Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички. Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев? (Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.) Ученик 1. Опыт 3. «Подъем тарелки с мылом» Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла. Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему? (Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.) Ученик 2. Опыт 4. «Волшебная вода» Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги. Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана? (Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой). Ученик 1. Опыт 5. «Нервущаяся бумага» Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр. Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему? (Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.) Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см. Ученик 2. Опыт 6. «Несгораемая бумага» Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка). Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит? (Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.) Ученик 1. Вопросы и загадки для разминки Что растет вниз вершиной? (Сосулька) В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка) Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность) С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пушинка) Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь) Ученик 2. Опыт 7 «Загадочное яйцо» Оборудование: два стеклянных сосуда с соленой и пресной водой, одно сырое яйцо. Поместим яйцо сначала в один, за тем в другой сосуд. В одном сосуде тонет тонет, а в другом плавает. Объясните загадку. (В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и яйца примерно одинаковы, поэтому оно плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности яйца, поэтому оно тонет в воде.) Ведущий. Опыт «Сильная форма» Оборудование: три фигуры из бумаги (цилиндр, призма треугольная, призма четырехугольная), книги. Ставится вопрос: какая фигура выдержит наибольшее кол-во учебников? Подведение итогов: Каждый подсчитывает кол-во Ньютонов и получает сладкий приз. Напутственные слова от учеников. |