СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Следствие ведут Колобки" для учащихся 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие является  рекомендуется провести его в библиотеке, организовать выставку словарей, использовать музыкальное сопровождение и  мультипликационный фильм. При проведении задействована инсценировка.

 Форма мероприятия: нетрадиционная – «игра-исследование».

Такая форма проведения занятия выбрана неслучайно. По мнению врачей и психологов, для пятиклассников играть – это еще важно! Данная форма повышает мотивацию обучения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Следствие ведут Колобки" для учащихся 5 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Открытое внеклассное мероприятие

учителей русского языка и литературы ГБОУ №471 Сергеевой Юлии Владимировны, Смирновой Татьяны Анатольевны, Шилкиной Екатерины Сергеевны

Методические материалы, 2014 г.


Четвёртый городской фестиваль уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» 2014 года

«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам в основной школе»


Номинация: «Лучший интегрированный урок»















Деловая игра по словарям русского языка «Следствие ведут Колобки…»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

учителей русского языка и литературы

Сергеевой Юлии Владимировны [email protected] 8 9110398128

Смирновой Татьяны Анатольевны [email protected] 8 9531483723

Шилкиной Екатерины Сергеевны [email protected], 8 9516751566


Санкт-Петербург

2014/2015


Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку «Следствие ведут Колобки…»

учителей русского языка и литературы:

Сергеевой Юлии Владимировны, Смирновой Татьяны Анатольевны, Шилкиной Екатерины Сергеевны

ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга


Внеклассное мероприятие: развитие речи

Тема внеклассного мероприятия: «Следствие ведут Колобки…»

Форма: деловая игра по словарям русского языка

Дата проведения: 20.10.2014 г

Класс: 5в, г ,7 г, е

Авторы разработчики: Сергеева Ю.В., Смирнова Т.А., Шилкина Е.С., учителя русского языка и литературы ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга

УМК:

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.

  2. Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.

  3. Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.


Цели для ученика

Обучающие:

1. Знакомство с многообразием словарей русского языка.

2. Научиться пользоваться словарями.

3. Обобщить и закрепить знания о словарях.

Развивающая:

Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитывающая:

воспитание бережного отношения к слову, толерантности.


Цели для учителя

Образовательные:

сформировать у учащихся компетенции в работе словарями, обобщить и систематизировать знания о словарях.

Развивающие:

1. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.

2. Научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать.

3. Способствовать обучению самостоятельно работать со словарями.

4.Расширять словарный запас.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь и уважение к родному языку.

  2. Создать условия для формирования культуры межличностного общения.

Тип урока:

интегрированный

Форма урока:

нетрадиционная – деловая игра-исследование

Опорные понятия, термины

Словарь, виды словарей: орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, словарная статья, словарный запас, лексика, антонимы, синонимы, фразеологизмы.

Новые понятия

Топонимический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь, словарь устаревших слов, иностранных слов, словообразовательный словарь


Формы контроля:

самоконтроль, взаимоконтроль

Домашнее задание

Разноуровневое -ученик сам выбирает свой уровень сложности от 1 первого до 3.

1. Перепишите в тетрадь следующие слова.

Задание.

Разделите слова на группы. По какому принципу вы смогли это сделать?

Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня,

почтмейстер, спортсмен, джин, штабель,

Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд.

- Какой или какие словари вы использовали в работе?

2. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? И одно ли значение у этого слова? Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении. Запишите эти предложения.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

Какой словарь вы использовали?

3. Придумать и нарисовать обложки словарей так, чтобы можно было понять, какому из словарей какой рисунок предназначен. Для работы выберите 5 «новых» для вас словарей, о которых вы сегодня узнали.



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный момент

(2 минуты)

Приветствие

Приветствие


Личностные:

Самопроверка готовности к работе


II. Мотивация

(5 минут)

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.

Слово заведующей библиотекой о значимости словарей, выставке «Русской речи Государь по прозванию Словарь» Слайды №1-2

Тему урока формулируют сами учащиеся.


Ученица читает наизусть фрагмент стихотворения Я. Козловского «Русской речи Государь по прозванию Словарь»

Беседа

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Психологичес-

кий настрой учителя и учащихся

III. Актуализация знаний

(3 минуты)

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач, создает проблемную ситуацию. Почему они так редко пользовались словарями?

Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Введение в урок проблемного диалога

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с

целью выделения признаков.

Настрой на исследователь

скую работу

IV. Изучение нового.
(10 минут)


Направление и контроль действий ведущих

Ученики 7 класса (ведущие-братья Колобки появляются под музыку из мультфильма «Следствие ведут Колобки») сообщают новую информацию в форме беседы с пятиклассниками в сопровождении презентации «Словари русского языка». Слайды № 3-18.

Ученики 5 класса слушают сообщения семиклассников, смотрят презентацию, отвечают на вопросы.

Словесные методы: беседа, сообщение, инсценировка, наглядные: презентация, мультфильм.


Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Лингво-физкульт-

минутка

(5 минут)

Направление и контроль действий ведущих

Ведущие проводят игру на знание антонимов и синонимов «Топаем-хлопаем»

Пятиклассники согласно правилам выполняют задания физкультминутки.

Игровой прием. Здоровьесбере-

гающая технология

Личностные:

формирование бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные:

работа с информацией.


VI. Актуализация новых знаний

(15 минут)

В случаях затруднений учитель консультирует пятиклассников, советует, помогает, направляет.

Командиры представляют свои команды

(название, девиз, эмблема-приложение).

Просмотр фрагмента мультфильма «Следствие ведут Колобки».

Под руководством Колобков участники выполняют ряд практических заданий с использованием словарей.

