СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Нет на свете оружия сильнее слова"(Лексический турнир)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Нет оружия сильнее слова" по теме "Лексика".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Нет на свете оружия сильнее слова"(Лексический турнир)»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Нет на свете оружия сильнее слова» .

Цели урока:

Образовательные:

-повторить изученное в 5 классе по теме “Лексика”;

-способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам --лексики, закрепить материал, изученный в 6 классе;

-повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы; устаревшие слова, неологизмы, историзмы.

Развивающие:

-совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся;

-развивать интерес к русскому языку; указать на взаимосвязь русского языка и литературы (метапредметный подход):

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, коммуникативности, сотрудничества.



Оборудование: раздаточный материал, рисунки, газета «Лексика в рисунках» . толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, школьный толковый словарик.

Тип урока – урок отработки умений и рефлексии .

Форма урока: Урок –игра (лексический турнир)

Ход мероприятия:



Нет на свете оружия сильнее слова

К. Станиславский.



Слайд 1

Учитель:

Сегодня мы участвуем не в простом турнире. а в лексическом. Мы будем повторять изученное и соревноваться, кто лучше и больше знает по теме «Лексика». Представляем две команды: «Точки» и «Запятые», которые участвуют в турнире.

Капитаны представляют свои команды

1 Команда «Точка»

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

2 Команда «Запятая»

Приведет к победе нас святая

Прекрасная королева Запятая.

Слайд 2

Лексика изучается в особом разделе- лексикологии. Поэтому вспомним,

Что мы знаем об этой науке?

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный состав.

Учитель: Что обозначает слово турнир?

В толковом словаре С.И. Ожегова дается лексическое значение слова.

Турнир, турнира, муж. (нем. Turnier с франц.).

1. Средневековое рыцарское военное состязание (ист.). 

2. Состязание в какой-нибудь игре. Шахматный турнир.

| Вообще состязание в чем-нибудь, спор (разг.). 

Слайд 3 «Опросик»

Разминка Закончить предложение

Все слова в языке образуют его словарный запас, или …. .

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются .

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … .

Слова, помимо прямого значения, могут иметь .


Учитель: Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение.

Угадайте  слово по его лексическому значению

Задание1: «Заморочки из бочки»

Команды по очереди из бочонка вытаскивают листочки с заданием .




1 к.  Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания Термос

2 к. Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость Старт

1 к.  Красная строка, отступ в начале строки Абзац

2 к. Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине Патриот.

1 к. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой Акваланг

2 к. Дословная выдержка из какого-либо текста Цитата.

1 к. Морские или речные травы Водоросли




2



1




2


1



2


1



2



1



2


1



2

Подставка, на которой помещается подрамник с холстом

Декоративная ваза для маскировки цветочного горшка

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов

Особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся

заслуги.

Памятный подарок.

Растительный мир


Хищное животное из семейства кошачьих, или один из видов бега.

Первое представление спектакля, фильма


Запас слов и выражений человека.

Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенная короткой рукояткой


Количество экземпляров выпущенных книг

Мольберт


Кашпо



Маяк


Орден


Сувенир

Флора



Рысь


Премьера


Лексикон


Гантели


Тираж


Учитель: Многозначность слова является одним свойств, свидетельствующее о богатстве, яркости и выразительности русского языка.

Задание 2

Найти рисунок с изображением многозначного слова.


Задание 3  Напомните, пожалуйста, ребята, когда слово приобретает переносное значение?


Слайд 4

Игра «Что лишнее» ( кто быстрее ответит?)





Задание 4 «Юный художник». Составить рассказ по картинкам (рисовали учащиеся)
-Что значит выражение молоко убежало?

-Что значит выражение повесить на солнышке?

Задание 5 Литературная пауза

Домашнее задание команды «Точка». Мини сценка по рассказу Б. Рябинина «Веселый разговор»

-Папа,можно я заведу собаку?-спросил Гриша.
-Пожалуйста.
«Разрешил!-удивился Гриша.-А раньше никогда не разрешал.Значит,сегодня он добрый».
-А если я хочу завести кошку?
-Что ж,можно и кошку,-согласился отец и взял газету.
«Ну и дела!И кошку можно.Просто чудеса»
-И...и кролика тоже можно завести?
-Если тебе хочется,заведи и кролика.
Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Все-все разрешает!Что бы еще попросить?»
-А утку можно завести?Здесь,в этой комнате...утку?!
-Можно,можно.Заводи кого хочешь.Хоть слона,-сказал отец и придвинул Грише ящик.А в ящике лежали собака и кошка,кролик,утка и даже слон.Их всех можно было завести ... ключом.
(Б.Рябинин.Веселый разговор.)
-О чем просил Гриша отца?Как мальчик понимал значение слова завести?Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?Попробуйте составить подобный рассказ ?

