СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа как один из аспектов мотивации к изучению литературы. Работа с одаренными детьми.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    В данном докладе я рассказала о внеклассной работе по литературе, которая является одним из аспектов мотивации к изучению этого предмета в школе; поделилась секретами работы над техникой выразительного чтения с одаренными детьми, условиями выбора произведений для чтения наизусть на конкурсах, методами тренировки памяти и результатами своей работы

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа как один из аспектов мотивации к изучению литературы. Работа с одаренными детьми.»





Наливко Любовь Георгиевна

МОБУ «СОШ № 16» Дальнегорского

городского округа

с. Краснореченский(Тайга)







Внеклассная работа как один из аспектов мотивации к изучению литературы. Работа с одаренными детьми.













Краткое изложение содержания доклада.

В данном докладе я рассказала о внеклассной работе по литературе, которая является одним из аспектов мотивации к изучению этого предмета в школе; поделилась секретами работы над техникой выразительного чтения с одаренными детьми, условиями выбора произведений для чтения наизусть на конкурсах, методами тренировки памяти и результатами своей работы.

Ключевые слова: литература, одаренные дети, творческие конкурсы, награды, мотивация, кружок, внеклассная работа, конкурсы, успех.

















Основной текст

В сельской глубинке наша школа является социокультурным центром, а литература - предмет, который учит добру, красоте, любви, истине, милосердию. Значит, мне, учителю, нельзя быть равнодушным, случайным человеком в жизни детей. Василий Андреевич Сухомлинский писал по этому поводу: “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". [1]Поэтому внеклассная работа по предмету является важным стимулом к повышению мотивации в обучении и самовоспитании детей.

Повышение степени учебной мотивации — это процесс долгий, целенаправленный и очень важный. С этой целью рекомендуется использовать внеклассную работу, потому что она помогает формировать и развивать личность ребенка, вызывает у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации не только физических, но и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. А внеклассная работа - достойный инструмент в руках учителя, позволяющий развивать личность ученика

Внеклассная работа проводится как для отдельных учащихся, так и для группы учащихся с целью удовлетворения повышенного интереса к предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе. Она способствует значительному повышению интереса к моим предметам не только у тех ребят, кто занимается в кружке и принимает самое активное участие в конкурсах, но и у их одноклассников, что свидетельствует о том, что внеклассная работа - мощное средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Доказательством этого является тот факт, что в этом году в олимпиадах по моим предметам участвовали 77% учащихся (я работаю в сельской школе, веду уроки в 5, 8,9 и 11 классах, в них обучается 39 человек.

Во внеклассной работе с детьми важны следующие цели:

  • формирование и развитие творческой личности учащегося;

  • развитие познавательной активности;

  • выявлять творчески одаренных учащихся.

Внеурочная работа по предмету решает следующие задачи:

  • развитие интереса к предмету, углубление знаний;

  • сформировать творческую активность учащихся;

  • научить учащихся самостоятельно работать со справочной литературой, Интернет источниками, подбирать материал для выступлений, конкурсов. [ 2,11 ]

Для повышения мотивации в обучении мы используем разные формы внеклассной работы:

  • научно-исследовательскую деятельность;

  • предметные недели;

  • олимпиады;

  • кружки.

Мои ученики пишут исследовательские работы по предмету («Односоставные предложения в стихотворениях поэтов - земляков»), участвуют в проектах («Литературные таланты села Тайги», «Сленг в школах России и Британии» и др.), принимают активное участие в предметных неделях, олимпиадах. Ежегодно в нашей школе проходят предметные декады, олимпиады, в которых мои ученики принимают активное участие.

Но особое внимание мне хочется уделить в своем выступлении результатам работы кружка «Художественное слово», которым я руководила 2 года и сейчас продолжаю работать с группой учащихся.. Именно эта работа помогла мне выявить одаренных, талантливых чтецов, прославивших нашу школу далеко за ее пределами.

Цели и задачи кружковой работы. «Основная цель литературного кружка состоит в эстетическом развитии школьника, соединении литературы и других видов искусства с практической деятельностью учащихся» [2, с. 141]. Потенциал художественно - исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию

Задачи кружка можно сформулировать так:

  • - возрождение традиций звучащего слова;

  • - пробуждение интереса к чтению лирики и прозы;

  • - воспитание литературного и художественного вкуса; [3, c. 51]

  • - развитие навыков выступления перед аудиторией не только в школе, но и на сценах Домов культуры на конкурсах разного уровня: от школьного до Международного.

Работа над выразительным чтением. Чтобы научить ребенка выразительно читать текст, необходимо добиться, чтобы он соблюдал интонацию, логические ударения, темп чтения, паузы, регулировал высоту и силу голоса. Нам в этом помогают готовые памятки о правильной работе с книгой, о выразительном чтении и о правилах прочтения (см. приложение №1). Кроме того, замечательным примером декламации стихотворений или чтения прозы являются наши известные актеры, мы при необходимости обращались и к просмотру видео.

При обучении выразительному чтению важны следующие условия: произведение должно очень понравиться чтецу, он должен его прочувствовать, текст должен вызывать у него особенные ассоциации, знакомые ему, близкие по детским переживаниям. Например, детям подросткового возраста можно предлагать для конкурса тексты о школьной жизни, о дружбе, о трудностях и радостях школьной жизни и о зарождающейся любви… Детям постарше – произведения о войне или тексты на патриотическую тему. И детям любого возраста стихотворения и прозу о мамах, папах, бабушках, дедушках - о близких и любимых людях. В нашей школе традиционными стали конкурсы ко Дню матери и Дню Победы, в них участвуют талантливые чтецы из всех классов.

