СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение метапредметных связей на уроках информатики и ИКТ с практическим применением интерактивных заданий LearningApps.org»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья представляет собой систему деятельности учителя информатики и ИКТ по работе с метапредметными связями и практическим применением конструктора интерактивных заданий LearningApps.org через урочную и внеурочную деятельность, а также содержит описание опыта и материалы из педагогической практики работы учителя.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение метапредметных связей на уроках информатики и ИКТ с практическим применением интерактивных заданий LearningApps.org»»


Мунципальное общебразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 города Макеевки»







«Внедрение метапредметных связей на уроках информатики и ИКТ
с практическим применением интерактивных заданий
LearningApps.org»








Учитель информатики и ИКТ

Заикина Анна Георгиевна












Аннотация

Эта статья представляет собой систему деятельности учителя информатики и ИКТ по работе с метапредметными связями и практическим применением конструктора интерактивных заданий LearningApps.org через урочную и внеурочную деятельность, а также содержит описание опыта и материалы из педагогической практики работы учителя.


Ключевые слова: метапредметные связи, интерактивные задания, конструктор, интерактивное обучение, профессиональная компетентность педагога


Актуальность. Актуальность данной работы была выбрана в связи с широким вне­дрением метапредметных связей и использованием интерактивных инновационных технологий в учебном процессе.

Научность. Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей выявили, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия "интерактивный", "инновации", "метапредметные связи", "ИКТ-компетенции".

Инновационность. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации новых технологий. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (появлению, разработке интерактивный заданий), освоению, использованию и распространению новшеств - применение интерактивных заданий на практике.[1]


Данное обобщение опыта имеет практическую значимость для учителей информатики и ИКТ в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Этот методический материал дает возможность внедрить современный подход к обучению на уроках информатики и ИКТ, расширить практические возможности учителя, обогатить урок элементами интерактивных методов и приемов, что позволит поддерживать интерес обучающихся к изучению предмета «Информатика и ИКТ».


















Я, Заикина Анна Георгиевна, работаю учителем информатики и ИКТ в МОУ «Средняя школа № 7 г.Макеевки» с 2013 года.

Наша школа, работает в соответствии с Государственными образовательными стандартами по формированию качеств деятельной личности у учащихся как субъектов учебной и исследовательской деятельности, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способности ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда.

Характерной чертой современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить учащимся в процессе обучения. Уровни усвоения учебной информации – это мера овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками. Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение метапредметных связей с практическим применением интерактивных методов обучения. Как показывает педагогический опыт наиболее часто при обучении «Информатики и ИКТ» применяются такие интерактивные методы как: дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах, деловая и ролевая игры и многие другие.[4]

С помощью многосторонних метапредметных связей (математика, физика, химия, английский язык) решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся; закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов обучающихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.

Практическая значимость  данной темы заключается в том, чтобы реализовать метапредметные связи информатики и ИКТ с другими учебными предметами в форме интерактивных заданий, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит их самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться  в современном обществе, быть востребованными и успешными.

Для тренинга обучающихся с целью формирования активной познавательной и мыслительной деятельности, усиления мотивации к изучению предмета, для внедрения метапредметных связей, развитию самостоятельности и активности, воспитанию аналитического и критического мышления, исключения монологического преподнесения учебного материал на уроках  информатики и ИКТ я использую конструктор интерактивных заданий LearningApps.org. При работе с обучающимся  я предлагаю задания от простого к сложному уровню, конструктор LearningApps.org содержит интерактивные задания по разным общешкольным предметам, и на разную тематику.

В начале задания подбирает учитель, а затем обучающиеся стараются сами  найти что-то интересное в приложении LearningApps.org. В старших классах обучающиеся с удовольствием принимают участие в создании заданий для своих одноклассников с помощью данного приложения. Получается интересный и структурируемый материал по предмету «Информатика и ИКТ», а также  применяются знания материала, полученные при изучении другого предмета, необходимые для понимания сущности процесса, явления и выполнения задания. Обучающиеся используют созданные свои задания на уроке как взаимопроверку, так и организовывая конкурсы между собой.

