СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Дети войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия Дети войны

Видеоприложение Дети войны

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Дети войны»

«Дети войны»



Задачи: Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты"

Стремиться "разбудить" и укрепить в детях чувство патриотизма, любви к Родине.



Стихотворение читают ученики:

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них.

(А.Молчанов)



Дети и война. Это страшное сочетанию слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

В суровую пору Великой Отечественной дети становились воинами и героями. За особые заслуги и мужество высокими наградами и званиями были отмечены многие из них.

Особые заслуги! А были они мальчишками. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот, что поразительно: в указах об их награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Невыносимо трагичны судьбы тех, кого война застала в младенчестве, в детстве, в отрочестве…

Сегодня я расскажу вам о том, как война вошла в жизнь тех детей. Расскажу о юных разведчиках, о бойцах, о юных тружениках тыла, и вы убедитесь: дети выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

А. Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Вот одна такая судьба. Юная партизанка Клава Шаликова. Ей было 13 лет, когда началась война. Жила она в Бресте. В первый день войны она спасла тяжело раненного солдата, привела в часть и осталась там. Осталась, потому что ей некуда было идти (отец – на фронте, мать и братишек она потеряла). Клава Шаликова стала радисткой. Не раз она выполняла сложные боевые задания. Однажды вынесла из боя раненного командира. Клава была ранена 4 раза. После одного из боев она ослепла. Клава Шаликова прошла всю войну и осталась жива. Она также, как многие, внесла свою лепту в завоеванную победу.

Другое имя – Леня Голиков, наверное, уже знакомо вам. Мальчик был разведчиком в партизанском отряде. Однажды Леня добыл очень важные документы. За это он был награжден орденом и медалью «За отвагу». Позднее Леониду Голикову Было присвоено звание Героя Советского Союза.

В одном из боев силы партизан и фашистов оказались неравными. Партизаны стали отступать под непрерывным огнем противника. Леня Голиков в этом бою был убит.



Марат Казей... Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.



Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ковалёв Саша (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после — на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации. В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв, прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом, удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.

9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

 Зина Портнова…..Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.   В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины.   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.



Примером легендарной стойкости был блокадный Ленинград. Нам нужно поклониться до земли всем ленинградцам, пережившим блокаду. А в особенности – детям, которые перенесли, казалось бы, непереносимое…

Когда говорят о детях блокадного Ленинграда, обычно вспоминают Таню Савичеву, лист ее дневника, известный сегодня всем. Он хранится в музее Пискаревского кладбища. Вы помните его:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.

Бабушка умерла 25 янв. 3ч. дня 1942г.

Дядя Вася умер 13 апр. 2ч. ночь 1942

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».

В 1942 году Таню Савичеву вывезли из Ленинград в поселок Шатки Горьковской области. Здесь ее лечили, пытались возвратить к жизни. Однако, блокада оказалась сильнее. Таня умерла 1 июля 1944г.

Дети и война. Может быть, самая страшная, самая горькая ее страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие автомат. Но война – народная – не обошла их стороной. И дети оказались достойными отцов. Самое страшное, что могло бы случиться с нами, потомками тех детей, - это поражение незнанием и бесчувствием. Этого позора незнания и бесчувствия мы избежали.

История войны писалась кровью. И чем дальше уходит от нас то время, тем ужаснее будут восприниматься людьми ее жесточайшие факты. И люди никогда не перестанут волноваться, вспоминая о них.

Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы нынешнее поколение знало, что человек способен на многое, и никогда не теряло бы веру в себя…

А может нам о них забыть?

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда « Не надо

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы.

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она как сила нам нужна…

(Ю. Воронов)



Использованная литература:

1.Дети военной поры./Сост. Э. Максимова. - М.:Политизд. 1988.

2.Уроки мужества./Сост. И.В.Сидорова, В.В. Смирнов. - Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1985




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!