2. 3. 4. 5. 6. 7. | Определение принципов и правил построения игры. Тренинг «Ресурсный круг» (входная диаграмма) Правовая игра «Что? Где? Когда?» Завершение правовой игры. Рефлексия. Завершение работы ресурсного круга. Итоги правовой игры. Награждения. | 3 мин. 7-10 мин. 40 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. | 1. У меня к вам первый вопрос: «А знаете ли вы, каковы правила и принципы работы в группах/четвёрках?». Давайте познакомимся (правила и принципы проецируются на мультимедийной презентации с использованием проектора). - Все ли согласны с предлагаемыми правилами и принципами работы? - Прекрасно! Но возникает следующий вопрос (вопрос ставится, если в игре принимают участие учащиеся из других школ). - Знаем ли мы друг друга? Давайте познакомимся (если игра проводится в рамках одного ОУ, следующий этап тоже проводится). 1. Тренинг «Ресурсный круг» (правила проведения ресурсного круга в группе, четвёрке прилагаются) 1. Дорогие друзья! Сегодня, живя в Российском государстве, мы знаем, что мы живём в демократическом и правовом государстве. Наше государство проводит демократические реформы, приняв ценности рыночной экономики. Чтобы человек не делал, он неразрывно вступает в отношения с другими людьми, коллективом и эти отношения тоже регулируются правом. Но право существовало не всегда. Оно появилось одновременно с появлением классового общества, когда возникли частная собственность и государство. Наиболее разработанная система правовых норм существовала в Древнем Риме (т.е. римское право). И только в средние века выдающиеся умы человечества осознали и сформулировали теорию естественного права. Итак, право – важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, без законов. Право – это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Что такое право? Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и выраженных в определённых нормах. 2. Мы живём с вами в правовом государстве. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений общественных наук. Каковы же главные признаки правового государства? верховенство закона; равенство всех граждан перед законом; действие принципа разделения власти; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности. 3. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), которые должны быть выражены в какой-либо общедоступной форме. То есть, у права должен быть источник – способ закрепления правовых норм, своеобразное вместилище правовых норм, откуда люди узнают об их содержании. Чтобы Вы отнесли к источникам права? 4. Право – величайшая ценность! Государство с помощью права регулирует отношения во многих сферах жизни общества. Поэтому и нормы права можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли. Назовите отрасли права? конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; избирательное право; трудовое право; земельное право; жилищное право; семейное право; уголовное право; уголовно-процессуальное право; гражданско-процессуальное право; исправительно-трудовое право. 5. Какие функции выполняет право? Право Регулятивная | Охранительная | Регулирует общественные отношения, устанавливая модели поведения их участников. | Защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность для нарушителей. | 6. Одним из видов источника права являются нормативно-правовые акты. Назовите два основных нормативно-правовых акта Российского уровня? 7. Что же отличает закон от других нормативно-правовых актов? законы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране; законы принимаются в особом порядке (законодательная процедура); законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. 8 Федеральное собрание . Как называется парламент России, из скольких палат он состоит, порядок формирования, срок полномочия? Совет Федерации по два представителя от каждого субъекта федерации Государственная Дума 450 депутатов 9. Когда состоятся выборы депутатов Государственной Думы? По какому способу подсчёта голосов избирательных систем они будут проходить? 10. Прочтите, пожалуйста, отрывок из документа: «ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Когда был подписан этот документ? Как он называется? Какое отношение к этому документу имеет иллюстративное фото? 11. Достижением демократии, конечно же, является всеобщее, равное избирательное право, предоставляющее различные формы участия граждан в политической жизни страны. Назовите формы участия граждан в политической жизни страны? голосование; выборы; референдум; плебисцит; участие в политических и общественных движениях; обращение граждан в парламент или местные органы самоуправления; участие в собраниях, митингах; членство в политической организации. 12. Какие виды избирательного права Вам известны, назовите их отличительные особенности? Приведите примеры. Избирательное право Активное право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (с 18 лет). Пассивное право граждан быть избранными в представительные органы государства. 13. Прочтите познавательную задачу. «Спорят два молодых человека. Один заявляет: «Зачем мне идти на выборы? Мой голос все равно не сможет ничего решить!» А другой возражает: «Участвовать в выборах необходимо! В конечном итоге от каждого из нас зависят их результаты!» Кого Вы поддерживаете в этом споре? Аргументируйте свой выбор. 