СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение работать  в коллективе;  Воспитывать любовь к русскому языку, к родной речи;

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Парные звонкие и глухие согласные звуки.»



Тема: Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова




1. Разучивание рифмовки.




Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!




2. Разгадывание загадок.

Найдите в словах загадки «сомнительные» согласные». Выпишите их и напишите проверочное слово.




а) Я и круглый, я и гладкий, б) На ушах его серёжки,

И на вкус приятно сладкий. А на ножках есть сапожки.

Знает каждый карапуз, На головке гребешок.

Что меня зовут … . Вот какой наш … .

(Арбуз.) (Петушок.)




в) Кто сидит на крепкой ножке г) Я и горький, я и сладкий,

В бурых листьях у дорожки? К солнцу я тянусь из грядки.

Встала шапка из травы - Малышам полезный друг,

Нет под шапкой головы. А зовусь я просто … .

(Гриб.) (Лук.)




д) Плывёт пароход, е) Сладкие крошки

То взад, то вперёд, На короткой ножке.

А за ним такая гладь - Кто проходит близко,

Ни морщинки не видать. Кланяется низко.

(Утюг.) (Земляника.)




3. Метаграммы.

а) С глухим согласным наливаюсь в поле, б) С глухим траву она срезает,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. Со звонким и листочки объедает.

(Колос – голос.) (Коса – коза.)

в) С глухим согласным мы его читаем, г) Со звонкой на конце он значит

Со звонким – в нём мы обитаем. Примерно то же, что «не стар».

(Том – дом.) С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.

(Молод – молот.)




д) С глухим шипящим я числительное, е) С глухим шипящим кругл, как мячик.

Со звонким – имя существительное. Со звонким – как огонь горячий.

(Шесть – жесть.) (Шар – жар.)




ж) Со звонким – много времени пройдёт, з) Со звонким – я цветов царица.

С глухим – он ест мышей и песенки поёт. С глухим – лишь капелька водицы.

(Год – кот.) ( Роза – роса.)




4. Игра «Цветик – семицветик».




На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевины прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.




Каждая команда получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Слова для записи на лепестках: бро...ь, гри.., яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.., гу..ки, фла..ки, ро.., бере..ка, голу..ь, зу.., хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го.. .




5. Игра «Подумай – объясни!»




В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой. Как же в выделенных словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выигрывает тот, кто первым ответит на этот вопрос.




Не тот хорош

Кто лицом пригож,

А тот хорош,

Кто для дела гож.

Дружно –

Не грузно,

А врозь –

Хоть брось.




- Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко.

Будто мёдом налилось,

Видно семечки насквозь!




Потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь

И как начал, как начал реветь!







разовательные:

  1. Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными в корне слова; познакомить со способом проверки написания слов с непроизносимыми согласными подбором однокоренных слов.

  2. Повторитьправописание слов с парными звонкими и глухими согласными и способом их проверки, словарных слов с непроизносимыми согласными, состав слова.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование понятийно-логического и образно- чувственного мышления обучающихся.

  2. Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект и креативность, внимание, память.

  3. Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

Воспитательная:

  1. Воспитывать истинных граждан и настоящих патриотов своей страны. Прививать интерес и любовь к русскому слову.

Социальные:

  1. Организовывать межличностное взаимодействие детей с детьми и детей с учителем,

  2. Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

ТИП УРОКА: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения урока: комбинированный (с элементами игр)

Оборудование: Учебник “Русский язык” 2 часть для 3класса, авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, рабочие тетради, магнитофон, фонограмма с классической мелодией, конверты с программой урока, листом самоконтроля и настроения, пиктограммы звуков, схемы – опоры, памятка “Как пользоваться правилом”, “кузовок Даля”, словарные слова, творческая работа, лист штрафных очков, сигнальные карточки с парными согласными, каточки со словами.

Ход урока

1. Организационный момент. (1-2мин.) Физкультминутка “Создай в себе Солнце”.

