СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе на тему: "Творчество А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе на тему: "Творчество А.С. Пушкина"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе на тему: "Творчество А.С. Пушкина"»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе на тему: "Творчество А.С. Пушкина"

Цели: помочь детям вспомнить и закрепить знания биографии и творчества А.С.Пушкина, в игровой форме найти применение некоторым наработанным логико-математическим понятиям, знанию русского языка, географии, литературы, воспитывая тем самым любовь учащихся к творчеству поэта.

Оформление: портреты А.С.Пушкина, книжная выставка со сказками А.С.Пушкина, на импровизированном холме “дуб” со съемными бумажными листочками, на которых написаны вопросы по сказкам, небольшой бочонок, шкатулка с “золотыми” орехами-вопросами, листки с кроссвордами, сканвордами, буквами, конверты с разрезными картинками по сказкам Пушкина, выставка детских рисунков на тему “Творчество Пушкина А.С.”, стихи на классной доске:

Все в нем Россия обрела – свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи, что с детских лет нам так мила, -

Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка – ода.

Как ярко белый свет горит!

Доныне русская природа его стихами говорит. (Н.Доризо)

Ход мероприятия

Приветствие. – Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре, тема которой “Все о Пушкине А.С.”. Посмотрите, какие замечательные рисунки, сочинения вы приготовили. Все конкурсы, вопросы будут так или иначе связаны с творчеством поэта.

Позвольте представить членов жюри (учителя, представители родительского комитета)

Дети- участники игры-путешествия делятся на три команды согласно цветовым эмблемам, которые вытягивают, не глядя из золотой шкатулки, рассаживаются за соответствующие игровые места.

За каждое правильно выполненное задание, конкурс, рисунок… команда получает соответствующего цвета призы. У какой команды больше призов, та и выиграет.

Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для Вас!

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

Этап 1

Задание. Прочитайте строки, записанные на вашей карточке, и скажите, из какого они произведения. Расставьте запятые, дайте характеристику предложения.

Карточка 1

Бедненький бес
Под кобылу подлез
Понатужился понапружился
Приподнял кобылу два шага шагнул
На третьем упал ножки протянул

(это строки из “Сказки о попе и о работнике его Балде”. Запятые ставятся между однородными членами. В конце предложения – точка. Предложение повествовательное, невоскл., простое, осложненное однородными сказуемыми. Основа бес – подлежащее, выраженное существительным; подлез, понатужился, понапружился, приподнял, шагнул, упал, протянул – однородные сказуемые, выраженные глаголами)

Карточка 2

Под окном Гвидон сидит
Молча на море глядит
Не шумит оно не плещет
Лишь едва-едва трепещет

(строки из “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде”. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, осложненное однородными сказуемими. Запятые ставятся между однородными членами, запятая между двумя частями сложного предложения, в конце предложения - точка. Основа первой части: Гвидон- подлежащее выраженное собств. именем сущ.; сидит, глядит - однородные сказуемые, выраженные глаголами. Основа второй части: оно –подлежащее, выраженное местоимением; не шумит, не плещет, трепещет - однородные сказуемые, выраженные глаголами.

Карточка 3

Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна

(Эти строки из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”. Запятые ставятся между однородными членами, между двумя частями сложного предложения, точка - в конце предложения. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, осложненное однородными сказуемыми. Основа первой части: царь - подлежащее, выраженное существительным; простился, снарядился – однородные сказуемые. Основа второй части: царица – подлежащее, выр. сущ.; села ждать - сказуемое, выраженное глаголами

Карточка 4

Как царица отпрыгнет
Да как ручку замахнет
Да по зеркальцу как хлопнет
Каблучком-то как притопнет!

(Строки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Предложение повествовательное, восклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми. Основа: царица отпрыгнет, замахнет, хлопнет, притопнет.

Подведение итогов первого этапа.

Этап 2

Конкурс, кто быстрее соберет разрезанную картинку и назовет из какой она сказки.

Этап 3

Чья команда быстрее и правильнее разгадает кроссворд.

