ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Коррекционно-развивающее занятие
"Как звери зимой живут",
направленное на развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Занятие подготовила и провела
учитель начальных классов
Назакова В.Э.
Фурманов 2016-2017 уч. год.
Форма проведения: комбинированная.
Дети (3 человека) 11-14 лет с диагнозом сложная структура дефекта 8 вид.
Продолжительность занятия 30мин.
Цель урока: способствовать формированию представлений детей о жизни животных
зимой.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные
- развивать умение называть признаки времени года -зима.
- активизировать словарный запас;
- отвечать на вопросы распространенными предложениями;
Коррекционно-развивающие
- развивать координацию движений, чувство ритма;
- закреплять правильное речевое дыхание;
- развивать ритмический и динамический слух;
- развивать воображение, слух, внимание, мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные
- воспитывать любовь и интерес к родной природе;
- воспитывать любовь к животным.
Словарная работа: берлога, дупло, кора, белая шубка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; игры с игрушками, изображающими животных; загадывание загадок; беседы о диких животных. Д/и «Кто, как зимует», п/и «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», разучивание стихотворных текстов и движений к ним для занятия.
Индивидуальная работа: вызвать Юлю, Катю на диалог.
Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».
Ход:
Учитель: Ребята, когда я шла сегодня в школу встретила Снеговика. Он просил меня помочь ему встретиться с вами. У него много вопросов к вам, на которые он ждёт ответа. Вы расскажите снеговику о том, что сами знаете?
Дети: Да.
Учитель: Давайте поближе познакомимся и подружимся со снеговиком. Поздоровайтесь с ним, скажите ему, как вас зовут, предложите ему свою дружбу.
Дети поочередно говорят: «Здравствуй, снеговик. Меня зовут…. Давай с тобой дружить».
Учитель: Дети, а в какое время года можно увидеть снеговика?
Дети: Зимой.
Учитель: А какие приметы зимы вы знаете?
Дети: Называют зимние приметы.
Учитель: Молодцы, хорошо вы знаете приметы зимы. А теперь давайте покажем, что бывает зимой. Игра «Изобрази явление».
Учитель показывает детям движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Идет снег» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Холодно» - потирает предплечья скрещенными руками.
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Дети играют в снежки» - имитирует бросание снежков.
Детям предлагает запомнить и повторить движения, называемые учителем.
Учитель: Снеговик очень часто бывает в зимнем лесу. Но он не знает, что же происходит с его жителями. Расскажем ему?
Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).
(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)
Учитель: Подуйте на снежинки. Надо дуть долго, долго. Что они делают?
Дети: Кружатся, летают
Учитель: Расскажите снеговику, что же происходит с лесными жителями зимой. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
Учитель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 2).
«Не барашек и не кот,
Носит шубку каждый год,
шуба серая — для лета
Для зимы другого цвета»
Дети: Заяц.
Молодцы, а как вы догадались? (летом он носит серую шубку, а зимой ее меняет на белую)
Учитель: Какого цвета шубка у зайца летом? (Слайд 3)
Учитель: Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
Учитель: Как вы думаете, от кого он прячется?
Дети: Сова, волк, лиса
Учитель: Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность. Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.
В лесу в зимнее время зайка живёт по густым кустом.(Слайд 4)
Зимой заяц питается корой деревьев.
Ученик читает стихотворение:
Этой ночью на лужок
Выпал беленький снежок,
И теперь зайчонок смело
Может прыгать в шубке белой.
Учитель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено)
Учитель: Ребята, слышите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?
Отгадайте загадку.
Она спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Дети: Белка. (Слайд №5).
Учитель: Как белка осенью готовилась к зиме? (собирала жёлуди, орехи, грибы.)
Учитель: Белочка осенью утепляла своё жилище мхом и травой.
Учитель: Где устраивает своё жилище белочка? (Дупле, гнезде)
В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.
Учитель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)
Учитель: Белка меняет рыжую шубку на серую, чтобы стать неприметной среди веток деревьев. (Слайд 6)
Учитель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?
Дети: Не кричать, не шуметь.
Учитель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?
Дети: Орехи, грибы.
Отгадайте следующую загадку.
Под корягою в берлоге
Спит …. Как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
Дети: Медведь.(Слайд 7)
Учитель: Что делает медведь зимой? (спит).
Учитель: Где спит медведь зимой? (в берлоге).
Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил
мишка поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Ребята, медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю
зиму спят до весны.
Стихотворение про мишку читает Миронова Юлия.
Медвежьего следа зимой не видать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит.
– А ещё какие животные поступают так же, как
медведь. Впадают в спячку.
Он как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей. (Ёж.) (Слайд 8)
Учитель: Что делает ёжик зимой?
Да на зиму ёжик ложится спать. Заберётся он в свою незаметную норку под пнём и спит до весны.
Интерактивная физкультминутка «Снеговики»
Учитель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №9)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её ….
– О ком так говорят?
Дети: Лиса.(Слайд 10)
Учитель: Да ребята, это лисья норка.
Учитель: Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 11).
Дети: Мышей.
Учитель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры!
Следующая загадка.
Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы конечно догадались?
Это злющий страшный …(Волк.)
Учитель: Посмотрите, ходят, рыщут, еду ищут. Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. (Слайд № 12).
Волка зимой согревает густая, плотная, тёплая шерсть.
Из птиц, с нами остаются зимовать: снегири, воробьи, синички, голуби, вороны. (Слайд 13) Учащиеся показывают птиц.
Учитель: Но чтобы птицы не погибли нужно их подкармливать. Строить кормушки и класть в них для птичек свежий корм. Какой корм можно положить в кормушку?
На прогулке не забывайте подкармливать пернатых друзей. (Слайд 14)
Учитель: Пришла пора нам возвращаться в класс. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку.
Учитель: Дети, снеговик принес вам картинки, но он не может понять, что же на них нарисовано. Давайте мы ему поможем в этом. Нужно собрать разрезную картинку. (медведь, заяц).
Прежде чем собирать картинку, давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Рукавички»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках – да-да-да! –
Не замерзнем никогда!
Учитель: Кто у вас получился? (медведь, заяц).
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданиями. Давайте похвалим друг друга. Упр. «Ты хороший».
Учитель: Дети, снеговику очень понравилось с вами на прогулке и он очень много узнал нового от вас.
Учитель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)
Учитель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)
Учитель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)
Учитель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями.
Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.