СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Зов джунглей!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2- 4 классов составлено на основе игры "Зов джунглей"  Мероприятие построено по разделам русского языка. Дети повторят изученный материал в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«зов джунглей по р яз»


МКОУ Криничанская СОШ








( Внеклассное занятие по русскому языку)


















Учитель: Глущенко Ольга Петровна

2017 год



«Зов джунглей»

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. (3- 4 классы)

Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,

воспиты­вать любовь к русскому языку,

развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование: нагрудные различительные знаки животных;

картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обрат­ной стороны лиана); таблички разделов русского языка;

кар­точки с заданиями, бананы и кости.

Презентация «Звуки животных»


Ход занятия:

Стихи детей о значении русского языка в жизни человека.

I ученик. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

II ученик. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

III ученик. Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Ведущий. Что у нас тут приклонилось?

Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)

Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку).

И позвали в джунгли нас!

Есть крокодил тут, как ни странно,

Есть кенгуру, есть обезьяна,

Других зверей немало тут,

В общем, джунгли нас зовут.


(Деление на команды: дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным»)


Хищники:

В гости что-то зачастил

К нам зелёный ... (крокодил)

Веселится, как ребёнок,

Царь зверей, задорный ... (львёнок)

В джунглях, братцы, знает толк Злой, голодный серый... (волк)

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая... (лиса)

Готов для интеллектуальных игр

Суровый, справедливый ...(тигр)

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это... (рысь)

Пришёл в гости, стал реветь

Невоздержанный... (медведь)

Травоядные:

Сюда из джунглей поутру,

Прискакала... (кенгуру)

Такая красивая, без изъяна,

Шаловливая и весёлая ...(обезьяна)

Перенёс огромный шкаф

Замечательный... (жираф)

К нам пришёл сегодня он —

Большой и сильный, добрый (слон)

В пустыне любит тяжкий труд

Наш выносливый... (верблюд)

Кто всегда в тельняшке ходит?

В гости (зебра) к нам приходит.

К нам пришёл, разинув рот,

Большой, огромный... (бегемот)

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за живот­ными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.

Итак, джун­гли зовут!

Ведущий. Первый раздел русского языка — фонетика (вывешивается табличка). Это наука о звуках — фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.

Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!

  1. Конкурс «Подражатели»

Команды по очереди называют звуки, которые произно­сят животные.

В русском языке такие слова называют «звукоподража­тельными». Например, кар-кар, гав-гав и т.д.

  1. Конкурс «Чей голос лучше?»

Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удас­тся, когда вырастете, а пока...

Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь. Он голосит! Задание — написать, кто как поёт.

Голубь —... (воркует) Собака —(лает) Филин —(ухает)

Лягушка — ... (квакает) Глухарь —... (токует) Коза — ... (блеет)

Утка — ... (крякает) Свинья —... (хрюкает) Гусь — ... (гогочет) Конь — ... (ржёт) Лиса — ... (тявкает) Медведь —... (рычит)

Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика— второй раздел нашего языка (вывешивается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.

Ох, какой у нас изъян!

В джунглях зверь попал в капкан.

Как могло это случиться?

Надо бы из буквенного капкана освободиться!

  1. Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.


  1. Конкурс «Один прыжок»

Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попы­таемся разгадать загадки тропиков.

Ах, какая незадача!

В джунглях зверь сидит и плачет,

В слове ищет букву он.

А терзаний — миллион!

Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок». Вам надо изменить в слове всего одну подчёрк­нутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

корж —... (морж) дом —... (сом) палка —... (галка) лук —... (жук) булка —... (белка) сам — ... (сом) коса —... (коза)

майка —... (зайка) лес — (лев) крыша —... (крыса) клон —... (слон) баран —... (варан) кит —... (кот) маки —... (раки)


Ведущий. Третий раздел-русского языка—лексика (вы­вешивается табличка). Это все слова, которые есть в рус­ском языке. «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчиты­вает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого ве­ликорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и упот­ребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать упот­реблять в своей речи.

  1. Конкурс: «Джунгли ли это?»

Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунг­ли? Что такое джунгли? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?

Ох, и трудная работа.

На рассказ пошла охота.

Как бы нам не прогадать,

Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

Джунгли — это бескрайний вечнозелёный океан Рос­сии. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цве­тут и плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спе­лые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт тра­ва — банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих жи­вотных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труд­нодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами—северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.

  1. Конкурс «Звери как люди»

Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком .

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнива­ющие людей с животными.

Трусливый, как …..

Голодный, как …….

Преданный, как…..

Грязный, как ….

Зубастый, как…..


Трудолюбивый, как ….

Тихий, как …

(Ответы: заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, му­равей, мышь.)

Ведущий. Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы.)

Задание болельщикам:

Хитрый, как... (лиса);

хищный, как... (акула);

беспечный, как... (стрекоза);

болтливый, как... (сорока);

вольный, как... (птица);

выносливый, как... (лошадь);

мудрый, как... (во­рон);

холодный, как... (лягушка);

верный, как... (лебедь);

гримасничающий, как... (обезьяна);

пёстрый, как... (пав­лин);

колючий, как... (ёж);

тощий, как... (глиста);

толсто­щёкий, как... (хомяк);

косолапый, как... (медведь);

желто­ротый, как ... (цыплёнок);

быстрый, как ... (олень, лань);

прилипчивый, как... (пиявка)


Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка — морфологии (вывешивается таб­личка). Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.

  1. Конкурс «Заросли лиан»

Ведущий. В джунглях, знает и профан,

Всюду заросли лиан.

Так что с духом соберись,

Сквозь лианы проберись!

Много лиан в джунглях, и в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд, вроде одинаковые по зву­чанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.


Однажды кот подкрался к попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

Медведь в лесу, не зная правил.

Однажды мотоциклом правил.

На полях, не скошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой,

Весной небо голубей.

И развёл я голубей.

Иди домой.

Но сначала коридор домой!

Бабка Дарья холст чернила.

Внучка пролила чернила.

Деревенский сторожил

Сад колхозный сторожил.

Стою на нашем берегу.

Покой границы берегу.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разде­лу русского языка — орфографии (вывешивается табличка). Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.

  1. Конкурс «Узнай по описанию»

Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,

Ничего не говорит.

Но мы себя ещё покажем,

На листке её укажем.

По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях.

Задание первой команде:

Сколько чудес в природе! Одно из таких — самая ма­ленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они перелива­ются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.

Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой пти­цы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.

Ответ: колибри.

Задание второй команде:

Современники динозавров, они не любят солёной мор­ской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, уби­рая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежат­ся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождают­ся длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 мет­ров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.

Ответ: крокодил.

  1. Конкурс «Чудесное превращение»

Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях: мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.

Что случилось? Что случилось?

Коза вдруг в волка превратилась!

Разве может это быть?

Да, если букву заменить.

И заканчивает наше путешествие по джунглям чудес­ное превращение одного животного в другое путём сме­ны одной буквы на другую.

К О 3 А — какое-либо положение — низ пальто — тысяча солдат — В О Л К

Ответ: коза — поза; поза — пола; пола — полк; полк— волк.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в уди­вительном мире природы и русского языка!

Подведение итогов игры, награждение победителей.


Литература:

1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД'-Мир животных и растений». Ярославль: «Академия развит* Академия Холдинг», 2001.

2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика». М.: «Сг...г-ГА», 1995.

3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внекласс­ные мероприятия. 2 класс». М.: «ВАКО», 2005.

Н. Н. Маслакова г. Тюмень


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!