии административных наук . — 2011. — №. 4. – С. 72-79.

  2. Сарингулян, К.С. Моральное управление и личность. / К.С. Сарингулян. – М. : Наука, 1992.

  3. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. / В.В. Сериков – М. : Издательский центр "Академия", 2008.

  4. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации / А.Н. Славская. – Дубна : Феникс+, 2002. - 240 с. [Книга].

  5. Энгельмейер, П. К.Теория творчества. / П.К. Энгельмейер – М.: Либроком, 2010. – С. 85–87.

  6. http://poisk-ru.ru/s44742t3.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!