У. Прошу всех встать и повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперёд ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. Пожелайте всем счастья, любви, удачи, добродетели. Так человек творит в себе Солнце.

Это сделали только что и вы. Теперь вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям.

Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Тихонько сядьте и про себя прочтите предложение...

Я люблю русский язык!

- Кто продолжит мысль, начиная с этого предложения?…

Д. (Мне нравится открывать его тайны! Я – русский, значит должен знать язык своего народа. Как здорово было бы, если бы все разговаривали на русском языке)

У. Вот теперь вы настроены на позитив. Какой раздел русского языка мы изучаем? (СЛОВО)

- Слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лёд.

Мы открыли тайны состава слова, новые орфограммы в словах и между словами..

И сегодня мы продолжаем работать над словом и орфограммами в словах, нас ожидает “капризная” новая “Тема”, вы будете и принцессами, и исследователями,

вас ожидают интересные игры. А вот программа нашего урока Грамматического царства, Орфографического государства: (в картинках на доске). Учитель озвучивает этапы урока. Просит достать из конверта лист самоконтроля и листок настроения.

Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

Начинаем работать. Бережём время.

2. Чистописание. (5 мин) (Проводят дети)

1). Работа с образцами строчных букв с последующим повторением пройденного и актуализацией темы:

У. Старшая принцесса Орфографического государства – Орфограмма нам знакома, Она одна из трёх сестёр-орфограмм, а какая она, вы сейчас узнаете.

Встречайте её! (Выходит девочка в короне с надписью орфограммы)

На доске строчные: б в г д з ж п ф к т с ш

Д. Прочитайте эти буквы. Что у них общего? (Все согласные, все они буквы - орфограммы).

А что разного? (Они обозначают звуки - парные звонкие и глухие согласные).

Да, я принцесса – покровительница этих букв.

- А какие звуки обозначаются этими буквами, найдите пиктограммы, соотнесите с буквами.

- Каждой строке букв, дети у доски соотносят пиктограмму звука.

- Как проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова? Вспомните. (Ответы)

- На доске появляется по ходу ответов схема – опора (делает учитель):

Учитель воспроизводит опору-схему способов проверки парных согласных звуков на доске по ходу ответов детей Принцессе-Орфограмме.

Проверяемое слово - проверочное слово

Сад – садик Сад – сады

Д. Проверим на деле, как вы меня помните!

Приведите примеры и “положите” проверяемое слово и проверочное слово в кузовок Даля. (Дети говорят слова, если замешкались - штрафной засчитывается ряду - чёрная палочка на белом листе или кружок).

- Теперь аккуратно и красиво запишите моих подданных дважды. (Садится писать сама)

У. Перед письмом разогреем мышцы рук.

2).Физминутка “ЗДРАВСТВУЙТЕ”. (Проводит физорг класса) (1мин)

Сядьте, прогнув спину, соединив ладони перед собой.

Здравствуй, папа! (Движения начинаем с больших пальцев)

Здравствуй, мама! (Указательными)

Здравствуй, школа! (Средними)

Здравствуйте, гости! (Безымянными)

Здравствуйте, это я! (Мизинцем)

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! (Руки в замок, сжимая и разжимая 3 раза)

Разогрейте ладошки, потирая их.

Сядьте правильно, проверьте наклон тетради, как держите ручку, минута чистописания и музыкальной паузы

У. Предлагаю игру “молчанку”, чтобы все смогли участвовать, а я увидеть, все ли вы помните изученную орфограмму

Приготовьте сигнальные карточки, внимательно слушайте слова, проверяйте их, а потом подавайте сигнал. Соревнуемся по рядам, не получайте штрафные.

Слова: цвет, овраг, дуб, луг, рукав, сугроб, шалаш.

3). Письмо букв в тетради. (Выходит средняя принцесса - сестра Орфограмма.)

