СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Здравствуй, весна!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На Руси всегда очень хорошо относились ко времени, предшествующему лету - красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Здравствуй, весна!"»

бюджетное общеобразовательное государственное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.

д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области








Сценарий внеклассного мероприятия

«Здравствуй, весна!»




Приготовила и провела:

Никитина Людмила Петровна,

учитель начальных классов

















Баландаево, 2017

Праздник для учеников 1- 4 классов


Цель: закрепление знаний учащихся о весенних изменения в природе;

познакомить учащихся с народными праздниками, традициями и обрядами;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать познавательную активность, наблюдательность;

воспитать в них любовь к природе, к родному краю и уважение к своему народу.

Оборудование: интерактивная доска, учительский ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация к мероприятию, «Весна», костюмы птиц, животных.


Ведущая:

Здравствуйте, ребята, гости. Наша встреча сегодня это очередное путешествие в мир наших предков, во времена бабушек и дедушек, у которых было очень много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов. Сегодня я хочу рассказать вам, как встречали в старину весну.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету– красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.


В старину март месяц называли – протальник, капельник, весновей, грачевник.

Как вы думаете, почему?

В марте было много интересных дней: (презентация)

17 марта – Грачевники – в этот день прилетали грачи и начинали вить гнёзда. Если гнёзд было много, то весна будет ранняя – говорили в старину.

19 марта – День прилёта белого аиста

20 марта – День Василия капельника – начиналась первая капель, и первые проталины.


Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз весну закликали именно в этот день. Праздник встречи весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликали.

И мы сегодня тоже будем украшать своё дерево, чтобы и к нам поскорей пришла весна. Все ребята будут завязывать ленточки на нашем деревце. (на подставке стоит небольшое деревце)

Закличка - веснянка (читают чтецы)

1 чтец:
Приди к нам, весна,
С радостью!
С великою к нам 
милостью!
Со льном со высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными,
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою, 
С овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
С калиной-малиною,
С чёрной смородиной,
С грушами, со яблочками, 
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

2 чтец:
Солнышко-ведрышко, 
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, солнышко, 
Красную весну? 
Встретило ли, красное, 
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, 
Старую ягу,
Бабу ли ягу - 
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла, 
Холод на землю трясла, 
Сама оступилась,
Под гору скатилась.

3 чтец:
Весна-красна! 
Что ты нам принесла?

(Появляется Весна)

Принесла я вам четыре угодья: 
Первое угодье -
Воды половодье.
Второе угодье -
Пахаря в поле.
Третье угодье -
Скотинушку в поле.

Четвёртое угодье - 
Народу доброе здоровье.


Ведущая:

22 марта совпадает с астрономическим днём весеннего равноденствия – днём, когда наступает весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходит. В этот день на Руси праздновали день Сорок –Сороков или Жаворонки. Считалось, что именно в этот день из тёплых краёв домой возвращаются сорок видов разных птиц и среди них была птичка, которую назвали «вестником весны» – жаворонок.


Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек – жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птиц посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. Птичек насаживали на высокие полочки и ходили по дворам пели песни (веснянки) - закликали, зазывали ими весну.

1-й мальчик.
Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показывает на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.
2-й мальчик.
Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
3-й мальчик.
Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворонкам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, величали, просили.
4-й мальчик.
Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали паузу и переходили к новой песенке.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам Весну Красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
Чу-виль-виль,
Весна пришла
На колясочках.
Зима ушла
На саночках.
Мальчики (вместе).
Выходите к нам, кто хочет закликать весну!

Выходят желающие и исполняют заклички.

1-й мальчик.
А теперь давайте с вами поиграем.

