Загадка. Беседа. Прослушивание аудиозаписи синоптиков (сделана утром в день проведения мероприятия). Беседа. Телеграмма. Заочное путешествие в парк. Стихотворный ряд. Инсценирование «Разговор в парке» (заранее подготовленные дети в масках птиц). Беседа по материалу инсценирования. Рассказ учителя. Демонстрация видов кормушек. Беседа «Заготовка кормов для птиц». Практическая работа «Покормлю птиц». Составление правил поведения в природе. Подведение итогов мероприятия. Демонстрация Красной книги Волгоградской области. Рефлексия. Просмотр фрагмента из видеоэнциклопедии «Птицы». После мероприятия уч-ся под руководством учителя вывешивают кормушки в окрестностях школы и кладут в них корм. (Далее ежедневно подкармливают птиц в парке). | -Послушайте загадку и отгадайте, о каком из зимних месяцев идёт речь? Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица, Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? -Правильно, это месяц – январь. -Зима. Всё белым- бело! На улице трескучий мороз. Январь – самый холодный зимний месяц. -Давайте послушаем сообщение синоптиков. -Как вы думаете, почему многие птицы улетают зимовать в тёплые страны? -Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Раздаётся стук в дверь) -Кто там? Зачитываю текст телеграммы «SOS! SOS! SOS! Спасите нас от смерти! На помощь!» -Кто прислал её? -Чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. -Ребята, хотите помочь им? -Тогда давайте мысленно перенесёмся в зимний парк. Налетели птичьи стаи, Парк в сугробах до ветвей, Вот здесь мы и дождёмся Наших маленьких друзей (почти шёпотом) Зимний парк не спит, а дремлет Серебром унизан весь, Не покинув эту землю Много птиц осталось здесь. -А вот и они! Здравствуйте, птички! Давайте знакомиться! -Ребята, какую же пользу приносят птицы человеку? -А как живётся им зимой? -Что для птиц страшнее: голод или холод? -Правильно. От голода птицы гибнут гораздо чаще. -Можем ли мы помочь птицам? Как? -Настало время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это не печально, очень многие птицы погибают зимой от голода. Поэтому каждая, даже самая несложная, небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в саду, в парке – везде можно повесить для птиц столовую. 1.Кормушку-домик можно сделать со взрослыми (из деревянных дощечек). 2. Из пластиковой бутылки, которую выбрасывают обычно, тоже можно сделать столовую (из пластиковых бутылок). 3. Эта кормушка – из пустых коробок (из-под сока, молока и др.) 4. А кусочки солёного сала можно подвешивать на нитке. -Эти кормушки вы можете сделать самостоятельно. Располагайте их ближе к окну, чтобы можно было незаметно наблюдать за птицами из своей комнаты. -Ребята, а что птицы любят употреблять в пищу? -Заготовку птичьего корма надо начинать с лета. Мы с удовольствием едим арбузы, дыни, а вот семена выбрасываем. А между тем арбузные и дынные семена – хороший корм для птиц. Также и тыквенные. Но их необходимо обязательно измельчить. Семена подсолнечника насыпайте только сырыми! Также любят птицы ягоды рябины. -В нашей местности в некоторых местах растёт это дерево. И не только птицы, но и ребята любят полакомиться, поэтому часто ломают ветки, стараясь достать высокорастущие плоды. -Ребята, если вы захотите попробовать эти ягоды, попросите взрослых сорвать их и не ломайте веток! Вызываю по очереди 1-2 ребят. (Необходимо насыпать разных семян, тыквенные измельчить) -Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и спасли птиц от гибели. -Посмотрите на эти знаки и попробуйте по ним составить правила поведения в природе. 1. Не ломайте ветки рябины и других деревьев! 2. Не разоряйте птичьи гнёзда и столовые! 