«Дети войны»
Задачи: Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты"
Стремиться "разбудить" и укрепить в детях чувство патриотизма, любви к Родине.
Стихотворение читают ученики:
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них.
(А.Молчанов)
Дети и война. Это страшное сочетанию слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
В суровую пору Великой Отечественной дети становились воинами и героями. За особые заслуги и мужество высокими наградами и званиями были отмечены многие из них.
Особые заслуги! А были они мальчишками. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот, что поразительно: в указах об их награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Невыносимо трагичны судьбы тех, кого война застала в младенчестве, в детстве, в отрочестве…
Сегодня я расскажу вам о том, как война вошла в жизнь тех детей. Расскажу о юных разведчиках, о бойцах, о юных тружениках тыла, и вы убедитесь: дети выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
А. Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.
Вот одна такая судьба. Юная партизанка Клава Шаликова. Ей было 13 лет, когда началась война. Жила она в Бресте. В первый день войны она спасла тяжело раненного солдата, привела в часть и осталась там. Осталась, потому что ей некуда было идти (отец – на фронте, мать и братишек она потеряла). Клава Шаликова стала радисткой. Не раз она выполняла сложные боевые задания. Однажды вынесла из боя раненного командира. Клава была ранена 4 раза. После одного из боев она ослепла. Клава Шаликова прошла всю войну и осталась жива. Она также, как многие, внесла свою лепту в завоеванную победу.
Другое имя – Леня Голиков, наверное, уже знакомо вам. Мальчик был разведчиком в партизанском отряде. Однажды Леня добыл очень важные документы. За это он был награжден орденом и медалью «За отвагу». Позднее Леониду Голикову Было присвоено звание Героя Советского Союза.
В одном из боев силы партизан и фашистов оказались неравными. Партизаны стали отступать под непрерывным огнем противника. Леня Голиков в этом бою был убит.
Марат Казей... Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.
Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Ковалёв Саша (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после — на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации. В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв, прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом, удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.
9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).
Зина Портнова…..Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Примером легендарной стойкости был блокадный Ленинград. Нам нужно поклониться до земли всем ленинградцам, пережившим блокаду. А в особенности – детям, которые перенесли, казалось бы, непереносимое…
Когда говорят о детях блокадного Ленинграда, обычно вспоминают Таню Савичеву, лист ее дневника, известный сегодня всем. Он хранится в музее Пискаревского кладбища. Вы помните его:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.
Бабушка умерла 25 янв. 3ч. дня 1942г.
Дядя Вася умер 13 апр. 2ч. ночь 1942
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».
В 1942 году Таню Савичеву вывезли из Ленинград в поселок Шатки Горьковской области. Здесь ее лечили, пытались возвратить к жизни. Однако, блокада оказалась сильнее. Таня умерла 1 июля 1944г.
Дети и война. Может быть, самая страшная, самая горькая ее страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие автомат. Но война – народная – не обошла их стороной. И дети оказались достойными отцов. Самое страшное, что могло бы случиться с нами, потомками тех детей, - это поражение незнанием и бесчувствием. Этого позора незнания и бесчувствия мы избежали.
История войны писалась кровью. И чем дальше уходит от нас то время, тем ужаснее будут восприниматься людьми ее жесточайшие факты. И люди никогда не перестанут волноваться, вспоминая о них.
Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы нынешнее поколение знало, что человек способен на многое, и никогда не теряло бы веру в себя…
А может нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда « Не надо
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы.
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
(Ю. Воронов)
Использованная литература:
1.Дети военной поры./Сост. Э. Максимова. - М.:Политизд. 1988.
2.Уроки мужества./Сост. И.В.Сидорова, В.В. Смирнов. - Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1985