Вопросы команде «Запятая»:

-Как мальчик понял значение слова завести? Почему он так быстро получил разрешение отца?

Задание 6 « Загадочная буква»

Лексика дружит с орфографией

Слайд 5

Что вы учитываете при выборе пропущенных орфограмм?

Сп…сать текст, не сп…шить при списывании

Зап…вать песню, зап…вать водой, скр…пить листочки, скр…петь от ветра, пос…деть от старости, пос…деть на лавочке

Слайд 6 Взаимопроверка

Учитель: Повторим, что такое синонимы?

Задание 7 Слайд 7

Конкурс «ПЕРЕВОДЧИК»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами.

Врач прописал пациенту пилюли.

Злая метель засыпала дорожки

Доктор выписал больному таблетки.

Разъярённая вьюга замела тропинки

Задание 8

Конкурс капитанов

Соедини синонимы

Собака- путь

Печаль- ложь

Дорога- войско

Неправда- грусть

Армия- пламя

Огонь- буран

Метель- пес

Автомобиль- машин


Слайд 8 Проверка


Собака- пес

Печаль-грусть

Дорога-путь

Неправда-ложь

Армия-войско

Огонь-пламя

Метель-буран

Автомобиль-машина


Задание 9

Слайд 9 Рассмотреть рисунок и назвать антонимы.

Задание 10

Слайды 10 , 11. Назвать омонимы.

Литературная пауза

Задание 10. Домашнее задание команды «Запятая». Мини сценка по рассказу И. Сладкова «Овсянка»

 Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
      - А у меня дома овсянка!
      - Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
      - Люблю я овсянку! - добавил Сашка.
      - И я люблю! - сказал Матвей.
      - Она желтая, красивая такая!
      - И вкусная, особенно с молоком!
      - Как это вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.
      - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
      - Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.
      - Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.
      - Про какую овсянку? 
      - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
      - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. 
      - Как песни пела?! - изумился Матвей. - Каша?
      - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать!
      - Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне - мою овсянку кушать!
      И они побежали.

Вопрос команде «Точка»: Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Слайд 12 Домашнее задание. Продолжить сказку , используя синонимы. антонимы, омонимы.

Учитель: Как называются слова, которые входят в русский язык из других языков? (заимствованные)

Как называются слова, которые появляются в языке в связи с развитием науки, техники, общественной жизни? (неологизмы)

А те слова, которые выходят из общего употребления? (устаревшие)

Учитель:

Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов.

Задание 12

Найдите и запишите устаревшие слова из сказки. ( кто быстрее ответит?)

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Кокошник у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

Ученики: - Зачитывают записанные слова (армяк, кушак, кокошник, барышник).

Учитель: – Что это за слова – историзмы или архаизмы?

Ученики: - Это историзмы.

Учитель: – Что они обозначают?

Ученики: Армяк - в старину у крестьян : кафтан из толстого сукна.

Кушак- пояс, обычно широкий, матерчатый.

Кокошник – Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Барышник – 1. То же, что перекупщик. 2. Торговец лошадьми.



Продолжаем турнир.

Задание 13 «Физическая разминка»

Встаньте прямо. Расправьте рамена(плечи). Вытяните выю(шею). Похлопайте веждами (веками). Потрите дланью(ладонью) чело (лоб). Поднимите десницу(правую руку), а теперь шуйцу (левую)

Учитель: – Что это за слова – историзмы или архаизмы?

Ученики: - Это архаизмы.

Задание 14

Вопросы-шутки. Какое языковое явление «спрятано» в этих вопросах?

Дайте правильный ответ.

1.Какую строчку не может прочесть ни один ученый?( строчка – «шов на поверхности ткани)

2. Всякий ли пар способен подниматься кверху? пар – «поле, оставленное на лето незасеянным»;

3.Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? .нота – «дипломатическое обращение одного правительства к другому»;

4.У каких башмаков нет каблуков? башмаки – «приспособление для торможения (на железной дороге)»;

5. Какое крыло никогда не латает? крыло – «часть здания, автомобиля»;

6. Какой город летает? Орел – город;

7. Какое государство носят на головне? Панама – государство

  1. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

Слайд 13 Подведем итоги.

Слайд 14 Рефлексия

Составить телеграмму о том, как работалось сегодня на уроке.



Учитель: Молодцы! Все команды отлично справились с заданиями. Подводим итоги и награждаем победителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!