3. Не стреляйте в птиц из рогатки! -Ребята, назовите зимующих птиц нашего края. -Если вы хотите узнать больше о жизни птиц нашего края, которым грозит опасность исчезновения по вине человека, я хочу предложить «Красную книгу Волгоградской области». (Читаю выразительно стихотворение) Покормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! | Слушают и разгадывают загадку. Отвечают. Прослушивают аудиозаписи сообщения синоптиков о погоде. Отвечают на вопросы. Выступления детей. Воробей Я воробей – славная, умная и осторожная птица. Живу в сёлах, городах, потому что привык жить с людьми. Зимой прячусь от мороза в укромных местечках под крышами домов; в дуплах старых деревьев. Иногда забираюсь в деревянные скворечники, в гнёзда ласточек. И чувствую себя в них хозяином до весны. Зимой мне трудно добывать себе корм, но зато весной и летом я питаюсь вредными насекомыми и приношу пользу сельскому хозяйству. Поползень Меня зовут поползень. Все считают, что я ползаю по деревьям, но это не так. Если вы понаблюдаете за мной, то увидите, что я бегаю, а не ползаю, притом очень ловко. Бегая вверх и вниз по дереву, я то и дело засовываю длинный и острый клюв щелочки, трещинки, отверстия в стволе и вытаскиваю оттуда вредных насекомых и их личинки. Гнездо своё я устраиваю в дуплах. Когда выведутся птенцы, мы их выкармливаем, прилетая с едой по 300-400 раз в день. К зиме я готовлюсь с осени: заготавливаю семена, орехи, жёлуди и прячу их в кладовке в укромном местечке. Я знаю, что зимой мне будет очень трудно: холодно и голодно. А ведь голодным я могу погибнуть и от маленького мороза. Ребята, если вы случайно наткнётесь на мою кладовку, не трогайте её! Свиристель Меня зовут свиристель. Я люблю громко и резко свистеть или кричать. Вот за это меня так и прозвали. У меня задорный хохолок на голове, красивые перья, поэтому, когда я сижу на дереве, люди подходят очень близко ко мне, чтобы лучше рассмотреть. И я не улетаю, потому что доверяю людям – они меня не трогают. Питаюсь я ягодами, очень люблю рябину, но этих деревьев в нашей местности очень мало, и нам не хватает корма. А вот весной мы уничтожаем огромное количество вредных насекомых. Синица Меня зовут синица. Я птица лесная, но зимой прилетаю к жилью людей. И это не от хорошей жизни. Трудно, голодно в лесу зимой. Около человеческого жилья мне легче прожить, прокормиться. Я люблю хлебные крошки, крупу, кусочки несолёного сала. Много моих голодных сестриц и братьев гибнет и даже не от мороза, а от голода. Из 10 птиц доживает до весны только 1или 2. Но если мы переживём зиму, сколько мы уничтожим вредных насекомых, спасая от гибели фруктовые сады. Снегирь Я важный, гордый, большой, красногрудый снегирь. Появляюсь я с первым снегом. За это свойство – появляться с первым снегом – и назвали меня снегирём. Неторопливо перелетаю с дерева на дерево, неторопливо ем. Я люблю ягоды рябины, но выедаю только семена, а мякоть выбрасываю. Кормлюсь также на ясене, на клёне, на высоких травах, поедаю вредных насекомых. Если мы соберёмся в стайку, птиц по пять или шесть, а вокруг белый снег, то получается удивительно красиво. Физминутка Отвечают на вопросы. Рассуждают. Рассматривают кормушки. Насыпают правильно корм. Слушают стихотворение. Просматривают фрагмент. Подвешивают кормушку в парке и насыпают корм. | Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковая. Индивидуальная. Фронтальная. Индивидуальная. Индивидуальная. Фронтальная. Индивидуальная. | Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Личностные: осознание своих возможностей в познании нового и воспитании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в развитии, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – узнают об особенностях поведения о зимующих птиц; знакомится с ролью птиц в жизни человека; Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез). Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают выполнение задания (справились или нет). Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения. Личностные: понимают значение полученных знаний. |