Методическая разработка воспитательного мероприятия «Опасная игра – шаг в бездну» Возраст детей 14-17 лет Актуальность
В настоящее время табакокурение и алкоголизация населения является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики формирования зависимостей, особенно среди молодежи, подростков и детей.
Зачастую в школу-интернат ребята поступают уже с большим стажем курения сигарет, со сформированной зависимостью от табакокурения. С каждым годом возраст курильщиков молодеет. Это сильно осложняет профилактическую работу в рамках учебного заведения и, в результате, требует включения мер вторичной профилактики – медицинских мероприятий, в том числе работу с наркологом.
Кроме этого, в интернат прибывают, в основном, дети из семей «социального риска» (чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками, сами зависимы от табакокурения, ведут асоциальный образ жизни). В таких семьях приобщение детей к вредным привычкам осуществляется посредством отрицательного примера родителей, а часто и с их подачи – впервые дети пробуют табак и алкоголь дома.
Данное мероприятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее воспитанников.
Цель: Формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголизму и табакокурению.
Задачи:
Расширить знания воспитанников о вреде алкоголя и табакокурения.
Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью.
Развивать искренность, уверенность в себе, творческие способности, познавательный интерес.
Ожидаемые результаты:
Расширятся знания воспитанников о вреде алкоголя и табакокурения.
Будут более ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.
Методы: Беседа, проблемные ситуации, ролевая игра, наглядная демонстрация роликов о последствиях табакокурения, вреде алкоголя.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства :
- оформление доски с понятиями «полезные» и «вредные» привычки, названием мероприятия, девизом, жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый), коробочка, памятки «9 заповедей здоровья», «Разрешалки от вредной привычки», буклет «Детям о курении», карточки с ситуациями, разрезанные пословицы, презентация «Опасная игра- шаг в бездну»
Время: 45 мин.
Предварительная подготовка: Подготовить карточки с заданиями, памятки, оформление доски с понятиями «полезные» и «вредные привычки», названием и девизом мероприятия, провести конкурс рисунков о вредных привычках, подготовить жетоны разного цвета.
Технологическая карта воспитательного мероприятия
№ | Этап | Деятельность педагога | Время | Деятельность воспитанников |
1. | Организационный момент | Организует воспитанников, определяет эмоциональное состояние группы | 2 мин. | Настраиваются на мероприятие. Выбирают жетоны |
2. | Притча «Всё в твоих руках» | Читает. Задаёт вопросы | 4мин. | Слушают. Отвечают на вопросы |
3. | Вводная беседа воспитателя | Рассказывает. Задаёт вопросы | 3 мин. | Слушают. Отвечают на вопросы |
4. | Определение полезных и вредных привычек. слайд №2-5 | Задаёт вопросы Контролирует и помогает | 5 мин. | Слушают, отвечают на вопросы. Определяют наиболее опасные привычки |
5. | Разговор о вреде курения слайд № 6 слайд №7 | Задаёт вопросы. Заслушивает воспитанников. Показывает видеофрагмент. Задаёт вопросы. Предлагает провести эксперимент. Анализирует Предлагает рассказать о вреде табака. Предлагает сделать вывод. Заслушивает | 5 мин. | Слушают. отвечают на вопросы. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Проводят эксперимент. Высказывают своё мнение. Ребёнок рассказывает о табаке. Делают выводы |
6. | Разговор о вреде алкоголя слайд №8 слайд №9 | Задаёт вопросы. Заслушивает воспитанников. Показывает видеофрагмент. Задаёт вопросы. Анализирует Предлагает рассказать о вреде алкоголя Предлагает сделать вывод. Заслушивает | 5 мин. | Слушают. отвечают на вопросы. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Ребёнок рассказывает о вреде алкоголя Делают выводы |
7. | Работа в группах 1 конкурс слайд №10 «Причины» 2 конкурс слайд №11 «Ситуации» 3 конкурс «Ролевая игра» 4 конкурс «Народная мудрость» | Делит детей на 3 группы. Контролирует. Даёт задания. Заслушивает. Предлагает разыграть ситуацию. Объясняет. Предлагает вытянуть задания на карточках. Анализирует. Объясняет. Раздаёт разрезанные пословицы. Контролирует | 12 мин. | Определяются в группы Слушают. Перечисляют. Слушают, разыгрывают. Вытягивают, читают, обсуждают. Высказывают своё мнение Слушают. Начинают составлять. |
8 | Вредным привычкам- нет Слайд№12-15 | Предлагает послушать «9 заповедей здоровья» и «Разрешалки от вредной привычки». Раздаёт воспитанникам памятки и буклет «Детям о курении» | 4мин. | Слушают и делают для себя выводы |
9 | Рефлексия | Предлагает выбрать квадратик определённого цвета, при помощи которого дети определяют, на сколько полезным было мероприятие. | 5мин | Выбирают квадратик, при помощи которого высказывают своё отношение к мероприятию |
10 | Итог | Задаёт вопросы. Подводит итог. Повторно определяет эмоциональное состояние группы | | Слушают, отвечают. Слушают Выбирают жетоны |
Ход занятия
I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками! (здороваются друг с другом руками)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (приветствуют друг друга глазами)
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – (проговаривают вслух)
Станет радостно кругом!
