СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике и физике в старших классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия содержит нестандартные задания для групп-участников, связанные с применением знаний по физике и математике на обычной кухне. Внеклассное мероприятие развивает функциональную грамотность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике и физике в старших классах»

КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»





















Внеклассное мероприятие по физике и математике 9 кл

« Физика и математика на кухне»

Учитель физики: Сиренко В.В.

Учитель математики: Мартыненко Л.В.





































2014-1015 уч.год



Цели:

  • На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;

  • Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;

  • Поднять престиж умных учащихся.

(Звучит веселая музыка …..). (слайд 1)

Учитель(Мартыненко) : Дорогие гости и участники игры!

Мы сегодня собрались, чтобы вы сегодня немного окунулись в мир математики и физики, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

А для чего мы собрались? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа». И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума». (слайд 2 )

А информатика, наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования . Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика – это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно.

Итак, мы начинаем необычное и увлекательное мероприятие «Физика и математика на кухне», которое позволит иначе взглянуть на эти точные науки.

1 ведущий. (слайд 3)

  • Почему торжественность вокруг?
    Слышите, как быстро смолкла речь!
    Это встреча важных трех наук …
    Приглашает вас сегодня в круг

Вместе: физика, математика и информатика.

2 ведущий. (слайд 4)

  • Физика – это наука!
    Но вижу в глазах у детей только муку.
    Формулы скачут, мелькают подряд,
    Ох, как им трудно их выстроить в ряд!

1 ведущий.

  • Но без физики не объяснить,
    И кран подъемный, и гвоздь как забить,
    Как в Космос летаем, машины водим,
    И почему по Земле так просто мы ходим

2 ведущий.

  • Есть о математике молва,
    Что она в порядок ум приводит,
    Потому хорошие слова
    Часто говорят о ней в народе (слайд 5)

1 ведущий.

  • Информатика – жизни основа,
    Она скучать не дает никогда
    Информатика в яслях и школах –
    Мы будем верными ей навсегда! (слайд 6)

2 ведущий.

Я, думаю, что сегодня в зале собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, мы попробуем изменить свою точку зрения и вызвать у них интерес.

1 ведущий.
Все сегодня физиками и математиками станут.
Серьезные вопросы
Вам будут задавать.

1 ведущий.

  • Кто знает – тот ответит,
    Кто догадался – скажет,
    Задачи не из легких
    Придется вам решать.

2 ведущий.

  • Пусть победят всезнайки
    Пытливые ребята
    Кто учится серьезно
    Стремится много знать.

1 ведущий. Представляю вам команды (под музыку команды выходят

на сцену).

Состав команд

Команда №1 “Архимедовы штаны.кз”

  1. Фоменко Д I капитан

  2. Павлов Д I

  3. Русяева Р I

  4. Чеховских В I

  5. Сиверин I



Команда №2 “ Юные Ньютоны ”,

  1. Галат А II капитан

  2. Биратко А II

  3. Быков М II

  4. Мартыненко В II

  5. Евдокименко II



Команда №3 “Поклонники Паскаля"

  1. Суфияров III -капитан

  2. Лятифова III

  3. Столяренко III

  4. Лучко III

  5. Ерденова III



Команда №4 « Пифагорейцы»

  1. Таутвидас IV капитан

  2. Даниленко О IV

  3. Ковальчук IV

  4. Меркер IV

  5. Швецов IV




2 ведущий. А я хочу представить вам членов жюри: Абакумова Надежда Николаевна, Макарова Тамара Николаевна, Ведлер Ирина Яковлевна, Антощук Виталий Михайлович, Шапошник Татьяна Петровна.

Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря должно давать.
И будет тот в бою счастливым, Кто может честно побеждать.

Ведущий 1. Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (слайд 6)

Разминка

Учитель (Сиренко): Команды отвечают по желанию, кто быстрее поднимет руку, вопрос не переходит по кругу, а сразу даётся правильный ответ.

Учитель: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а чёрт знает что).

Учитель: Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь).

Учитель: Что мешает девятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами). Учитель: Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).

Учитель: В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).

Учитель: Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы в паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)

Учитель: Злобный Джинн, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джинн? (Беспорядочно движущимися молекулами).

Учитель: Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики? (В данном случае, - сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы).

Ведущие: Просим жюри подвести первые итоги, а команды пока подготовятся к основным заданиям. Слово предоставляется жюри.

Учитель (Мартыненко): Итак, представьте, что вы находитесь дома, где есть уютная кухня. Как правило, на кухне кипит чайник.

