СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: правовая игра "Что? Где? Когда?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия: правовая игра "Что? Где? Когда?" адресована возрастной категории обучающихся 14-15 лет. Может быть использована на повторительно-обобщающем уроке.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: правовая игра "Что? Где? Когда?"»

18



Внеклассное мероприятие: правовая игра «Что? Где? Когда?»

I. Пояснительная записка.

    1. Занятие проводится в 9 классе (но возрастной ценз не ограничен, занятие может быть проведено как для 10, так и для 11 класса). Управление достижением оптимальных результатов учащихся имеет следующую характеристику: Уровень воспитанности класса – 86%, успеваемость – 100%, количество «4 и 5» - 72,7%, уровень обученности – 100%, степень обученности – 68,2%.

    2. Внеклассное занятие в непринуждённой комфортной обстановке позволяет обучающимся повысить свой правовой уровень посредством обращения к законам, праву (рассматриваются различные аспекты отраслей права). Все рассматриваемые вопросы правовой игры касаются каждого гражданина на протяжении всей жизни, да и практически ежедневно, поэтому повышение правового образования посредством игры можно отнести к категории социальных норм (так как право, правовая культура, знание жизненно важных законов и составляют категорию социальных норм), организующих нашу повседневную жизнь. Представляемый материал для игры важен, особенно для начинающих «БОЛЬШУЮ» жизнь подростков. Внеклассное занятие в нетрадиционной форме помогает учащимся понять смысл и содержание законов, получить опыт правовой деятельности, избирательной культуры, обсудить совместно в группе/четвёрке важные проблемы современного избирательного права. Актуальность применяемых нетрадиционных подходов объясняется тем, что у учащихся развивается познавательная активность, учащиеся обучаются культуре диалога, полилога, развивается мыслительная активность, коммуникативные навыки, систематизируются правовые знания. Занятие может быть использовано в форме повторительно-обобщающего урока по курсу «Обществознание» (автор учебника: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, Москва «Русское слово», 2013г) в 9 классе по блокам « Политическая сфера», «Человек и его права».

Методы, применяемые на занятии: эвристический, проблемный, исследовательский, деятельностный, творческий, индивидуализации и дифференциации.

Активизация на занятии происходит через смену видовых форм деятельности, вовлеченности всех участников образовательного процесса в работу (учащиеся работают в группе или четвёрке, педагоги и родители выступают в роли помощников учителя – не как пассивные наблюдатели, а активные помощники – раздают в группах раздаточный материал, фиксируют активность участников группы/четвёрки, определяют право первого ответа по поднятию сигнализаторов).

Правовая игра «Что? Где? Когда?» организуется по видовой форме: брейн-ринг, что позволяет включить в видовую деятельность весь аудиторный состав участников игры.

    1. Практическая направленность обучения выстраивается на реализации социокультурного и компетентностного подхода, позволяющим преобразовывать систему правового образования в новое качество – формирования активной гражданской позиции, гражданственности, патриотизма. Учащиеся включены в активную видовую деятельность в различных форменных проекциях: поиск, исследование, убеждение, представление, что является почвой для формирования у обучающихся «социально-правового иммунитета». Оперативная обратная связь при реализации социокультурного и компетентностного подходов позволяет достичь высоких результатов в обучении всеми учащимися, независимо от уровня психолого-педагогической подготовленности. На занятии реализуются внутрипредметные и межпредметные связи с историей, литературой, экономикой, политологией, граждановедением, правом.

    2. Закрепление материала на занятии осуществляется через работу с дидактическими карточками и решение познавательных правовых задач. Ответы на поставленные вопросы проецируются на мультимедийном проекторе.

    3. Формы наглядности занятия: дидактические плакаты, рисунки, портреты, символика России (герб, флаг), мультимедийная презентация, диск (CD, DVD с записью гимна России).

    4. Обратная связь осуществляется посредством деятельностного сотрудничества учащихся с ведущим игры, ценностного обмена информацией при групповом взаимодействии, при работе в группе/четвёрке участники проявляют компетенции мотивирующего личностного потенциала (умение говорить и слушать, убеждать, отстаивать свою позицию, побуждать друг друга к действию, выражать жизненные ценности, гражданские позиции, толерантную культуру), причём при групповом взаимодействии участники учатся распределять и согласовывать функции (кто-то берёт на себя роль менеджера группы).

II. План внеклассного занятия.

    1. . Тема мероприятия: правовая игра «Что? Где? Когда?»

