Заключительное мероприятие недели трудового обучения: «Винегрет-шоу»
Цель: Повысить уровень мотивации учащихся к предметам трудового обучения.
Задачи:
Развивать творческий потенциал ребёнка через продуктивную деятельность.
Формировать коммуникативные качества учащихся.
Подготовка к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда.
Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтность общения.
Ход мероприятия.
Ученик 1:
Каменщик строит жилище,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, наточает?
Стало быть так и выходит:
Всё, что мы делаем – нужно.
Значит давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Ведущая: Вы послушали стихотворение. Можете сказать о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
Ведущая: Правильно о труде и о профессиях.
Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда – не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня – чтоб не было труда!
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
Ведущая: Послушайте легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Почему? (Отвечают ребята).
Ведущая: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Ведущая: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
А вы знаете, что такое счастье? Скажите (ответы учащихся).
Ученик 2:
- Летчик, что такое счастье?
- Самолет, стрелой летящий
В высоту, в синеву,
Вот что счастьем я зову.
Что ж, ответ мне ясен.
Я с летчиком согласен.
Доктор мнения иного:
- Счастье вылечить больного,
Жизнь прожить, людей леча –
Это счастье для врача.
Что ж, ответ мне ясен.
Я с доктором согласен.
- Пекарь, что такое счастье?
- Счастье? Вынуть из печи
Мягкий с корочкой хрустящей
Хлеб. Такое это счастье –
Лучшего и не ищи.
Что ж, ответ мне ясен.
Я с пекарем согласен.
Вырос дом высок и светел.
Люди жить придут сюда.
И строитель так ответил:
- Счастье - строить города.
Ответ хорош и ясен.
Я тоже с ним согласен.
А это, что за человек?
Не догадаться вам вовек.
Сидит сложивши руки,
Считает мух от скуки.
Я спросил его о счастье
И услышал от него
- Счастье – это есть почаще,
- Счастье – это пить послаще
И… не делать ничего.
Лодыря ответ нам ясен.
Только, кто же с ним согласен?
Уж наверное, друзья,
И не вы, и не я!
Люди разных профессий по своему отвечают на вопрос: «Что такое счастье?» Для каждого оно своё.
Ученик 3: Стихотворение «Для чего нужны руки».
Тесто бабушка месила,
Внука бабушка спросила:
- Для чего, скажи, дружок,
Людям руки нужны?
- Чтоб держать пирожок,
Людям руки нужны.
- А ещё?
Кошку гладить!
- А ещё?
- Санки ладить!
- А ещё?
- Ложку брать!
- А ещё?
Подумай, брат.
Как вы думаете, ребята, для чего нужны руки? Какую работу можно ими выполнять? (Ответы учащихся).
Ученик 4:
"У меня растут года.
Будет и 17.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?"
Ведущая: Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?" знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...
Ученик 5:
Летят столетия, как птицы,
Как в книге - мудрые страницы…
А начиналось всё с нуля:
Юной, суровой была Земля.
Человек был жалок и слаб,
Пылинка природы, раб.
Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!..
Но мозг работал, возникла речь.
И руки, приказ исполняя теперь,
К вершинам науки открыли дверь.
Трудились люди, мечтали, терпели,
Изобретали не то, что хотели.
Было порою и трудно, и сложно,
Но, как оказалось, всё же возможно.
Работают руки, а мысли идут.
Какой простор для фантазии тут!
Жизнь заставляет: не бойся, дерзай!
Запоминай, изучай, осязай!
Могут спросить: "Где же знаний вершины?"
Изобрели механизмы, машины.
Техника - в помощь, с природой - на "ты".
Нет, и не будет вершин для мечты!
Ведущая: А теперь маленькая разминка для тех, кто обладает хорошей зрительной памятью!!!!
Задание: Попрошу выйти два человека и подойти к столу. За несколько секунд вы должны запомнить какие предметы находятся на подносе. Кто запомнит больше предметов, тот и победит!!!
Ведущая: В современном обществе существует множество видов труда, десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Но профессии разделяются ещё на специальности. Например, профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии и т.д.