Игра «Весна-красна»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Заранее выбираются дети-«птицы», 3—4 человека: «соловьи» и «воробьи», они стоят за кругом. Дети в кругу говорят:
На поляне шум и гам —
Прилетели птицы к нам.
Птицы вьются, гнезда вьют,
Все щебечут, все поют:
Щелк, щелк, шелковист,
Шелковист зеленый лист.
Свищут, свищут соловьи,
Скачут, скачут воробьи!
Звонче, птичьи голоса,
Выходи, весна-краса!
Гули, гули, гули, гай!
Гули, гули, догоняй!
При первых словах «птицы» вбегают в круг и продолжают в нем бегать. Круг в это время двигается простым шагом.
С началом 2-й строки круг останавливается, дети, хлопая в ладоши, прыгают на месте. «Птицы» скачут внутри круга. На слова «Выходи, весна-красна» появляется «весна».
На две последние строки дети в кругу одновременно качают руками, поднимая и опуская сцепленные руки. Со словом догоняй «весна» должна осилить детей-«птиц». Игра повторяется с другими участниками.
Следует учесть, что текст стихотворения исполняется не в одинаковом темпе. Первый куплет надо говорить медленно, второй — в более быстром темпе, две последние строчки — в быстром.

5-й мальчик.
Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. А дальше было так.

6-й мальчик.
Дома каждый мальчик отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаворонок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.
7-й мальчик.
В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:
Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое — коровье,
Второе — овечье,
Третье — человечье!
1-я девочка.
В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Попади в ведерко»
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».



2-я девочка.
Представьте такую картину: ранняя весна, восход солнца; в оврагах снеговая вода бежит, пруд надувается, но снег еще не сошел, только на пригреве высохло. На сухом месте, в конце деревни, собрались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных поневах (понева — домотканая шерстяная юбка), обутые в лапти. Они поют, весну закликают:
— Весна-красна,
На чем пришла?
На чем пришла,
Пришла, приехала?
— На кобыле вороной,
С сохою, с бороной!
3-я девочка.
Днем парни и девушки брали по «кулику» и шли на гумно. Кто-нибудь из участвующих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:
Кулики, кулики куликали,
Весну красную закликали:
— Весна красна, на чем пришла?
— На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни-веснянки.
Приди, к нам, весна,
Со радостью!
Со великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
Со грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
Со цветами лазоревыми,
Со травушкой-муравушкою!
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!
— Весна красная,
Долгожданная!
Где же ты долго
Так бродила? —
— С зимой лютою
Повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!
—Весна, что ты нам принесла? —
— Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодьюшко — пчелки в полете,
Да еще угодьица — миру на здоровьица!
4-я девочка.
Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки или за деревней, на взгорке. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяжным «гу!» или «у-у-у-у!» Пенье слышно в селе и за селом, гуканье повторяется в долинах и лесочках. Едва стихала последняя нотка, другая группа в отдалении продолжала следующий куплет. Потом вступала третья и т. п. Такое распевание веснянок называется «весну гукати». На один из напевов иногда пелось до 80 песен. Это звучит очень красиво, песня раздается в лесу, проносится по весеннему разливу и откликается далеким эхом.
Девочки (вместе).
И мы будем весну гукать.

Игра «Кто громче?»
Каждый выбирает одну строчку заклички, с протяжным «у-у-у» на конце. По знаку ведущего один начинает «гукать» весну. Когда он заканчивает, начинает второй, потом третий, и так до тех пор, пока не «прокричат» все желающие. В конце оценивается, кто крикнул громче. Предложения можно выбрать из приведенных ниже веснянок. Такие, к примеру:
Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!
Приди, весна, с милостью! У-у-у!
Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!
Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у...


8-й мальчик.
На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.
5-я девочка.
У других было немного иначе. В доме пекли из теста птичек по числу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.
8-й мальчик.
А в других местах так выбирался засевалыщик: в «жаворонок» запекалась монета, лучинка или что-то другое, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время посева.
5-я девочка.
Какое гадание вам больше нравится? (Дети выбирают). Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!»

Дети выбирают птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.

