СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Рождество - светлый праздник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Рождество - светлый праздник"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Рождество - светлый праздник"»

Рождество – светлый праздник!

Учитель: Зимние праздники. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что это самые любимые праздники любого человека. Сегодня разговор пойдет о Рождестве. Этот праздник остается на протяжении многих веков одним из самых любимых у христиан. Он связан с радостными надеждами, таинственным ожиданием чуда, которое охватывает нас в рождественскую ночь.

Отмечается Рождество у католиков 25 декабря, а у христиан – 7 января.

Что же произошло тогда, двадцать веков назад, такого необычного, что не оставляет равнодушными известных писателей, поэтов, художников, что трогает нас и по сей день?

Ответить на этот вопрос нам поможет наш устный журнал «Рождество». Страница первая «История праздника».

  1. Страница «История праздника»

Архивариус: Евангелие от Матфея (презентация)

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка:

6 и ты, Вифлеем ничем не меньше городов Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, *как* наконец пришла и остановилась над *местом,* где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Учитель: Вы прослушали отрывок о рождении Иисуса Христа, взятый из Евангелие от Матфея. Может быть, вам не все было понятно в нем. Давайте разберемся вместе. Итак, конкурс эрудитов. За правильный ответ на вопрос вы получаете жетон. А в конце нашей встречи свои жетоны вы сможете обменять…, впрочем, вы сами все увидите.

Конкурс эрудитов

  1. Кто такие волхвы?

Дословно переводится как «маги», так назывались в то время гадающие по движениям звезд астрологи или звездочеты.

  1. Что такое смирна?

Это дорогая благовонная мазь, им помазывали умерших, тем самым предохраняя тело от тления.

  1. А что такое ладан?

Ладан - дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения.

  1. Какое символическое значение имели дары волхвов, преподнесенные Иисусу?

Золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.



  1. В Евангелие не сказано, как и кто еще пришел прославлять Младенца. А вы знаете?

Ангелы – немым преклонением; пастухи – игрой на свирели.

Учитель: Давайте посмотрим на румынскую икону Рождество Христово. В центре, на фоне тёмного проёма пещеры, Мария держит спеленатого младенца. Слева стоит Иосиф, в глубоком раздумье, как и подобает этому моменту. Вокруг младенца — прославляющие его рождение. Ангелы — немым преклонением, пастух — игрой на свирели, волхвы — мудрецы — справа, упав на колени, подносят свои дары: золото, драгоценные благовония. В верхней части рождественских икон всегда изображается звезда. Эта звезда указывала путь волхвам, когда они шли поклониться божественному младенцу.

Так икона открывает нам таинственный смысл великого мгновения, когда миру предстоит узнать и принять своего Спасителя.

А дополнит мой рассказ стихотворение Саши Черного.

Чтец: Рождественское

В яслях спал на свежем сене 
Тихий крошечный Христос. 
Месяц, вынырнув из тени, 
Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца 
И, соломою шурша, 
На упругое коленце 
Засмотрелся, чуть дыша. 

Воробьи сквозь жерди крыши 
К яслям хлынули гурьбой, 
А бычок, прижавшись к нише, 
Одеяльце мял губой. 

Пес, прокравшись к теплой ножке, 
Полизал ее тайком. 
Всех уютней было кошке 
В яслях греть Дитя бочком… 

Присмиревший белый козлик 
На чело Его дышал, 
Только глупый серый ослик 
Всех беспомощно толкал: 

«Посмотреть бы на Ребенка 
Хоть минуточку и мне!» 
И заплакал звонко-звонко 
В предрассветной тишине… 

А Христос, раскрывши глазки, 
Вдруг раздвинул круг зверей 
И с улыбкой, полной ласки, 
Прошептал: «Смотри скорей!»


Учитель: Когда вы смотрели презентацию, то слышали, что Иисус родился в то время, когда в Иудеи был правителем Ирод. А что вы о нм знаете? Почему это имя стало нарицательным?

Ответ: Царь Ирод, именуемый «Великим», считался в народе преступником, человеком, которого еле-еле терпели. Он был десять раз женат, погубил почти всех своих сыновей, причем во взрослом возрасте, опасаясь, что они займут его место. Это человек страшных, безумных страстей – на самом деле любил только одного человека – свою жену Мариамну. Но она была принцессой династии, которую Ирод сверг, истребил всех ее членов. И поэтому она его ненавидела, а он ее безумно любил. В дальнейшем по ложному доносу Ирод распорядился казнить ее. А поле казни чуть не лишился рассудка.

Боясь, сто его место займет только что родившийся Младенец, он распорядился истребить всех детей младше двух лет. Согласно легенде, это были 14000 погибших младенцев. Поэтому человека жестокого называют Иродом.

  1. Страница «Рождественские приметы».

