План – конспект урока по внеклассному чтению
в третьем классе
Тема: В.А.Сухомлинский. Сказки о мамах.
Задачи
- познакомить учащихся со сказками о мамах В.А.Сухомлинского; с жизнью и творчеством писателя;
- расширять знания учащихся о сказках, читательский кругозор;
- учить работать слаженно, коллективно, в малых группах, парах;
- развивать навыки выразительного чтения, воображения, фантазию, речь учащихся;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся со слабым зрением;
- формировать умения последовательно излагать мысли; представление о нравственной красоте человека;
- воспитывать интерес к чтению, сказкам; любовь к близким.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
1. Загадки о маме.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(Ответ: Мама дорогая)
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит?
(Ответ: Мама золотая)
Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, pодная».
(Ответ: Мама)
2. Создание эмоционального фона урока.
Прослушивание в аудиозаписи песни «Мамонтенка».
3. Чтение стихотворения «Я маму люблю» заранее подготовленными учащимися со слабым зрением.
^ Я маму люблю.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
^ Л. Давыдова
4. Мини – итог.
- Кто же самый важный человек в жизни ребенка?
- Конечно, мама!
II. Сообщение темы и задач урока.
1. Создание эмоционального настроя учащихся. Слушание аудиозаписи песни «В гостях у сказки».
2. Загадка.
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше «сказки» в мире нет!
3. Беседа.
- Какие бывают сказки?
- народные;
- авторские.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с авторскими сказками о мамах В.А.Сухомлинского.
III. Восприятие и осознание нового материала.
1. Рассказ о Сухомлинском учителем.
Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. Одной из самых известных книг является «Сердце отдаю детям». Вместе с детьми создал «Комнату сказок». Своих воспитанников учил любить и охранять природу, уважать родных и близких.
2. Беседа.
- Чему учил своих воспитанников В.А.Сухомлинский?
- Как называлась комната, созданная вместе с детьми?
3. Физ.минутка для формирования правильной осанки:
У меня спина прямая
Я наклонов не боюсь:
Поворачиваюсь.
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз. два. три. четыре,
Три. четыре, раз, два.
Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернись туда - сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз. два. три. четыре
Три. четыре, раз. два.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа.
- Первая сказка о маме В.А.Сухомлинского - «Самые ласковые руки». Послушайте сказку и скажите, у кого были самые ласковые руки на свете?
2. Чтение сказки «Самые ласковые руки»:
- учителем;
- учащимися (жужжащее, фронтальное).
Дети со слабым зрением читают текст с более крупным шрифтом.
3. Физ.минутка для глаз.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
4. Мини-итог.
- Так у кого были самые ласковые руки на свете?
- Конечно, у мамы!
5. Инсценизация сказки «Седьмая дочка» учащимися.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
- Почему автор назвал сказку «Седьмая дочка»?
Ответы учащихся.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1. Чтение сказки «Обидное слово» учителем.
Однажды Сын рассердился и сгоряча сказал матери обидное, грубое слово. Заплакала мама. Опомнился сын, жаль ему стало мать. Ночей не спит- мучит его совесть: ведь он обидел мать.
Шли годы. Сын – школьник стал взрослым. Пришло время ему ехать в далекий край. Поклонился сын матери низко до земли и говорит:
-Простите меня, мама, за обидное слово.
-Прощаю,- сказала мама и вздохнула.
-Забудьте, мама, что я сказал вам обидное слово.
Задумалась мать, чуть пригорюнилась. На ее глазах появились слезы. Говорит она сыну:
-Хочу забыть, сынок, а не могу. Рана от колючки заживает и следа не остается. А рана от слова заживает, зато след глубокий остается
2. Беседа.
- Почему эта сказка называется именно так?
- Как нужно относиться к родителям?
- Что бы вы хотели изменить в своем поведении, начиная с этой минуты.
Царь Соломон сложил для нас много ценных советов, вот одна из них: «Слушайся отца, что породил тебя, не обижай мать, когда она старенькая…»
- Дети, которые с любовью, уважением относятся к родителям, наверняка дождутся такого внимания и от собственных детей.
3. Тестирование.
1) Какое слово однажды сказал Сын Матери:
а) доброе;
б) обидное.
2) Как отреагировала Мать на это слово?
а) заплакала;
б) обрадовалась.
3) Осознал ли Сын свою ошибку?
а) да;
б) нет.
4) От чего остается глубокий след в сердце?
а) от колючки;
б) от слова.
4. Беседа.
- Каким должен быть человек, чтобы любовь мамы помогала ему в жизни?
Ответы учащихся.
5. Творческая работа в парах «Собери пословицы о маме».
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, одна у него и Родина.
Дети со слабым зрением читают текст с более крупным шрифтом.
6. «Фото наших мам» - выставка фотографий.
7. Ассоциативный куст. Характеристика мам.
- Охарактеризуйте своих мам.
- Мама: чуткая, добрая, ласковая, красивая, нежная, любимая.
VI. Итог урока.
1. Создание композиции «Сердце мамы».
Дети, на ранее подготовленных бумажных сердцах пишут пожелания своим мамам, после чего создается общая композиция на доске.
2. – Чему научил вас наш урок? Какой вывод сделали?
Ответы учащихся.
VII. Домашнее задание.
- Послушайте начало сказки Сухомлинского «Седая волосинка». Дома вам нужно придумать свой конец сказки.
Маленький Миша увидел в косе матери три седые волосинки.
- Мама, в вашей косе три седые волосинки, - сказал Миша.
Мама улыбнулась и ничего не сказала. Через несколько дней Миша увидел в маминой косе четыре седые волосинки.
- Мама, - сказал Миша удивленно, - в вашей косе четыре седые волосинки, а было три...Почему поседела еще одна волосинка?
- От боли, - ответила мать. - Когда болит сердце, тогда и седеют волосы...
- А от чего же у вас болело сердце?
- Помнишь, ты полез на высокое-высокое дерево? Я глянула в окно, увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело, и волосок поседел.
Миша долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом подошел к маме, обнял ее и тихо спросил:
-Мама, а когда я на толстой ветке буду сидеть, волосок не поседеет?