Работа с конструктором интерактивных заданий включает в себя следующие компоненты:

1. Применение:

а) на уроках информатики и ИКТ

б) во внеурочной деятельности

в) при изучении других предметов

2. Работа по повышению профессиональной компетентности педагога:

а) диагностика и анализ интерактивных заданий, цели их обучения и развития;

б) создание банка методических материалов интерактивных заданий для работы (Мои приложения);

в) внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

г) реализация метапредметных связей предмета «Информатика и ИКТ» с другими общешкольными предметами.

В урочной деятельности  важным является строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения, продуктивно организовывать деятельность обучающихся на уроке .[3]

Опыт проведения уроков  с внедрением метапредметных связей с использованием конструктора интерактивных заданий LearningApps.org показывает, что такие уроки  являются продуктивной формой организации деятельности обучающихся по освоению ими универсальных учебных действий (УДД), также  по обучению в контексте решения жизненных задач. О результативности урочной деятельности свидетельствует позитивная динамика роста качества знаний обучающихся.

Важным системным компонентом учебно-воспитательного процесса является проектный метод, который используется совместно с предметным системным обучением, органично дополняя и обогащая его. Использование проектных методик позволяет строить процесс обучения на принципах проблемного и деятельностного подходов в образовании, личностно-ориентированного обучения и коллективного взаимодействия. Большие возможности содержатся в такой форме работы с обучающимися, как организация работы по созданию интерактивных заданий, предоставляющих учащимся возможность выбора не только темы для работы, но и уровня сложности, использовать метапредметные связи, возможности быть конкурентноспособным и умение представить свой продукт. Интерактивная деятельность в комплексе с проектным методом обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм, а также способствуют эффективному усвоению учебного материала.[2]

Почти каждый ребенок обладает теми или иными способностями. Раскрыть их, развить, создать все условия - это уже зависит во многом от школы и от учителя в частности.

Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений и позволяет внедрять метапредметные связи на уроках. Здесь представлено различные виды интерактивных упражнений: в форме игры от 2 до 4 участников, кроссворды, ребусы, шарады, пазлы и тестовые задания, викторины, дидактические игры, все что можно адаптировать в использовании на уроках по любой теме и по любому предмету. Это сервис, позволяющий удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения.

Во время уроков я использую задания данного сервиса потому, что они характеризуются:

- широтой возможностей;

- удобством навигации ;

-простотой в использовании;

- общедоступностью.

 Замечательно удобный и многофункциональный сервис. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ​​ресурс - небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне, не тратя на это много времени.

Мое приложение "Размышлял-ка" создано для тренинга учащихся, с целью формирования активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся, усиления мотивации к изучению предмета, создания комфортной, благоприятной атмосферы на уроке, исключения монологического преподнесения учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников, отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся. Может быть использовано как закрепление или проверка полученных знаний для обучающихся 5 - 8 классов.

Задание: Убери в каждом слове по одной букве так, чтобы из оставшихся букв каждой пары можно было прочесть новое слово.

Приложение "Найди-ка" создано для тренинга учащихся, с целью развития внимания, памяти, мышления, стимулирование учебно-познавательной мотивации; развития самостоятельности и активности; воспитания аналитического и критического мышления; формирования коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся. Может быть использовано на этапе закрепления или подведении итогов по теме "Графический редактор Paint".

Задание: Найди слова связанные с графическим редактором Paint

Приложение «Экскурсия по Лондону» имеет метапредметную связь информатики и английского языка, создано с целью развития памяти, мышления, стимулирование учебно-познавательной мотивации; развития самостоятельности; воспитания аналитического и критического мышления, применения знаний полученных на уроках английского языка на практике. Может быть использовано на этапе закрепления или подведении итогов по теме «Моделирование»

Задание: найти пару, отвечая на вопросы, связанные с достопримечательностями Лондона.


