СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " По дорогам доброты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие на тему: По дорогам доброты, пригодится для учителей начальныых классов, разработано в виде технологической карты, есть доплнительный материал и список литературы

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " По дорогам доброты"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНСПЕКТ

1. Общая часть

Предмет

Внеурочное занятие Класс 3

Тема занятия

По дорогам доброты

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное; Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

П. Овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи

Р. Способность выделять и осознавать учащимися того, что усвоено на занятии (новые понятия) уметь ими пользоваться

К. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Формирование правильного представления доброты и милосердия,

доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки



Цель занятия

создать условия для формирования у младших школьников понятия «доброта».Способствовать осознанию значения нравственного понятия «доброта» в жизни каждого человека; воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.



Основные понятия на занятии

Добро и зло, раскаяние, милосердие, справедливость, несчастье, добрые поступки, плохие поступки, беда, доброжелательность, равнодушие.

Средства ИКТ, используемые на занятии

Компьютер, проектор, экран,

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство),

используемые на занятии.

Песня «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского;

притча «Стакан молока»


Ход занятия

Этапы занятия


Основные формы работы учителя и учащихся


Формируемые УУД

1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала


1.Проверка готовности учащихся к занятию.

Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь.

Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, самодисциплина, внимание, память и чуткость ваших сердец. Вы готовы? Тогда начнём.

А начнем мы наше занятие с одной удивительной песни.

Прослушивание песни Из м/ф Приключения поросенка Фунтика 

Учитель:












Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу







Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

***


Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

прогнозирование, предвосхищение результата, состав плана и последовательности действий.

Личностные:

формирование моральных норм



ЗАНЯТИЯ.



КТД «САД ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА»























2. Беседа с классом.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

Вопрос: А почему доброту не купишь на базаре? Откуда тогда она берется? А как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (Ответы детей).

Учитель: В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

  • Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?(ответы детей).

  • Верно, сегодня мы поговорим о доброте. Мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты, понять, что без неё жизнь просто немыслима.

2. Работа с «волшебными» словами

Учитель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово доброта?

Ученик: Добро.

Учитель: Вспомните приветствия и пожелания с этим словом, которые употребляют люди.

Ученик: Добро пожаловать – вежливое приветствие

и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….

Ученик: В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком- нибудь деле…

Ученик: В добрый путь – доброе пожелание тому, кто

уезжает куда – нибудь…

Ученик: Дать или получить добро – дать согласие или

получить разрешение, одобрение на что – либо…

Учитель: Как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Подберите однокоренные слова. Ответы детей.






«В далёкие времена жил мудрый китайский философ Конфуций, который знал очень много о жизни и учил этому других. Однажды один из его учеников сказал: «Если другие подоброму относятся ко мне, я отвечу им добром; если они не проявляют доброты, я направлю их на путь добра». Конфуций ответил: «Так относятся друг к другу настоящие друзья».


В каждом из нас живёт маленькое солнце - это добро.

Добро. Доброта. Какие старые слова!

Учитель предлагает познакомиться с притчей «Стакан молока». (знакомит подготовленный ученик)

Не века - тысячелетия люди спорят о том, нуж­на доброта или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что её в их жизни не хватает...Что же такое доброта? Над этим во­просом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы, мамы - и мы с вами тоже. Вы, наверное, помните: мы проводили опрос, в котором я про­сила ответить вас на вопросы: «Что такое доброта?» и «Считаешь ли ты себя добрым че­ловеком?»


самооценки, развитие доброжелательности, выделение нравственного содержания поступков.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями.

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи.








Учитель: Прочитайте слова на слайде. Кто узнал новые однокоренные слова у слова «добро»?

Учитель: Я сейчас опишу качество человека, а вы постарайтесь догадаться, как можно назвать человека с таким качеством. Слова на слайде вам помогут.

3. Работа в группах.

Детям выдается карточка с двумя высказываниями, после выполнения работы в группах идет проверка на слайде.

1. Человека, которого всегда соблюдает правила, порядок, называют (добропорядочный).

2. Человека, у которого доброе сердце, называют (добросердечный).

3.Человек, который желает другим только добра, называют (доброжелательный).

4. Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют (добродушный).

5. Человека, с добрым и хорошим нравом, называют (добронравный).

6. Человека, который всегда все делает по совести (добросовестный).


Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, смысловое чтение, как осмысление цели чтения

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий

Личностные:

Формирование моральных норм самоценки, развитие доброжелательности.












.







4.

Физминутка

4. Работа с пословицами

Учитель: - Русская мудрость создала о доброте много пословиц и поговорок. И в народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доб­рое слово и кошке приятно». Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их? (Ответы детей.) Мы с вами постараемся сейчас узнать некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл и представить нам готовый результат. Задание понятно? При­ступаем. (Звучит музыка, дети работают.)



Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями .доброжелательности, развитие ценностных ориентаций обучающихся.



5.Правила развития доброты

















Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Красота до вечера, а доброта навек.

