МКОУ Криничанская СОШ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_1.png)
( Внеклассное занятие по русскому языку)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_2.jpeg)
Учитель: Глущенко Ольга Петровна
2017 год
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_3.jpeg)
«Зов джунглей»
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. (3- 4 классы)
Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,
воспитывать любовь к русскому языку,
развивать внимание, речь, мышление, память, логику.
Оборудование: нагрудные различительные знаки животных;
картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обратной стороны лиана); таблички разделов русского языка;
карточки с заданиями, бананы и кости.
Презентация «Звуки животных»
Ход занятия:
Стихи детей о значении русского языка в жизни человека.
I ученик. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик. Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Ведущий. Что у нас тут приклонилось?
Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)
Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку).
И позвали в джунгли нас!
Есть крокодил тут, как ни странно,
Есть кенгуру, есть обезьяна,
Других зверей немало тут,
В общем, джунгли нас зовут.
(Деление на команды: дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным»)
Хищники:
В гости что-то зачастил
К нам зелёный ... (крокодил)
Веселится, как ребёнок,
Царь зверей, задорный ... (львёнок)
В джунглях, братцы, знает толк Злой, голодный серый... (волк)
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая... (лиса)
Готов для интеллектуальных игр
Суровый, справедливый ...(тигр)
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это... (рысь)
Пришёл в гости, стал реветь
Невоздержанный... (медведь)
Травоядные:
Сюда из джунглей поутру,
Прискакала... (кенгуру)
Такая красивая, без изъяна,
Шаловливая и весёлая ...(обезьяна)
Перенёс огромный шкаф
Замечательный... (жираф)
К нам пришёл сегодня он —
Большой и сильный, добрый (слон)
В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый... (верблюд)
Кто всегда в тельняшке ходит?
В гости (зебра) к нам приходит.
К нам пришёл, разинув рот,
Большой, огромный... (бегемот)
Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.
Итак, джунгли зовут!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_5.png)
Ведущий. Первый раздел русского языка — фонетика (вывешивается табличка). Это наука о звуках — фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!
Конкурс «Подражатели»
Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.
В русском языке такие слова называют «звукоподражательными». Например, кар-кар, гав-гав и т.д.
Конкурс «Чей голос лучше?»
Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока...
Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь. Он голосит! Задание — написать, кто как поёт.
Голубь —... (воркует) Собака —(лает) Филин —(ухает)
Лягушка — ... (квакает) Глухарь —... (токует) Коза — ... (блеет)
Утка — ... (крякает) Свинья —... (хрюкает) Гусь — ... (гогочет) Конь — ... (ржёт) Лиса — ... (тявкает) Медведь —... (рычит)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_6.png)
Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика— второй раздел нашего языка (вывешивается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.
Ох, какой у нас изъян!
В джунглях зверь попал в капкан.
Как могло это случиться?
Надо бы из буквенного капкана освободиться!
Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.
Конкурс «Один прыжок»
Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.
Ах, какая незадача!
В джунглях зверь сидит и плачет,
В слове ищет букву он.
А терзаний — миллион!
Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок». Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж —... (морж) дом —... (сом) палка —... (галка) лук —... (жук) булка —... (белка) сам — ... (сом) коса —... (коза)
майка —... (зайка) лес — (лев) крыша —... (крыса) клон —... (слон) баран —... (варан) кит —... (кот) маки —... (раки)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_7.png)
Ведущий. Третий раздел-русского языка—лексика (вывешивается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.
Конкурс: «Джунгли ли это?»
Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунгли? Что такое джунгли? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?
Ох, и трудная работа.
На рассказ пошла охота.
Как бы нам не прогадать,
Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
Джунгли — это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава — банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами—северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
Конкурс «Звери как люди»
Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним, едва ли,
Не важничай, чтоб индюком .
Тебя не называли.
Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.
Трусливый, как …..
Голодный, как …….
Преданный, как…..
Грязный, как ….
Зубастый, как…..
Трудолюбивый, как ….
Тихий, как …
(Ответы: заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь.)
Ведущий. Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы.)
Задание болельщикам:
Хитрый, как... (лиса);
хищный, как... (акула);
беспечный, как... (стрекоза);
болтливый, как... (сорока);
вольный, как... (птица);
выносливый, как... (лошадь);
мудрый, как... (ворон);
холодный, как... (лягушка);
верный, как... (лебедь);
гримасничающий, как... (обезьяна);
пёстрый, как... (павлин);
колючий, как... (ёж);
тощий, как... (глиста);
толстощёкий, как... (хомяк);
косолапый, как... (медведь);
желторотый, как ... (цыплёнок);
быстрый, как ... (олень, лань);
прилипчивый, как... (пиявка)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_8.png)
Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка — морфологии (вывешивается табличка). Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.
Конкурс «Заросли лиан»
Ведущий. В джунглях, знает и профан,
Всюду заросли лиан.
Так что с духом соберись,
Сквозь лианы проберись!
Много лиан в джунглях, и в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.
Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
Медведь в лесу, не зная правил.
Однажды мотоциклом правил.
На полях, не скошенных косой.
Всё утро дождик шёл косой,
Весной небо голубей.
И развёл я голубей.
Иди домой.
Но сначала коридор домой!
Бабка Дарья холст чернила.
Внучка пролила чернила.
Деревенский сторожил
Сад колхозный сторожил.
Стою на нашем берегу.
Покой границы берегу.
Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-
Дрова сегодня зря лисицы жгут.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/09/s_589c44c9a2979/s552016_0_9.png)
Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка — орфографии (вывешивается табличка). Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Конкурс «Узнай по описанию»
Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,
Ничего не говорит.
Но мы себя ещё покажем,
На листке её укажем.
По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях.
Задание первой команде:
Сколько чудес в природе! Одно из таких — самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.
Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.
Ответ: колибри.
Задание второй команде:
Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.
Ответ: крокодил.
Конкурс «Чудесное превращение»
Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях: мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.
Что случилось? Что случилось?
Коза вдруг в волка превратилась!
Разве может это быть?
Да, если букву заменить.
И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.
К О 3 А — какое-либо положение — низ пальто — тысяча солдат — В О Л К
Ответ: коза — поза; поза — пола; пола — полк; полк— волк.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Литература:
1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД'-Мир животных и растений». Ярославль: «Академия развит* Академия Холдинг», 2001.
2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика». М.: «Сг...г-ГА», 1995.
3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия. 2 класс». М.: «ВАКО», 2005.
Н. Н. Маслакова г. Тюмень
8