Д. Сегодня я у вас впервые. Я – ваша тайна на сегодняшнем уроке. Вам предстоит меня открыть. (Показывает на знак вопроса на схеме – опоре)

- А теперь внимательно посмотрите на мой ряд букв:

Вдлт й Влтд й Втдл й В…

- Определите порядок следования букв в этой цепочке.(Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы – первая из них становится последней, а между ними “й” строчная.)

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Они не случайно вместе.

- Пишите их чисто, ровно и красиво,

Всем окружающим на диво!

(Садится сама писать).

У. А кто уже догадался для чего именно эти буквы сегодня здесь и вторая неизвестная нам принцесса их опекает. (Это значит, что эти буквы пригодятся для открытия новой темы.)

У. Ребята, кто написал, не забудьте поставить себе отметку или оценку в листе самоконтроля за чистописание.

3. Словарно-орфографическая работа. (3 мин)

У. Ребята, а сейчас у нас в гостях Словарь.

Прошу к доске. (Выходит ученик в цилиндре)

Д. Я приготовил на сегодня мало словарных слов. связанных с этими буквами-орфограммами, которые нельзя никак проверить, а только запомнить.

Но вы знаете, какой я коварный. Я спрятал эти слова в классе. Они над вами.

Попробуйте их найдите, прочитайте. (Дети читают на потолке, стене слева и справа, сзади, говорят вслух). На доске появляются слова:

Лестница, чувство, праздник, пожалуйста.

У них есть своя история. В этимологическом словаре есть объяснение этих слов.

(Словарь даёт объяснение словам с точки зрения этимологии слов и подчёркивает орфограмму красным мелом на листке на доске).

Лестница. В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов , как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое т в существительном лестница - это остаток суффикса тв(а).

Праздник. Слово из старославянского языка от слова праздънъ (праздничный) – день не занятый делами. Porzdьnъ (порожний – исконно-русское). Проверочное празден – от старославянского.

Чувство. Заимствовано из старославянского языка. Чувство –от чувъ (способность чувствовать). Суффикс образован –в- (сравним нрав, гнев). От чути - чувствовать, слышать, ощущать, познавать. Смотри чу! (буквально – Ты слышал). Чуть – чутьё – чувствовать.

Пожалуйста – от старинного жаловать, пожаловать, пожалуй - это значит даровать, подарить, пожертвовать тем, кто просит, жалуюсь и уважительно прошу, прошу 100 раз.

Словарь: - Прочитайте ещё раз эти слова, что вы заметили в произношении и правописании этих слов?

- Все ли согласные звуки в этих словах хорошо слышатся? (НЕТ. Есть буквы, которые пишутся, а звук не произносятся.) Это особенные слова.

- Назовите хором буквы, которые пишутся в этих словарных словах, а не слышатся? (т,д,в,й)

Эти буквы вы писали в чистописании? (Да.)

- Напишите красиво и аккуратно эти слова и запомните, их правописание проверить нельзя. Подчеркните буквы-орфограммы скрытые в этих словах. (Садится писать сам).

У. Ребята, в словарной работе вы обратили внимание, что

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

Такие слова подобрал для вас словарь не случайно.

У. Ребята, кто написал, не забудьте поставить себе отметку или оценку в листе самоконтроля за словарную работу.

4. Актуализация знаний и постановка проблемы. (2-3 мин)

На доске написаны слова:

здравствуй

звёздный,

солнце

радостный

У. Прочитайте вслух написанные на доске слова. Все ли согласные произносятся и слышатся в этих словах? (Нет).Назовите их(в, д,л,т).

У. А почему всё-таки не все согласные произносятся в словах и исчезают при произношении? (Ответы детей. Их много стоит рядом и трудно прочитать..)

5. Изучение нового материала. (5-7 мин)

У. Да, в русских середине слова имеется 3 согласных подряд или больше, их очень трудно читать, вот и упрощается их произношение. А написание упрощать нельзя. Ещё это называется стечением согласных. Запомните.

- Таких слов в русском языке немало, где буква пишется, а звук не слышится, потому что не произносится.

У. Как же называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ согласные. Это и есть новая орфограмма.