Кроссворд по сказкам А.С.Пушкина

По горизонтали: 2. Дерево, которое было украшено золотой цепью. 4. Предмет, который бросила царевне в руки нищая черница. 7. Предмет, который хранила огромная говорящая голова. 8. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились. 11. Трусливый соперник жениха Людмилы. 13. Оружие витязей. 14. “Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает …” 16. Имя царя, подслушавшего мечты трех девиц. 17. Где живет золотая рыбка. 18. Имя девушки, которую любил Финн. 19. Кто укусил повариху. 22. Княжеский титул, принятый у кочевых народов, который носил один из соперников жениха Людмилы. 24. Предмет, доставивший на пустынный остров царицу с сыном. 26. Кто просил себе в награду Шамаханскую царицу. 30. Устаревшее название долины. 31. Жених Людмилы. 32. Самое скромное желание старухи, жившей “у самого синего моря”. 35. Имя царя-обладателя Золотого петушка. 36. Кто был спасен царевичем, убившим стрелою чародея. 37. Старинный сосуд для “кипящего пива и вина”. 38. “в тот же день стал княжить он, и нарекся князь…” 40. Предмет, в который был помещен чародей после того, как лишился бороды.

По вертикали: 1. Сосуд, из которого пили вино. 3. Чем разрешают спор соперники-батыри. 5. Попов работник “…стал веревку крутить да конец ее в море мочить”. Кто после этого действия вышел из моря. 6. Сколько братьев-богатырей сваталось к красавице царевне. 8. “Все в том городе богаты, изоб нет, одни…”. 9. “Ткачиха, повариха, сватья баба…” 10. Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 12. Имя несостоявшегося жениха Людмилы. 16. Предмет, на котором сидел Золотой петушок. 20. Что вытребовал с чертей работник попа. 21. Название острова, мимо которого проплывали торговые гости. 23. Часть лица бабы Бабарихи, которую не пощадил шмель. 24. Имя попова работника. 25. Имя предводителя морских витязей. 27. Государь. 28. Имя царевича, разговаривавшего с Солнцем, Месяцем и Ветром. 29. “Там … с Бабой-Ягой” 33. Волшебная жидкость, которая в сказках бывает живой и мертвой. 34. Органы, пострадавшие у ткачихи и поварихи. 35. Неописуемая красота, чудо. 39. Духовой инструмент, вызвавший Карлу на бой.

Этап 4

Викторина “на листьях”. Представители команд по очереди подходят к “волшебному дубу”, снимают листочки с заданиями и отвечают на вопросы викторины. За правильный ответ 1 балл, за ответ с помощью команды – 0.5 балла

Вопросы: 1.Сколько сыновей было у царя Дадона (два сына)

2. Какими словами петушок предупреждал царя Дадона об опасности?

(“Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку”.)

3. Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (Повар, плотник, конюх)

4. Как поп должен был с Балдой рассчитываться?(в год по три щелчка по лбу)

5. Что просил себе на обед поп? (вареную полбу). Что это такое? (каша)

6. Работал балда за семерых, а ел…(за четверых)

7. Что “Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки на сквозь…” (яблоко)

8. Кого спрашивал Елисей о том, где его невеста? (солнце, месяц, ветер)

9. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана и в кого он превращался? (три: муха, комар, шмель)

10. Сколько чудес было на острове Буяне и какие? (белка, 33богатыря с ними дядька Черномор, Царевна Лебедь)

11. Вспомните, о чем мечтала каждая из сестриц, сидя под окном “поздно вечерком”? (Одна-“на весь крещенный мир приготовила б я пир”, вторая - “на весь мир одна наткала я полотна”, третья – “для батюшки-царя родила богатыря”)

12. У царевны Лебеди были родные братья. Кто они? (33 богатыря “ Эти витязи морские мне ведь братья все родные”)

13. Кто совершал все эти чудеса на острове Буяне? (Царевна Лебедь)

14. Как звали царя, подслушавшего мечты трех сестриц?(Салтан)

15. Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочет)

16. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шамаханской царицы? (неделю)

17. Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему царицу (“Царь хватил его жезлом по лбу: тот упал ничком, да и бух вон”)

18. С какими словами обращалась злая царица к зеркальцу? (“Свет, мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румянее и белее?”)

19. Какое дерево украшает “злотая цепь”? (дуб)

20. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (Дурачина ты, простофиля”).

21. Кого спас царевич, убив стрелой Чародея? (Царевну Лебедь).

22. Предмет, который доставил на остров царицу с сыном? (бочка)

23. Сколько раз и в каком направлении выходило войско из царства царя Дадона? (3 раза на восток).

24. С кем А.С. Пушкин соревновался в поэтическом турнире в Царском селе, кто выиграл?

25. Как звали пса в одной из сказок? (Соколко)

26. Почему царевну впоследствии удалось воскресить от смертельного сна, а Соколко нет? (Царевна только надкусила яблоко, а Соколко проглотил его целиком)

27. Что видела царица в окне, ожидая мужа? (снег, “Только видит: вьется вьюга. Снег валится на поля…”)

28. Сколько торговых городов было дано царевне в приданное? (семь)

Этап 5

Задание: Из букв (слогов) собрать полное название сказки о Салтане. Учитывается правильность, полнота, быстрота, коллективность работы.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде”.)

