Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека, древнеримский философ.
Воспитательный час «Машинист локомотива – профессия на все времена»
Цели:
Ознакомить обучающихся с особенностями профессий машинист локомотива и помощник машиниста, с историей этих профессий.
Расширить знания обучающихся о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам машиниста и помощника машиниста.
Формировать у обучающихся умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
На примере опыта действующего машиниста локомотивного депо раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность, настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у обучающихся.
Подготовка:
Сбор необходимого информационного материала.
Подготовка выступлений обучающихся.
Обсуждение с приглашённым участником хода мероприятия, возможных вопросов, фотоматериалов и документов, которые будут использованы в качестве иллюстраций его выступления.
Подготовка презентации «Машинист локомотива – профессия на все времена».
Подготовка видеоматериала (отрывки из видеофильмов, учебные видеофильмы, видеоролики РЖД ТВ, симулятор кабины электровоза ЭП1 – 181)
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово (преподаватель)
Сегодня мы проводим воспитательный час, посвященный вашей будущей профессии – машинист локомотива.
Долго рассуждать о нужности, важности и финансовой защищенности машинистов локомотивов - бессмысленно. Просто взгляните на карты железных дорог любой страны мира, и одного этого будет достаточно, чтобы понять – профессия машиниста была, есть и ближайшие столетия будет одной из самых востребованных на планете. Не говоря уже о России, где железные дороги зовут транспортными артериями страны – именно они связывают тысячи городов и сел нашего огромного по площади государства в единый организм.
Ни авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности, и, наконец, по степени надежности. И, само собой, никто не сможет заменить людей, ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы поездов. Профессия машиниста была почетной и высокооплачиваемой во все времена - с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести локомотив, значит, купит билет в одну сторону - в надежное, стабильно обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.
2. Преподаватель: А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм корпоративного телевидения РЖД «Железнодорожные профессии. Помощник машиниста локомотива»
(Видеофильм РЖД ТВ)
3.Преподаватель: Железные дороги изменили отношение к расстояниям. То, что было далёким, стало близким. Вполне естественно, что главным направлением развития железнодорожного транспорта стало увеличение скорости движения, мощности локомотивов и грузоподъёмности подвижного состава. О высокоскоростном железнодорожном сообщении расскажет А.Саркисян.
(Сообщение А.Саркисяна)
4.Преподаватель: Есть несколько способов выбора профессии.
Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя и разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни...
Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.
Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.
Сегодня у нас в гостях САДАЕВ ОЛЕГ ИБРАГИМОВИЧ . Он – железнодорожник. А поподробнее о своей работе, я думаю, расскажет он сам.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей профессии. Кем Вы сейчас работаете?
Примерные вопросы:
Где Вы учились?
Почему выбрали эту профессию?
Что, на Ваш взгляд, самое трудное в профессии помощника машиниста?
Какими качествами должен обладать машинист?
Где Вы бывали? Куда ездили? Что интересного видели из кабины машиниста? Или времени хватает только управлять локомотивом?
Были у Вас во время работы какие-то смешные, курьёзные случаи? Можете нам о них рассказать?
Случались ли у Вас во время поездки какие-то непредвиденные, сложные ситуации? Как Вы поступили?
Что Вам запомнилось больше всего из Вашей учебы в ГПТУ-16? Многое пригодилось в жизни, в работе?
Преподаватель: И последний вопрос: «Вы любите свою профессию?»
5.Преподаватель: А вот как представляет свою будущую профессию «Помощник машиниста» обучающийся группы М-10 М.Закатов
(Видеоролик)
Поговорим о двухэтажных вагонах. Двухэтажные вагоны для железной дороге были разработаны для увеличения вместимости пассажиров в них (вместимость вагона увеличивается на 40-60%). Также неоспоримым плюсом двухэтажных вагонов поездов является низкая посадка вагона, что позволяет обойтись без откидных ступенек и платформ. Более подробно об этих вагонах расскажет Н.Галицкий.
(Сообщение Н.Галицкого)
6.Преподаватель: Для лучших условий подготовки машинистов создан симулятор машиниста поезда, с помощью которого можно в учебном классе создать полную имитацию вождения поезда. Вот и давайте все вместе представим, что мы оказались в кабине машиниста. Сергея Николаевича я попрошу прокомментировать то, что мы увидим на экране.
(Учебный фильм «Электровоз ЭП1 – 181. Отправление со станции Кандалакша»)
7.Преподаватель: Профессия машинист локомотива выделяется из других. Машинист - последнее звено в цепочке, обеспечивающей выполнение основной функции транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Это обстоятельство делает профессию машиниста особенно важной, ответственной и предъявляет высокие требования к человеку, решившему связать свою судьбу с работой на локомотиве. Однако иногда машинисты могут позволить себе и пошутить.
(«Весёлые картинки»)
Машинисты не прочь пошутить:
Например, в их локомотиве может не оказаться мест.
А могут позвонить из дома и попросить съездить за молоком.
Ведь не зря же предусмотрена 50% скидка на звонки внутри сети!
Или они вдруг решат поехать на Северный полюс.
И расставят вдоль дороги новые знаки, которые сами и придумали.
А если в пути станет страшно, то можно установить дополнительный тумблер.
И вообще, «то ли еще будет»!..
Еще машинисты, загадывают загадки. Одну из них предлагаю разгадать и вам:
- Представьте, что вы машинист электровоза. В поезде 66 колёсных пар, 66 бочек, в каждой бочке по 66 кг льда, там 66 бутылок «фанты». Машинист выпил и стал петь. Сколько лет машинисту?
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
8.Рефлексия:
Мы услышали сегодня много о профессии машинист локомотива. В заключении хочу задать вам несколько вопросов: Что нового вы узнали об истории профессии машинист? Какими профессиональными качествами должен обладать машинист локомотива? Какие медицинские противопоказания есть в вашей будущей профессии?
Почему наше мероприятие названо «Машинист локомотива – профессия на все времена»?
(Ответы обучающихся)
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории выбранной профессии, о профессиональных качествах машиниста и еще раз продумал правильность сделанного выбора.
Для железнодорожного транспорта - высокоразвитой, технически оснащённой отрасли, профессия "Машинист локомотива" останется востребованной ещё долгие годы - до тех пор, пока летательные аппараты будущего повсеместно не вытеснят тепловозы и электровозы. Благодарю всех! Успехов вам!