СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Много ли надо мелким пташкам зимой?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данное внеклассное мероприятие целесообразно провести с учащимися 1 класса зимой с целью привития бережного отношения к птицам родного края.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Много ли надо мелким пташкам зимой?"»

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 1 классе по теме «Много ли надо мелким пташкам зимой?»

Учитель: Урлапова Альбина Семёновна

Цели и задачи деятельности учителя

Цель: Развитие интереса к познанию окружающего мира.

Задачи:

1. Дать представление о зимующих птицах; ознакомить с ролью птиц в жизни человека.

2. Научить изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц.

3. Развивать любознательность, наблюдательность.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю.

5. Обучать созданию рассуждения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: различать зимующих птиц родного края. Получат возможность научиться: изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; наблюдать за ролью зимующих птиц в жизни человека.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать задачу внеклассного мероприятия и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла воспитания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

1. Маски для птиц: воробья, поползня, свиристели, синицы, снегиря.

2. Высказывание М.Пришвина.

3. Кормушки из бросового материала.

4. Корм для птиц: семена подсолнечника, арбуза, тыквы, ягоды рябины.

5. Красная книга Волгоградской области.

6. Телеграмма.

7. Магнитофон с аудиозаписью погоды на данный день.

8. Видеоэнциклопедия «Живая природа».

9.Плакаты «Ребята, устройте для птиц столовые!», «Берегите рябину!»

Организационная структура внеклассного мероприятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Эмоциональная, психологичес-

кая и мотивационная подготовка обучащихся к познанию нового материала.

Проверяю готовность обучающихся к мероприятию, озвучиваю тему, цель и задачи,

создаю эмоциональный настрой.


Слушают и обсуждают тему внеклассного мероприятия.

Фронтальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание познавать новое; положительно отзываются о школе; стремятся участвовать в делах охраны природы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Постановка цели и задач мероприятия.

Работа с таблицей-высказыванием М.Пришвина.

Прочитайте слова М.Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».

-Что же значит охранять Родину?

-Сегодня у нас очень интересное занятие на тему: «Как помочь птицам зимой?»

-Прошу вас быть внимательными, и тогда вы узнаете много интересного из жизни птиц и научитесь некоторым мероприятиям по их охране.

Читают вслух.









Отвечают на вопрос.


Иллюстративный

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

логические – извлекают необходимую информацию из высказывания М.Пришвина.


Загадка.











Беседа.








Прослушивание аудиозаписи синоптиков (сделана утром в день проведения мероприятия).


Беседа.







Телеграмма.








Заочное путешествие в парк.



Стихотворный ряд.











Инсценирование «Разговор в парке» (заранее подготовленные дети в масках птиц).














































































































Беседа по материалу инсценирования.









Рассказ учителя.












Демонстрация видов кормушек.





















Беседа «Заготовка кормов для птиц».


























Практическая работа «Покормлю птиц».





Составление правил поведения в природе.












Подведение итогов мероприятия.




Демонстрация Красной книги Волгоградской области.



Рефлексия.
















Просмотр фрагмента из видеоэнциклопедии «Птицы».


После мероприятия уч-ся под руководством учителя вывешивают кормушки в окрестностях школы и кладут в них корм. (Далее ежедневно подкармливают птиц в парке).


-Послушайте загадку и отгадайте, о каком из зимних месяцев идёт речь?


Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это?

-Правильно, это месяц – январь.

-Зима. Всё белым- бело! На улице трескучий мороз. Январь – самый холодный зимний месяц.


-Давайте послушаем сообщение синоптиков.






-Как вы думаете, почему многие птицы улетают зимовать в тёплые страны?

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

(Раздаётся стук в дверь)

-Кто там?

Зачитываю текст телеграммы

«SOS! SOS! SOS! Спасите нас от смерти! На помощь!»

-Кто прислал её?

-Чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.

-Ребята, хотите помочь им?

-Тогда давайте мысленно перенесёмся в зимний парк.




Налетели птичьи стаи,

Парк в сугробах до ветвей,

Вот здесь мы и дождёмся

Наших маленьких друзей

(почти шёпотом)

Зимний парк не спит, а дремлет

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.



-А вот и они! Здравствуйте, птички! Давайте знакомиться!

















































































































-Ребята, какую же пользу приносят птицы человеку?

-А как живётся им зимой?

-Что для птиц страшнее: голод или холод?

-Правильно. От голода птицы гибнут гораздо чаще.

-Можем ли мы помочь птицам? Как?



-Настало время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это не печально, очень многие птицы погибают зимой от голода. Поэтому каждая, даже самая несложная, небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в саду, в парке – везде можно повесить для птиц столовую.


1.Кормушку-домик можно сделать со взрослыми (из деревянных дощечек).

2. Из пластиковой бутылки, которую выбрасывают обычно, тоже можно сделать столовую (из пластиковых бутылок).

3. Эта кормушка – из пустых коробок (из-под сока, молока и др.)

4. А кусочки солёного сала можно подвешивать на нитке.

-Эти кормушки вы можете сделать самостоятельно. Располагайте их ближе к окну, чтобы можно было незаметно наблюдать за птицами из своей комнаты.



-Ребята, а что птицы любят употреблять в пищу?

-Заготовку птичьего корма надо начинать с лета. Мы с удовольствием едим арбузы, дыни, а вот семена выбрасываем. А между тем арбузные и дынные семена – хороший корм для птиц. Также и тыквенные. Но их необходимо обязательно измельчить. Семена подсолнечника насыпайте только сырыми! Также любят птицы ягоды рябины.


