Мастер-класс
"Внедрение
здоровьесберегающей технологии
БОС-ЗДОРОВЬЕ
через игры»
Подготовила:
учитель-логопед
Н.Ф.Лисняк
г. Лабытнанги
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть, развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.
В России был изобретён прибор, с помощью которого оздоровительное дыхание стало доступно всем. Научившись пользоваться этим дыханием, больной человек может избавиться от своего недуга, а здоровый человек с его помощью научиться сохранять и укреплять данный ему с рождения бесценный дар - здоровье. Диафрагмально-релаксационное дыхание дано человеку самой природой. В нашем саду освоена и применяется на практике технология БОС – биологическая обратная связь - для формирования, тренировки и закрепления диафрагмально – релаксационного типа дыхания у детей уже 4-ый год.. БОС позволяет добиться оптимальной синхронизации работы дыхательной и сердечно – сосудистой систем, что способствует оздоровлению всего организма, профилактике простудных заболеваний, формированию длительного и плавного речевого выдоха. Познакомившись с новой технологией, возник вопрос: "С чего начинать?
Совместно с педагогом-психологом разработали программу по внедрению здоровьесберегающей технологии в ДОУ с учётом возрастных особенностей детей, назвали её "Здоровейка". Цель этой программы: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников МДОУ». Составили годовой план, где отразилась вся работа по здоровьесберегающей технологии, разработаны конспекты подгрупповых занятий, подготовили наглядный материал.
Индивидуально занимаются часто болеющие дети, а так же по желанию родителей. А как же остальные? Мы решили проводить 4 вступительные занятия для всех детей. Целью этих занятий является ознакомление детей с диафрагмально-релаксационным дыханием, его значением для здоровья человека, стимулирование желания воспитанников вести здоровый образ жизни, расширение знаний о себе и окружающем мире. После курса проведённых занятий одновременно у детей снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается самочувствие, сон, работоспособность, настроение, проходит общее оздоровление организма.
Особое место в проведении занятий должно отводиться мотивации, формирующей у детей полезные привычки на основе более осознанного отношения к здоровому образу жизни. Занятия проводятся в форме игры, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. При красивой и доступной наглядности можно добиться успеха в формировании у детей определённого понятия, умения и навыка. Чтобы интересней и разнообразней были занятия, мы используем авторские игры. Например, такие игры, «Куда пойдём», «Давай познакомимся», «Наш моторчик», с которыми я вас хочу сегодня познакомить. В процессе этих игр дети наглядно знакомятся с работой своих лёгких и сердца, закрепляют знания об охране и укреплении своего здоровья, появляется желание вести здоровый образ жизни.
1.Игра «Давайте познакомимся»
Цель игры: Познакомить с персонажем игры – Побосиком, с дыхательной системой человека и правильным дыханием, развивать мышление и речь, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть доброжелательным.
Материал: игрушка – Побосик.
Ход игры:
Играющие становятся в круг.
Педагог (держит в руках Побосика): «Сегодня, ребята , к нам пришёл Побосик, хочет с каждым из вас познакомиться(подходит к каждому ребёнку, от имени Побосика здоровается. Ребёнок приветствует Побосика и, протягивая руку, называет своё имя. Так Побосик «знакомиться» с каждым играющим).
2.«Куда пойдем?»
Цель игры: Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих, формировать у детей понятия о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, закрепление знаний об охране укреплении своего здоровья, воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.
Оборудование: декорация на полотне с изображением двух замков (серый, розовый), картинки с изображением (что хорошо?, что плохо?)
Ход игры:
На картине изображен камень, от которого ведут тропинки к двум замкам.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, мы подошли к камню, а дальше идут две дороги к замкам. Только один замок серый, а другой яркий, красивый. Давайте посмотрим, что здесь под камнем лежит (дети по очереди берут картинки, объясняют, что на них изображено и на какую из дорожек можно поставить эту картинку. Выставляют картинки на дорожки, ведущие к замкам).
Педагог:
- Ребята, давайте посмотрим, теперь, что приводит нас к серому скучному замку, а что к яркому и красивому. Вы в каком замке хотели бы жить? (дети отвечают, что в ярком и красивом).
Педагог:
- Тогда что нам нужно сделать, чтобы не попасть в этот замок?
