СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение. Работа над сказкой "Гуси-лебеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе данного урока учащиеся  расширять  знания    о сказках  «литературных» и «народных»; будут развивать навыки  выразительного  чтения,  чтения  по ролях; воображение, речь  учащихся,  мышление;  научатся  ориентироваться  в  тексте; определять главную мысль,  характеризовать  главных героев.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. Работа над сказкой "Гуси-лебеди"»










УРОК

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

4 КЛАСС

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ДОЛИНСКАЯ ВЕРОНИКА ОЛЕГОВНА











Тема. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Цель:

расширить знания учащихся о сказках «литературных» и «народных»; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролях; воображение, речь учащихся, мышление; учить ориентироваться в тексте; определять главную мысль, характеризовать главных героев; воспитывать интерес, любовь к народному творчеству.

Оборудование: иллюстрации по содержанию сказки; картинки для словарной работы; карточки с отрывками из сказок; конверты для работы в парах.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнем урок.

ІІ. Актуализация знаний.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети.

Волшебство и мир прекрас.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор еще об одном, замечательном жанре, а вот о каком попробуйте догадаться сами…

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки.

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица

По комнате ходят сказки!

(открыть часть темы на доске).

-Так над какой темой мы будем работать?

-Что мы называем сказкой?

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое

произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.



- А вы любите сказки?

- Наверное нет такого человека который не любил бы сказки. А если вы любите сказки, то наверняка о них все знаете. Сейчас мы это проверим.

Учитель: Какие бывают сказки?

На доске.

Учитель: Какие сказки появились раньше?

Дети: Раньше появились сказки народные.

Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

Дети: Их рассказывали взрослые детям. Передавались из уст в уста. Дополнялись. Видоизменялись. Поэтому одна и таже сказка в разных районах может звучать по-разному.

Учитель: Может ли автор использовать сюжет народной сказки?

Дети: Может:

Уч. Приведите пример.

Дети: А.С.Пушкин

Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Дети:

- Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

- в сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

- в сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

- В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

- В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

- Почти во всех сказках побеждает добро.

- В сказках может быть волшебство.

2. Назовите ключевые действия сказок.

1. нам называют действующих лиц

2.кто- нибудь из действующих лиц отлучается из дома;

3.герою что-либо запрещают

4.запрет нарушается

5. появляется противник, который наносит какой-то вред;

6.Герой покидает дом, чтобы исправить положение;

7. героя испытывают

8. в распоряжение героя попадает волшебное средство;

9. противник побежден, добро торжествует

3. Проверка домашнего задания.

- А сейчас мы отправимся по дорогам волшебных сказок, созданных русским народом.

Дома вы познакомились со сказками « Морозко», «»Снегурочка», « По щучьему велению»

Вы знаете в одной из сказок перепутались иллюстрации. Какая это сказка? Помогите их собрать. В другой сказке нужно восстановить порядок эпизодов.

1.Старуха и падчерица

2. старик увозит свою дочь в лес

3. Встреча с морозко

4. Возвращение падчерицы в родной дом.

5. Старуха отсылает свою дочь за подарками в лес.

6. Гнев Морозко

С третьей сказкой нам поможет волшебный клубок.

Дети получают клубок с серебряной нитью и в процессе пересказа передают его друг другу.

- Мы с вами поработали над тремя сказками. Что объединяет эти сказки ? (что они народные)

- Чему учат нас эти сказки? (добру)

Мотивация учебной деятельности

- Послушать внимательно отрывок сказки с которой мы сегодня будем работать и назовите ее.

Яблонька, яблоня – зеленый лист, скажи, куда гуси-лебеди полетели, Иванушку понесли?

- Съешь моего кислого яблдочка скажу. … ( Гуси – Лебеди)

- Вы открыли тему нашего урока. Эпиграф урока:

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- А знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? ( А. С. Пушкину, известному русскому поэту и сказочнику).

Работая на уроке, мы достигаем каких-то целей. А чему мы научимся на этом уроке вы скажите в конце урока.

ІІІ. Работа над материалом урока.

В нашей сказке будет встречаться вышедшие из употребления слова и выражения.

1.Словарная работа.

Как вы понимаете выражения?

Сидит ни жива, ни мертва- очень испугаклась замерла от испуга

Зачем на глаза явилась – зачем пришла

Берестяной - Верхний слой коры берёзы . Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления , корзинок, коробок, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Моховая крыша- покрытая мхом.

