бюджетное общеобразовательное государственное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.
д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области
Сценарий внеклассного мероприятия
«Здравствуй, весна!»
Приготовила и провела:
Никитина Людмила Петровна,
учитель начальных классов
Баландаево, 2017
Праздник для учеников 1- 4 классов
Цель: закрепление знаний учащихся о весенних изменения в природе;
познакомить учащихся с народными праздниками, традициями и обрядами;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать познавательную активность, наблюдательность;
воспитать в них любовь к природе, к родному краю и уважение к своему народу.
Оборудование: интерактивная доска, учительский ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация к мероприятию, «Весна», костюмы птиц, животных.
Ведущая:
Здравствуйте, ребята, гости. Наша встреча сегодня это очередное путешествие в мир наших предков, во времена бабушек и дедушек, у которых было очень много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов. Сегодня я хочу рассказать вам, как встречали в старину весну.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету– красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
В старину март месяц называли – протальник, капельник, весновей, грачевник.
Как вы думаете, почему?
В марте было много интересных дней: (презентация)
17 марта – Грачевники – в этот день прилетали грачи и начинали вить гнёзда. Если гнёзд было много, то весна будет ранняя – говорили в старину.
19 марта – День прилёта белого аиста
20 марта – День Василия капельника – начиналась первая капель, и первые проталины.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз весну закликали именно в этот день. Праздник встречи весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликали.
И мы сегодня тоже будем украшать своё дерево, чтобы и к нам поскорей пришла весна. Все ребята будут завязывать ленточки на нашем деревце. (на подставке стоит небольшое деревце)
Закличка - веснянка (читают чтецы)
1 чтец:
Приди к нам, весна,
С радостью!
С великою к нам
милостью!
Со льном со высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными,
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
С калиной-малиною,
С чёрной смородиной,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
2 чтец:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, солнышко,
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу -
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась,
Под гору скатилась.
3 чтец:
Весна-красна!
Что ты нам принесла?
(Появляется Весна)
Принесла я вам четыре угодья:
Первое угодье -
Воды половодье.
Второе угодье -
Пахаря в поле.
Третье угодье -
Скотинушку в поле.
Четвёртое угодье -
Народу доброе здоровье.
Ведущая:
22 марта совпадает с астрономическим днём весеннего равноденствия – днём, когда наступает весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходит. В этот день на Руси праздновали день Сорок –Сороков или Жаворонки. Считалось, что именно в этот день из тёплых краёв домой возвращаются сорок видов разных птиц и среди них была птичка, которую назвали «вестником весны» – жаворонок.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек – жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птиц посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. Птичек насаживали на высокие полочки и ходили по дворам пели песни (веснянки) - закликали, зазывали ими весну.
1-й мальчик.
Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показывает на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.
2-й мальчик.
Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
3-й мальчик.
Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворонкам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, величали, просили.
4-й мальчик.
Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали паузу и переходили к новой песенке.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам Весну Красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
Чу-виль-виль,
Весна пришла
На колясочках.
Зима ушла
На саночках.
Мальчики (вместе).
Выходите к нам, кто хочет закликать весну!
Выходят желающие и исполняют заклички.
1-й мальчик.
А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Весна-красна»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Заранее выбираются дети-«птицы», 3—4 человека: «соловьи» и «воробьи», они стоят за кругом. Дети в кругу говорят:
На поляне шум и гам —
Прилетели птицы к нам.
Птицы вьются, гнезда вьют,
Все щебечут, все поют:
Щелк, щелк, шелковист,
Шелковист зеленый лист.
Свищут, свищут соловьи,
Скачут, скачут воробьи!
Звонче, птичьи голоса,
Выходи, весна-краса!
Гули, гули, гули, гай!
Гули, гули, догоняй!
При первых словах «птицы» вбегают в круг и продолжают в нем бегать. Круг в это время двигается простым шагом.
С началом 2-й строки круг останавливается, дети, хлопая в ладоши, прыгают на месте. «Птицы» скачут внутри круга. На слова «Выходи, весна-красна» появляется «весна».
На две последние строки дети в кругу одновременно качают руками, поднимая и опуская сцепленные руки. Со словом догоняй «весна» должна осилить детей-«птиц». Игра повторяется с другими участниками.
Следует учесть, что текст стихотворения исполняется не в одинаковом темпе. Первый куплет надо говорить медленно, второй — в более быстром темпе, две последние строчки — в быстром.
5-й мальчик.
Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. А дальше было так.
6-й мальчик.
Дома каждый мальчик отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаворонок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.
7-й мальчик.
В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:
Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое — коровье,
Второе — овечье,
Третье — человечье!
1-я девочка.
В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Попади в ведерко»
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».
2-я девочка.
Представьте такую картину: ранняя весна, восход солнца; в оврагах снеговая вода бежит, пруд надувается, но снег еще не сошел, только на пригреве высохло. На сухом месте, в конце деревни, собрались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных поневах (понева — домотканая шерстяная юбка), обутые в лапти. Они поют, весну закликают:
— Весна-красна,
На чем пришла?
На чем пришла,
Пришла, приехала?
— На кобыле вороной,
С сохою, с бороной!
3-я девочка.
Днем парни и девушки брали по «кулику» и шли на гумно. Кто-нибудь из участвующих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:
Кулики, кулики куликали,
Весну красную закликали:
— Весна красна, на чем пришла?
— На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни-веснянки.
Приди, к нам, весна,
Со радостью!
Со великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
Со грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
Со цветами лазоревыми,
Со травушкой-муравушкою!
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!
— Весна красная,
Долгожданная!
