Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Открытое внеклассное мероприятие
учителей русского языка и литературы ГБОУ №471 Сергеевой Юлии Владимировны, Смирновой Татьяны Анатольевны, Шилкиной Екатерины Сергеевны
Методические материалы, 2014 г.
Четвёртый городской фестиваль уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» 2014 года
«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам в основной школе»
Номинация: «Лучший интегрированный урок»
Деловая игра по словарям русского языка «Следствие ведут Колобки…»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
учителей русского языка и литературы
Сергеевой Юлии Владимировны [email protected] 8 9110398128
Смирновой Татьяны Анатольевны [email protected] 8 9531483723
Шилкиной Екатерины Сергеевны [email protected], 8 9516751566
Санкт-Петербург
2014/2015
Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку «Следствие ведут Колобки…»
учителей русского языка и литературы:
Сергеевой Юлии Владимировны, Смирновой Татьяны Анатольевны, Шилкиной Екатерины Сергеевны
ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие: развитие речи
Тема внеклассного мероприятия: «Следствие ведут Колобки…»
Форма: деловая игра по словарям русского языка
Дата проведения: 20.10.2014 г
Класс: 5в, г ,7 г, е
Авторы разработчики: Сергеева Ю.В., Смирнова Т.А., Шилкина Е.С., учителя русского языка и литературы ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
УМК:
Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.
Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.
Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.
Цели для ученика Обучающие: 1. Знакомство с многообразием словарей русского языка. 2. Научиться пользоваться словарями. 3. Обобщить и закрепить знания о словарях. Развивающая: Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся. Воспитывающая: воспитание бережного отношения к слову, толерантности. | Цели для учителя Образовательные: сформировать у учащихся компетенции в работе словарями, обобщить и систематизировать знания о словарях. Развивающие: 1. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление. 2. Научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать. 3. Способствовать обучению самостоятельно работать со словарями. 4.Расширять словарный запас. Воспитательные: Прививать любовь и уважение к родному языку. Создать условия для формирования культуры межличностного общения. |
Тип урока: интегрированный | Форма урока: нетрадиционная – деловая игра-исследование |
Опорные понятия, термины Словарь, виды словарей: орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, словарная статья, словарный запас, лексика, антонимы, синонимы, фразеологизмы. | Новые понятия Топонимический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь, словарь устаревших слов, иностранных слов, словообразовательный словарь |
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль | Домашнее задание Разноуровневое -ученик сам выбирает свой уровень сложности от 1 первого до 3. 1. Перепишите в тетрадь следующие слова. Задание. Разделите слова на группы. По какому принципу вы смогли это сделать? Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд. - Какой или какие словари вы использовали в работе? 2. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? И одно ли значение у этого слова? Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении. Запишите эти предложения. 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол. А теперь определите, какие значения имеет слово голова. 1) Колхоз продал государству сто голов скота. 2) Вдали показалась голова пехотной колонны. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. Какой словарь вы использовали? 3. Придумать и нарисовать обложки словарей так, чтобы можно было понять, какому из словарей какой рисунок предназначен. Для работы выберите 5 «новых» для вас словарей, о которых вы сегодня узнали. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный момент (2 минуты) | Приветствие | Приветствие | | Личностные: Самопроверка готовности к работе | |
II. Мотивация (5 минут) | Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу. Слово заведующей библиотекой о значимости словарей, выставке «Русской речи Государь по прозванию Словарь» Слайды №1-2 | Тему урока формулируют сами учащиеся. Ученица читает наизусть фрагмент стихотворения Я. Козловского «Русской речи Государь по прозванию Словарь» | Беседа | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. | Психологичес- кий настрой учителя и учащихся |
III. Актуализация знаний (3 минуты) | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач, создает проблемную ситуацию. Почему они так редко пользовались словарями? | Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | Введение в урок проблемного диалога | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Настрой на исследователь скую работу |
IV. Изучение нового. (10 минут) | Направление и контроль действий ведущих | Ученики 7 класса (ведущие-братья Колобки появляются под музыку из мультфильма «Следствие ведут Колобки») сообщают новую информацию в форме беседы с пятиклассниками в сопровождении презентации «Словари русского языка». Слайды № 3-18. Ученики 5 класса слушают сообщения семиклассников, смотрят презентацию, отвечают на вопросы. | Словесные методы: беседа, сообщение, инсценировка, наглядные: презентация, мультфильм.
| Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
V. Лингво-физкульт- минутка (5 минут) | Направление и контроль действий ведущих | Ведущие проводят игру на знание антонимов и синонимов «Топаем-хлопаем» Пятиклассники согласно правилам выполняют задания физкультминутки. | Игровой прием. Здоровьесбере- гающая технология | Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью. Познавательные: работа с информацией. | |
VI. Актуализация новых знаний (15 минут) | В случаях затруднений учитель консультирует пятиклассников, советует, помогает, направляет. | Командиры представляют свои команды (название, девиз, эмблема-приложение). Просмотр фрагмента мультфильма «Следствие ведут Колобки». Под руководством Колобков участники выполняют ряд практических заданий с использованием словарей. (см. Приложение) Ведущие консультируют, отслеживают этапы работы команд. | Практические методы: самостоятельная групповая работа со словарем; наглядные методы работа по памятке, с заданиями на карточках, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Умение грамотно строить высказывание. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили о словарях, просит ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Слайд 24 Награждает команды дипломами I и II и III степени. | Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам. Слайды 21-23. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия. Выбирают победителя. | Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Регулятивные: самооценка. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание (2 минуты) | Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме. Слайды 25-29. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Метод исследования | Познавательные: Умение делать выбор и обосновывать его. | |
Приложение
1 команда
Задание 1
«Дорогие ребята, я не люблю людей жадных, трусливых, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.
Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ………………………..…………………………………».
1. Какие слова использует Шерлок Холмс? О каком словаре идет речь?
2. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (используйте словарь).
3. Выпишите первую букву из названия выбранного вами словаря.
Задание 2
На зимней Олимпиаде в Сочи были представлены такие виды спорта как биатлон, слалом, фристайл.
1. Найдите в словаре их толкование. Запишите.
Биатлон-
Слалом-
Фристайл-
2. Выпишите 3-ю букву из названия словаря.
Задание 3
1.Найдите словари
Орфографическийтолковыйорфоэпическийфразеологическийантонимовиностранныхсловсинонимов
словарьОжеговаэтимологическийтопонимический
2. Как называется словарь, содержащий географические названия (названия стран, городов, рек, морей, гор, и т.д.).
3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря.
Задание 4
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли?
Не на небе-на земле жил старик в одном селе.
1.Как называются выделенные слова?
2.К какому словарю вы обратились?
3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря
Из полученных букв составьте слово!
2 команда
Задание 1
Мальчик услышал, что пришедшая в гости к маме старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от нее свою собаку. Когда мама узнала об этом, сказала: «С тобой голова пошла кругом!»
1. О каких выражениях идет речь?
2. Определите значения выделенных сочетаний (воспользуйтесь словарём)
3. Выпишите 1-ю букву из названия этого словаря.
Задание 2
1. Отгадайте загадку
Чтоб скорей в библиотеке
отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…
2. Напишите отгадку, проверьте написание слова по словарю, поставьте правильно ударение.
3. Запишите название словаря, выпишите из него 1-ю букву.
Задание 3
1. Вставьте пропущенные буквы. Воспользуйтесь словарём. К какому словарю вы обратились?
Б....ссейн
Бар…икада
Д…легат
Магнит…фон
Дириж…р
Лаб…ринт
2. Выпишите 2-ю букву из названия словаря
Задание 4
1.Какой словарь помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению слов для более точного выражения мысли?
2 К слову БОЛЬШОЙ подберите и запишите близкие по значению слова
3.Каким словарем вы воспользовались? Выпишите 1-ю букву из названия словаря.
Из полученных букв составьте слово!
3 команда
Задание 1
1. К какому словарю вы обратитесь для уточнения правильного произношения слова и постановки ударения?
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 2
1. Определите значения сочетаний (воспользуйтесь словарём)
Яблоку негде упасть-
Кот наплакал-
Ни свет ни заря-
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 3
1. Расшифруйте. Какой словарь вам нужен?
Портье поставил портшез в проходе.
Он был портативный.
Портшез-
Портативный-
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 4
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит
Там ступа с …………………….
Идёт, бредёт сама собой.
А.С.Пушкин
1. Оком идёт речь?
2. Пользуясь словарем, объясните откуда появилось имя этой старушки?
3. Выпишите 2-ю букву из названия словаря.
Из полученных букв составьте слово!
Памятка
1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.
Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.
3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке.
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.
| Название и девиз команды | Эмблема |
1 | Команда «АБВГДейка» Девиз: АБВГДейки-народ отличный! Русский язык мы знаем прилично! | |
2 | Команда «Грамотейка» Девиз: Мы пишем грамотно все слова! У нас не найдёшь отметки «два»! | |
3 | Команда «Книгоносики» Девиз Мы очень внимательно книги читаем И про все на свете знаем! | |
Литература
Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.
Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.
Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.
Интернет-ресурсы
Сайт ГБОУ № 471 http://471spb.edusite.ru/
Сайт методиста ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Ю.А. Меллес
https://sites.google.com/a/shko.la/slovom-i-delom
Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/
Методические рекомендации к уроку
Данное мероприятие является интегрированным, рекомендуется провести его в библиотеке, организовать выставку словарей, использовать музыкальное сопровождение и мультипликационный фильм. При проведении задействована инсценировка.
Форма мероприятия: нетрадиционная – «игра-исследование».
Такая форма проведения занятия выбрана неслучайно. По мнению врачей и психологов, для пятиклассников играть – это еще важно! Данная форма повышает мотивацию обучения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Выбранные методы соответствуют задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы:
-объяснение,
-вопросы,
-инсценировка;
наглядные методы:
-изобразительная наглядность,
-памятки,
-карточки,
-демонстрация слайдов;
практические:
-работа со словарем.
Оригинальность методики мероприятия заключается прежде всего в его игровой форме, а также акценте на самостоятельной работе учащихся, самооценке, возможности выбора дальнейшего исследования по данному вопросу.
Использованная презентация и наглядные пособия соответствуют эстетическим нормам, возрастным особенностям учащихся.
Дидактические материалы, использованные на уроке: карточки с заданиями, памятки.
Планирование - рекомендуется продолжить систематическую исследовательскую работу со словарями на уроках и во внеурочное время, для достижения эффективности прежде всего в развитии речи учащихся.
.