Это и есть тема нашего урока.

(Открыть схему – опору, попросить детей сформулировать учебную задачу)

Так чему мы будем учиться на этом уроке? (Учиться писать слова с этой орфограммой, находить их, распознавать, проверять, писать, познакомиться с правилом… и т.д.)

У. Да, написание таких согласных надо проверять. А как?

Нам нужно вывести алгоритм работы с этой новой орфограммой - непроизносимой согласной в корне слова.

Может есть способ проверки этих согласных. Давайте понаблюдаем.

Как это сделать?

Вновь игру я продолжаю, вас исследователями стать приглашаю!

У. Перечислите согласные, которые в этом ряде слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся. (в, д, л ,т)?

У. Попробуем подобрать проверочные слова к написанным на доске:

здравствуй – здраве

солнце – солышко

радостный – радость

У. Как проверить такие согласные, кто догадался, используя алгоритм предыдущей орфограммы?

Д.Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л ,т, надо подобрать проверочные

слова, в которых эти звуки произносятся. Важно, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

( Раздать памятки “Как пользоваться правилом”)

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков?

(Например, лесной – звуки [сн], честный – звуки [сн].

2. Проверь, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.

Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной

Честный – честь, чести.. Появился звук [т].

Пишем честный.

3. Напиши слово, обозначь орфограмму.

Честный – честь, чести.

Теперь посмотрите, как надо оформлять на письме эти буквы – орфограммы.

Учитель или ученик делает это на доске. Алгоритм вывели, можно работать в тетради.

Теперь запишите вы эту группу слов в тетрадь, выделяя новую орфограмму.

6. Первичное закрепление новых знаний в проговаривании.(3мин)

Работа по учебнику с. 24 упр. 48.

При необходимости учитель может предложить детям свой план рассуждения по памятке или вопросам:

  1. Что такое стечение согласных?

  2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

  3. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

  4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

7. Физкультминутка. (1-2 мин)

У. Я буду говорить слова на разные правила. Если я скажу слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд, как бы соглашаясь. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете движение руками, поднятыми вверх волнообразные движения, как бы отрицая.

Слова: снег, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свекла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш, известный.

8. Работа в парах. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. (5 мин)

- Сейчас вы будете работать в парах самостоятельно. Для каждой пары есть задание в учебнике с. 24,упр.49.

- Подумайте и скажите, что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в написании согласной? (Ответы детей. Используйте памятку, если кому-то трудно)

Не забудьте поставить соседу отметку в лист самоконтроля.

9. Закрепление нового материала. Выполнение тренировочных упражнений. (3 мин)

Игра “молчанка” с веером букв.

1 группа слов счас.ливый, здра.ствуй, сер.це.

2 группа слов доблес.ный, поз.ний, извес.ный.

3 группа слов ярос.ный, поз.но, чес.ный

4 группа слов мес.ный, грус.ный, со.нце

5 группа слов капус.ный, ус.ный, окрес.ный

6 группа слов бессовес.ный, прихвас.нуть, завис.ливый

Запишите в тетради свои слова с проверочными словами (по вариантам на карточках).

10. Творческая работа. (5 мин)

- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через одну-две минуты первые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроизносимые согласные.

честный поступок

радостное событие

счастливая находка

грустный вид

яростный ветер

ненастная погода

устный ответ

известный исполнитель

поздний час


Какое из написанных слов является лишним? Подчеркните орфограммы, объясните.

Справка. Лишнее слово поздний. В нём непроизносимая согласная д, а в остальных словах непроизносимая согласная т.

Как можно проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Обратимся к памятке, если трудно кому-то.

11. Итог. (3 мин-5 мин)

Общий вывод по изучению и первичному закреплению нового знания:

- Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок?

1. Знать правило.

2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать, есть ли непроизносимый согласный или нет.

3. Уметь обращаться со словарём.

4. Какие согласные мы пишем, но не слышим? Непроизносимые.