    1. Цель занятия:

  • повышение правовой культуры будущих избирателей;

  • активизация и закрепление в неформальной игровой обстановке базисных знаний о демократическом государстве, избирательном праве граждан, общественных и государственных институтах.

    1. Задачи занятия:

  • формирование опыта работы в группе, навыков публичных выступлений, отстаивание собственной точки зрения по политическим вопросам;

  • воспитание толерантности, гражданской зрелости у обучающихся;

  • определение высокой ценности политических прав и свобод для граждан;

  • развитие активной гражданской позиции будущих избирателей.

    1. Оборудование и наглядность: все доступные изображения (портреты) государственных деятелей, государственная символика (герб РФ, флаг РФ, гимн РФ), конституция РФ, газеты, плакаты и рисунки (учащихся или печатные публикации) по правовой культуре, изображение богини правосудия Фемиды, афоризмы и латинские изречения по юридической проблематике: Dura lex, sed lex (Закон суров, но это закон); Argumenta ponderantur, non numerantur (Сила доказательств в их весомости); Sine ira et studio (Без гнева и пристрастия); In legibus salus (В законах спасение - древнеримские юристы); Jure uti (поступать строго по закону); Justitia regnorum fundamentum (Правосудие – основа государства); чистые листы бумаги, цветные карандаши или маркеры, сигнализаторы для каждой группы/четвёрки.








III. Ход внеклассного занятия.

Этапы занятия

Вре-

мя

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. Приветствие учащихся. Определение условий проведения правовой игры. Постановка цели и задач.

3 мин.

1. Добрый день/вечер, дорогие друзья! Я приветствую вас на нашей правовой игре «Что? Где? Когда?». Сегодня вы сможете проявить свои знания по правовой культуре, культуре избирателя. Вам в ходе игры будут задаваться различные вопросы по правовым аспектам, требующих от вас знаний не только базовых основ школьной программы. Это важно, потому что любая игра должна нести для её участников дополнительные сведения, расширяющие кругозор. Вас, уважаемые участники игры, мы объединили в референтные группы. По правилам игры, право ответа получает та команда, которая первая поднимает свой сигнализатор, если отвечающая команда даёт неправильный или неполный ответ, любая другая команда имеет право на доопределение. Скучать вам не придётся, будьте активными, смело отвечайте на наши вопросы и задавайте их сами, если это будет потребно. Скажите себе: я хочу быть успешным, я хочу показать свои знания по правовой культуре, поэтому у меня сегодня всё получится! Мне все по плечу!

Активное слушание, задавание вопросов доопределяющего и конкретизирующего характера.

2.










3.






4.

























































































































































































5.











6.






7.









Определение принципов и правил построения игры.







Тренинг «Ресурсный круг»

(входная диаграмма)



Правовая игра

«Что? Где? Когда?»























































































































































































Завершение правовой игры.










Рефлексия. Завершение работы ресурсного круга.



Итоги правовой игры. Награждения.

3 мин.









7-10 мин.





40 мин.
























































































































































































3 мин.










5 мин.





5 мин.

1. У меня к вам первый вопрос: «А знаете ли вы, каковы правила и принципы работы в группах/четвёрках?».

Давайте познакомимся (правила и принципы проецируются на мультимедийной презентации с использованием проектора).

- Все ли согласны с предлагаемыми правилами и принципами работы?

- Прекрасно! Но возникает следующий вопрос (вопрос ставится, если в игре принимают участие учащиеся из других школ).

- Знаем ли мы друг друга? Давайте познакомимся (если игра проводится в рамках одного ОУ, следующий этап тоже проводится).

1. Тренинг «Ресурсный круг»

(правила проведения ресурсного круга в группе, четвёрке прилагаются)




1. Дорогие друзья! Сегодня, живя в Российском государстве, мы знаем, что мы живём в демократическом и правовом государстве. Наше государство проводит демократические реформы, приняв ценности рыночной экономики.

Чтобы человек не делал, он неразрывно вступает в отношения с другими людьми, коллективом и эти отношения тоже регулируются правом.

Но право существовало не всегда. Оно появилось одновременно с появлением классового общества, когда возникли частная собственность и государство. Наиболее разработанная система правовых норм существовала в Древнем Риме (т.е. римское право).

И только в средние века выдающиеся умы человечества осознали и сформулировали теорию естественного права.

Итак, право – важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, без законов. Право – это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.

Что такое право?

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и выраженных в определённых нормах.

2. Мы живём с вами в правовом государстве. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений общественных наук.


Каковы же главные признаки правового государства?