Кому-то интересно собирать разные машины. Даже смотреть любопытно, как ловко и умело соединяют, прикрепляют рабочие одну деталь трактора к другой.
Ученик 1: Кто так ловко собирает трактор?
Ученик 2: Слесари – сборщики. А вот в другом цехе делают инструменты и приспособления для всех заводских станков.
Ученик 1:А кто здесь работает?
Ученик 2: Слесари – инструментальщики.
Ученик 1: Пойдём на улицу. Там новый дом строится. Рабочие прокладывают трубы для горячей и холодной воды, для газа на кухне.
Ученик 2: Это слесари – сантехники. Пойдём дальше.
Ученик 1: По дороге едут автомобили, троллейбусы, автобусы. Все спешат, но один пешеход зазевался. Слышу, тормоза заскрипели. Вовремя шофёр машину остановил, а были бы неисправные тормоза - не миновать беды.
Ученик 2: Так не должно быть! На автобазе все машины перед выездом на работу проверяют и, если надо, ремонтируют.
Ученик 1: Кто же это делает?
Ученик 2: Известно, кто: слесари - ремонтники.
Ученик 1: Перешёл я улицу, вижу - мастерская. На ней вывеска: "Металлоремонт". В мастерскую люди спешат. Кто велосипед сломанный несёт, кто ключ от квартиры потерял, у кого-то ручка от чайника отвалилась. Захожу в мастерскую, спрашиваю: "Кто тут у вас такой мастер, что всем может помочь?"
Ученик 2: А у нас слесари работают. Они всё могут!
Ученик 1: Кто же такой слесарь? Что за профессия, которая всем и всегда нужна?
Ученик 2: Русское слово "слесарь" произошло от немецкого "шлоссер". Так давным-давно в Германии называли умельцев по изготовлению и ремонту замков. Слово сохранилось до наших дней, а "замочных дел мастер" превратился в очень важную рабочую профессию… Ребята, а вы знаете, кто начинает день?
Ученик 6:
Шофёр не любит долго спать,
Чуть свет встаёт шофёр.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофёра ждут -
Во все концы Земли!
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.
Едва забрезжила заря -
Поднялся хлебопёк,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.
Маляр порадовать спешит
Природу и людей -
Нам пестроту весны дарит
Весёлый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
"Кто начинает новый день?"
Рабочий человек!
Ведущая: А теперь ответьте, чем пахнут ремёсла? Знаете? (Ответы детей)
Ведущая: Послушайте стихотворение: «Чем пахнут ремёсла?»
Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.
Необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Ведущая: Что-то мы с вами засиделись. Давайте немного разомнёмся.
Сейчас, мы с вами сходим в магазин за тканью.
Физ. минутка. ( в игровой форме )
– Идём в магазин – ходьба на месте
– Заглянули в один отдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвёртый –
телевизоры – наклоны в стороны, повороты головы
– Не можем найти, что за магазин? – пожали плечами
– Тут ещё шнурок развязался, другой – наклоны вперёд
– Наконец-то, нашли!
– Подбираем ткань на ощупь – щупаем
– Купили ткань, и пошли домой – ходьба на месте
– Сели.
Ведущая: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые… А, впрочем, давайте послушаем…
Инсценировка рассказа Евгения Пермяка "Маляр с золотой медалью".
Ученик 3: Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец:
Отец: Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло.
Сын: Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить?
Отец: А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь.
Ученик 3: Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат Дворец культуры кистями расписывает, да так красиво, что зависть берёт.
Приехал Петя ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него "пистолет", а из "пистолета" голубым лучом краска бьёт и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.
И такой почёт Степану ото всех, что зависть берёт. Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод.
Третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит.
Да так хорошо красит, что зависть берёт. Вернулся Петя к отцу и говорит:
Сын: Далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию ещё дальше пронести и выше поднять.
Отец: Разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 10 лет. Да и этих-то десяти годов другой раз маловато бывает.
Игра "Необитаемый остров"
Ведущая: Ребята, представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки…
Ваша задача: Составьте список из 7 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
( Огородник, сеятель, пахарь, пильщик, рубщик, строитель, повар)
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 7 профессий).
Ведущая: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?..