Учитель: Итак, первая страница нашего устного журнала прочитана. А сейчас обратимся ко второй «Рождественские приметы».

Вечер накануне Рождества назывался сочельником. А какие еще названия этого вечера вы знаете?

Ответы: Сочевник, Невечерие Рождества Христова, Щедрый вечер, богатая кутья, кутейник.

Учитель: Давайте заглянем в крестьянскую избу и посмотрим, что там происходит в сочельник.


Сцена 1.

(Изба. Жена собирает мужа в баню: дает ему, веник, узелок)

Муж: Все положила?

Жена: А как же, все в узелке.

Муж: Рубаху новую положила?

Жена: Конечно, ту, которую тебе невестка подарила, ты ее только на Пасху и надевал.

Муж: Новая?! Вот глупая баба! На старости лет совсем ума лишилась. Ты что, не знаешь, какую рубаху мужу надо дать.

*****

Учитель: Почему муж так всполошился насчет рубахи? Может быть, он просто придирается к жене? Кто из них прав?

Ответ: На Рождество надевают новую, именно новую рубаху. Чистую, но не новую нельзя, а то жди неурожая.

Учитель: Пока мы решали, кто прав, вот и мужик из бани вернулся.


Сцена 2.

(Жена у печи, входит муж с огромным поленом)

Муж: Ох, жена, ну и погодка на улице – рождественская!

Жена: Да, крепчает мороз. А что это за бревно ты притащил? Разве ж от нег тепла прибудет?

Муж: Вот глупая баба! Обычай этот еще от моего прадеда соблюдается. Аль, забыла?

Жена: Ох, твоя правда! Клади его в печь.

*****

Учитель: О каком обычае идет речь?

Ответ: Это один из важнейших рождественских обычаев, пришел из язычества, когда наши предки праздновали праздник Солнца. Он был связан с неким символом огня, и этим символом было изукрашенное, а иногда покрытое различными видами съестных приправ бревно, которое вкатывалось в камин, в очаг, и оно должно было медленно, постепенно гореть в течение Святок. Оно как бы очищало домашний очаг, символизировало огонь, пришедший с неба, с Солнца, на Землю.

Учитель: И вновь вернемся к нашим знакомым в избу.


Сцена 3.

(муж надевает тулуп, шапку)

Жена: А куда это ты, старый, лыжи навострил?

Муж: Как куда? Колядовать!

Жена: Ищь, чего удумал!

Муж: А чего? В молодости, бывало…

Жена: (перебивает) То в молодости! А сейчас дома сиди, коляду жди!

*****

Учитель: Почему баба оставила мужа дома?

Ответ: В рождественский сочельник хозяину было не к лицу идти со двора. Верили, что, если та­кое случится, домашние овцы заблудятся.

Учитель: Примет было очень много. Кстати, многие из этих примет говорят о том, что и в праздничный день не оставляла людей забота о добывании хлеба насущного.

Оттого-то и передавалось из поколения в поколение много примет, большинство из которых были связаны с заботой об урожае. А какие рождественские приметы знаете вы?

Ответ: На Рождество спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал.

- День 8 января — так называемый «ба­бьи каши». Если на него будет ясно, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный — то недород его.

- Нехорошо, если на Рождество первой войдет в хату (из чужих) женщина — весь год будут хворать бабы в той хате и в том году

- В первый день Рождества нельзя за завтра­ком пить воду: будешь часто пить на сеноко­се, где ее нет.

-Запрещалось пить воду и во время рождественского обеда: кто не пьет, тому не захочется ее выпить, когда негде взять — в дороге, например, или в поле, во время работы.

-На Рож­дество погода, снег — к урожайному году.

-Если на Рождество пригревина будет — к зеленому году.

-Снеги глубоки — так травы хороши и хлеб.

-Зима же без снегу — не быть хлебу.

-Снежный год хлеб принесет.

-В Рождество день теплый -хлеб будет темный, густой.

-На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.

-Иней на Рождество — урожай на хлеб. - Небо звез­дисто — урожай на горох.

-Темные святки - молочные коровы, светлые — ноские куры.

Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня

(12 июля).

  1. Страница «Коляда»

Учитель: Вот и еще одну страничку мы перевернем. А следующая называется «Коляда».

Чтец: Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились в волю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло:

Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.

Учитель: Вы узнали, откуда взят этот отрывок?

Ответ: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Учитель: А сейчас давайте снова заглянем к нашим старым знакомым.


Сцена 4.

(на сцене муж, жена, входят колядующие)

Колядующие: Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему колосу осмина,

Из зерен ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством;

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Муж и Жена: Спасибо! Спасибо! (одаривают колядующих)

Колядующие: У Ивана на дворе три терема стоят.