Этап 6

Задание: найти спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются.

Слова могут располагаться горизонтально, вертикально.

Этап 7

Задание: Вспомните сказки и сказочную поэму А.Пушкина. Вместо многоточия вставьте нужное слово:

1. Царь …(Дадон, Салтан, Кащей)
2. Князь …( Гвидон, Руслан)
3. Королевич… (Елисей)
4. Хазарский хан… (Ратмир)
5. Работник … (Балда)
6. Дядька …(Черномор)
7. Волшебник …(Черномор)
8. Воитель смелый … (Рогдай)
9. Крикун надменный …(Фарлаф)

10. Царевна …(Лебедь)
11. Княжна … (Людмила)
12.Колдунья …(Наина)
13.Сенная девушка …(Чернавка)
14. Купеческая дочь …(Наталья “Жених”)
15. Сватья баба …(Бабариха)
16.Баба-… (Яга “Руслан и Людмила”)
17 Пес …(Соколко)
18. Остров …(Буян)

Этап 8

“Пантомимика” Каждой команде представить без слов героя сказок А.С.Пушкина, не оглашая имени.









Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Путешествие в Книгоград" (по произведениям Н.Н. Носова)

Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.

  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

  3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н.Носова.

Подготовка.

Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям Н.Н. Носова, писали мини сочинения: “Чем мне симпатичны герои произведений Н.Носова”, по желанию составляли свои кроссворды и загадки, готовили костюмы. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

На доске:

“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.
“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.

М. Горький.

“Книга твой друг. Без нее как без рук”.
“Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде”.
“Одна книга тысячу людей учит”.
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

С. В. Михалков.

Ход внеклассного мероприятия:

Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней. (Книга).

- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.

1 уч.

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

2 уч.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.

3 уч.

В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.

4 уч.

Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

6 уч.

Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Ребята обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно. книги Н.Н.Носова. (учитель открывает портрет).

Какие произведения Н.Н.Носова вы читали?

Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов?

Ученик рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

Учитель: Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков и команду болельщиков.

А сейчас активно отвечайте на “Спринт-вопросы” и занимайте места за столиками.

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов?

3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя “Затейники”)

4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)

5. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)

6. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”)

7. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)

8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”)

9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”).

10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

11. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?

12. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).

13 Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)

14. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)

15. Кто сочинял из коротышек стихи?

16. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).

(Ученики разделились на команды по 8 человек: “Знатоки”, “Весёлая семейка” и болельщиков).

Входит Незнайка и говорит:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.

1 конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.

Шляпа -Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань - “Заплатка”
Отвертка, винтики - сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
“Винтик и Шпунтик”
Лопата, песок - “На горке”.
Телефон - “Телефон”.
Учебник математики – “Федина задача”.

2 конкурс: “Стоп – кадр”. (Показ фрагментов на мультимедийке).

Назовите произведение и его героев?

1). - Дедушка, дедушка!
- Ну, что еще … “Огурцы”. (Мальчиков звали – Павлик и Котька.)
2). “Телефон”. (Мишка, автор)
3). “Затейники” (Валя)
4). “Замазка” (Костик и Шурик).
(Команды получают жетоны).

3 конкурс. “Театральные подмостки”.

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям: 1 команде из рассказа “Фантазеры”  другой - “Мишкина каша”.

Игра с болельщиками. “Розыск”.

Внимание болельщики. Объявляется розыск, в “розыске” находятся герои произведений. На доску вывешиваются карточки, как в игре “Поле чудес”.

С кем первым из малышей подружился Незнайка? В слове 8 букв.

Кнопочка

Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? В слове 7 букв.

Пескарь

Как зовут коротышку из цветочного города, который придумал воздушный шар.

В слове 6 букв. Знайка

Ученики получают жетоны.

А сейчас рубрика: “Это интересно”. Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

Чтение по ролям. “Фантазёры”. - 1 ком.

“Мишкина каша”. 2 ком.

Исполнение песни. “Про кузнечика”.

- Про кого сочинил знаменитый Цветик песенку? Давайте все вместе ее споем.

Физкультминутка. (Все дети встают, поют и выполняют танцевальные движения).

Сценка. “Как Незнайка стихи сочинял”. Участвуют болельщики.

Незнайка: Я тоже умею сочинять стихи, послушайте.

Учитель: Послушай Незнайка, как ученики сочиняют стихи.

