СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по краеведению "Путешествие по родному краю"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики.

Задачи: расширить знания учащихся о родном крае;

 закрепить умения работать с географическими картами Казахстана, СКО;

способствовать воспитанию любви к малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по краеведению "Путешествие по родному краю"»

Внеклассное мероприятие "Мой северный край"

Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики.

Задачи: расширить знания учащихся о родном крае;

закрепить умения работать с географическими картами Казахстана, СКО;

способствовать воспитанию любви к малой родине.

Ход мероприятия

На доске написаны слова: «…Не скажу, что – самый лучший, но милей всех сердцу край».

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».

Ребята, скажите, в каком районе Северо-Казахстанской области мы с вами проживаем? А чем известен наш Кызылжарский район?

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал. Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой Кызылжарский».

Волнует сердце сторона родная

Всем, что увидит мой сыновний взор:

Платками белыми, гусиной стаей,

Серебряными слитками озёр;

Комбайнами, идущими по полю,

Дыханием электропил в лесах,

Пробежкой лося, травами по пояс

И журавлиным клином в небесах.

И, забывая горький день вчерашний,

Неутомимый. Славный мой народ

Идёт тропою по росе на пашню,

Спешит на лесосеку, на завод.

Родной республики преображенье

Я вижу каждодневно наяву…

С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский)

– Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Вагулино Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.

Село Вагулино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 630 человек. (Слайд 3)

Наш районный центр - Бишкуль.

(Слайд 6)

Живя в Северо-Казахстанской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Не сможем увидеть и горные вершины – область расположена на Западно-Сибирской (Северо-Казахской) равнине.

СКО располагается посередине умеренного пояса.

Область относится к зоне недостаточного увлажнения.

(Слайд 7)

На территории нашей области находятся: холмистые равнины, речные долины, овраги и балки. Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами.

– Назовите реки Северо-Казахстанской области. (Есиль)

(Слайд 8)

В области расположено много озер. В основном они лежат в поймах рек.

(Слайд 9)

1 ученик

Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Есиля, Ертыса, Тобыла.

Родник серебряный в лесу

Нашёл я за деревней.

Листву резную на весу

Над ним дуб держит древний.

Из родника водицу пью

Настой целебный точно,

И кружит голову мою

Густой туман цветочный.

Бежит, прозрачна. Как слеза.

Из родника речушка…

Считает ей иль мне года

Пророчица – кукушка.

Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае очень много. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории нашего района. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Карасево, Окунево, Судаково. Многие озёра представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены базы отдыха, детские лагеря.

Ведущий.

Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса.

Наша область и район расположены в лесостепной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес!

Оглянись, всё вокруг-

Это наш зелёный друг.

А как вкусно нас кормит лес! Грибы собирают, ягоды. Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов.

И налево и направо-

Сколько ягод - посмотри!

Земляничек сколько алых,

Жарким солнцем налитых!

Целый день их собирала,

И всё больше было их.

Ведущий

Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов.

Показ слайдов

1.Посмотрите – ка , какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. Лиса.

Сама небольшая,

Шкурка пушистая,

2.Зубато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. Волк.

3.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета

Для зимы другого цвета. Заяц.

4.В перевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны. Медведь.

5.Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. Ёж.

6.Я день деньской

Стучу – стучу.

Я врач лесной

Я лес лечу. Дятел.

7.У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает

Спит на дереве лишь днём. Сова.

9.Кто это птица?

Никогда не строит

Для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. Кукушка.

Ведущий

Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей.

(Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».)

Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе.

Открываем четвёртую страницу журнала

« Берегите природу».

Помните:

Дерево, трава,

Цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

В природе нет лишних животных, птиц, все они по-своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей.

Берегите редко встречающиеся растения: ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два - три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука - и он умер,

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули.

В нашем районе созданы заказники и охраняемые территории. Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно - голубые озёра.

Ведущий

А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей области.

Деревья.

1.Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой. ( Берёза )

2.Что за дерево стоит

Ветра нет, а всё дрожит. ( Осина )

3.У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. ( Сосна )

4.Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. ( Ель )

5.Весной зазеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. ( Рябина )

Животные

1.Он , как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей! ( Ёж )

2.Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …. ( Лиса )

3.Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был… ( Кабан )

4.Что за зверь лесной

Встал , как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,-

Уши больше головы! ( Заяц )

5.Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

Итог занятия: - О чём сегодня говорили на занятии?

- С чем познакомились?

Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!