Автор: Т.А. Шевченко,
г. Рубцовск, 2017
Наглядные, словесные, адиовизуальные, проектные, активные, интерактивные.
Метод незаконченных предложений и.т.д.
Этапы | Действия учащихся | Действия учителя | Методический комментарий |
Начало |
Организационный | Приветствуют учителя. | Здравствуйте, меня зовут Т.А. Шевченко. Мне очень повезло работать сегодня с вами. Я желаю нам взаимопонимания, сотрудничества и взаимоподдержки сегодня на занятии и успеха в жизни вообще. | Настрой на совместную работу |
Мотивационный | Учащиеся читают объявления, высказывают свои предположения о возможной тематике занятия. | Постер «Доска объявлений» Ребята, что вы видите? Объявления? А какого они характера?- О чем они? И как вы думаете, о чем пойдет наш сегодняшний разговор? | Выход на основную тему внеклассного занятия, формирование мотивации к активному участию в воспитательном занятии |
Целеполагание | Просматривают видео материал. Уточняют формулировку темы занятия. Определяют цели занятия. | А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоблога профессионального психолога Г.В. Резапкиной «Стратегии профессионального выбора». Как мы могли бы конкретизировать тему сегодняшнего разговора? Хочу - Могу - Надо (на доске) Наверняка, эта тема профориентации неоднократно поднималась и ранее вашим классным руководителем, педагогом -психологом. Каков был ваш выбор вчера, отличается ли он сегодня, что изменится завтра? Каковы ваши ожидания от сегодняшнего разговора? | Конкретная формулировка темы, цели, задач, ожидаемых результатов занятия |
Основная часть |
Беседа | Учащиеся делятся с учителем опытом выбора профиля обучения, отвечая на вопросы. Высказываются по поводу своих профессиональных предпочтений. Учащиеся записывают выбранную профессию на листе бумаги и прикрепляют на магнитной доске. | Ребята, скажите, вы учитесь в профильном классе? Какой именно у вас профиль обучения? Как вы определились с профилем обучения? Кто вам помог определиться? Что вам помогло? Определились ли вы уже с будущей профессией?- Кем вы хотите стать? Напишите ваши профессиональные предпочтения на листах бумаги и разместите их на доске в области «Хочу». Таймер. Это то, что касается области «Хочу». | Анализ полученного ранее опыта по данной тематике |
Притча «Пятикопеечный работник» | Учащиеся просматривают мультипликационный фильм «Пятикопеечный работник» Комментируют притчу, сравнивают, анализируют, пытаются найти связь с сегодняшним днем. | В продолжение нашего разговора предлагаю посмотреть такую притчу - «Пятикопеечный работник». Скажите, какими личными и профессиональными качествами обладали работники? Какая между ними разница? В чем предпочтение одного над другим? (Какая) В чем вы видите человеческие возможности при выборе профессии? Что следует учесть? Это – область «Могу» | Инструмент для обсуждения стратегии профессионального роста, развития компетенций со школьниками старших классов |
Групповая работа Коллаж «Обобщенный описательный портрет специалиста» | Учащиеся в группе с помощью предложенного раздаточного материала выполняют мини-проект в форме коллажа или постера на тему «Обобщенный описательный портрет человека определенной профессии». После проделанной работы презентуют результаты работы перед всеми участниками занятия. | Вы примерно, представляете себе людей данных профессий? Какими личностными и профессиональными качествами должны обладать люди, выбранных вами профессий? Давайте объединимся сейчас в группы по 5-6 человек и попробуем составить обобщенный описательный портрет специалистов этих профессий в виде коллажа? Все необходимое для данной работы у вас есть. Учтите время выполнения – 3 минуты (таймер) Профессии на ваш выбор. По истечению 3 минут каждая группа презентует конечный результат своей работы. Большое спасибо за работу. | Выяснение круга своих предпочтений и желаний (хочу) Рассмотреть возможные варианты развития личностных и профессиональных качеств (могу) Показать умения сконцентрироваться, выделить главное, прокомментировать проделанную работу. |
Обсуждение ситуации на рынке труда | В ходе беседы знакомятся с одним из Интернет-ресурсов, способствующих информационной поддержки в выборе профессии. | А теперь обратимся к области «Надо». При обсуждении востребованности профессий, мне хотелось бы сделать ссылку на сайт Главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края – Раздел «Образование» - «Информация для родителей» - «Как помочь ребенку с выбором профессии». Там есть специальный информационно-образовательный портал по профориентации подростков, выпускников с большим количеством рекомендаций. Кстати, кто собирается выбирать ВУЗы и ССУЗы Алтайского края? Кто собирается вернуться в Рубцовск по окончании учебы? | Знакомство с разнообразными Интернет-ресурсами по профориентационной тематике |
Заключение, рефлексия |
Подведение итогов работы | Учащиеся с помощью учителя подводят итоги занятия, высказывают свое мнение | Итак, каковы же правила выбора профессии? (презентация) Учитель предлагает учащимся различные варианты пересечения стратегий: непересечение, незначительное пересечение в треугольном секторе, наслоение. | Формулировка вывода, достижения цели воспитательного занятия, оправданы ли ожидания учащихся от проведенного занятия |
| Учащиеся просматривают репортаж с советами по выбору профессии | Ошибка в выборе может иметь в будущем негативный результат, который будет влиять даже на состояние здоровья человека. Об этом важно знать уже сейчас. Посмотрите репортаж 1 канала с психологом, занимающимся вопросами профориентации для взрослых Эльмирой Давыдовой | Ознакомление учащихся с возможными ошибками при выборе профессий |
Метод незаконченных предложений | Учащиеся заканчивают предложение, высказывая свое личное мнение по результатам занятия. | При выборе профессии для меня главное… | Умозаключения по результатам работы в течение воспитательного занятия |
Заключение | Благодарят учителя за проведенное занятие. | Мы выбираем, нас выбирают Как это часто не совпадает. Часто простое кажется сложным, Черное – белым, белое – черным. Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили стратегии правильного выбора профессии. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому уже сейчас постарайтесь определить круг ваших интересов, больше читайте, спрашивайте, набирайтесь опыта и знаний. Кем бы вы не стали, любая профессия требует от человека терпения, настойчивости, умения обращаться с коллегами, партнерами. Умение общаться является залогом вашего профессионального и жизненного успеха. Уверенный в себе человек правильно и уверенно выбирает свое будущее. Нужно очень захотеть и у вас все получится! Всем спасибо! | Подведение итогов |
Коллективное фото | Выполняют просьбу учителя о совместном фотографировании. | На память о нашей встрече предлагаю вам сделать общую коллективную фотографию. | |
Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / М.: 2006. - № 12.
Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.:“Сентябрь”. – 2006.
Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.