Как во первом терему — красно солнышко,

Во втором терему — часты звезды

Светел месяц — хозяин Иван,

Красно солнышко — хозяйка Марьюшка,

Часты звездочки – ихны деточки.

Дай, Господи, нашему хозяину

Пожилось, побылось,

На двор много лилось.

Учитель: Вы видите, что наши хозяева щедро одаривают колядующих. И правильно делают. Ведь в слове – великая сила. Кому споешь – тому добро. А то они вместо хвалебной песни спели бы вот такую:

Колядующие: Не дашь пирога –

Мы корову за рога.

Не дашь кишку –

Мы свинью за виску

Не дашь блинка –

Мы хозяина в пинка.

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание на то, как странно одеты колядующие. Почему?

Ответ: Существует поверье, что в это время все темные силы активизируются, человек должен их отогнать, испугать, поэтому люди и наряжались во всевозможные страшные маски.

Учитель: Ребята, а вы помните, что натворила нечистая сила в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Ответ: Ведьма с чертом украли звезды и месяц. (просмотр отрывка из кинофильма «Ночь перед Рождеством» или презентация с последующим чтением отрывка из повести).

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, яс­ная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво под­нялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа па­рубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут че­рез трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звез­ды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг, с про­тивной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди со­вершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и ню­хавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий гу­бернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубо­чиста, можно было догадаться, что он не немец и не губерн­ский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь оста­лась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже про­тянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками ме­сяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в дру­гую; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.


Учитель: Что такое коляда?

Ответ: Это слово произошло от римского «Календа» - начало нового год. А у нас оно имеет значение – «праздничные обходы домов с пением песен (колядок), в которых славились хозяева домов и содержались благопожелания.

Учитель: А какие колядки знаете вы?

Конкурс колядок

(за каждую новую колядку – жетон)


  1. Страница «Гадания»

Учитель: А что еще делали в Сочельник?

Ответ: Гадали.

Учитель: Правильно. Третья страница нашего журнала так и называется «Гадания». Послушайте, как описывает этот обряд В.А.Жуковский в своей поэме «Светлана». Правда, девушки там гадали не в рождественский, а в крещенский сочельник.

Чтец: Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Учитель: А давайте погадаем, заодно и посмотрим, как это происходило. Четыре девушки, желающие узнать свое будущее на предстоящий год, положите свои колечки в чашу с водой и внимательно слушайте предсказание. (Девушки рассаживаются вокруг стола; у одной из них чаша с водой, она вытаскивает одно из колец так, чтобы никто не видел, чье кольцо она вытащила; а девочки в это время поют одну из подблюдных песен)

К богатству К девичеству

Стоит полоса нежатая,- Я на печи сижу,

А рожь густа, не ужиниста. Заплатки плачу,

Кому поем – тому с добром, Еще посижу,

Тому сбудется, не минуется Еще поплачу

К свадьбе К разлуке

Куют кузнецы Весит полотенце в горенке,-

Золотые венцы Придется ли нам с милым утираться им?

Диво ули ляду! Кому поем, тому - с добром,

Кому сплели, Тому сбудется, не минуется

Тому добро!

Учитель: Мы вам показали только один из способов гадания на суженого. Я думаю, что вы их знаете великое множество. А если что-то подзабыли, обращайтесь к нашему журналу.А мы переходим к следующей странице «Кулинарная». И снова мы в русской избе.

  1. Страница «Кулинарная»

Сцена 5.

Муж: Ну, жена, пора разговляться.

Жена: Да ты что, рано еще.

Муж: Ничего не рано: глянь в окно.

Жена: (глядит). И правда пора.

*****

Учитель: Что же такого увидела жена за окном, что сразу же согласилась с мужем: пора разговляться?

Ответ: По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник постится до позднего вечера. А как только на небо взойдет первая золотая звезда, напомнив ту, Вифлеемскую, так начинается пир.

Учитель: Давайте и мы побываем на этом пиру

Сцена 6.

(Жена ставит на стол тарелки, на которых написано «Гусь», «поросенок», «индейка», «кутья», «капуста», «хлеб», «рыба», «сочни»; стаканы – «вода», «компот», «кисель», «молоко», «чай», «кофе», «какао»)

Муж: Совсем из ума выжила к старости! Все что есть выставила!

*****

Учитель: Почему так рассердился муж на жену? Помогите убрать лишнее со стола.

Ответ: Трапеза начиналась с приема кутьи. Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных – сочни. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. 
За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. 

Учитель: Все названия блюд относительно знакомы. И все-таки, что такое кутья?

Ответ: Это разваренная из пшеница, горох, рис, ячмень. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни. 

Учитель: А что такое сочиво?

Ответ: Это сваренные в воде различные ягоды и фрукты. По-нашему, компот
Учитель: Какое символическое значение кутьи и сочива?

