Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Синтаксический марафон».
![]()
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по разделам русского языка (синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал.
Презентация “Синтаксический марафон”.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Создаются 3 смешанные команды из учащихся 5, 6, 7, 8 классов. В каждой команде по 4 человека. Каждая группа выбирает командира. Командир представляет свою команду.
2. Вводная часть
- Дорогие друзья, продолжается декада гуманитарных наук. Сегодня мы собрались с вами на внеклассное мероприятие «Синтаксический марафон». Для того чтобы марафон начался, необходимо сформировать команды из учащихся 5, 6, 7, 8 классов.
Приглашаю учащихся 5 класса – выберите жетоны красного цвета.
Приглашаю учащихся 6 класса – выберите жетоны жёлтого цвета.
Приглашаю учащихся 7 класса – выберите жетоны синего цвета.
Приглашаю учащихся 8 класса – выберите жетоны зелёного цвета.
Формирую 1 команду «Лидер». Подойдите ко мне те, у кого на жетонах написана цифра 1.
Формирую 2 команду «Эрудит». Подойдите ко мне те, у кого на жетонах написана цифра 2.
Формирую 3 команду «Триумф». Подойдите ко мне те, у кого на жетонах написана цифра 3.
Познакомьтесь с командами:
1 команда – «Лидер».
2 команда – «Эрудит».
3 команда – «Триумф».
Каждая команда подумает и выберет капитана.
Представляю жюри нашего марафона ………………………………………………………
Представление капитанов команд ……………………………………………………………
3. Основная часть
Что такое марафон? Марафон – это спортивное соревнование. Наше соревнование необычное, оно связано со знаниями о синтаксисе и пунктуации. Поэтому командам придётся показать свои знания в области синтаксиса и пунктуации.
этап марафона. «Разминка» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Назовите единицы синтаксиса. (Текст, предложение, словосочетание).
Какой раздел науки о языке тесно связан с синтаксисом? (Пунктуация).
Что образуют главные члены предложения? (грамматическую основу).
Предложение – это … (высказывание о чём-то, о ком-то).
Словосочетание – это … (соединение двух и более самостоятельных слов, связанных с между собой по смыслу и грамматически).
Однородные члены – это … (члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом).
Диалог – это … (разговор двух, реже нескольких лиц).
Монолог – это … (речь одного лица)
Реплика – это…(слова, обращённые к собеседнику).
Слово жюри:
этап марафона . «Словосочетание».
«Составь словосочетания» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Составьте словосочетания по схеме «прилаг.+сущ.»
Карий, коричневый (глаз, пиджак); крепкий, сильный (дружба, характер); горячий, горючий (слеза, чай); кромешный, полный (тьма, ответ).
«Найди пару».
Слова из словосочетаний заблудились. Помогите каждому найти свою пару.
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Ослиное сердце
Лебединая слепота
Змеиное упрямство
Каменное жало
Куриная борода
Козлиная песня
Перочинный зев
Таинственный нож
Львиный незнакомец
«Исправь ошибку». (за каждый правильный ответ 1 балл)
Найдите словосочетание, построенное с ошибкой:
а) серый мышь; дорогой шампунь; вкусная фасоль;
б) шёлковое кашне; английский буржуа; серая кенгуру;
в) пожилая мадам; строгое жюри; вкусный какао.
Слово жюри:
Общий счёт:
этап марафона. «Предложение».
«Прочитай-ка!». (за каждый правильный ответ 5 баллов)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_6.png)
1 команда
? , .
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_8.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_9.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_10.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_11.png)
2 команда
?! , и .
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_13.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/7/fe7696e2a40255306e67f2652428743942f1850d/phpe6Zs3t_Sintaksicheskij-marafon_0_14.png)
3 команда
. ,
«Что-то не так!» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Попрыгунья стрекоза тело красное пропела…
Я гадаю на мошкаре.
В комнате ни росинки.
Среди собравшихся прошёл топор.
Мне подарили географический салат.
«Минутка не для шутки». (за каждый правильный ответ 1 балл)
Наступило утро.
Ввести в предложение второстепенные члены.
Ввести в предложение вводное слово.
Ввести в предложение однородные члены.
Слово жюри:
Общий счёт:
этап марафона. «Текст».
«Шифровка». (за правильный ответ 5 баллов)
Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), расшифруйте закодированные предложения.
17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
(Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)
«Уникальный рецепт». (5 баллов)
Возьмите ……………… банан,
Лишенный шкурки баклажан.
Добавьте ………….батон
И киньте в ………… бульон.
На масле ……………. бекон
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов …………….. бифштекс,
В духовке …………….. кекс,
В кастрюльку …………….. чеснок –
Приправа для ……………….ног.
А пара ………….. лещей
Вкусней тарелки …………….. щей.
Вы в свеклу …………………. орех
Бросайте быстро, без помех.
Ваш …………………. салат
Отведать каждый будет рад.
«Актёрское мастерство». (5 баллов)
Яма. - Яму копал? - Копал. -В яму упал? - Упал. -В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждёшь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? - Цела. - Значит живой? - Живой. - Ну, я пошёл домой. (О. Григорьев) | Потешка. - Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Пётр что делает? Да на печи лежит. | Потешка. - Кот, кот, на чём стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. |
Слово жюри:
Общий счёт:
этап марафона. «Пунктуация».
«Расставь знаки препинания». (за каждый правильный ответ 1 балл)
Мы познакомились с соседями или вернее с соседками.
Книга источник знаний.
Я помню всё лес палатку песни у костра.
Ребята оберегайте природу!
Дует ветер и листва шуршит.
Когда стало совсем темно Каштанкою овладели отчаяние и ужас.
«Завещание правителя». (5 баллов)
Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.
Слово жюри:
Общий счёт:
4. Заключительная часть
Награждение команд.