Задание №1. (слайд 7) В несколько чайников, виды которых представлены в таблице, налито одинаковое количество воды – 3 л, нагретой до одинаковой температуры. В каком чайнике и почему вода будет остывать медленнее?

Ответ на этот вопрос мы найдем вместе. Каждая команда произведет расчеты по одному из видов чайника, а затем вместе сделаем вывод. ( каждая команда получает конверт с заданием и производит необходимые расчеты, а затем представляет свой результат). Время для расчетов 7 минут.

Вывод: «Полушаровой чайник имеет наименьшую площадь поверхности, поэтому вода в нём остывать будет медленнее».



Ведущие: А пока команды решают мы начинаем игру с болельщиками.

Учитель( Мартыненко ) “Раскрываем тайну Черного ящика”.

Вы должны узнать, что находится в черном ящике?

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой школьник.

Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль).



Учитель (Сиренко): Задание №2. (слайд 8) В одинаковые по объему чайники, покрашенные в цвета:

1. Ярко – красный

2. Светло – зелёный

3. Белый или никелированный

4. Чёрный

налито одинаковое количество воды, имеющей одинаковую температуру. Вода в каком чайнике и почему остынет быстрее? Время 3 мин

Ответ: в чёрном, т.к светлые предметы медленнее нагреваются и медленнее охлаждаются, потому что на светлых поверхностях имеет место отражения лучей, а чёрные в меньшей степени отражают лучи больше их поглощая.

(Сиренко): Задание №3. (слайд 9) зачем мы дуем на горячий чай? Объяснить. 1 мин

Ответ: а) при наличии ветра уносят те горячие молекулы, которые испарились раннее, освобождая при этом место, для беспрепятственного испарения новых молекул.

б) уменьшается вероятность конденсации молекул пара в жидкость, приводящая к повышению температуры жидкости

(Сиренко): Задание №4. (слайд 10) Почему у казахов, туркменов, узбеков и других жителей среднеазиатских государств принято пить чай из пиал? Объяснить. 1 мин

Ответ: скорость испарения молекул зависит от площади поверхности, следовательно в пиалах чай остывает быстрее.



(Сиренко): Задание №5. (слайд 11) Какой из представленных графиков характеризует скорость остывания горячего тела

t0c t0c t0c



t(мин) t(мин) t(мин)



Ответ: чем выше температура тела, тем быстрее оно остывает. При приближении температуры тела к температуре среды в котором оно находится, тем скорость остывания уменьшается



Ведущие: немного отдохнем. Предлагаем вам Видео сюжеты для просмотра



(Мартыненко)

Задание №6. (слайд 13) На кухне, как правило, есть окно. Допустим, что окно имеет размеры а= 1,2 м; в= 1,3 м. За окном зима, площади окна покрылась инеем, толщина слоя h = 0,8 мм.

Определить : 1) площадь окна; 2) объем слоя инея.

(Сиренко):

Определить количество теплоты, которое выделит водяной пар, находящийся в воздухе кухни, при температуре 200с соприкасаясь с оконным стеклом.

Табличные данные:

Своды= 4200 ; Гпара= 2,3 ∙ 106; = 1000.

Решение:

  1. Найдем количество теплоты, которое выделит водяной пар, охлаждаясь от 200с до 00с. Q = cm∆t;

Для нахождения массы остывшего и сконденсировавшегося пара найдем его объём и умножим на плотность.

m = ∙ V =∙ S ∙h = ∙ 0,2 ∙1,2м ∙1,3м ∙h = 1000∙ 0,2 ∙1,2м ∙ 1,3м ∙0,8 ∙10-3м = 0.25кг. Q = 4200∙ 0,25кг ∙200с = 21000Дж.

  1. Найдем количество теплоты, которое выделит водяной пар при конденсации в воду.

Q2 = гm = 2,3 ∙ 106 ∙ 0,25кг = 575000Дж.

  1. Определим количество теплоты, которое выделит вода превращаясь в лёд.

Q3 = m= 33 ∙104∙ 0,25кг = 8,2500 Дж.

Определим общее количество теплоты Qобщ = Q1 + Q2 + Q3 = 21000Дж + 575000Дж + 82500Дж = 678500Дж.

Ведущие: Команды выполняют задание, а мы продолжаем игру со зрителями.


Мартыненко Чёрный ящик №2.


  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

  2. Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.

  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

  4. Он всегда целенаправлен.