-В нашей местности в некоторых местах растёт это дерево. И не только птицы, но и ребята любят полакомиться, поэтому часто ломают ветки, стараясь достать высокорастущие плоды.

-Ребята, если вы захотите попробовать эти ягоды, попросите взрослых сорвать их и не ломайте веток!


Вызываю по очереди 1-2 ребят. (Необходимо насыпать разных семян, тыквенные измельчить)

-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и спасли птиц от гибели.


-Посмотрите на эти знаки и попробуйте по ним составить правила поведения в природе.

1. Не ломайте ветки рябины и других деревьев!

2. Не разоряйте птичьи гнёзда и столовые!

3. Не стреляйте в птиц из рогатки!






-Ребята, назовите зимующих птиц нашего края.



-Если вы хотите узнать больше о жизни птиц нашего края, которым грозит опасность исчезновения по вине человека, я хочу предложить «Красную книгу Волгоградской области».


(Читаю выразительно стихотворение)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!








Слушают и разгадывают загадку.










Отвечают.







Прослушивают аудиозаписи сообщения синоптиков о погоде.




Отвечают на вопросы.
































Выступления детей. Воробей

Я воробей – славная, умная и осторожная птица. Живу в сёлах, городах, потому что привык жить с людьми. Зимой прячусь от мороза в укромных местечках под крышами домов; в дуплах старых деревьев. Иногда забираюсь в деревянные скворечники, в гнёзда ласточек. И чувствую себя в них хозяином до весны. Зимой мне трудно добывать себе корм, но зато весной и летом я питаюсь вредными насекомыми и приношу пользу сельскому хозяйству.

Поползень

Меня зовут поползень. Все считают, что я ползаю по деревьям, но это не так. Если вы понаблюдаете за мной, то увидите, что я бегаю, а не ползаю, притом очень ловко. Бегая вверх и вниз по дереву, я то и дело засовываю длинный и острый клюв щелочки, трещинки, отверстия в стволе и вытаскиваю оттуда вредных насекомых и их личинки. Гнездо своё я устраиваю в дуплах. Когда выведутся птенцы, мы их выкармливаем, прилетая с едой по 300-400 раз в день. К зиме я готовлюсь с осени: заготавливаю семена, орехи, жёлуди и прячу их в кладовке в укромном местечке. Я знаю, что зимой мне будет очень трудно: холодно и голодно. А ведь голодным я могу погибнуть и от маленького мороза. Ребята, если вы случайно наткнётесь на мою кладовку, не трогайте её!

Свиристель

Меня зовут свиристель. Я люблю громко и резко свистеть или кричать. Вот за это меня так и прозвали. У меня задорный хохолок на голове, красивые перья, поэтому, когда я сижу на дереве, люди подходят очень близко ко мне, чтобы лучше рассмотреть. И я не улетаю, потому что доверяю людям – они меня не трогают. Питаюсь я ягодами, очень люблю рябину, но этих деревьев в нашей местности очень мало, и нам не хватает корма. А вот весной мы уничтожаем огромное количество вредных насекомых.


Синица

Меня зовут синица. Я птица лесная, но зимой прилетаю к жилью людей. И это не от хорошей жизни. Трудно, голодно в лесу зимой. Около человеческого жилья мне легче прожить, прокормиться. Я люблю хлебные крошки, крупу, кусочки несолёного сала. Много моих голодных сестриц и братьев гибнет и даже не от мороза, а от голода. Из 10 птиц доживает до весны только 1или 2. Но если мы переживём зиму, сколько мы уничтожим вредных насекомых, спасая от гибели фруктовые сады.

Снегирь

Я важный, гордый, большой, красногрудый снегирь. Появляюсь я с первым снегом. За это свойство – появляться с первым снегом – и назвали меня снегирём. Неторопливо перелетаю с дерева на дерево, неторопливо ем. Я люблю ягоды рябины, но выедаю только семена, а мякоть выбрасываю. Кормлюсь также на ясене, на клёне, на высоких травах, поедаю вредных насекомых. Если мы соберёмся в стайку, птиц по пять или шесть, а вокруг белый снег, то получается удивительно красиво.


Физминутка


Отвечают на вопросы.


Рассуждают.









Рассматривают кормушки.






































Насыпают правильно корм.



















































Слушают стихотворение.























Просматривают фрагмент.





Подвешивают кормушку в парке и насыпают корм.





Объяснительно-иллюстративный.


Частично-поисковая.





















Индивидуальная.

Фронтальная.






Индивидуальная.




Индивидуальная. Фронтальная.



















Индивидуальная.


Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.




Личностные:

Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.











Познавательные:

общеучебные

осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;









Коммуникативные:

обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.





Личностные: осознание своих возможностей в познании нового и воспитании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в развитии, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.







Познавательные:

общеучебные – узнают об особенностях поведения о зимующих птиц; знакомится с ролью птиц в жизни человека;


























































































Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез).









Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.















Регулятивные:

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

оценивают выполнение задания (справились или нет).





















Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения.

























Личностные:

понимают значение полученных знаний.


Используемая литература

  1. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. – М.: 5 за знания, 2005. – С. 151- 156.

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл. экология: Экология. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; 1999 – С. 203.

  3. Газета «Педагогическое творчество» №3, 2001 г.

  4. Николаенкова Е.И. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по природоведению. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 96 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!