Групповое коррекционно-развивающее занятие «Время года – осень»
Автор: Еремеева Инна Владимировна.
Место работы: ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный
Должность: учитель-дефектолог
Аннотация: На конкурс представлен конспект коррекционного группового занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Задания конспекта могут быть использованы и работниками дошкольных образовательных учреждений. Все упражнения и игры, описанные в разработке, направлены на развитие детских возможностей, на развитие учебной мотивации и когнитивной сферы.
Адресат: Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 1 класса.
Тема: Время года – осень.
Цель: Обобщать знания детей об осени.
Задачи:
Расширять и обогащать временные представления.
Развивать осознанное восприятие и внимание.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: Схема-подсказка «Осень», магнитофон, запись П.И.Чайковского «Времена года. Осень», картинка к игре «Путаница», карточки «Раскрась листочки», карточки к игре «Собери картинку», цветные карандаши.
Ход занятия
Организационная часть.
- Добрый день, ребята. Поприветствуйте друг друга – улыбнитесь соседу и мне. Молодцы!
- Ребята, а какое сейчас время года?
- Какие осенние месяца вы знаете? Сколько их?
- Давайте подойдем к окну и полюбуемся красотами осени (Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень»).
- Дети, расскажите, какое у вас было настроение, когда вы слушали музыку и любовались пейзажем осени.
Основная часть.
Актуализация знаний
Рассматривание сюжетной картины «Осень».
- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)



2. Путаница
- А сейчас посмотрите внимательно на картинки и найдите, что же напутал художник, когда рисовал времена года (Бабочки летают, расцвети подснежники и ландыши, расцвета яблоня, снеговик стоит во дворе).

- Назовите «правильные» признаки осени на картинке.
3. Пальчиковая гимнастика
- Подготовим пальчики к письменной работе:
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла...
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул...
Полетели, закружились и на землю опустились
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
4. Раскрашивание картинки.
- Дети, посмотрите на листики, как вы думаете, с каких деревьев они упали?

- А сейчас раскрасьте листики, так, чтобы они стали осенними.
Физминутка
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
5. Игра «Собери картинку».
- Ребята, вы сказали, что осенью бывает сильный, порывистый ветер. Набежала нежданная туча, подул сильный ветер и картинки, которые я приготовила к нашему занятию, рассыпались, пожалуйста, соберите их и назовите предметы, которые были на них изображены.


- Дети, расскажите, как изображения на картинках могут быть связаны с осенними изменениями в природе.
6. Игра «Скажи правильно».
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю найти в высказываниях об осени ошибки и исправить их:
1. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, декабрь.
2. Осенью день прибывает.
3. Осенью погода становится все теплее и теплее.
4. Чаще осенью бывают солнечные и жаркие деньки.
5. Осенью многие птицы прилетают из теплых стран.
6. Осенью многие звери готовятся к жаркой погоде.
- Молодца, все ошибки исправлены!
7. Игра «Подбери слова».
- Дети, давайте подберем слова – признаки к словам-предметам:
Осенние листья какие? (желтые, разноцветные, сухие, опавшие…)
Дождик какой? (Холодный, моросящий, затяжной…)
Погода какая? (Пасмурная, холодная, ветреная…)
Деревья какие? (Голые, раздетые).
Заключительная часть (рефлексия).
- Ребята, похлопайте в ладоши те, кто активно работал на занятии.
- Потопайте ногами те, кто ни разу не ошибся.
- Поднимите руки те, кто узнал что-то новое.
- Помашите ручка те, кому нравится осень.
- Ребята, у кого осталось хорошее настроение после нашего занятия, прикрепите к доске солнышко, у кого грустное настроение – капельку.
- Спасибо, наше занятие окончено.
Список литературных источников
А.Орлова «Времена года», «Просвещение», 2012г.;
«Времена года», издательство АСТ, 2010г.;
Т.Бокова «Круглый год», «Просвещение», 2015г.;
Н.Созонова, Е.Куцина «Рассказы о временах года», «Литур», 2016г.
Интернет-источники
http://dddeti.ru/sites/default/files/styles/large/public/2188_0109963001381490017.jpeg?itok=v8pSnILh
http://letnews.ru/wp-content/uploads/2015/05/14117.jpg
http://pngimg.com/upload/Acorn_PNG739.png
http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/07/list-berezyi.png
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f40/00086027-b24ae61a/2/hello_html_m787217c2.jpg
http://kid-info.ru/wp-content/uploads/2012/09/osen.jpg
http://photosflowery.ru/photo/0a/0ab81258dbfb619108ea34d8093abda2.jpg
http://www.playing-field.ru/img/2015/052005/0349463