Отымите- отнимите

Гостинцы – подарки

Обновы – новые вещи

2.Работа в парах над словами-синонимами.

У вас на парте лежат карточки. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.

Кликала - звала

Причитывала – говорила с плачем

Покуда- пока

Худо будет - плохо

МОЙ БАТЮШКА- мой отец

- Я хочу сейчас вам предложить прочитать сказку.

1. Комбинированное чтение учителем и учениками.

3. Беседа по содержанию сказки

- Почему с детьми приключилась беда?

-Почему Даша не сразу нашла гусей?

- Любила ли Даша братца?

- Была ли она послушной.

- Оставит ли она без присмотра его в следующий раз.

- Кто помогал Маше найти братца и вернуться домой7

- Кого будет вспоминать Маша добрым словом?

- Как вы думаете сказка: поучительная, героическая, юмористическая?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Закрепление и осмысление знаний

. Характеристика главных героев сказки.

-Назовите положительных героев сказки?

-А почему вы их считаете положительными?

-Назовите отрицательных героев сказки.

-Почему вы их считаете отрицательными героями?

Положительные: мальчик, печка, яблонька, речка, девочка МАША

Отрицательные: гуси-лебеди, баба-яга, Девочка Даша.

- А назовите пожалуйста самого главного отрицательного героя. (б.я.)

(Вывешиваю Б.Я.)

-Давайте составим на неё досье.

-Знаете ли вы значение слова ДОСЬЕ?

2. Работа в парах.Составление досье на Бабу-Ягу.

Имя. …………………………….

Особые приметы………………………………

Место обитания……………………………………

Способ передвижения……………………………

Сказочное занятие………………

Слова-помощники:Баба-Яга, она же Яга Ягинишна, она же Овдотья Кузьминишна; В ступе летает, метлой следы заметает;

Костяная нога. нос в потолок врос… Путника кормит, поит, в бане парит, а потом либо помогает ему, либо съедает, избушка на курьих ножках, которая поворачивается сама собой.

-Мы с вами доказали, что Б.Я.отрицательный герой.

Работа над содержанием сказки

а) восстановить последовательность эпизодов сказки.

Поиск.

Возвращение домой.

Потеря брата.

В избушке у Бабы Яги.

б) выборочное чтение.

- найдите в своих книгах эпизоды которые соответствовали бы данным иллюстрациям.

в) пересказ сказки по ролям.

( Детям предлагается эпизод в картинке они должны озвучить изображение)

диалог Печка и девочка Маша

Речка и девочка Маша

Яблонька и девочка Маша

г) определение главной мысли.

Вернемся к нашему эпиграфу урока.

-Чему нас учит эта сказка?

быть ответственными,

уметь исправлять свои ошибки

быть отзывчивыми, внимательными к другим и помогать друг другу.

быть трудолюбивыми.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

- На доске записаны пословицы. Выберите из них те, которые подходят к сказке « Гуси-лебеди»

Глаза боятся- руки делают.

Не дорого начало-похвален конец.

Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а челдовек знаньями.

IV. Закрепление знаний о сказках.

Вам понравилась эта сказка? И вы наверняка читали еще много народных сказок, и не только русских и украинских, но и сказки других народов. Я хочу сейчас предложить вам проверить свои знания в области народных сказок.

- Проведем «Мозговой штурм»

Отгадайте из какой сказки эти слова…

Родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь…

(«Иван - царевич да серый волк». Русская народная сказка)

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо. А надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать    

  («Морозко» Русская  народная   сказка)

А мышата тем временем затеяли чехарду. друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
Сюда, Круть, сюда, Верть. Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
«Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь».
( «Колосок» Украинская  сказка)

V. Итог урока.

-Ребята, с какой сказкой мы работали?

-А какие сказки мы еще вспомнили?

-Что понравилось и запомнилось больше всего?

- Правдивы ли слова А. С. Пушкина что « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему научила нас сказка «Гуси-лебеди»?

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.

Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте её оживим.

Наклеем на нее яблочки:

Если было интересно –красное

Не всем удалось были проблемы- синий

Были трудности-зеленое

VI. Домашнее задание

Придумать рассказ по пословице « Слезами горю не поможешь»

Нарисовать иллюстрацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!