  • верховенство закона;

  • равенство всех граждан перед законом;

  • действие принципа разделения власти;

  • судебная защита прав граждан;

  • взаимная ответственность государства и личности.


3. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), которые должны быть выражены в какой-либо общедоступной форме. То есть, у права должен быть источник – способ закрепления правовых норм, своеобразное вместилище правовых норм, откуда люди узнают об их содержании.

Чтобы Вы отнесли к источникам права?

  • правовой обычай;

  • юридический прецедент;

  • нормативно-правовой акт;

  • юридическая доктрина (мнения юристов по правовым вопросам).

4. Право – величайшая ценность! Государство с помощью права регулирует отношения во многих сферах жизни общества. Поэтому и нормы права можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли.

Назовите отрасли права?


  • конституционное право;

  • административное право;

  • финансовое право;

  • гражданское право;

  • избирательное право;

  • трудовое право;

  • земельное право;

  • жилищное право;

  • семейное право;

  • уголовное право;

  • уголовно-процессуальное право;

  • гражданско-процессуальное право;

  • исправительно-трудовое право.

5. Какие функции выполняет право?

Право



Регулятивная

Охранительная

Регулирует общественные отношения, устанавливая модели поведения их участников.

Защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность для нарушителей.




6. Одним из видов источника права являются нормативно-правовые акты.

Назовите два основных нормативно-правовых акта Российского уровня?

  • конституция – имеет основополагающий характер;

  • закон – занимает второе место по юридической силе после конституции.

7. Что же отличает закон от других нормативно-правовых актов?


  • законы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

  • законы принимаются в особом порядке (законодательная процедура);

  • законы регулируют наиболее важные отношения в обществе.


8

Федеральное собрание

. Как называется парламент России, из скольких палат он состоит, порядок формирования, срок полномочия?



Совет Федерации

по два представителя от каждого субъекта федерации


Государственная Дума

450 депутатов





9. Когда состоятся выборы депутатов Государственной Думы? По какому способу подсчёта голосов избирательных систем они будут проходить?

  • 2 декабря 2007 года;

  • Выборы пройдут по пропорциональной системе подсчёта голосов, т.е. по партийным спискам, одномандатников в новом созыве Государственной Думы уже не будет.

10. Прочтите, пожалуйста, отрывок из документа: «ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Когда был подписан этот документ? Как он называется? Какое отношение к этому документу имеет иллюстративное фото?

  • 17 октября 1905 года;

  • Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;

  • подписал Николай II (иллюстративное фото - приложение).


11. Достижением демократии, конечно же, является всеобщее, равное избирательное право, предоставляющее различные формы участия граждан в политической жизни страны.

Назовите формы участия граждан в политической жизни страны?

  • голосование;

  • выборы;

  • референдум;

  • плебисцит;

  • участие в политических и общественных движениях;

  • обращение граждан в парламент или местные органы самоуправления;

  • участие в собраниях, митингах;

  • членство в политической организации.

12. Какие виды избирательного права Вам известны, назовите их отличительные особенности? Приведите примеры.

Избирательное право



Активное

право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (с 18 лет).

Пассивное

право граждан быть избранными в представительные органы государства.






13. Прочтите познавательную задачу.

«Спорят два молодых человека. Один заявляет: «Зачем мне идти на выборы? Мой голос все равно не сможет ничего решить!» А другой возражает: «Участвовать в выборах необходимо! В конечном итоге от каждого из нас зависят их результаты!»

Кого Вы поддерживаете в этом споре? Аргументируйте свой выбор.


14. Совместите понятия и определения (смотри приложение).

Ответы:

1

Г

2

В

3

Б

4

А




15. Прочтите текст, подумайте и ответьте на вопрос: «Какие моменты недопустимы в ходе предвыборной кампании?»

У американского писателя О.Генри есть юмористический рассказ о выборах в небольшом городке. Кандидаты в ходе предвыборной кампании так ругали друг друга и обличали во всех грехах, что жители города пришли к выводу о том, что ими собираются управлять сплошь преступники и мерзавцы (слово заведомо дано с экспрессивной окраской).

16. Какими правами и обязанностями обладают подростки?


МОИ права

МОИ обязанности





17. Назовите основные Международные нормативно-правовые акты, гарантирующие и защищающие наши права (смотри приложение).




18. Какая страна является родоначальником парламентаризма? Как назывался первый документ-договор политико-правового характера в этой стране? Когда он был подписан?

  • Англия;

  • Великая хартия вольностей;

  • В 1215 году.