Вывод

Метапредметные связи можно отнести к важнейшим принципам обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи разных предметов, переносить ранее усвоенный материал на новый уровень, а так же позволяет активизировать существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса, а также развивает возможность применять на практике полученные знания на разных школьных предметах, овладению обучающимися УДД. На уроках информатики и ИКТ обучающиеся занимаются разными видами деятельности, например: исследовательской работой при решении задач из различных областей знаний, а конструктор LearningApps.org научит их четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Таким образом, метапредметность с практическим использованием интерактивных заданий - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и овладения обучающимися комплексом УДД.











































Литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пос. для вуз. - М.: Академия, 2006. – 288с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. /Дж. О’Коннор, Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-256 с. 

  3. Окулов С.М., Лялин А.В. Ханойские башни. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 245 с. (Развитие интеллекта школьников).

4. Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ", Авторы Галеева А. Р.,Зайцева О. С.-Журнал
Современные наукоемкие технологии. Выпуск № 5-1 / 2014

Урок в 8 классе

Английский + информатика

Гнилицкая М.В.,

учитель английского языка

Заикина А.Г.,

учитель информатики и ИКТ

Тема: «Письмо другу»

Цель урока: Формирование навыка написания неофициального письма с использованием электронной почты, закрепление у обучающихся представления об электронной почте, умения использовать его на английском языке, знакомство с основными понятиями и терминами, необходимыми для работы на компьютере на английском языке

Задачи урока:

  1. Личностные

  • создать условия для формирования интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

  • развивать навыки общения через письменную и устную речь


  1. Предметные

  • формировать навык написания письма англоговорящему другу;

  • усвоить основные правила оформления неофициального электронного письма на английском языке;

  • усвоить основные термины, необходимые для работы с электронными сообщениями на английском языке;

повторить алгоритм отправки электронного сообщения

  1. Метапредметные

  • оценивать вместе с учителем и одноклассниками результаты своих действий;

  • анализировать и классифицировать данные по заданным критериям;

  • развивать навыки коллективного сотрудничества и работы в группах

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель (У): Good morning, students! Get ready for the lesson, please. Let`s begin our lesson.

2.Постановка целей и задач урока с использованием приёма «Мозговой штурм»

У: Look at the blackboard, read and translate the quotations. Now guess the topic of the lesson today.

Доска (Слайд)

‘What a lot we lost when we stopped writing letters. You can`t read a phone call’

Liz Carpenter

‘To send a letter is a good way to go somewhere without moving anything but your heart’

Phyllis Theroux

‘Letter writing is the only device for combining solitude with a good company’

Lord Byron

‘Letters are among the most significant memorial a person can leave behind them’

Goethe


  1. Активизация опорных знаний:

а) упражнение «Найди соответствие» с применением конструктора LearningApps.org (https://learningapps.org/2806718)

б) работа со схемой по методу «Фишбоун» Слайд



в) повторение основной структуры личного письма при помощи приёма «Кластер» Слайд


  1. Введение темы «Коммуникационные технологии» с использованием постановки проблемных вопросов (Слайд)

У: How much do you know about e-mailing? Let`s check your knowledge

а) проблемный вопрос

Учащиеся отвечают на вопросы письменно, затем проверяют правильность ответов вместе с учителем. (При необходимости учитель даёт мини-лекцию по теме.) Контроль за уровнем овладения материала проверяет в групповой работе.

б) работа в группах

У: And now let`s unite into groups of four, each group is going to answer the questions from the blackboard. You have only 5 minutes, be quick!

Проверка правильности ответов осуществляется при помощи взаимопроверки между группами.

  1. Закрепление изученного материала. Компьютерный практикум. Правила ТБ


а) учащиеся создают свои почтовые ящики и своё электронное письмо, которое отправляют на адрес учителя по электронной почте (поэтапная инструкция выполнения задания у каждого учащегося на столе).
б) работа в конструкторе LearningApps.org (https://learningapps.org/2800798)


  1. Рефлексия, выставление оценок (Слайд)

У: Итак, ребята, сегодня мы очень плодотворно поработали на уроке. Давайте обсудим, что у вас получилось, а что – нет.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было интересно, что сложно?

Выберите на доске один из смайликов и

отправьте его на мой электронный адрес.

  1. Домашнее задание











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!