Внеклассное мероприятие:
«Добрый человек добру и учит»
Отношение к пожилым людям в творчестве Л.Н. Толстого.
Цель:
-воспитывать в учащихся младших классов доброе отношение к родителям, престарелым людям;
-на основе произведений Л.Н. Толстого раскрыть взаимопонимание между близкими людьми, сострадание, сочувствие и уважение.
Выставка: фотографии детей с дедушками, бабушками, родителями; краткие сочинения «Почему вы самые лучшие»
1этап.
Чтение наизусть рассказа «Кто лучше всех?» Л.Н. Толстого
В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех".
Вопросы:
-Что случилось с девочкой?
-Как вы думаете, какой смысл вложен в название рассказа?
2 этап.
Вопрос:
Как вы думаете, каким должен быть человек, который написал этот рассказ для детей? Как вы думаете, как он относился к своей маме?
3 этап.
Биография
Лев Николаевич Толстой родился в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича- Петр Андреевич Толстой- был сподвижником Петра Первого и получил от него графский титул. Мать происходила из древнейшего рода князей Волконских. Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих теток. Одна из них жила в Казани. Там и прошла юность Толстого. Там в 1844г. он поступил на философский –факультет университета.
Учился Толстой нерадиво, прогуливал лекции. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, перешел на другой факультет- юридический. Но и здесь ему было скучно. Он вновь начинает пропускать занятия. Зато юный Толстой со всей страстью предавался светским увеселениям и кутежам. В это время он с презрением относился к людям не светским, не аристократам. Брат Сергей называл его «пустячным малым».
Сам Толстой в старости вспоминал: «Мне не было внушено никаких нравственных начал- никаких; а кругом меня большие с уверенностью курили, пили, распутничали, били людей требовали от них труда. И многое дурное я делал, не желая делать,- только из подражания большим.» Поздний Толстой был строг к себе. В молодые годы он много размышлял о судьбах человечества , о роли наук. Его кажущаяся леность, нелюбовь, к истории происходили не от ограниченности. В науках Толстой искал прежде всего практический смысл. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. А именно такой, представлялась ему «история».
12 апреля 1847 г. Толстой, не удовлетворенный университетским образованием, подал прошение об исключении. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще- благоустроить быт своих крепостных. Но крестьяне отказывались от его совета и помощи: они не поняли барина.
В январе 1852г. Толстой поступает на военную службу. Тогда на Кавказе велись боевые действия против горцев, и Толстой участвует в сражениях. В это время он пишет повесть «Детство».
Эта повесть сразу принесла Толстому славу одного из самых талантливых писателей России. Спустя два года появляются продолжения-
19 ноября 1855г. Толстой приезжает в Петербург. Его имя овеяно славой . Но литературная среда отталкивала молодого писателя.
Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
В 1910г. в 6 часов 5 минут седьмого ноября Толстого не стало.
«Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…»
Л.Толстой «Воспоминания»
«Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец»
Л.Толстой «Воспоминания»
Своей мамы Л.Н.Толстой практически не помнил. Но ему, как и всем людям, было свойственно испытывать к этому человеку самые светлые и добрые чувства. Поэтому, когда он сал учительствовать, то своим маленьким ученикам объяснял не только то, как пишутся буквы, но и то каким должен быть настоящим человек, как он должен относиться к своей маме и близким людям.
Вопросы к рассказу:
-Как вы думаете, какими будут герои через несколько десятков лет? (Мама состарится, а девочка станет взрослой)
-Как изменится мама внешне? Почему?
-Куда уходит молодость родителей?
-Кто для вас ещё самый близкий в семье?(Бабушки, дедушки)
4 этап.
Прочтение и нализ рассказа «Дед и внук».
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог залезть.
Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
Вопросы:
-Чем отличаются и чем похожи слова «старик» и «дед»?
-Можно ли смеяться над старостью?
-Какой внук?
-Составим свой рассказ : « Мой дед и я…».
Задайте вопросы- внуку.
Учёный сын
(Басня)
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: "Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне". А сыну не хотелось работать, он и говорит: "Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?" Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: "И что за дурак тут грабли бросил!"
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изорта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы:
-Какие признаки стрости вы можете указать?
-Кого называют «невесткой»?
-Что такое «лоханка»?
-Что решил сделать внук?
-Чему научил внук родителей?
-В чём мудрость данного произведения?
Старик сажал яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали:
-Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
-Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
5этап
Вопросы:
-Какие добрые дела ты сделал для окружающих?
-Задайте вопросы деду.
-Как вы думаете, какое главное качество, свойственное всем пожилым людям, олицетворяет в себе этот дедушка? Мудрость.
Вывод: «Добрый человек добру и учит»
Чему учил Л.Н.Толстой? Почему у него столько рассказов посвящено детям и престарелым людям?
Чему может научиться представитель младшего поколения у человека, который прожил жизнь?
Какой урок может извлечь каждый из сегодняшней встречи?
Работа с выставкой.