(Дети объясняют, что на тех картинках, которые ведут к серому и скучному замку, изображены продукты, привычки, настроение, которые вредят нашему здоровью. Делают вывод, что нельзя кушать чипсы, быть в плохом настроении и т.д. После этого педагог убирает с дорожки картинку и часть замка – замок рушится. С последней картинкой рушится замок окончательно. В конце игры дети сами подводят итог, что нужно вести здоровый образ жизни.
3.«Наш моторчик»
Цель: Закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно - сосудистой системе человека, активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, воспитывать желание укреплять свое здоровье.
Оборудование: «сердце» из ткани.
Ход игры:
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами изобразим сами, как работают наши лёгкие и сердце, когда вы находитесь в спокойном состоянии и когда вы расстраиваетесь или в плохом настроении. Становитесь в круг - это наши лёгкие. Трое ребят в круге – сердце(дети становятся в два круга, средние три ребёнка держат в руках сердце, вырезанное из ткани).
Педагог:
- Когда я говорю «вдох», «лёгкие» расходятся и делают большой круг, а сердце дети поднимают вверх. Когда я говорю «выдох», «лёгкие» сходятся к середине круга, «сердце» опускается вниз.
(По сигналу ведущего играющие изображают «работу» сердца и легких. Педагог начинает чаще меняет команды и доводит действия до быстрого выполнения. Дети сами делают вывод о работе лёгких и сердца).
Дети с большим интересом ждут занятия с Побосиком.
Практика показывает, что, дети обладающие навыками этого дыхания, забудут о простудах, а в будущем это умение убережёт от самых серьёзных заболеваний. Подводя итоги работы с детьми подготовительных групп за три года, получились следующие результаты:
- 2008-2009 уч. год у 50% воспитанников – положительная динамика, у 50% - без изменений;
- 2009-2010 уч.год у 80% воспитанников – положительная динамика, у 20% - без изменений;
- 2010-2011 уч.год у83% воспитанников – положительная динамика, у 17% - без изменений;
Работа наша интересная и разнообразная.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберегающей технологии БОС»
Мастер-класс
Тема:
"Внедрение
здоровьесберегающей технологии
БОС-ЗДОРОВЬЕ
через игры»
Подготовила:
учитель-логопед
Н.Ф.Лисняк
г. Лабытнанги
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть, развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.
В России был изобретён прибор, с помощью которого оздоровительное дыхание стало доступно всем. Научившись пользоваться этим дыханием, больной человек может избавиться от своего недуга, а здоровый человек с его помощью научиться сохранять и укреплять данный ему с рождения бесценный дар - здоровье. Диафрагмально-релаксационное дыхание дано человеку самой природой. В нашем саду освоена и применяется на практике технология БОС – биологическая обратная связь - для формирования, тренировки и закрепления диафрагмально – релаксационного типа дыхания у детей уже 4-ый год.. БОС позволяет добиться оптимальной синхронизации работы дыхательной и сердечно – сосудистой систем, что способствует оздоровлению всего организма, профилактике простудных заболеваний, формированию длительного и плавного речевого выдоха. Познакомившись с новой технологией, возник вопрос: "С чего начинать?
Совместно с педагогом-психологом разработали программу по внедрению здоровьесберегающей технологии в ДОУ с учётом возрастных особенностей детей, назвали её "Здоровейка". Цель этой программы: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников МДОУ». Составили годовой план, где отразилась вся работа по здоровьесберегающей технологии, разработаны конспекты подгрупповых занятий, подготовили наглядный материал.
Индивидуально занимаются часто болеющие дети, а так же по желанию родителей. А как же остальные? Мы решили проводить 4 вступительные занятия для всех детей. Целью этих занятий является ознакомление детей с диафрагмально-релаксационным дыханием, его значением для здоровья человека, стимулирование желания воспитанников вести здоровый образ жизни, расширение знаний о себе и окружающем мире. После курса проведённых занятий одновременно у детей снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается самочувствие, сон, работоспособность, настроение, проходит общее оздоровление организма.