Ответ: Кутья – непременный атрибут при похоронах и поминках, а взвар обычно варили при рождении ребенка. Наши предки в вечери Рождества этими двумя блюдами думали соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Учитель: А что такое сочни?

Ответ: Сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Учитель: Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено. Зачем?

Ответ: Оно символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос.

Учитель: Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Почему?

Ответ: Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.

Учитель: В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой). Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.


На этих традициях основана и русская классическая литература. Мы уже сегодня с вами вспоминали «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя. Это одна из самых известных повестей Гоголя, в которой рассказывается о похождениях кузнеца Вакулы, ради любви рискнувшего связаться с чертом, и, как ни странно, не проигравшем в этом нелегком поединке. Перед вами список произведений, посвященных теме Рождества. Но сегодня я хочу предложить вам маленький отрывок из рассказа К.М.Станюковича «Рождественская ночь». Действие происходит в далекой тропической стране, где русские моряки оказались накануне Рождества.

Чтец: К.М.Станюковича «Рождественская ночь».

Матросы вспоминали о России, о празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те, которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в "чужих" и "жарких" местах... Опротивело... Скорей бы вернуться!

- Гляди... Звезда упала... Еще... И куда она падает, братцы? - тихо

спросил чернявый матрос.

- В окиян, известно. Опричь окияна ей некуда упасть! - отвечал пожилой

здоровый матрос уверенным тоном.

Чернявый матросик, видимо неудовлетворенный этим объяснением, снова стал глядеть на небо.

И необыкновенно приятный грудной голос загребного Ефремова заговорил:

- Это бог виноватую звезду наказывает... Потому звезды тоже бунтуют...

И особенно много, братцы, падает их в эту ночь...

- По какой такой причине, братец? - задорно спросил пожилой, плотный

матрос.

- А по такой причине, милый человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди

себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился... Великая эта

ночь... Нашему рассудку и не понять... И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят... Ни одной полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, - тому великое будет наказание... Так старик один божественный мне сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано...

В эту минуту с берега вдруг донесся чей-то жалобный крик.

Матросы притихли. Кто-то сказал:

- А ведь это дите плачет...

- Дите и есть... По ближности где-то... Ишь, горемычный, заливается...

Заплутал, что ли...

- Кто-нибудь при ем должен быть...

Жалобный, беспомощный плач не прекращался.

- Сходил бы кто посмотреть, что ли? - заметил плотный, пожилой матрос,

не двигаясь, однако, сам с места.

- Куда ходить? Офицеры могут вернуться, а гребца нет! - строго

проговорил унтер-офицер, старшина на катере.

- И то правда! - сказал плотный матрос.

- Что ж, так и бросить без призора младенца в этакую ночь? - раздался

приятный тенорок загребного Ефремова. - А ежели он один да без помощи?.. Это, Егорыч, не того... неправильно...

- Я мигом вернусь, Андрей Егорыч, только взгляну, в чем причина! -

взволнованно проговорил чернявый матросик. - Дозвольте...

- Ну, ступай... Только смотри, Живков, не заблудись...

- И я с ним, Егорыч! - вымолвил Ефремов.

И оба матроса, выскочив из катера, бегом побежали по пустынному берегу на плач ребенка...

И очень скоро, почти у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.

Около не было ни души.

Матросы удивленно переглянулись.

- Эка идолы!.. Эка бесчувственные!.. Бросили ребенка... Это, брат

Живков, неспроста... Погубить хотели младенца... Тут бы его крокодил и

сожрал!.. Гляди... Ишь плывет... Почуял, видно...

И Ефремов взял на руки ребенка.

- А что же мы с ним будем делать?

- Что делать?.. Возьмем на катер... Там видно будет!.. Ну ты, малыш, не

реви! - ласково говорил Ефремов, прижимая ребенка к своей груди. - Это сам господь тебя вызволил...

Велико было изумление на катере, когда минут через десять вернулись оба матроса с плачущим ребенком на руках и рассказали, как его нашли.

Учитель: А какова дальнейшая судьба этого ребенка вы узнаете, прочитав рассказ полностью. Впереди вас ждут зимние каникулы. Подарите себе подарок: окунитесь в волшебный мир праздника Рождества. А помогут вам в этом книги русских писателей. А мы закрываем последнюю страницу нашего журнала. Настало время подарков. Какое же Рождество без подарка?

Во-первых, я хочу подарить всем девочкам этот сборник «Святочные гаданья». Во-вторых, сейчас я обменяю ваши жетоны на рождественские печенья. А всем остальным присутствующим я хочу подарить в память о нашем вечере эти маленькие рождественские звездочки. Пусть они всегда освещают ваш путь! Счастья вам! С наступающим вас праздником Рождества!








13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!