На занятиях кружка мы знакомились со следующими методами тренировки памяти:

      • чтение текста вслух;

      • запись фрагментов текста на бумаге;

      • чтение нараспев;

      • использование ассоциаций;

      • заучивание методом снежного кома;

      • написание шпаргалки - напоминания;

      • повторение текста или стихотворения на ночь.

Во время репетиций необходимо помочь чтецам с подбором мимики, жестов, объясняла, как вести себя на сцене. Вместе с детьми нужно отметить в тексте паузы, повышение - понижение интонации.

Если работа идет над прозаическим произведением, то важно помочь детям усвоить фабулу произведения, выделить главные и второстепенные события. Подсказать, что при чтении завязки необходимо заинтриговать слушателей, во время изложения основного содержания надо постоянно держать их в напряжении, чтобы они могли пережить происходящее вместе с героями. Во время кульминации надо читать так, чтобы слушателю не терпелось узнать самое главное, а во время развязки читать спокойно: переживания закончились.

При работе над стихотворным произведением объяснить, что необходимо соблюдать конец строки, единство строки (слова в ней спаяны), учитывать авторские ударения, потому что от этого зависит ритм стихотворения. Ведь искусство чтения стихотворений состоит в том, чтобы соединить чувство, слово, мысль автора и мелодику стиха.

Серьезный труд ребят над выразительным чтением, над изучением памяток по работе с текстом и правил поведения на сцене привел к тому, что в нашей школе появились «звездочки», которыми гордятся школа, учителя и родители. Эти одаренные, талантливые школьницы показывают достаточно высокие достижения в конкурсах разного уровня.

Результаты моих учеников во внеклассной работе:

Достижения Юли Полянской (9 класс):

2015 год, муниципальный этап, Диплом 1 и 2 ст.;

региональный этап, Диплом 1ст.и путевка в Артек;

Всероссийский этап, Диплом и медаль;

2017год (март), путевка в интернат для одаренных детей на слет «Вектор успеха»;

2017год (октябрь), путевка в интернат для одаренных детей на 5 дней;

2016г.-2017г., стипендия Губернатора (основным условием получения которой являются Всероссийские и Международные конкурсы).


Достижения Андроновой Анны (9класс):

2017г.Международный конкурс юных талантов Программ ЮНЕСКО и ВОЗ, регион, Диплом лауреата 1 степени ;

2017г. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», регион, Диплом участника;

2017г., Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия», Диплом победителя;

2017г., июнь - июль, лагерь «Океан», путевка;

2017г., октябрь, путевка в интернат для одаренных детей на 5 дней.

За успехи в учебе и за участие в творческих конкурсах Анна награждена стипендией администрации Дальнегорского городского округа и стипендией Губернатора Приморского края на 2017-2018 учебный год.

Достижения Сиваковой Насти (8класс):

2016г. муниципальный этап, Диплом 1 степени;

2016г. краевой этап «Сыны и дочери Отечества», Диплом победителя;

2017г. Всероссийский конкурс «Живая классика», регион. этап, Диплом победителя, путевка в Артек;

2017г. Всероссийский конкурс «Живая классика», финал, Всероссийский конкурс, Диплом, медаль.

2017г. Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия» (Диплом участника);

2017 год, октябрь, путевка в интернат для одаренных детей на 5 дней.

Достижения Юли Лемешенко (9класс):

2017г., Международный конкурс юных талантов Программ ЮНЕСКО и ВОЗ Диплом лауреата;

региональный этап Всероссийского конкурса «Живая классика», Диплом участника;

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия», Диплом участника;

2017г, октябрь, путевка в интернат для одаренных детей на 5 дней.

Хочется сказать несколько добрых слов в адрес других талантливых учеников, которые тоже заслужили награды за участие в творческих конкурсах: Костромина Н.(11кл) и Кривуца К. во Всероссийском конкурсе «Литературное творчество» получили Дипломы 3 степени за свои рассказы «Погребок» и «Приключения Шурика»; в 2017 году Осипенко А. заняла 5 место в краевом конкурсе любителей поэзии в номинации «Земля леопарда» (сертификат), и ее стихотворение напечатано в электронном сборнике «Стихи-моя стихия». В этом учебном году с учащимися 5 класса мы написали уже целую книгу из 13 сказок, сочиненных детьми.

Как мои ребята достигли таких результатов? Конечно, и им, и мне необходимо было приложить немало усилий, терпения, знаний для того, чтобы эти выступления состоялись. Этому способствовала и работа с родителями, которые всегда шли навстречу.

На сайте https://www.youtube.com/ вы можете посмотреть выступления моих конкурсанток: 1. Аня Андронова. Отрывок из "Молодой гвардии" А.А. Фадеева. https://www.youtube.com/watch?v=1Ue4n9NNqM4 2. Настя Сивакова. Приморский край. Е. Пономаренко. "Леночка" https://www.youtube.com/watch?v=dHgTxp-7cB4

3.Юля Лемешенко. Рассказ Ю. Яковлева "Девочки с Васильевского острова".

https://www.youtube.com/watch?v=rwY6_HBKa58




Я со своими победительницами литературных конкурсов: Настя Сивакова (путевка в Артек), Полянская Юля (путевка в Артек, стипендия Губернатора), Лемешенко Юля (лауреат Международного конкурса ЮНЕСКО), Аня Андронова (лауреат 1 степени Международного конкурса ЮНЕСКО, стипендия Губернатора).





Литература

1. https://weburok.com/ 30.09.17

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/03/vneklassnaya-rabota-po-literature. Статья «Внеклассная работа по литературе как один из аспектов воспитательной работы»

3.Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2.Внеклассная работа по

литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман Просвещение, Владос,2005.
4.Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., 1974).

  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!