Конкурс “Юные таланты”.

Ученица 4 класса Тиунова Анастасия прочитает своё стихотворение.

Осень.
Осень, осень золотая!
Ты пришла к нам молодая!
Мы тебе, конечно, рады,
Но признаться чести ради,
Мы хотим ещё тепла.
Мы желаем все купаться,
Загорать и кувыркаться,
Бегать, в мячики играть
И на солнышке лежать.
Вот и дождик начал капать.
Осень тихо стала плакать.
Мы спешим скорей домой.
Грусть и ты беги долой!

4 конкурс. “Объяснялки”.

Соотнесите пословицы и рассказы Н Носова.(листы с заданием раздаются каждой команде).

Берись дружно, не будет грузно.
У страха глаза велики.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Терпенье дает уменье.

“На горке”
“Затейники”.
“Живая шляпа”
“Огурцы”
“Мишкина каша”
“Заплатка”.

Игра с болельщиками. (во время конкурса “Объяснялки”).

Кем были по профессии коротышки? На доске листы с заданием.

Пилюлькин
Тюбик
Цветик
Гусля
Винтик и Шпунтик
Знайка

врач
художник.
поэт
музыкант
механики – изобретатели.
ученый.

Проверка задания “Объяснялки”.

- Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравится читать произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина “Две книжки”.

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как-нибудь, а на “отлично”!
-Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки”.
“Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик”.

Знайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.

1 уч.

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч.

Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..

А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству Н Носова. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.

Презентация “книги” в Книгограде.

Подведение итогов. Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. Знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.

Вручение грамот учащимся (презентация). (под музыку)

“Лучший рисунок”,
“Книжка – малышка”
“Знайке”.
“Юному поэту”,
“Лучший актер”
“Лучший чтец”,
За активное участие.

Дополнительное задание, кроссворд. (2 кл. “Внеклассное чтение”, “Приключение Незнайки и его друзей”).




































Классный час для учащихся 1—4-х классов на тему: "Поговорим об этикете…"

Цели. Учащиеся смогут:

  • познакомиться с историей этикета;

  • понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

  • высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Материалы:

-карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

-приложение с иллюстрациями;

-задания для групповой работы на этапе “Введение понятия;,

-рабочий лист “Этикет в пословицах”.

Ход классного часа.

1. Мотивация.

Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выраженем лица, см. приложение).

Учитель:

- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,

Учитель:

- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

Дети высказываются.

Учитель:

- С возмущением Петя восклицает...

Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:

А кому нужны эти хорошие манеры?

Не все ли равно, как есть?

И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

2. Введение понятия этикет”. Историческая справка.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

Дети дают ответы.

Учитель:

- Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком.

?

Выслушиваются предположения детей.

Учитель:

- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается.

этикет

Учитель:

- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

-Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Начинаем запуск "машины времени"…

- Включить контакты!

Дети:

-Есть включить контакты!
Учитель:

-Завести моторы!
Дети:

-Есть завести моторы!
Учитель:

-Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе.(с закрытыми глазами):

  • 5, 4, 3, 2, 1…

Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение”(см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.

Учитель:

-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём.

Детям предлагается объяснить понимание девиза.

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность. мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.

Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентельмена и словами “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

- В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.

Учитель:

- Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа.

Учитель вывешивает лист:

“ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.”

Петр I

 

Учитель комментирует:

-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.

Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":

“Переводчики” №1.

… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

“Переводчики” №2.

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

“Переводчики” №3.

… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никиго не коснуться…

“Переводчики” №4.

… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

“Переводчики” №5.

…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками иножиком по тарелкам не стучать…

“Переводчики” №6.

… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют.

3. Рефлексия. Итог занятия.

Учитель:

-Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?

Дети высказываются.

Учитель:

-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?

4. Применение.

Учитель:

- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?

Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах" (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах , комментируют её для одноклассников.

Рабочий лист “Этикет в пословицах”.

Задание №1: соедините половинки пословиц.

1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.

2. Береги платье снову, того и сам не делай.

3. У Сидора обычай, а честь смолоду.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.

6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

Задание №2: объясните смысл пословицы.







Классный час "Учитесь дружить"

Цели:

  • воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в обучении, общении с людьми;

  • научить детей использовать знания закона жизни, что гораздо важнее других знаний.

"Кто себе друзей не ищет,
самому себе он враг"

Ш. Руставели

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции.
Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.
Дружба же это высшая степень товарищества.
Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворение от общения.

2. Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

3. Работа над произведением Короленко "Дети подземелья".