19. Что изображено на рисунках?





  • Палаты: верхняя и нижняя английского парламента XIII века.

В каком году собрался первый английский парламент?

  • В 1265 году.

«Парле» - с франц. «говорить», орган представительства сословий в Англии.

20. Кто организует подготовку и проведение выборов в РФ?


Основная роль в подготовке и проведении выборов принадлежит ЦИК (Центральной избирательной комиссии), это связано с тем, что весь депутатский корпус (450 депутатов) избирается по общефедеральному округу, включающему в себя всю территорию РФ (председатель Центральной избирательной комиссии РФ – Чуров Владимир Евгеньевич).

На территории Свердловской области общую организацию выборов координирует Избирательная комиссия Свердловской области (председатель Избирательной комиссии Свердловской области – Мостовщиков Владимир Дмитриевич).

На территории Артинского городского округа (муниципального образования) подготовкой и проведением выборов занимается территориальная избирательная комиссия (председатель Избирательной комиссии муниципального образования является Щапова Наталья Николаевна). УИК.

21. Какое отношение имеют данные персонали к политико-правовой сфере? Что вы о них знаете? (смотри приложение).



22. Что изображено на иллюстрациях? (смотри приложение).

  1. Здание Государственной Думы в Москве.

  2. Герб Артинского ГО.

  3. Плакат 30 – х годов XX века.

  4. Современный герб РФ.

  5. Герб СССР.

  6. Современный государственный флаг.

  7. Штандарт президента РФ.

  8. Герб и флаг Свердловской области.

  9. Андреевский флаг.


23. Какие правовые нормы нарушены на рисунках?


  1. Право на свободу.

  2. Право на неприкосновенность жилища.

  3. Право на личную неприкосновенность.

  4. Право на жизнь.

  5. Право на вступление в брак при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.



1. Дорогие друзья! Один из мудрецов востока говорил:


Пророк учил, что правая дорога –

Познанье жизни и познанье Бога.

Стоят у двери этих двух побед

Лишь двое в мире – врач и правовед.


Это ведь не секрет, что жизнь наша, как и всего человечества сложна, противоречива. Есть в ней тёмные стороны, неразгаданные тайны, тяжёлые проблемы, конфликты. Тут и нужны «правая дорога», «познанье жизни и познанье Бога». А ваша главная жизненная задача – понять, что именно в праве светлое и обнадёживающее будущее, а знание законов станет вашей твёрдой опорой. Не зря древнеримские юристы говорили: «In legibus salus» (В законах спасение).

1. Возьмёмся за руки друзья, чтобы почувствовать положительную энергию друг друга, заряда положительных эмоций, улыбок, выскажем личностные определения:

- Что нового я узнал (а) на правовой игре?

- Что изменилось в моих правовых убеждениях?

- Была ли правовая игра мне интересна? Чем?

1. Итак, наша правовая игра подошла к концу. Какая же команда стала победителем?




  • Всем спасибо за игру. Я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Учащиеся знакомятся с принципами и правилами игры на дидактических карточках.






Активное деятельностное взаимодействие, учащиеся представляют себя (ФИО, место учёбы, интересы и др).


Активное слушание.















Поиск ответа на поставленный вопрос, проявление знаниевой понятийной компетенции.

Вычленение признаков правового государства, аргументированные ответы.





Обсуждение в группе/четвёрке, представление ответа.






Обсуждение в группе, представление ответа.









Представление ответа, сравнение правильности ответа с проектором.




Поиск ответа, ответ, примеры.



Определяются отличительные особенности, приводятся примеры.

Выступления учащихся.

Обсуждение вопроса, аргументированный ответ.





Проверка выполнения работы учащихся, устный ответ.


Работа в группе/четвёрке, представление аргументированного ответа.








Личностные позиционные высказывания








Ответы учащихся, практические примеры.







Решение познавательной задачи. Рефлексивное высказывание.


Тестовое решение, ответы представляются на карточках жюри.


Личностные высказывания, оценки.






Работа с карточками, ответы проверяет жюри, вариант ответов проецируется на проекторе.

Ответы на вопрос, приводятся примеры нормативных документов, дата создания.

Представление ответа группы.






Высказывание собственных позиционных мнений.




Доказательные, практикоориентиро-ванные примеры и ответы учащихся (представление группы).






Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа.

Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа.





Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа.




Активное слушание











Рефлексивные высказывания об игре, личностном эмоциональном состоянии.


Определяется победитель правовой игры. Выступление жюри.


Аплодисменты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!