  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)



Учитель: немного отвлечемся. Я задаю вопрос всем командам сразу, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.

1: Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? (90°).

2: Как называется наука, которая занимается обработкой компьютерных данных? (Информатика).

3: Полторы трети километра это сколько'' (Полкилометра. 1,5 * 1/3 =1/2=0,5).

4: Кому принадлежат слова «Математик должен быть поэтом в душе?»

(Самой известной женщине-математику Софье Ковалевской).


(Сиренко):

5: А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.

Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос.

Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоём

Измерять температуру, плотность, объем.

Трое физиков, построившись в ряд,

Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом – ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют импульс, частоту, силу и площадь

Шесть физиков приходят к седьмому на именины,

Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри.


Учитель называет верный результат. (15)

Ведущие: а мы продолжаем игру со зрителями.


  1. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное).

  2. Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые)

  3. Самая яркая звезда в созвездии Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы).

  4. При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло).

  5. Музей, теория пяти механизмов, гибель римских кораблей. Какое имя объединяет эти словосочетания? (Архимед. Музей Александрийский, где сосредотачивалась вся научная жизнь того времени, 5 механизмов - рычаг; блок, винт, болт, лебёдка. Гибель римских кораблей — город Сиракузы. Архимед участвовал в инженерном обеспечении этой войны — вторая Пуническая война).


  1. Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией? (Первое).





Ведущий 1: А теперь вопросы каждой команде в отдельности.

По 5 вопросов и по столько же очков за каждый правильный ответ.

Ведущий 2: Вопросы 1 команде.

1. Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар).

2. Учёный, установивший закон всемирного тяготения. (Ньютон).

3. Название множителя одна сотая. (Санти).

4. Сторона, лежащая против прямого угла. (Гипотенуза).

5. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. (Радиус).


Ведущий 1: Вопросы 2 команде.


  1. Какая физическая величина измеряется в ваттах. (Мощность).

  2. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению

Достоевского, спасёт мир. (Красота).

  1. «Часы жизни». (Время).

4. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Ромб).

5. Изобретатель радио. (А.С.Попов).


Ведущий 2: Вопросы 3 команде.

  1. Периметр квадрата. (4а).

  2. Прибор для измерения сопротивления. (Омметр).

  3. Ускорение свободного падения. (9,8 м/с2).

  4. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое. (Плавление).

  5. Название функции y = kx+b. (Линейная).


Ведущий 1: Вопросы 4 команде.

1. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).

2. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция).

3.Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой. (Вода).

  1. Прямая, имеющая одну точку с окружностью. (Касательная).

  2. График квадратичной функции. (Парабола).



Ведущие 1: Просим жюри подвести итог, а мы приглашаем на сцену пришедших к нам гостей. Встречайте.

Бошевой Сергей и Пономарев Вячеслав

Ведущие 2 : Благодарим за выступление.

Ведущий 1. Наше необычное мероприятие подходит к концу, пора подводить итоги.

Ведущий 2.

Все известно вокруг
Тем не менее,
На Земле еще много того
Что достойно, поверь удивления
И твоего и моего.

Ведущий 1.

Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения.

Литература:

  1. СолдатоваТ.Б., ГусеваЕ.А., Сгибнева Е.П. С 60 Сценарии тематических вечеров и предметной неделифизики. 7-11класс(Серия “Школа радости”.)Ростов н/Д:Феникс,2010.-с.320.

  2. «Я иду на урок физики» часть 2: книга для учителя.- М: Издательство «Олимп»; издательство «Первое сентября», 1999.- 288с:ил.

  3. Сайты интернет ресурса по физике, математике и информатике.

Март 2015 г. Неделя математики, физики и информатики.







Таблица для жюри

Конкурс

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Разминка





Задание №1





Конкурс болельщиков





Задание №2





Задание №3





Задание №4





Задание №5





Задание №6





Конкурс болельщиков





Вопросы командам




















Итого













Таблица для жюри

Конкурс

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Разминка





Задание №1





Конкурс болельщиков





Задание №2





Задание №3





Задание №4





Задание №5





Задание №6





Конкурс болельщиков





Вопросы командам




















Итого









1 группа Вид чайника – шаровой

V =





R =







S =







































2 группа Вид чайника – полушаровой



V =





R =





S =







































3 группа Вид чайника – цилиндрический

Н = 2 дм

V =



R =





S =































4 группа

Вид чайника – конический

R = 0,9дм r = 0,8дм , L = 1,323

V =



Н =





S =
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!