УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
4 КЛАСС
РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДОЛИНСКАЯ ВЕРОНИКА ОЛЕГОВНА
Тема. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».
Цель:
расширить знания учащихся о сказках «литературных» и «народных»; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролях; воображение, речь учащихся, мышление; учить ориентироваться в тексте; определять главную мысль, характеризовать главных героев; воспитывать интерес, любовь к народному творчеству.
Оборудование: иллюстрации по содержанию сказки; картинки для словарной работы; карточки с отрывками из сказок; конверты для работы в парах.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И мы с радостью начнем урок.
ІІ. Актуализация знаний.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети.
Волшебство и мир прекрас.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор еще об одном, замечательном жанре, а вот о каком попробуйте догадаться сами…
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки.
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки!
(открыть часть темы на доске).
-Так над какой темой мы будем работать?
-Что мы называем сказкой?
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое
произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
- А вы любите сказки?
- Наверное нет такого человека который не любил бы сказки. А если вы любите сказки, то наверняка о них все знаете. Сейчас мы это проверим.
Учитель: Какие бывают сказки?
На доске.
Учитель: Какие сказки появились раньше?
Дети: Раньше появились сказки народные.
Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?
Дети: Их рассказывали взрослые детям. Передавались из уст в уста. Дополнялись. Видоизменялись. Поэтому одна и таже сказка в разных районах может звучать по-разному.
Учитель: Может ли автор использовать сюжет народной сказки?
Дети: Может:
Уч. Приведите пример.
Дети: А.С.Пушкин
Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?
Дети:
- Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...
- в сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...
- в сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
- В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...
- В сказках разговаривают звери, растения, предметы.
- Почти во всех сказках побеждает добро.
- В сказках может быть волшебство.
2. Назовите ключевые действия сказок.
1. нам называют действующих лиц
2.кто- нибудь из действующих лиц отлучается из дома;
3.герою что-либо запрещают
4.запрет нарушается
5. появляется противник, который наносит какой-то вред;
6.Герой покидает дом, чтобы исправить положение;
7. героя испытывают
8. в распоряжение героя попадает волшебное средство;
9. противник побежден, добро торжествует
3. Проверка домашнего задания.
- А сейчас мы отправимся по дорогам волшебных сказок, созданных русским народом.
Дома вы познакомились со сказками « Морозко», «»Снегурочка», « По щучьему велению»
Вы знаете в одной из сказок перепутались иллюстрации. Какая это сказка? Помогите их собрать. В другой сказке нужно восстановить порядок эпизодов.
1.Старуха и падчерица
2. старик увозит свою дочь в лес
3. Встреча с морозко
4. Возвращение падчерицы в родной дом.
5. Старуха отсылает свою дочь за подарками в лес.
6. Гнев Морозко
С третьей сказкой нам поможет волшебный клубок.
Дети получают клубок с серебряной нитью и в процессе пересказа передают его друг другу.
- Мы с вами поработали над тремя сказками. Что объединяет эти сказки ? (что они народные)
- Чему учат нас эти сказки? (добру)
Мотивация учебной деятельности
- Послушать внимательно отрывок сказки с которой мы сегодня будем работать и назовите ее.
…Яблонька, яблоня – зеленый лист, скажи, куда гуси-лебеди полетели, Иванушку понесли?
- Съешь моего кислого яблдочка скажу. … ( Гуси – Лебеди)
- Вы открыли тему нашего урока. Эпиграф урока:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- А знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? ( А. С. Пушкину, известному русскому поэту и сказочнику).
Работая на уроке, мы достигаем каких-то целей. А чему мы научимся на этом уроке вы скажите в конце урока.
ІІІ. Работа над материалом урока.
В нашей сказке будет встречаться вышедшие из употребления слова и выражения.
1.Словарная работа.
Как вы понимаете выражения?
Сидит ни жива, ни мертва- очень испугаклась замерла от испуга
Зачем на глаза явилась – зачем пришла
Берестяной - Верхний слой коры берёзы . Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления , корзинок, коробок, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
Моховая крыша- покрытая мхом.
