СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение. 5 класс. Рассказ Л.Н.Андреева "Ангелочек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить учащихся мыслить, рассуждать делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. 5 класс. Рассказ Л.Н.Андреева "Ангелочек"»

Тема детского страдания

(По рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)

Цель: учить учащихся работе с текстом произведения; умению мыслить, рассуждать, делать выводы; умению формулировать тему и проблему рассказа.

Ход урока

Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек», написанный в конце 19 века, в 1899 году, и который относится к жанру рождественских рассказов.
Аналитическая беседа

1. Назовите признаки рождественского рассказа?

1) Должен быть приурочен к рождественским праздникам;

2) Должен быть фантастическим и реальным;

3) Должно быть чудо;

4) Должен заканчиваться весело.

2. Присутствуют ли эти признаки в рассказе, который мы будем обсуждать?

3. О чем рассказ «Ангелочек»? Кто главный герой?

4. Что мы узнаем о Сашке? В каких условиях он живет? (Детали)

(Сашке 13 лет, не хотел жить, не хотел ходить в гимназию, не хотел слушать, как все его ругают, не хотел стоять на коленях; не мог спокойно относиться к злу и мстил жизни).

Ребята! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Учитель корректирует ответы учащихся и записывает тему урока на доске, а учащиеся-в рабочий лист).
5. Как Сашка мстил жизни?

(Бил товарищей, грубил начальству, лгал учителям, матери).
6. Какой характер проявляется у Сашки?

(Грубый, непокорный; «непокорная и смелая душа»).
7. Какая карикатура чаще всего появляется у Сашки в тетрадке? Почему?

(Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», - ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.

8. Что случилось накануне Рождества?

(«Выгнали Сашку из гимназии перед Рождеством»; Свечниковы, богачи, пригласили на елку).

Инсценирование эпизода «Приглашение Сашки на елку» 

9. Почему Сашка грубо отзывался о господах?

(Чувство неравенства).

10. Эпизод «Хлопоты Софьи Дмитриевны по устройству Сашки в ремесленное…»

«Вот этот, поклонись же, Сашка, нехорошо быть таким невежливым…» (текст, стр.41)

11.Описание елки. Почему Сашке елка была чуждой и враждебной?

(«Казалось, что чьи – то железные руки взяли его сердце и выжимают последнюю каплю крови»). )

12. Что увидел мальчик на елке, что так захватило его?

( «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением…»).

13. Эпизод «Милый…милый ангелочек!»

(Выразительное чтение наизусть).

14. Что же происходит с Сашкой, когда получает он ангелочка?

(мальчик становится другим,  непохожим на прежнего Сашку: тихая, кроткая улыбка; чувство неземной радости, замирающий вздох…).

15. А кто такой ангел в религиозной мифологии? Почему такая сила воздействия?

(Словарь С. Ожегова. Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, якобы покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком). Сходство Сашки и ангелочка.

16. Какой прием использует автор, сравнивая сияющие лицо Сашки и елку?

«И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка». (Антитезы)

Антитеза – прием, состоящий в резком противопоставлении понятий, положений, состояний. (Запись в рабочий лист).

17. Докажите, что Сашка меняется под воздействием ангелочка?

(В разговоре с отцом тон меняется, нет грубости, презрения. «Экая, братец, у  тебя привычка…»). (текст, стр.45) «С появлением ангелочка появилась надежда, светлая, добрая, на лучшее!», «ангел принес добро, утешение…» (текст, стр. 46) «Короткий покой и безмятежность».

18. Как заканчивается рассказ? 

(Игрушка тает у печки и становится ясно, что радость Сашки и отца – минутная, призрачная).

19. Какую проблему ставит Л. Андреев в этом рассказе?

(Проблему детского страдания. Проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении).

21. Рассказ учащихся по рисункам на тему «История жизни Сашки».

22. Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка? Что общего у них?

Как вы считаете: актуален ли сегодня рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек»?

(Учащиеся высказывают свои мнения).

Рефлексия

Домашнее задание. Мини – сочинение: «О чем заставляет задуматься рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек»?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!