Внеклассное мероприятие по теме:
«Дружбой надо дорожить»
Подготовила: Кулько И.В.,кл.руководитель 7 класса
Цель:
1. Формировать понятия «истинная дружба».
2. Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
3. Познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;
4. Научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы поведем с вами доверительный разговор. А вам интересно о чём? Точнее о ком?
Конечно же, мы поговорим о друзьях, о дружбе и товариществе.
Ведь, правда, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее.
Как вы думаете, а можно человеческую жизнь сравнить с дорогой?
(Размышления ребят)
Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня пройдем кусочек этого пути всего за 30 минут.
Скажите, если мы представим жизнь в виде дороги, можем мы пройти её без друзей? Конечно же, нет! Еще в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели сказал: «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг!» У каждого народа есть легенды, пословицы и поговорки о дружбе.
Игра «Закончи пословицу или поговорку»
(2 команды по очереди заканчивают пословицу)
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Один за всех (и все за одного).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
- Друзья познаются (в беде).
- Дружба дружбой, (а служба службой)
- Один в поле не (воин)
- Нет друга – так ищи, а нашёл – так (береги).
Вот вы назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь 100 рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче?
Поищем в карманах. Оказывается, найти деньги легче, чем найти друга. На жизненном пути вам встретятся люди разные: добрые и злые, щедрые и жадные, мужественные и трусливые. Как же среди такого множества найти одного – своего друга?
Давайте закончим фразу.
Друг – это тот……….
(2 команды пишут, кто такой друг)
Что же у нас получилось?
А у нас получился коллективный портрет друга.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде,
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.
Как вы думаете, у человека может быть много друзей?
(Размышления ребят)
Друзей у человека много не бывает.
Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать.
- Умеем ли мы выбирать друзей? Легко ли это нам удается? Давайте поиграем.
Учтите, что игра заключается не в том, чтобы набрать как можно больше очков, а в том, чтобы на все вопросы ответить быстро и откровенно.
ЗАДАНИЕ 1
Из перечисленных ниже достоинств, которые было бы приятно видеть у ваших друзей, отметьте два, которые вы цените выше других:
искренность
верность
находчивость
красота
скромность
занимательность
ум.
Начислите себе количество очков в соответствии с номером:
1 - 25 очков; 2 – 20 очков; 3 – 10 очков; 4 – 6 очков; 5 – 15 очков; 6 – 5 очков; 7 – 8 очков.
ЗАДАНИЕ 2
Нарисуйте контур ступенчатой пирамиды, на вершине которой изобразите шарик. Решите, куда он должен скатиться – налево или направо. Если налево, начислите себе 5 очков, если направо – 20 очков.
ЗАДАНИЕ 3
Ответьте на несколько вопросов. ( в скобках указано количество очков: первая цифра «да», вторая – «нет»)
Подводил ли тебя когда – нибудь друг? (5; 15)
Считаешься ли ты хорошим знатоком людей? (20; 2)
Охотно ли ты путешествуешь? (4; 12)
Любишь ли ты общество? (15; 8)
Знаешь ли ты всех жильцов своего дома? (12; 26)
Считаешь ли такие утверждения правильными:
Животные – лучшие друзья человека.(5; 15)
В беде покинет тебя и друг.(3; 12)
Дружба не прибыльна. (1; 20)
Не следует требовать от друзей многого. (20; 6)
Чем больше друзей, тем лучше.( 5; 10)
Если сумма очков не превышает140, то надо сказать, что друзья вам достаются с большим трудом. И совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем, просто вы не верите в возможность встретить хорошего друга. Больше доверяйте людям.
141 -180 очков. Вы хорошо знаете людей и умеете завоевывать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, в то же время и сами никогда не подведете друзей. И пусть вам не всегда везет в жизни, вы никогда не унываете, у вас есть отличные друзья.
От 181 очка и выше. Друзья для вас не проблема. У вас их так много, что не сосчитаешь. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.
Я хочу прочесть вам стихотворение С. Погорелова
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил!
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбы не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек
Ах, Колька, Колька что ж ты это?
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: « Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь!»
Да, настоящая дружба никогда не порвется из-за пустяка. И я думаю, что у ребят из этого стихотворения, самая настоящая дружба.
А теперь я хочу прочесть рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
Почему покраснела Маша за Таню?
Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна .А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба?
(Размышлении ребят).
Настоящая дружба познается не только в беде, но и в радости.
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа учеников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
- Как поступить в такой ситуации?
4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Тренинг.
Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
Вот подходит к концу наш путь длиною всего-то 30 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
В память о нашей встрече мне хотелось бы напомнить вам совет мудрого Лиса из «Маленького принца» Антуана Сент Экзюпери: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Пусть у вас будут самые верные друзья и самая крепкая дружба !