Отымите- отнимите
Гостинцы – подарки
Обновы – новые вещи
2.Работа в парах над словами-синонимами.
У вас на парте лежат карточки. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.
Кликала - звала
Причитывала – говорила с плачем
Покуда- пока
Худо будет - плохо
МОЙ БАТЮШКА- мой отец
- Я хочу сейчас вам предложить прочитать сказку.
1. Комбинированное чтение учителем и учениками.
3. Беседа по содержанию сказки
- Почему с детьми приключилась беда?
-Почему Даша не сразу нашла гусей?
- Любила ли Даша братца?
- Была ли она послушной.
- Оставит ли она без присмотра его в следующий раз.
- Кто помогал Маше найти братца и вернуться домой7
- Кого будет вспоминать Маша добрым словом?
- Как вы думаете сказка: поучительная, героическая, юмористическая?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
Закрепление и осмысление знаний
. Характеристика главных героев сказки.
-Назовите положительных героев сказки?
-А почему вы их считаете положительными?
-Назовите отрицательных героев сказки.
-Почему вы их считаете отрицательными героями?
Положительные: мальчик, печка, яблонька, речка, девочка МАША
Отрицательные: гуси-лебеди, баба-яга, Девочка Даша.
- А назовите пожалуйста самого главного отрицательного героя. (б.я.)
(Вывешиваю Б.Я.)
-Давайте составим на неё досье.
-Знаете ли вы значение слова ДОСЬЕ?
2. Работа в парах.Составление досье на Бабу-Ягу.
Имя. …………………………….
Особые приметы………………………………
Место обитания……………………………………
Способ передвижения……………………………
Сказочное занятие………………
Слова-помощники:Баба-Яга, она же Яга Ягинишна, она же Овдотья Кузьминишна; В ступе летает, метлой следы заметает;
Костяная нога. нос в потолок врос… Путника кормит, поит, в бане парит, а потом либо помогает ему, либо съедает, избушка на курьих ножках, которая поворачивается сама собой.
-Мы с вами доказали, что Б.Я.отрицательный герой.
Работа над содержанием сказки
а) восстановить последовательность эпизодов сказки.
Поиск.
Возвращение домой.
Потеря брата.
В избушке у Бабы Яги.
б) выборочное чтение.
- найдите в своих книгах эпизоды которые соответствовали бы данным иллюстрациям.
в) пересказ сказки по ролям.
( Детям предлагается эпизод в картинке они должны озвучить изображение)
диалог Печка и девочка Маша
Речка и девочка Маша
Яблонька и девочка Маша
г) определение главной мысли.
Вернемся к нашему эпиграфу урока.
-Чему нас учит эта сказка?
быть ответственными,
уметь исправлять свои ошибки
быть отзывчивыми, внимательными к другим и помогать друг другу.
быть трудолюбивыми.
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
- На доске записаны пословицы. Выберите из них те, которые подходят к сказке « Гуси-лебеди»
Глаза боятся- руки делают.
Не дорого начало-похвален конец.
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Красна птица перьями, а челдовек знаньями.
IV. Закрепление знаний о сказках.
Вам понравилась эта сказка? И вы наверняка читали еще много народных сказок, и не только русских и украинских, но и сказки других народов. Я хочу сейчас предложить вам проверить свои знания в области народных сказок.
- Проведем «Мозговой штурм»
Отгадайте из какой сказки эти слова…
…Родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь…
(«Иван - царевич да серый волк». Русская народная сказка)
…У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо. А надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать
(«Морозко» Русская народная сказка)
…А мышата тем временем затеяли чехарду. друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть. Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
«Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь».
( «Колосок» Украинская сказка)
V. Итог урока.
-Ребята, с какой сказкой мы работали?
-А какие сказки мы еще вспомнили?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?
- Правдивы ли слова А. С. Пушкина что « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Чему научила нас сказка «Гуси-лебеди»?
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.
Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте её оживим.
Наклеем на нее яблочки:
Если было интересно –красное
Не всем удалось были проблемы- синий
Были трудности-зеленое
VI. Домашнее задание
Придумать рассказ по пословице « Слезами горю не поможешь»
Нарисовать иллюстрацию.