Итог деятельности обучающихся.

1.Самый лучший ряд, набравший меньше всего штрафных 1, 2, 3? Назвать фамилии, кто хорошо отвечал.

2.Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке по плану?

Проверьте, кто не успел поставить отметку или оценку, сделайте, вложите в тетрадь и сдайте для отметки учителя.

12. Домашнее задание (1 мин)

С. 25.Упр. 51 прокомментировать

БЛАГОДАРЮ за работу на уроке всех!

Внеклассное мероприятие в 3-м классе по теме: “К добру дорогу выбирай” (Приложение)


К В Н в 3 классе

(внеклассное занятие по русскому языку)


Тема: «Парные глухие и звонкие согласные».


Цель: Закрепить знания детей по данной теме;

Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение работать 

в коллективе; 

Воспитывать любовь к русскому языку, к родной речи;


Оборудование: карточки с заданиями, загадки, предметные картинки.

Ход мероприятия:

(участвуют две команды).


  1. Разминка команд. 



- Отгадайте загадку и назовите в отгадке парные согласные.


З а г а д к и:


1.Если лапы вместо рук,

Если самый верный друг,

Если забияка, значит друг… (собака).


2.Пушистей игрушки,

Помягче подушки,

Но все же ребенок-

Веселый … (котенок).


3.Где цыплятки? Ко-ко-ко,

Возвращайтесь с улицы.

Разве можно, ко-ко-ко,

Беспокоить … ( курицу).


4.-К маме! к маме! Завтрак скоро!

Мойте клювики и пух.-

Кукарекал строго-строго

Деткам маленький … (петух).


5.Дома, в поле, на дороге-

Это мастер на все ноги.

И, когда порой несладко,

- Иго-го кричит … ( лошадка).


6.Солнце всходит, слышно: МУ.

Как не стыдно пастуху?

Рано утром в полшестого 

Хочет спать еще …(корова).


7.Такая малышка у мышки нора,

Что чуть не застряла в ней лапа … (кота).


8.Но эта вот норка совсем не малышка,

Когда пролезает не кошка, а … (мышка).


9.Завизжал от счастья,

Вертится у ног-

Бедненький, соскучился без меня … (щенок).


10.Го-го-го, го-го-го,

Шею видно далеко.

Все смотрите, я, клянусь,

На деревне первый … (гусь).


11.Утром хрюкает ребенок:

- мама, кто я? … (поросенок).


12.Завиточки и колечки

Без начала, без конца.

- Бе-е-е, - заблеяли овечки,

Мама нам нужна … (овца).


13.Сын прижался к маме : бе-е-е.

Нет, милей и краше,

Самый сладкий на земле

Мамин сын … (барашек).


14.Даже кошке во дворе

Очень грозно скажет: ме-е-е.

Не боится никого, никогда.

Потому что есть рога у … (козла).


15.В доме кончилась вода,

Но послышалось : и-а.

Помахал веселый хвостик.

За водой поедет … (ослик).


16.Не знает теленок,

Что будет потом.

Кем вырастет он?

Подскажите … (быком).


17.Хвост, как веер.

Гордый взгляд.

Не одежда, а наряд.

Пусть завидуют вокруг.

Птица важная … (индюк).


18.Целый день у моста:

- кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Нет покоя ни минутки.

Перестаньте крякать …(утки).



  1. Конкурс капитанов. (задание на карточках).



  1. «Докажите».



- Запишите слова в столбик в таком порядке:

Сначала проверочное, а потом проверяемое.


(учитель диктует, дети записывают слова в том порядке, который был в задании).


круг

плот

груз

луг

плод

шарф

зуб

нож

взрыв

сосед


4. «Кто вперед и правильно?»


- Вставьте пропущенные буквы:




Ж . л у нас с бабу . кой чиж . . Гру . ка него была пуш . стая. Такой милу . ка! Он ч . сто с . дел на . ко . ке и пел.


5.«Отгадай».

