«Пути-дорожки»
Внеклассное мероприятие
по краеведению
Разработал:
Терегулова Татьяна Фёдоровна
учитель истории обществознания
МОУ СОШ №37 г. Липецк
Липецк 2010
Маршрутная карта
Придорожный камень «Сума дай ума» Знак:
Налево пойдёшь – Направо пойдёшь - по следам
себя потеряешь ничего не найдёшь древних легенд
Прямо пойдёшь – ума наберёшь
Воздушный шар Дерево желаний
(народные промыслы) «Я мечтаю …»
(листочки из цветной
бумаги с пожеланиями)
Краеведческий турнир «Пути - дорожки»
Обобщение знаний об историческом прошлом нашего города и области, об особенностях народной традиционно-бытовой культуры. Воспитание гражданственности и любви к родине.
Развивать умение работать с дополнительной литературой, делать выводы.
Оборудование: карта Липецкой области, маршрутная карта: плакаты «Придорожный камень», «Воздушный шар», «Древо желаний», указатель, «следы», «Сума) дай ума», листочки из цветной бумаги, таблички, выставка «Народные промыслы»: елецкие кружева, вышивка, игрушки, хохлома. Минеральная вода, фишки, картина) «Кружевницы». Песня «Липецк», стихи. Фотографии города Липецка.
Краеведческий турнир «Пути-дорожки».
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады, что вы согласились участвовать в нашем краеведческом путешествии «Пути-дорожки». Сегодня мы обобщим знания о нашем родном городе Липецке и Липецкой области. Наш круиз поможет формированию у нас чувства \ любви к родной земле, её историческому прошлому, а также познакомимся с особенностями народной традиционно-бытовой культуры.
Край родной, ты с малых лет всегда со мной,
Милый край, лесной, сиреневый, грибной.
Для меня поют здесь песни соловьи,
Для меня журчат весенние ручьи!
Край родной, здесь корни вечные мои,
Родники моей надежды и любви,
Навсегда с твоей слилась судьба моя,
Мой край родной, любовь моя.
Что же мы знаем из истории нашего края? Сегодня мы может быть сделаем какие-то открытия. Итак, в путь! Какой же нам выбрать маршрут?
Прошу обратить ваше внимание на этот природный камень. Помните, в сказках на том камне вещие слова появились о том, что тебя может ожидать на той или иной дороге. Вот и у нас есть такой камень. На нем также три пути!
- Прочитали? Итак, какие будут предложения?Куда мы с вами отправимся? V - Я предлагаю, вначале ума наберешь. Уж с умом-то не пропадешь. Идем прямо?
И, пойдя этой дорогоцмы с вами не ошиблись. Дорога прямая ведет в наше прошлое. В древние времена на Руси было много странников. Вот они-то и носили вести о жизни русских людей в других краях, как бы доставая их из своей придорожной сумы. Такую находку мы и обнаружили в деревне Желткова Липецкой области у местного сторожа Ивана Ивановича Седыхина. Иван Иванович подарил нам эту сумку и сказал: «Немало дорог обошла наша сума, побывала во многих городах, селах, посетила множество ярмарок и народных гуляний, послушала русскую речь. И набрала сума столько ума, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Эта сума полна знаниямищстории Липецкого края». Давайте посмотрим, что в этой суме? А в этой суме той карточки-тесты, варианты ответов написаны на доске. За правильный ответ команде - фишка.
^ 1. К какому веку относят археологи Липецкое городище?
9 век 15 век 13 век
2. Дата, стоящая на первом генеральном плане застройки
Липецкого курорта и города.
1805 1779 1700
Благодаря открытию в петровское правление у нас лечебных грязей и воды целебной и был открыт курорт в 1805 г. С именем Петра I связана целая эпоха из истории нашего края. Давайте здесь сделаем небольшую остановку. И отведаем Липецкой минеральной воды. Внести чудо-воду в класс! (торжественная музыка)
^ 3. В каком году на чалось строительство Верхних
железоделательных заводов по указу Петра I.,
1707 1712 1700
В адрес нашего турнира пришло письмо от самого Петра I. Он оказывается все знает, что происходит сейчас в нашем крае.