– Какое произведение о настоящей дружбе мы недавно читали?

– В чем заключается "настоящая дружба?

Вывод: способность к дружбе, умение дружить, выбор друга, сохранение дружбы – важнейшие качества человека.

– Давайте же вырастим цветок дружбы!

(Сбор цветка по лепесткам.)

4. Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей" (рассказывает ученик)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйся доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

5. Работа над статьей "Вещества организма"

В фантастическом рассказе американского писателя Артура Порджесса крошечный божок Йип хотел отблагодарить героя рассказа за оказанную услугу, выполнив любую его просьбу. Но божок был очень мал, и стоимость награды не могла превышать двух долларов. В конце концов, Йип помог герою покорить сердце любимой девушки. Причем главное условие не было нарушено – ведь, как утверждает писатель, "стоимость всех химических веществ в состав организма человека весом около 70 кг., составляет 1 доллар 98 центов".
В организме человека, весящего 70 кг., – 45,5 кг. Кислорода, 12,6 кг. Углерода, 7 кг. Водорода, 2,1 кг. Азота, 1,4 кг. Кальция, 700 г. Фосфора. Всех остальных элементов, вместе взятых (в основном калия, серы, натрия, хлора, магния, железа и цинка), – около 700г. Вот все это "богатство" и стоило по подсчетам писателя, 1 доллар 98 центов.
Самый важный из перечисленных "элементов жизни" – углерод. Углерод – основа жизни. Органические вещества – это всегда соединения углерода. Атомы углерода обладают уникальной способностью образовывать с другими атомами углерода цепи и кольца различной длинны. Отсюда бесконечное разнообразие соединений углерода.
А всего в живых клетках можно найти около 70 химических элементов таблицы Менделеева. Среди них имеются даже такие ядовитые и экзотические, как олово, свинец, мышьяк, золото.
Элементы, которые содержатся в организме в количестве нескольких граммов или долей грамма, называют микроэлементами. К примеру, железа в организме человека всего 4–5 г. Этого количества металла хватило бы разве что на один гвоздь среднего размера. Но благодаря железу работает, например, гемоглобин крови, переносящий кислород, йода в организме содержится еще меньше – сотые доли грамма. Но при его отсутствии у человека развивается серьезное заболевание – зоб.
Для наших читателей, кому "стоимость человека", подсчитанная американским писателем, показалась возмутительно низкой, мы можем привести возражение профессора Йельского университета Г. Моровица против такого подсчета. Он заметил, что подсчитывать надо стоимость не элементов, входящих в состав организма (углерода, кислорода и т.д.), а сложных органических соединений (белков, углеводов и др.). При таком подсчете стоимость уже одних только гормонов человека (о которых рассказано ниже) составят миллионы долларов – целое состояние.

– Значит, цена человека 1 доллар 98 центов. Переведем на наши деньги. Это примерно 56 рублей.

– Согласны ли вы? Ваше мнение?

– А в чем же состоит настоящая ценность человека?

6 . Работа над пословицами

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

– Объясните смысл пословицы.

– Продолжите:

  • "Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно… (дороже)". Сократ

  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу … (кто ты)

  • Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)

7. Мысли мудрых людей

"Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым" Ф. Ларошфуко

– При каких условиях может возникнуть настоящая дружба?

  • Коллективные и совместные дела, в которых полнее узнаются люди, возникает потребность помочь друг другу.

  • Такт.

  • Чуткость.

  • Способность понять другого.

  • Правильно реагировать на замечания.

  • Уступать, но и отстаивать свою точку зрения.

Быть интересным человеком. (К нему тянутся, с ним интересно общаться, с ним интересно поговорить.)

– А когда дружба не состоится?

  • Обидчивый.

  • Завистливый.

  • Безответственный.

  • Не умеет хранить тайну.

  • Жадный.

  • Эгоистичный.

"Себялюбие – яд для дружбы" (О. Бальзак)

"Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься" (Л.Н.Толстой)

– А как вы поступите, если друг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный поступок?

8. Работа в дневниках самосовершенствования

– Какой я друг?

– Над чем мне надо поработать?

9. Проверка домашнего задания

(Дети показывают рисунок, на котором они изобразили портрет своего друга и рассказывают о нем.)

10. Итог урока

– На вашей парте лежит картинка с изображением сердечка. Возьмите его и приклейте на наш термометр рядом с тем словом, которое характеризует ваше чувство, состояние на сегодняшнем уроке. (Если детям непонятно какое-то слово, то им в помощь лежит на столе толковый словарь, разбирается коллективно)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!