- Напишите отгадки вместе с проверочными словами:


Берега зеленые, 

Вода красная,

Рыбки черные. АРБУЗ.


Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпу в доску влезу,

А по мне все стук, да стук. ГВОЗДЬ.


Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. ГРИБ.


За тобою он плетется,

Хоть на месте остается. СЛЕД.


Зимою в поле лежал,

Весною в поле побежал. СНЕГ.


П о э т и ч е с к а я п а у з а.

(стихи о парных глухих и звонких согласных).


  1. Орфограмма, орфограмма, ты опасна и мудра!


Сколько хитростей готовишь ребятишкам ты с утра:

Парная согласная встречается везде,

Может и в середине, может и в конце.

Если пруТ, меняем пруТИк,

Если пруД, тогда пруДЫ.

Если спутаешь немного,

Гуся пруДом не гони.

В маСке, лаСке и коляСке

Непременно С пиши.

Если маЗка, значит маЗать,

Ну, а лаЗка, значит лаЗить.

А нам надо маСочку

Или же коляСочку.

То есть, после парной буквы

Надо гласную менять,

А для этого нам надо

Просто слово изменять.


2.-Где растет морковь?


  • На грядках.


  • Буквы пишут где?


  • В тетрадках.


  • Чистим что мы?


  • Чистим зубки.


  • Одеваем в холод?


  • Шубки.


  • Любим все?


  • Снежки, салазки.


  • А читаем часто?


  • Сказки.



3.Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок.

А тетрадка? Нет тетрадок.

Зубки – изменили …зубы.

Шубки – изменили…шубы.

Ждем снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.


4.Обед, завод, медведь, кровать,

Отряд, народ, этаж, тетрадь,

Нож, стриж, снег, гараж,

Лошадь, пруд, труд, шалаш.


Рыбка, грядка, кружка, гладко,

Травка, сетка и тетрадка,

Крышка, лапка, лодка, ласка,

Книжка, ложка, утка, сказка.


Ложка, лодка, рыбка, грядка, 

Шутка, утка, и тетрадка,

Книжка, крышка и рубашка,

Травка, сетка, промокашка.


Дружки, снежки, прыжки,

Сапожки, рожки, пирожки,

Лужки, флажки и ложки,

Кружки и поварешки.


5.Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.


Глухие звуки – это непоседы.

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во, что бы то, ни стало оглушить.


6.В конце слова, без сомнения,

Происходит оглушение.

Говорим мы – плод,

Проверяем – плоды,

Говорим мы – сад,

Проверяем – сады.


- А теперь запоминаем правило:


Парный звонкий согласный звук

С тобой может подшутить:

В середине и в конце

Тебя может оглушить.

Будь внимателен, мой друг!

Слово родственное представь-

Рядом гласную подставь:

Круги- круг

Плоды- плод

Глаза- глаз

Букву нужную пиши.

С нею, братец, не шути!


6.«Картинный диктант».


(участвуют все, пишут на листочках).


- Я вам показываю картинки, а вы записываете слова.


(арбуз, флаг, шарф, шкаф, чашка, лук, гриб, тетрадь, медведь, коллектив).


7.«Кроссворд».

- Напишите названия животных, оканчивающихся на парный согласный звук:

























(еж, лев, енот, жираф, гепард, носорог, леопард).


  1. Кодированный диктант



Ключ к шифру:


В - И

Да- М

Б – У

Ж - Ы

Гласный – Н

Ш - Ц


  1. Какую букву напишем в конце слова СРУБ?


  2. Надо ли проверять парную согласную в середине и в конце слова?


  3. Чтобы не ошибаться, скажите, какой звук должен стоять после парных согласных?


  4. Что напишем в середине МОРКОВКИ ?


  5. Что стоит в конце ЕРША?


  6. Что есть в середине ЛОЖКИ?



( дети, отвечая на вопрос, ищут правильный ответ на доске, и пишут к себе на листочек только 1 нужную букву).


(зашифрованное слово - УМНИЦЫ)


Подведение итогов.

Награды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!