МБОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по математике
«Час веселой математике»
учитель Мельникова Н.И.
2015 год
Внеклассное мероприятие по математике 10-11 классы
Цель: Прививать интерес к предмету.
Расширять кругозор, повышать культурный уровень, способствовать
развитию интеллекта.
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности,
коллективизма.
Оформление:
Презентации на экране, высказывания математиков, портреты математиков.
Правила игры.
В игре участвуют две сборные команды 8-9 классов по 6 человек в каждой. Команды заранее придумывают себе названия и девизы, а также отличительные знаки. Победители получают «5» по предмету.
Ход мероприятия:
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем тех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Фисенко Евгения:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобой молодежь
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Развивать и волю и смекалку
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем совершенно необычные уроки математики, перемежаемые очень интересными и познавательными переменами. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. И все это в рамках небольшого дружеского состязания.
В состязании участвуют сборные команды 8 -9 классов. Давайте с ними познакомимся поближе. Итак, команда «Архимеды» (слайд 2). Пожалуйста, представьтесь! И команда «Пифагоры» ваше представление.(слайд 3)
Итак, первый урок - УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. (слайд 4)
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Так, например Софья Ковалевская служение математике представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был также большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
Итак, каждой команде я задаю вопросы, время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука. Правильный ответ на вопрос – 10 баллов.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ: (слайды 5-10)
1. Сколько витязей выходит из морских вод на берег Лукоморья? (30)
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
2.Как называется сказка, в которой главных персонажей двенадцать?
(12 месяцев)
3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
• 4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
• 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
( Л.Н. Толстой)
• 6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
Урок литературы закончен. Звенит звонок.(слайд 11).
Перемены, как я уже и говорила, мы проведем с пользой. Наши ребята подготовили небольшие доклады о великих ученых-математиках, которые сочетали занятия математики с другими областями наук. Итак, Софья Ковалевская.(слайды 12-13)
ПЕРЕМЕНА (Софья Ковалевская)
Произведение одного среднеазиатского астронома и математика Аль-Хорезми (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". (слайд 14) Переводчик перевел все слова, «Книга о восполнении и противопоставлении», а слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - (20 секунд на размышление). Цена 5 очков. (слайд 15)
Далее слайды 16-21
• 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
• 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
• 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
• 4.У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)
• 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)
• 6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
ПЕРЕМЕНА (слайд 22)
Архимед (слайд 23)
УРОК МУЗЫКИ (слайд 24)
Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.
Вопросы музыкальные (20 секунд на размышление)
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
3. Как связаны число семь и музыка? ( 7 нот)
4. Как связаны музыка и число пять? (5 линий нотный стан)
ПЕРЕМЕНА Карл Фридрих Гаусс
Виктор Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра. Давайте определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " Числительные"
В качестве одного из домашних заданий ребята должны были придумать как можно больше пословиц и поговорок с числительными.
Команды будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает. Цена конкурса -10 очков.
Пока команды работают - вопросы болельщикам (20 секунд на размышление):
1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? ( три)
4.С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)
ПЕРЕМЕНА
Рене Декарт
УРОК ИСТОРИИ ( 20 секунд на размышление)
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3. В какой последовательности жили эти математики?
Исаак Ньютон(2)
Архимед(1)
Леонард Эйлер(3)
4. Какая страна является родиной арабских цифр?
(Индия)
Прообразы арабских цифр появились не позднее 5 века в Индии
5. Решите ребус:
Ломоносов
6. Решите ребус
Лейбниц
Сюрина Валя
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра - дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Урок математики. Конкурс капитанов
| Вопрос | Ответ |
1. | Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? | Перпендикуляр |
2. | Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? | Угол |
1. | Сумма длин всех сторон многоугольника? | Периметр |
2. | Как называются стороны прямоугольного треугольника? | Катеты и гипотенуза |
1. | Числа, расположенные правее нуля? | Положительные |
2. | Выражение, находящееся над дробной чертой? | Числитель |
1. | Не положительное и неотрицательное число? | Нуль |
2. | Результат вычитания? | Разность |
1. | Результат деления? | Частное |
2. | Результат сложения? | Сумма |
1. | Результат умножения? | Произведение |
2. | Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой? | Радиус |
1. | Взаимно перпендикулярные отрезки в ромбе? | Диагонали |
2. | Первая координата точки? | Абсцисса |
1. | График линейной функции? | Прямая |
2. | График квадратичной функции? | Парабола |
1. | График функции у=к/х? | Гипербола |
2. | Независимая переменная? | Аргумент |
Заключение
Песня "Мы желаем счастья вам"
Песня "Мы желаем счастья вам"
Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна -
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
С ней мы не расстанемся
С ней мы навсегда.
13