(см. Приложение)

Ведущие консультируют, отслеживают этапы работы команд.

Практические методы: самостоятельная групповая работа со словарем; наглядные методы работа по памятке, с заданиями на карточках, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение грамотно строить высказывание.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

(3 минуты)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили о словарях, просит ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Слайд 24

Награждает команды дипломами I и II и III степени.

Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.

Слайды 21-23.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.

Выбирают победителя.

Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

Регулятивные: самооценка.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание

(2 минуты)

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме. Слайды 25-29.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Метод исследования

Познавательные:

Умение делать выбор и обосновывать его.




Приложение

1 команда

Задание 1

«Дорогие ребята, я не люблю людей жадных, трусливых, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.

Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ………………………..…………………………………».

1. Какие слова использует Шерлок Холмс? О каком словаре идет речь?

2. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (используйте словарь).

3. Выпишите первую букву из названия выбранного вами словаря.

Задание 2

На зимней Олимпиаде в Сочи были представлены такие виды спорта как биатлон, слалом, фристайл.

1. Найдите в словаре их толкование. Запишите.

Биатлон-

Слалом-

Фристайл-

2. Выпишите 3-ю букву из названия словаря.

Задание 3

1.Найдите словари

Орфографическийтолковыйорфоэпическийфразеологическийантонимовиностранныхсловсинонимов

словарьОжеговаэтимологическийтопонимический

2. Как называется словарь, содержащий географические названия (названия стран, городов, рек, морей, гор, и т.д.).

3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря.

Задание 4

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли?

Не на небе-на земле жил старик в одном селе.

1.Как называются выделенные слова?

2.К какому словарю вы обратились?

3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря

Из полученных букв составьте слово!


2 команда

Задание 1

Мальчик услышал, что пришедшая в гости к маме старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от нее свою собаку. Когда мама узнала об этом, сказала: «С тобой голова пошла кругом

1. О каких выражениях идет речь?

2. Определите значения выделенных сочетаний (воспользуйтесь словарём)

3. Выпишите 1-ю букву из названия этого словаря.

Задание 2

1. Отгадайте загадку

Чтоб скорей в библиотеке
отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный

2. Напишите отгадку, проверьте написание слова по словарю, поставьте правильно ударение.

3. Запишите название словаря, выпишите из него 1-ю букву.

Задание 3

1. Вставьте пропущенные буквы. Воспользуйтесь словарём. К какому словарю вы обратились?

Б....ссейн

Бар…икада

Д…легат

Магнит…фон

Дириж…р

Лаб…ринт

2. Выпишите 2-ю букву из названия словаря

Задание 4

1.Какой словарь помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению слов для более точного выражения мысли?

2 К слову БОЛЬШОЙ подберите и запишите близкие по значению слова

3.Каким словарем вы воспользовались? Выпишите 1-ю букву из названия словаря.

Из полученных букв составьте слово!

3 команда

Задание 1

1. К какому словарю вы обратитесь для уточнения правильного произношения слова и постановки ударения?


2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.

Задание 2

1. Определите значения сочетаний (воспользуйтесь словарём)


Яблоку негде упасть-

Кот наплакал-

Ни свет ни заря-

2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.

Задание 3

1. Расшифруйте. Какой словарь вам нужен?

Портье поставил портшез в проходе.

Он был портативный.

Портшез-

Портативный-

2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.

Задание 4

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит

Там ступа с …………………….

Идёт, бредёт сама собой.

А.С.Пушкин

1. Оком идёт речь?

2. Пользуясь словарем, объясните откуда появилось имя этой старушки?

3. Выпишите 2-ю букву из названия словаря.


Из полученных букв составьте слово!

Памятка



1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.
Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке.

4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.




Название и девиз команды


Эмблема


1


Команда «АБВГДейка»

Девиз:

АБВГДейки-народ отличный!

Русский язык мы знаем прилично!



2


Команда «Грамотейка»

Девиз:

Мы пишем грамотно все слова!

У нас не найдёшь отметки «два»!





3




Команда «Книгоносики»

Девиз

Мы очень внимательно книги читаем

И про все на свете знаем!

















Литература

  1. Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.

  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.

  3. Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.





Интернет-ресурсы

  1. Сайт ГБОУ № 471 http://471spb.edusite.ru/

  2. Сайт методиста ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Ю.А. Меллес

https://sites.google.com/a/shko.la/slovom-i-delom

  1. Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/



















Методические рекомендации к уроку

Данное мероприятие является интегрированным, рекомендуется провести его в библиотеке, организовать выставку словарей, использовать музыкальное сопровождение и мультипликационный фильм. При проведении задействована инсценировка.

Форма мероприятия: нетрадиционная – «игра-исследование».

Такая форма проведения занятия выбрана неслучайно. По мнению врачей и психологов, для пятиклассников играть – это еще важно! Данная форма повышает мотивацию обучения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Выбранные методы соответствуют задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы:

-объяснение,

-вопросы,

-инсценировка;

наглядные методы:

-изобразительная наглядность,

-памятки,

-карточки,

-демонстрация слайдов;

практические:

-работа со словарем.

Оригинальность методики мероприятия заключается прежде всего в его игровой форме, а также акценте на самостоятельной работе учащихся, самооценке, возможности выбора дальнейшего исследования по данному вопросу.

Использованная презентация и наглядные пособия соответствуют эстетическим нормам, возрастным особенностям учащихся.

Дидактические материалы, использованные на уроке: карточки с заданиями, памятки.

Планирование - рекомендуется продолжить систематическую исследовательскую работу со словарями на уроках и во внеурочное время, для достижения эффективности прежде всего в развитии речи учащихся.

.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!