14. Совместите понятия и определения (смотри приложение). Ответы: 15. Прочтите текст, подумайте и ответьте на вопрос: «Какие моменты недопустимы в ходе предвыборной кампании?» У американского писателя О.Генри есть юмористический рассказ о выборах в небольшом городке. Кандидаты в ходе предвыборной кампании так ругали друг друга и обличали во всех грехах, что жители города пришли к выводу о том, что ими собираются управлять сплошь преступники и мерзавцы (слово заведомо дано с экспрессивной окраской). 16. Какими правами и обязанностями обладают подростки? МОИ права | МОИ обязанности | 17. Назовите основные Международные нормативно-правовые акты, гарантирующие и защищающие наши права (смотри приложение). 18. Какая страна является родоначальником парламентаризма? Как назывался первый документ-договор политико-правового характера в этой стране? Когда он был подписан? 19. Что изображено на рисунках? В каком году собрался первый английский парламент? «Парле» - с франц. «говорить», орган представительства сословий в Англии. 20. Кто организует подготовку и проведение выборов в РФ? Основная роль в подготовке и проведении выборов принадлежит ЦИК (Центральной избирательной комиссии), это связано с тем, что весь депутатский корпус (450 депутатов) избирается по общефедеральному округу, включающему в себя всю территорию РФ (председатель Центральной избирательной комиссии РФ – Чуров Владимир Евгеньевич). На территории Свердловской области общую организацию выборов координирует Избирательная комиссия Свердловской области (председатель Избирательной комиссии Свердловской области – Мостовщиков Владимир Дмитриевич). На территории Артинского городского округа (муниципального образования) подготовкой и проведением выборов занимается территориальная избирательная комиссия (председатель Избирательной комиссии муниципального образования является Щапова Наталья Николаевна). УИК. 21. Какое отношение имеют данные персонали к политико-правовой сфере? Что вы о них знаете? (смотри приложение). 22. Что изображено на иллюстрациях? (смотри приложение). Здание Государственной Думы в Москве. Герб Артинского ГО. Плакат 30 – х годов XX века. Современный герб РФ. Герб СССР. Современный государственный флаг. Штандарт президента РФ. Герб и флаг Свердловской области. Андреевский флаг. 23. Какие правовые нормы нарушены на рисунках? Право на свободу. Право на неприкосновенность жилища. Право на личную неприкосновенность. Право на жизнь. Право на вступление в брак при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. 1. Дорогие друзья! Один из мудрецов востока говорил: Пророк учил, что правая дорога – Познанье жизни и познанье Бога. Стоят у двери этих двух побед Лишь двое в мире – врач и правовед. Это ведь не секрет, что жизнь наша, как и всего человечества сложна, противоречива. Есть в ней тёмные стороны, неразгаданные тайны, тяжёлые проблемы, конфликты. Тут и нужны «правая дорога», «познанье жизни и познанье Бога». А ваша главная жизненная задача – понять, что именно в праве светлое и обнадёживающее будущее, а знание законов станет вашей твёрдой опорой. Не зря древнеримские юристы говорили: «In legibus salus» (В законах спасение). 1. Возьмёмся за руки друзья, чтобы почувствовать положительную энергию друг друга, заряда положительных эмоций, улыбок, выскажем личностные определения: - Что нового я узнал (а) на правовой игре? - Что изменилось в моих правовых убеждениях? - Была ли правовая игра мне интересна? Чем? 1. Итак, наша правовая игра подошла к концу. Какая же команда стала победителем? | Учащиеся знакомятся с принципами и правилами игры на дидактических карточках. Активное деятельностное взаимодействие, учащиеся представляют себя (ФИО, место учёбы, интересы и др). Активное слушание. Поиск ответа на поставленный вопрос, проявление знаниевой понятийной компетенции. Вычленение признаков правового государства, аргументированные ответы. Обсуждение в группе/четвёрке, представление ответа. Обсуждение в группе, представление ответа. Представление ответа, сравнение правильности ответа с проектором. Поиск ответа, ответ, примеры. Определяются отличительные особенности, приводятся примеры. Выступления учащихся. Обсуждение вопроса, аргументированный ответ. Проверка выполнения работы учащихся, устный ответ. Работа в группе/четвёрке, представление аргументированного ответа. Личностные позиционные высказывания Ответы учащихся, практические примеры. Решение познавательной задачи. Рефлексивное высказывание. Тестовое решение, ответы представляются на карточках жюри. Личностные высказывания, оценки. Работа с карточками, ответы проверяет жюри, вариант ответов проецируется на проекторе. Ответы на вопрос, приводятся примеры нормативных документов, дата создания. Представление ответа группы. Высказывание собственных позиционных мнений. Доказательные, практикоориентиро-ванные примеры и ответы учащихся (представление группы). Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Работа с дидактическими иллюстрационными картинками. Представление ответа. Активное слушание Рефлексивные высказывания об игре, личностном эмоциональном состоянии. Определяется победитель правовой игры. Выступление жюри. Аплодисменты. |