2. 3. 4. 5. 6. 7. | Определение принципов и правил построения игры. Тренинг «Ресурсный круг» (входная диаграмма) Правовая игра «Что? Где? Когда?» Завершение правовой игры. Рефлексия. Завершение работы ресурсного круга. Итоги правовой игры. Награждения. | 3 мин. 7-10 мин. 40 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. | 1. У меня к вам первый вопрос: «А знаете ли вы, каковы правила и принципы работы в группах/четвёрках?». Давайте познакомимся (правила и принципы проецируются на мультимедийной презентации с использованием проектора). - Все ли согласны с предлагаемыми правилами и принципами работы? - Прекрасно! Но возникает следующий вопрос (вопрос ставится, если в игре принимают участие учащиеся из других школ). - Знаем ли мы друг друга? Давайте познакомимся (если игра проводится в рамках одного ОУ, следующий этап тоже проводится). 1. Тренинг «Ресурсный круг» (правила проведения ресурсного круга в группе, четвёрке прилагаются) 1. Дорогие друзья! Сегодня, живя в Российском государстве, мы знаем, что мы живём в демократическом и правовом государстве. Наше государство проводит демократические реформы, приняв ценности рыночной экономики. Чтобы человек не делал, он неразрывно вступает в отношения с другими людьми, коллективом и эти отношения тоже регулируются правом. Но право существовало не всегда. Оно появилось одновременно с появлением классового общества, когда возникли частная собственность и государство. Наиболее разработанная система правовых норм существовала в Древнем Риме (т.е. римское право). И только в средние века выдающиеся умы человечества осознали и сформулировали теорию естественного права. И так, право – важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, без законов. Право – это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Что такое право? Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и выраженных в определённых нормах. 2. Мы живём с вами в правовом государстве. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений общественных наук. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_1.png) Каковы же главные признаки правового государства? верховенство закона; равенство всех граждан перед законом; действие принципа разделения власти; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности. 3 . Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), которые должны быть выражены в какой-либо общедоступной форме. То есть, у права должен быть источник – способ закрепления правовых норм, своеобразное вместилище правовых норм, откуда люди узнают об их содержании. Чтобы Вы отнесли к источникам права? 4. Право – величайшая ценность! Государство с помощью права регулирует отношения во многих сферах жизни общества. Поэтому и нормы права можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли. Н азовите отрасли права? конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; избирательное право; трудовое право; земельное право; жилищное право; семейное право; уголовное право; уголовно-процессуальное право; гражданско-процессуальное право; исправительно-трудовое право. 5. Какие функции выполняет право? Право ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_6.png) Регулятивная | Охранительная | Регулирует общественные отношения, устанавливая модели поведения их участников. | Защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность для нарушителей. | 6 . Одним из видов источника права являются нормативно-правовые акты. Назовите два основных нормативно-правовых акта Российского уровня? 7. Что же отличает закон от других нормативно-правовых актов? законы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране; законы принимаются в особом порядке (законодательная процедура); законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. 8 Федеральное собрание . Как называется парламент России, из скольких палат он состоит, порядок формирования, срок полномочия? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_6.png) Совет Федерации по два представителя от каждого субъекта федерации Государственная Дума 450 депутатов 9. Когда состоятся выборы депутатов Государственной Думы? По какому способу подсчёта голосов избирательных систем они будут проходить? 1 0. Прочтите, пожалуйста, отрывок из документа: «ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Когда был подписан этот документ? Как он называется? Какое отношение к этому документу имеет иллюстративное фото? 1 1. Достижением демократии, конечно же, является всеобщее, равное избирательное право, предоставляющее различные формы участия граждан в политической жизни страны. Назовите формы участия граждан в политической жизни страны? голосование; выборы; референдум; плебисцит; участие в политических и общественных движениях; обращение граждан в парламент или местные органы самоуправления; участие в собраниях, митингах; членство в политической организации. 12. Какие виды избирательного права Вам известны, назовите их отличительные особенности? Приведите примеры. Избирательное право ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_6.png) Активное право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (с 18 лет). Пассивное право граждан быть избранными в представительные органы государства. 