Письмо. «Здравствуйте, племя молодое незнакомое!
В былые времена посылал я боярских сынков за границу учиться, а теперь науки дома - в школах да лицеях - изучают.
^ Знаю, есть среди вас отроки, похвалы, царской достойные, дело отцов перенявшие.
Да, вижу, не канули в лету дела мои древние, мирские. Не зря 4 века назад на пепелище слободском, рядом с лесом, повелел я городу быть.
Люд мастеровой в этих краях шибко по сердцу мне пришелся. Мастера искусные на заводах Липских руду железную в дело важное, государственное произвели. Не забыть мне лето красное, когда распустил паруса флот Российский аж до города Воронежа. А на верфрях-то пушки с липским клеймом.
Любо мне, что чтят потомки именитных предков своих, по земле Липской хохаживавших: Пушкина да Лермонтова, Толстого да Бунина, Пришвина да Замятина; слагают песни о земле своей родимой.» (песня о Липецке) За большие заслуги и был поставлен памятник Петру I.
4. В каком году был поставлен памятник Петру I.
1705 1750 1839
5. В каком году исполнилось 200 лет Христианскому Собору
г.Липецка}
1991 1989 1976
6. Кто из писателей взял псевдоним имя нашего города.
А.Каменский А.Эртель Г.Успенский
7. В Липецке есть сад и аллея в Нижнем парке, носящее имя
нашего земляка
Е.Быханов Н.Барсуков М.Орлов
8. На какой улице расположена Древне-Успенская церковь
ул.Ленина С-Щедрина Желябова
9. До революции улица Советская носила другое название. Какое?
ул. Усманская Воронежская Тамбовская
10. Какой город в Липецкой области находится на одной географ,
широте с г.Липецком?
г. Елец Задонск Чаплыгин
11. В состав какой губернии входил уездный г.Липецк?
Тамбовская Воронежская Орловская
12. Назовите одну из древних церквей г.Липецка?
Христианский собор Древне-Успенский собор Преображенская церковь
13. Какому известному писателю поставлен памятник в г.Липецке?
И.Бунин Л. Толстому А. С.Пушкину
Ваш вариант ответа
14. В1997 г. в г.Липецке был разрушен памятник истории и
архитектуры республиканского значения. Назовите его?
^ Канцелярии Петра Покровская церковь
Курзал Липецких минеральных вод
15. Помимо Нижнего парка для отдыхающих в городе был устроен
в 19в. Воронежский сад в виде дубовой рощи. К сожалению да наших дней
он не сохранился. Где он располагался?
^ На территории: современного станкозавода Быханова сада
Верхнего парка
16. Известный архитектор Арасин Мельников спроектировал
здание самого крупного и богатого собора г.Липецка. К сожалению, после
революции здание было уничтожено, и на его месте сейчас находится
стадион «Металлург». Что это за собор?
Троцкий Успенский Христианский
17. «Дворянская улица - прелесть...» О какой улице ведет речь
Г. Успенский? Современное ее название.
^ Фрунзе Ленина Советская
Я надеюсь, что эта сума действительно прибавила нам ума. Итак, мы продолжаем наше путешествие в прошлое. А дорожка-то, действительно, старая. Никакого асфальта. Одни следы от ног на земле.
^ Следы легенд (повесить на доске). Пройдемте-ка и мы по этим следам легенд.
Вы разбиты на 5 команд, и каждой команде надо попытаться «прочесть» по одному следу. Есть подсказки в виде рисунков. Легенды рассказывают о городах, селениях нашего края. Надо рассказать легенду или самому придумать, почему такое название? (прикрепить следы к доске)
Изучая прошлое, мы пополнили свои знания. «Без прошлого нет настоящего». Это мудрые слова. Мы снова вернулись к нашему придорожному камню. И я предлагаю пойти направо, камень утверждает, что там мы ничего не найдем. Ноя думаю, что не найдут лишь только те, кто не знает историю нашего края, нашего города„.Дорога современная, асфальтированная. И мы с вами попали в наше время, в наш город.