Определение эмоционального состояния присутствующих: Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.
(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).
II. Вступление воспитателя. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Нашу встречу я начну с Восточной притчи:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Ребята, как вы понимаете смысл этой притчи?
- Ответы детей.
Правильно ребята, от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и своё здоровье.
И продолжить нашу встречу я хочу очень оптимистическим стихотворением, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!
- Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.
- Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.
- Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей)
Привычки бывают полезные и вредные.
- Какие привычки мы называет полезными?
- Назовите полезные привычки. (ответы детей ) (слайд №3)
- Какие привычки мы называем вредными?
- Назовите вредные привычки. (ответы детей) (слайд №4)
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания) (слайд №5)
Правильно , но на сегодняшнем занятии мы более подробно остановимся на двух вредных привычках – это табакокурение и алкоголизм.
- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)
видеофрагмент социального ролика о последствиях табакокурения.
По данным министерства здравоохранения:
пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
Курение притупляет вкусовые ощущения;
причиной многих пожаров является сигарета.
Практическая работа.
Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
-Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)
Чтец 1(приложение 1)
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)
Следующая опасная привычки – это алкоголь. (слайд №8)
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.
видеофрагмент социального ролика о последствиях употребления алкоголя.
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)
- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)
Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)
Чтец 2 (приложение 2)
Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья. (слайд № 9)
- Чем похожи алкоголь, табакокурение? (ответы детей)
- Как влияют на организм ПАВ?
Воспитатель:
Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.
III. Работа в группах
А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.
Деление на группы (сила, молодость, здоровье).
Конкурсы.
1 конкурс. «Причины»
Назовите причины, которые заставляют употреблять ПАВ. (слайд № 10)
(Итог: ПАВ помогают выглядеть старше, заполняют время, когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).
ПАВ НЕ ПРОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.
2 конкурс. «Ситуации»
Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться.
Несколько способов сказать «НЕТ». (слайд № 11)
3 конкурс
Ролевая игра: (приложение 3)
1 группа:
Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Твои действия?
2 группа:
Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?
3 группа:
Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.
4 конкус «Народная мудрость» (приложение 4)
Народная мудрость гласит «Деньги потерял-ничего не потерял, время потерял-много потерял, здоровье потерял-всё потерял!»
следующий наш конкурс связан с народными пословицами. Вам нужно правильно собрать пословицу за 1 минуту. За каждую правильную пословицу 1 балл
Чтец 3: (чтение стихотворения) (слайд 12)
Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.
Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.
А сейчас давайте, вместе с вами определим, что необходимо для здорового образа жизни (дети перечисляют)
Из всего перечисленного вами можно выделить «9 заповедей здоровья»
(слайд 13), (приложение 5)
четкий режим дня;
свежий воздух;
больше смеха;
физическая активность;
правильное питание;
не пить, не курить;
личная гигиена;
любовь к себе и другим;
занятия по душе.
Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки», и тогда может быть ваше мнение изменится.
Разрешалки от вредной привычки: (слайд 14) (приложение 6)
Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно:
Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
Если хочешь отставать в учебе;
Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».
Начать легко. Бросить – не тут-то было.
Подумай над этим!
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.
Мы советуем: слайд №15
Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!