Учитель: Может кто-то знает другие пословицы о доброте? Дети дополняют задание своими пословицами.

Доброе слово лечит, а злое - калечит.

Добро творить - себя веселить.

Про доброе дело говори смело.

На добрый привет, добрый ответ.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Спасибо - великое дело.

Учись доброму - дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана на добрые дела.

-Учитель: Из этих по­словиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли проявлять доброту к людям, друг к другу? Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, можно ли развить в себе это качество? Если да, то как развивать в себе доброту?

На слайде высвечиваются предложения. Дети объясняют, как понимают смысл высказывания.

Ученик: Проявлять чуткость к окружающим – это значит…

Ученик: Проявлять доброе отношение к окружающим людям…

Ученик: Проявлять добрые чувства к домашним животным…

Ученик: Участвовать в благотворительных акциях…

Учитель: Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но я думаю, что каждый из вас стремится к этому.

Ученик:

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что уже нужно усвоить, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, предвосхищение результата, оценка результатов работы.


Личностные:

Формирование моральных норм самооценки, выделение нравственого содержания всех своих поступков, развитие доброжелательности, развитие системы ценностных ориентаций обучающихся


Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями.







6.Добрые слова

Учитель:

- А теперь подарите свои живые и нарисованные улыбки друг другу.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

- А еще мы должны поработать, чтобы не осталось плохих слов.

На экране солнышко, на лучах которого записаны «плохие» слова: грубый, злой, жад­ный, грустный, горе, вражда, обман.

Задание: подберите к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», доб­рые. (Выполнение задания.)

Учитель

Воспитанный человек выбросит из своего лексикона все грубые, обидные слова, а добрые, вежливые будет стараться произносить как можно чаще.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово - что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Учитель: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Доброе слово железные во­рота отворяет» - гласят народные пословицы.

Помните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - о мальчике, которому помогло та­кое простое и вместе с тем такое необыкновенное слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом? Доброе слово, сказанное вовремя, успокаивает, воодушевляет, продлевает жизнь.

Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - добавить под­ходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: ... («Доброе утро!»)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... («Добрый день!»)

Мальчик вежливый и развитый

встречаясь: ... («Здравствуйте!»)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... («Спасибо!»)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: ... («Прости, пожалуйста!»)

И во Франции, и в Дании, говорят, прощаясь: ... («До свидания!»)

Всем вам с большой любовью

Желаю... (Крепкого здоровья.)


Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!


- А желаете ли вы доброго утра своим близким? Не считаете нужным? А вот завтра же начните новый день с пожелания всем окружающим добра и только добра. И никакой руга­ни, грубых и оскорбительных слов. Ведь не хотите же вы их услышать в свой адрес?


















7.

Слова дружбы

















8

Добрые поступки






















9.

Итог занятия:









Рефлексия

(итог занятия)


Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


Учитель:

- Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или у злого? А хоти­те, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в нашем саду «дерево дружбы».

Если мы в классе будем относиться друг к другу грубо, недоброжелательно, не будем проявлять отзывчивость, захочется ли нам приходить в школу учиться? (Ответы детей.)

Ученик читает стихотворение.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…


Дерево изображено на плакате, без листьев.

- Учёные считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Давайте наградим себя, вспомнив наши добрые поступки.

И вырастет новое дерево в нашем саду - дерево добрых поступков. Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках. Добрые по­ступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, ко­торые совершили в природе, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листоч­ки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков. (Дети записывают добрые де­ла, прикрепляют листочки к дереву под музыку.) Пусть больше вырастает таких вот чу­десных деревьев доброты и добрых дел в нашем лицее.

  • Давайте будем заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами.

  • Ребята, как вы думаете, смогли ли мы стать сегодня немножко добрее?

  • Что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?

  • Чему вы научились сегодня?

  • А где нам пригодятся эти знания?

Учитель: Да, быть добрым иногда бывает нелегко. Ведь добрые дела делаются не для себя, а для кого-то. Это требует от нас внимания к другому человеку, времени и сил. Будем же растить в себе доброту. Будем щедро делиться добротой с людьми и природой. В таком вместе будет жить лучше.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А.Лесных








ПРИЛОЖЕНИЕ

Притча «Стакан молока».

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

- Сколько мне нужно заплатить за молоко?

- Ничего, – женщина с улыбкой на лице ему ответила, – меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

- Я буду молиться за Вас, – тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.

Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.

Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.

После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.

Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.

Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.

Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристальносмотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.



Из м/ф Приключения поросенка Фунтика 

Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекою.
А еще одну для друга 
Взять в кармашек про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчей и строже
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по улицне
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже
Всех доверчей и строже
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре
С красным шариком на ниточке
И с улыбкой до ушей.
Потому что потому что
Всех нужнее и дороже
Всех доверчей и строже
В этом мире доброта.


Использованная литература

  1. Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1- 5-й класс). - М.: Айрис-пресс, 2005.

  2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.

3. Интернет ресурсы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!