Сколько много улиц, проспектов, бульваров! Какое движение транспорта! Но мы с вами не боимся его, так как мы знаем хорошо ПДД. На какой свет мы, пешеходы, имеем право переходить улицу? Давайте, чтобы сэкономить время, дальше мы отправимся не пешком, а на воздушном шаре. Сверху мы лучше рассмотрим наш город. Сколько много заводов и фабрик в нашем промышленном центре!
^ Но знаете ли вы о том, что в нашем крае до сих пор сохранилось кустарное производство? А вот какое, вы должны будете угадать.
Наше путешествие по Липецкой области продолжается уже на воздушном шаре. Итак:
Первая остановка.
«Девицы-красавицы взяли поглядели,
Как переплетаются звонкие метели.
И рисуют девицы белые картинки
Кружево стелется тоньше паутинки»
(Елецкие кружева)
«Не душа ли женская
В кружевах красуется,
И гармонь Елецкая
В них поет, мне чудится.
Кружево елецкое
То белой дымкою - то нежной просинью,
Мне светлеет зимами,
Мне синеет веснами,
И желтеет осенью».
Вторая остановка, с. Доброе.
Изделия из этого промысла трижды празднуют свое рождение: в руках мастера, в печи, в росписи (глиняная игрушка).
Наша область богата запасами глины от самых светлых до самых темных тонов, имеются все оттенки красного, с этим связано такое распространение в прошлом на территории края гончарного промысла.
^ Игрушка лепится, сушится, покрывается краской, обжигается.
В нашей области имеется не один центр изготовления глиняной игрушки. Ее делают в Добром - мастер Пустовалов Иван Константинович. В селе Ленино работал замечательный мастер - Иван Федорович Гункин. В селе Измалково изготовление игрушки продолжается потомственным гончаром - мастером Семеновым Егором Яковлевичем. Изделия наших мастеров привлекают внимание на различных выставках народного творчества.
Третья остановка.
«Держится подружка за мое ушко
Стежкою одною все бежит за мною».
(игла, нить - вышивка)
Вышивка - это своего рода письмо. Информация, которая закладывалась вышивкой в древние времена, могла быть расшифрована даже неграмотным человеком. Значение вышитых - это и отвод нечистой силы, воззвание к солнцу.
Вышивка крестом наиболее распространена в нашем крае. Также характерна тамбурная вышивка (от названия г. Тамбова). Территория Липецкого края входила в состав Тамбовской губернии.
Четвертая остановка.
«Звонкие, резные
Ложки расписные,
Золотые терема
хохлома».
(липецкая) А почему так называется? Так называется село Хохлома Нижегородской области. Вид народной росписи на деревянных изделиях. Посмотрите на выставку ваших изделий В нашей школе работает кружок хохломской росписи, и здесь представлены ваши работы, сделанные на этом кружке.
^ И вновь мы возвращаемся к камню -указателю. Теперь нам осталась дорога налево. Направляясь по ней, мы попадаем в будущее. Каким вы его видите, представляете?
Давайте выйдем из нашего воздушного шара на поляну и посадим там дерево желаний, (дерево желаний на доске)
Какой вы видите нашу школу? Спорт? Образование? Природу? (прочитать)
^ Какое яркое красивое дерево! Пусть таким будет ваше будущее. Вот и сделайте так, чтобы ваша мечта осуществилась.
Наш круиз завершился. Мы посетили все пункты нашей маршрутной карты.
Традиции прошлого лежат в основе культуры настоящего, и мы
должны очень бережно относиться к нашему наследию, сохранять и
и, приумножать его, как это делают мастера и мастерицы нашего края.
Завершить урок я хочу словами нашего земляка, о котором мы подробно будем говорить на следующем уроке, замечательного писателя И.А.Бунина.
«Та красота, что мир стремит вперед, в ней тоже след былого».
Спасибо всем!