Где же ты долго
Так бродила? —
— С зимой лютою
Повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!
—Весна, что ты нам принесла? —
— Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодьюшко — пчелки в полете,
Да еще угодьица — миру на здоровьица!
4-я девочка.
Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки или за деревней, на взгорке. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяжным «гу!» или «у-у-у-у!» Пенье слышно в селе и за селом, гуканье повторяется в долинах и лесочках. Едва стихала последняя нотка, другая группа в отдалении продолжала следующий куплет. Потом вступала третья и т. п. Такое распевание веснянок называется «весну гукати». На один из напевов иногда пелось до 80 песен. Это звучит очень красиво, песня раздается в лесу, проносится по весеннему разливу и откликается далеким эхом.
Девочки (вместе).
И мы будем весну гукать.
Игра «Кто громче?»
Каждый выбирает одну строчку заклички, с протяжным «у-у-у» на конце. По знаку ведущего один начинает «гукать» весну. Когда он заканчивает, начинает второй, потом третий, и так до тех пор, пока не «прокричат» все желающие. В конце оценивается, кто крикнул громче. Предложения можно выбрать из приведенных ниже веснянок. Такие, к примеру:
Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!
Приди, весна, с милостью! У-у-у!
Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!
Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у...
8-й мальчик.
На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.
5-я девочка.
У других было немного иначе. В доме пекли из теста птичек по числу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.
8-й мальчик.
А в других местах так выбирался засевалыщик: в «жаворонок» запекалась монета, лучинка или что-то другое, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время посева.
5-я девочка.
Какое гадание вам больше нравится? (Дети выбирают). Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!»
Дети выбирают птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.
Ведущий.
Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вниманием это прекрасное время года. Вы подготовили стихи о весне. Но в каждом стихотворении должно быть название птицы. Послушаем наших чтецов.
1-й чтец.
Уж тают снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется весною.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
А. Плещеев
2-й чтец.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
А. Плещеев
3-й чтец.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин
4-й чтец.
Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети —
Веселятся крошки!
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле...
В небе тучка набежала,
Мелкий дождик сеет...
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света...
Множество примет весны связано с перелетными и оседлыми птицами - их поведением, пением, постройкой гнезд.
Ранний прилёт жаворонка – сулит раннюю весну.
Купаются воробьи ранней весной - к скорому теплу.
Увидел скворца - знай: весна у порога.
Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.
Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.
Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.
У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.
Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.
Поют синицы, жди тепла.
Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.
Когда кукушка кукует на сухом дереве - это к морозу.
Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко то жди много воды.
Встреча беляка (зайца) по весне - жди, что снег обязательно выпадет еще.
Ранний вылет пчел - к красной весне.
Раннее пение петухов в сильные морозы - предвестник теплой погоды.
Белая трясогузка - признанный предвестник ледохода - всегда прилетает в канун вскрытия рек.
Грач на горе - весна на дворе. Грач прилетел - через месяц снег сойдет.
Чайка прилетела - скоро лед пойдет.
Грачи прилетели до 14 марта - снег рано сойдет. Грачи прямо на старые гнезда летят - дружная весна будет, полая вода сбежит вся разом. Грачи рано прилетели- к теплой весне.
Жаворонок запел - пора выходить на пашню.
Когда соловей в середине мая запел - весна пойдет дружно.
Перелетная птица дружно летит - и весне быть дружной.
Ранний прилет журавлей - к ранней весне.
Апрель – называли солнечник, цветень, водолей. Как вы думаете, почему?
1 апреля – день Лешего. Считалось, что именно в этот день просыпается леший – хозяин леса, а после него медведь.
7 апреля - Благовещение (бабий праздник). В этот день весну звали в третий раз, последний. Поэтому из старины глубокой к нам пришёл обычай. Ловили или покупали птиц, сажали их в клетки, и в полдень на большой поляне их выпускали обязательно собственными руками, чтобы с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.
Игра «Птички с загадками» кто угадал, завязывает на деревце ленточку и выпускает птичку на волю.
(Из клетки ведущая достаёт нарисованных птичек, на них написаны загадки)
16 апреля – день Никиты Ледокола. В этот день на реках трескался лёд, и реки начинали своё движение.
18 апреля – день Федула – ветреника. В этот день начинают дуть тёплые весенние ветры. Апрель губы надул, тепляк подул, так говорили в старину. С первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам
28 апреля – Пудов день или день пчеловода. Пчеловоды выносили пчёл из опшанников (место, где зимуют пчёлы) на улицу, на солнышко и проверяли, как они перезимовали зиму.
29 апреля - День Ирины – рассадницы. Высаживали рассаду в огород, в землю.
Игра. Объясни пословицу и завяжи ленточку на деревце.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе
Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
Не учи орла летать, а соловья петь
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка
Каждый кулик в своем болоте велик.
Май называли – травень, как вы думаете, почему?
4 мая – день Прокла, проклинали нечистую силу. Чтобы она из деревень далеко ушла и не приносила вреда людям.
5 мая – Луков день. Сажали лук в огорое.
15 мая – Соловьиный день. Начинали петь соловьи.
25 мая – День Епифана в красном сарафане. В этот день зацветала рябина. Кто рождён в этот день обязательно надевали красный сарафан или рубаху. И весь день не снимали.
27 мая – Пришёл Пахом, запахло теплом. С этого дня ждали летнего тепла.
Вот, ребята мы познакомились с весенними праздниками и обрядами, которые были к наших предков. Не забывайте о них. Пусть они хранятся в ваших семьях и передаются от одного поколения к другому.
А дома сделайте скворечники и повесите на дерево. Пусть папы вам помогут.