Особое место в проведении занятий должно отводиться мотивации, формирующей у детей полезные привычки на основе более осознанного отношения к здоровому образу жизни. Занятия проводятся в форме игры, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. При красивой и доступной наглядности можно добиться успеха в формировании у детей определённого понятия, умения и навыка. Чтобы интересней и разнообразней были занятия, мы используем авторские игры. Например, такие игры, «Куда пойдём», «Давай познакомимся», «Наш моторчик», с которыми я вас хочу сегодня познакомить. В процессе этих игр дети наглядно знакомятся с работой своих лёгких и сердца, закрепляют знания об охране и укреплении своего здоровья, появляется желание вести здоровый образ жизни.
1.Игра «Давайте познакомимся»
Цель игры: Познакомить с персонажем игры – Побосиком, с дыхательной системой человека и правильным дыханием, развивать мышление и речь, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть доброжелательным.
Материал: игрушка – Побосик.
Ход игры:
Играющие становятся в круг.
Педагог (держит в руках Побосика): «Сегодня, ребята , к нам пришёл Побосик, хочет с каждым из вас познакомиться(подходит к каждому ребёнку, от имени Побосика здоровается. Ребёнок приветствует Побосика и, протягивая руку, называет своё имя. Так Побосик «знакомиться» с каждым играющим).
2.«Куда пойдем?»
Цель игры: Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих, формировать у детей понятия о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, закрепление знаний об охране укреплении своего здоровья, воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.
Оборудование: декорация на полотне с изображением двух замков (серый, розовый), картинки с изображением (что хорошо?, что плохо?)
Ход игры:
На картине изображен камень, от которого ведут тропинки к двум замкам.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, мы подошли к камню, а дальше идут две дороги к замкам. Только один замок серый, а другой яркий, красивый. Давайте посмотрим, что здесь под камнем лежит (дети по очереди берут картинки, объясняют, что на них изображено и на какую из дорожек можно поставить эту картинку. Выставляют картинки на дорожки, ведущие к замкам).
Педагог:
- Ребята, давайте посмотрим, теперь, что приводит нас к серому скучному замку, а что к яркому и красивому. Вы в каком замке хотели бы жить? (дети отвечают, что в ярком и красивом).
Педагог:
- Тогда что нам нужно сделать, чтобы не попасть в этот замок?
(Дети объясняют, что на тех картинках, которые ведут к серому и скучному замку, изображены продукты, привычки, настроение, которые вредят нашему здоровью. Делают вывод, что нельзя кушать чипсы, быть в плохом настроении и т.д. После этого педагог убирает с дорожки картинку и часть замка – замок рушится. С последней картинкой рушится замок окончательно. В конце игры дети сами подводят итог, что нужно вести здоровый образ жизни.
3.«Наш моторчик»
Цель: Закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно - сосудистой системе человека, активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, воспитывать желание укреплять свое здоровье.
Оборудование: «сердце» из ткани.
Ход игры:
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами изобразим сами, как работают наши лёгкие и сердце, когда вы находитесь в спокойном состоянии и когда вы расстраиваетесь или в плохом настроении. Становитесь в круг - это наши лёгкие. Трое ребят в круге – сердце(дети становятся в два круга, средние три ребёнка держат в руках сердце, вырезанное из ткани).
Педагог:
- Когда я говорю «вдох», «лёгкие» расходятся и делают большой круг, а сердце дети поднимают вверх. Когда я говорю «выдох», «лёгкие» сходятся к середине круга, «сердце» опускается вниз.
(По сигналу ведущего играющие изображают «работу» сердца и легких. Педагог начинает чаще меняет команды и доводит действия до быстрого выполнения. Дети сами делают вывод о работе лёгких и сердца).
Дети с большим интересом ждут занятия с Побосиком.
Практика показывает, что, дети обладающие навыками этого дыхания, забудут о простудах, а в будущем это умение убережёт от самых серьёзных заболеваний. Подводя итоги работы с детьми подготовительных групп за три года, получились следующие результаты:
- 2008-2009 уч. год у 50% воспитанников – положительная динамика, у 50% - без изменений;
- 2009-2010 уч.год у 80% воспитанников – положительная динамика, у 20% - без изменений;
- 2010-2011 уч.год у83% воспитанников – положительная динамика, у 17% - без изменений;
Работа наша интересная и разнообразная.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
(МДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК)
Мастер-класс
«Внедрение здоровьесберегающей технологии
«БОС-ЗДОРОВЬЕ»
через игры»
Н.Ф. Лисняк
учитель-логопед
г. Лабытнанги 2012г.