Ведущий.
Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вниманием это прекрасное время года. Вы подготовили стихи о весне. Но в каждом стихотворении должно быть название птицы. Послушаем наших чтецов.
1-й чтец.
Уж тают снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется весною.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
А. Плещеев
2-й чтец.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
А. Плещеев
3-й чтец.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин
4-й чтец.
Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети —
Веселятся крошки!
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле...
В небе тучка набежала,
Мелкий дождик сеет...
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света...

Множество примет весны связано с перелетными и оседлыми птицами - их поведением, пением, постройкой гнезд.

  • Ранний прилёт жаворонка – сулит раннюю весну.

  • Купаются воробьи ранней весной - к скорому теплу.

  • Увидел скворца - знай: весна у порога.

  • Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

  • Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.

  • Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.

  • У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.

  • Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.

  • Поют синицы, жди тепла.

  • Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.

  • Когда кукушка кукует на сухом дереве - это к морозу.

  • Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко то жди много воды.

  • Встреча беляка (зайца) по весне - жди, что снег обязательно выпадет еще.

  • Ранний вылет пчел - к красной весне.

  • Раннее пение петухов в сильные морозы - предвестник теплой погоды.

  • Белая трясогузка - признанный предвестник ледохода - всегда прилетает в канун вскрытия рек.

  • Грач на горе - весна на дворе. Грач прилетел - через месяц снег сойдет.

  • Чайка прилетела - скоро лед пойдет.

  • Грачи прилетели до 14 марта - снег рано сойдет. Грачи прямо на старые гнезда летят - дружная весна будет, полая вода сбежит вся разом. Грачи рано прилетели- к теплой весне.

  • Жаворонок запел - пора выходить на пашню.

  • Когда соловей в середине мая запел - весна пойдет дружно.

  • Перелетная птица дружно летит - и весне быть дружной.

  • Ранний прилет журавлей - к ранней весне.

Апрель – называли солнечник, цветень, водолей. Как вы думаете, почему?

1 апреля – день Лешего. Считалось, что именно в этот день просыпается леший – хозяин леса, а после него медведь.

7 апреля - Благовещение (бабий праздник). В этот день весну звали в третий раз, последний. Поэтому из старины глубокой к нам пришёл обычай. Ловили или покупали птиц, сажали их в клетки, и в полдень на большой поляне их выпускали обязательно собственными руками, чтобы с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.

Игра «Птички с загадками» кто угадал, завязывает на деревце ленточку и выпускает птичку на волю.

(Из клетки ведущая достаёт нарисованных птичек, на них написаны загадки)


16 апреля – день Никиты Ледокола. В этот день на реках трескался лёд, и реки начинали своё движение.

18 апреля – день Федула – ветреника. В этот день начинают дуть тёплые весенние ветры. Апрель губы надул, тепляк подул, так говорили в старину. С первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам

28 апреля – Пудов день или день пчеловода. Пчеловоды выносили пчёл из опшанников (место, где зимуют пчёлы) на улицу, на солнышко и проверяли, как они перезимовали зиму.

29 апреля - День Ирины – рассадницы. Высаживали рассаду в огород, в землю.

Игра. Объясни пословицу и завяжи ленточку на деревце.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Не учи орла летать, а соловья петь

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка

Каждый кулик в своем болоте велик.


Май называли – травень, как вы думаете, почему?

4 мая – день Прокла, проклинали нечистую силу. Чтобы она из деревень далеко ушла и не приносила вреда людям.

5 мая – Луков день. Сажали лук в огорое.

15 мая – Соловьиный день. Начинали петь соловьи.

25 мая – День Епифана в красном сарафане. В этот день зацветала рябина. Кто рождён в этот день обязательно надевали красный сарафан или рубаху. И весь день не снимали.

27 мая – Пришёл Пахом, запахло теплом. С этого дня ждали летнего тепла.

Вот, ребята мы познакомились с весенними праздниками и обрядами, которые были к наших предков. Не забывайте о них. Пусть они хранятся в ваших семьях и передаются от одного поколения к другому.

А дома сделайте скворечники и повесите на дерево. Пусть папы вам помогут.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!