13. Прочтите познавательную задачу. «Спорят два молодых человека. Один заявляет: «Зачем мне идти на выборы? Мой голос все равно не сможет ничего решить!» А другой возражает: «Участвовать в выборах необходимо! В конечном итоге от каждого из нас зависят их результаты!» Кого Вы поддерживаете в этом споре? Аргументируйте свой выбор. 14. Совместите понятия и определения (смотри приложение). Ответы: 15. Прочтите текст, подумайте и ответьте на вопрос: «Какие моменты недопустимы в ходе предвыборной кампании?» У американского писателя О.Генри есть юмористический рассказ о выборах в небольшом городке. Кандидаты в ходе предвыборной кампании так ругали друг друга и обличали во всех грехах, что жители города пришли к выводу о том, что ими собираются управлять сплошь преступники и мерзавцы (слово заведомо дано с экспрессивной окраской). 16. Какими правами и обязанностями обладают подростки? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589e09e747602/555675_14.png) МОИ права | МОИ обязанности | 17. Назовите основные Международные нормативно-правовые акты, гарантирующие и защищающие наши права (смотри приложение). 1 8. Какая страна является родоначальником парламентаризма? Как назывался первый документ-договор политико-правового характера в этой стране? Когда он был подписан? 19. Что изображено на рисунках? В каком году собрался первый английский парламент? «Парле» - с франц. «говорить», орган представительства сословий в Англии. 20. Кто организует подготовку и проведение выборов в РФ? Основная роль в подготовке и проведении выборов принадлежит ЦИК (Центральной избирательной комиссии), это связано с тем, что весь депутатский корпус (450 депутатов) избирается по общефедеральному округу, включающему в себя всю территорию РФ (председатель Центральной избирательной комиссии РФ – Чуров Владимир Евгеньевич). На территории Свердловской области общую организацию выборов координирует Избирательная комиссия Свердловской области (председатель Избирательной комиссии Свердловской области – Мостовщиков Владимир Дмитриевич). На территории Артинского городского округа (муниципального образования) подготовкой и проведением выборов занимается территориальная избирательная комиссия (председатель Избирательной комиссии муниципального образования является Щапова Наталья Николаевна). УИК. 21. Какое отношение имеют данные персонали к политико-правовой сфере? Что вы о них знаете? (смотри приложение). 22. Что изображено на иллюстрациях? (смотри приложение). Здание Государственной Думы в Москве. Герб Артинского ГО. Плакат 30 – х годов XX века. Современный герб РФ. Герб СССР. Современный государственный флаг. Штандарт президента РФ. Герб и флаг Свердловской области. Андреевский флаг. 23. Какие правовые нормы нарушены на рисунках? Право на свободу. Право на неприкосновенность жилища. Право на личную неприкосновенность. Право на жизнь. Право на вступление в брак при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. 1. Дорогие друзья! Один из мудрецов востока говорил: Пророк учил, что правая дорога – Познанье жизни и познанье Бога. Стоят у двери этих двух побед Лишь двое в мире – врач и правовед. Это ведь не секрет, что жизнь наша, как и всего человечества сложна, противоречива. Есть в ней тёмные стороны, неразгаданные тайны, тяжёлые проблемы, конфликты. Тут и нужны «правая дорога», «познанье жизни и познанье Бога». А ваша главная жизненная задача – понять, что именно в праве светлое и обнадёживающее будущее, а знание законов станет вашей твёрдой опорой. Не зря древнеримские юристы говорили: «In legibus salus» (В законах спасение). 1. Возьмёмся за руки друзья, чтобы почувствовать положительную энергию друг друга, заряда положительных эмоций, улыбок, выскажем личностные определения: - Что нового я узнал (а) на правовой игре? - Что изменилось в моих правовых убеждениях? - Была ли правовая игра мне интересна? Чем? 1. Итак, наша правовая игра подошла к концу. Какая же команда стала победителем? | Учащиеся знакомятся с принципами и правилами игры на дидактических карточках. Активное деятельностное взаимодействие, учащиеся представляют себя (ФИО, место учёбы, интересы и др). Активное слушание. Поиск ответа на поставленный вопрос, проявление знаниевой понятийной компетенции. Вычленение признаков правового государства, аргументированные ответы. Обсуждение в группе/четвёрке, представление ответа. Обсуждение в группе, представление ответа. Представление ответа, сравнение правильности ответа с проектором. Поиск ответа, ответ, примеры. Определяются отличительные особенности, приводятся примеры. Выступления учащихся. Обсуждение вопроса, аргументированный ответ. Проверка выполнения работы учащихся, устный ответ. Работа в группе/четвёрке, представление аргументированного ответа. Личностные позиционные высказывания Ответы учащихся, практические примеры. Решение познавательной задачи. Рефлексивное высказывание. Тестовое решение, ответы представляются на карточках жюри. Личностные высказывания, оценки. Работа с карточками, ответы проверяет жюри, вариант ответов проецируется на проекторе. Ответы на вопрос, приводятся примеры нормативных документов, дата создания. Представление ответа группы. Высказывание собственных позиционных мнений. Доказательные, практикоориентиро-ванные примеры и ответы учащихся (представление группы). Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Активное слушание Рефлексивные высказывания об игре, личностном эмоциональном состоянии. Определяется победитель правовой игры. Выступление жюри. Аплодисменты. |