Наш совет: Никогда не курить! Никогда не пить!
Воспитанникам раздаются памятка « Разрешалки от вредной привычки»,
памятка «9 заповедей здоровья»,
буклет «Детям о курении»
IV. Рефлексия
Воспитатель: - У каждого из вас на столах есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше отношение к собственному здоровью?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение воспитанников к данной теме.
-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшнее мероприятие прошло не зря, и вы поняли, что необходимо беречь своё здоровье.
ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!(слайд 16)
Итог:
- Какое впечатление оставило у вас сегодняшнее мероприятие?
- Что нового для себя вы узнали сегодня?
- О чём бы хотели поговорить ещё?
- Что на занятии понравилось больше всего?
- Ребята, вначале занятия вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).
Я прощаюсь с вами, до следующей встречи!.
Литература:
Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. – сост. Р.А. Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.
Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор».- М.: Ижица, 2003. – 176с.
Профилактика курения и алкоголизма в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.
Приложение 1
Чтец 1
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Приложение 2
Чтец 2
Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
Приложение 3
1 группа:
Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Твои действия?
2 группа:
Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?
3 группа:
Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.
Приложение 4
КТО КУРИТ ТАБАК, ТОТ САМ СЕБЕ ВРАГ.
ЛУЧШЕ ЗНАТЬСЯ С ДУРАКОМ, ЧЕМ С ТАБАКОМ.
ЕСЛИ ДОЛГО ХОЧЕШЬ ЖИТЬ, БРОСЬ КУРИТЬ.
ПЬЯНСТВО-ЭТО ДОБРОВОЛЬНОЕ БЕЗУМИЕ.
ХВАТИЛ ВИНЦА И НЕТ МОЛОДЦА.
В СТАКАНЕ ТОНЕТ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ,ЧЕМ В МОРЕ.
ВИНО ОТНИМАЕТ РАЗУМ И ДОБРО.
ВИНО ЛЮБИТЬ-РАЗДЕТЫМ ХОДИТЬ.
приложение 5
четкий режим дня;
свежий воздух;
больше смеха;
физическая активность;
правильное питание;
не пить, не курить;
личная гигиена;
любовь к себе и другим;
занятия по душе.
Приложение 6
Употреблять алкоголь, курить - можно:
Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
Если хочешь отставать в учебе;
Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».
Начать легко. Бросить – не тут-то было.
Подумай над этим!
Приложение 7 «Детям о курении»
Назовите дату первого знакомства европейцев с табаком.
12 октября 1492 г. (Дата открытия Америки Христофором Колумбом).
Какие меры принимались в прошлом для запрета курения?
- царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит или 60 ударов по стопам
- турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни
- Англия, Елизавета 1 приравнивала курильщиков к ворам и их водили по улице с веревкой на шее.
Что такое “пассивное курение”?
- Вынужденное вдыхание некурящим табачного дыма, присутствующего в накуренном помещении.
Почему говорят “от курения тупеешь”.
- При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином карбоксигемоглобин - стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, вследствие чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узким, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий.
Как действует никотин на организм?
- Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65-70 ударов в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10-20 ударов. В больших дозах никотин тормозит, а затем и парализует деятельность клеток ЦНС.
Кто из звезд искусства негативно относится к курению?
– Сильвестр Сталоне, Патрисия Каас, Джейн Фонда
Объясните, кто больше получит вреда от курения: тот, кто первый начал курить сигарету или тот, кто ее докуривает и почему?
-Второй, т.к. в последней трети сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака.
Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
-Сердце, т.к. никотин вызывает кислородное голодание сердечной мышцы, повышение кровяного давления, увеличивается частота сердечных сокращений. Никотин также воздействует на надпочечники.
В чем сказывается вред курения на работе легких?
- Они не могут полноценно выполнить свою основную функцию – вдох и выдох, т.к. при сгорании образуется деготь, который, в конечном счете, оседает в легких и они становятся менее эластичными. У курильщика, выкуривающего 1 пачку в день, через легкие проходит до 1 л дегтя за 30 лет курения.
Какой витамин, необходимый для организма, разрушается при курении?
- Витамин С, для его восполнения после выкуривания 20 сигарет необходимо съесть 4 кг апельсинов.
Детям о курении