Ученик 7:
Стол за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки , пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все что сделано для нас
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Ведущая: А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.
Ученик 8:
Если шерсти овечьей пастухи настригут,
Если с шерстью овечьей поезда побегут,
Если те, что у ткацкой машины стоят,
Разноцветные ткани наткут для ребят,
Если доменщик сварит хороший металл,
О котором на фабрике мастер мечтал,
Если сделает мастер иглу для портного,
Пару ножниц, утюг электрический, новый, -
Значит, мальчика можно поздравить с обновой! -
Так ответил портной, надевая очки
И иглой пришивая стальные крючки.
Ведущая: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.
А сейчас давайте поиграем и вспомним профили трудового обучения, которые вы изучаете в школе.
Ведущая: Игра называется «Домовята».
1. «Украсить передник» - передник из бумаги украсить цветным орнаментом из вырезанных квадратов, треугольников, кругов.
2. «Вымыть посуду» - расположите посуду в том порядке, как её надо мыть.
3. «Убрать квартиру» - укажите в какой последовательности и как надо убрать квартиру.
4. «Приготовить салат» - из каких продуктов и как можно сделать салат.
5. «Экономная хозяйка» - необходимо купить такой перечень продуктов: хлеб, молоко, рис, яйца, печенье, конфеты, шоколадку, жевательную резинку – назовите приблизительную цену каждого товара и посчитайте общую сумму.
6. «Бутерброд» - из каких продуктов и как можно сделать бутерброд.
7. «Хозяюшка» - ответьте на вопросы по ведению домашнего хозяйства.
8. «Накрыть на стол» - сделайте правильную сервировку стола.
Ведущая: Игра «Я самый шустрый поваренок». Дано одинаковое количество круп (горох, макароны, фасоль).
Задание: кто быстрее разделит крупы на 3 части.
Ведущая: На каком уроке вы всем этим занимаетесь? (На уроке СБО).
Ученик 1:
Я копаю!
Я копаю!
Я бабусе помогаю.
Делаем мы грядки
Для морковки сладкой,
Для капусты, для картошки.
Как огонь горят ладошки.
Но зато сказал народ:
«Вот помощница растёт!»
Ведущая: О каком профиле трудового обучения мы сейчас будем говорить? (сельскохозяйственный труд)
Игра «Огород наоборот».
Ведущая: Назови все овощи, которые перепутались
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки,
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена-
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но, когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!»
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел и МОРКОФЕЛЬ дозрел,
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли и решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам, то ли парить их нам,
Ну, и съели их просто сырыми.
Игра «Разгадай шарады».
Первый слог – местоимение,
Второй кричит болотная лягушка,
А в целом я плод, ты меня в огороде найдёшь. (Ты – ква)
Первое – нота, второе – тоже,
А в целом на горох похожа. (Фа – соль)
Три простеньких слова – нота, круг, союз.
Дают на вместе овощ, приятный всем на вкус. (Ре – диск - а)
Местоимение, предлог, меж них – фамилия поэта,
А целое известный плод, что зреет на исходе лета. (Я – блок – о)
Ведущая: Игра «Продолжи – отгадай».
1. Вот соль тебе, вот ложка, сварилась к ужину … (картошка)
2. На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков… (горох)
3. Густы колхозные сады, в них зреют разные… (плоды)
4. Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же мне без хруста, если я… (капуста)
Ученик 5:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Ведущая: Какой предмет мы сейчас вспомним? (Цветоводство)
Ведущая: Ответьте на вопросы.
1. Какие цветы днём закрываются, а ночью открываются? (маттиола)
2. Какие многолетние цветы вы знаете? (флоксы, астры, маргаритки)
3. Какие цветы имеют вьющиеся стебли? (душистый горошек, вьюнок)
4. Какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств? (ландыш,
календула, ромашка)
5. Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
6. Какая нить самая тонкая? (паутина)
Ведущая: Знаете ли вы, что…
...самым большим цветком является рафлезия арнольда, растущая в лесах Суматры. Цветок имеет в поперечнике 1 м и весит 10 кг.
…самая короткая в мире жизнь цветов у амазонского лотоса. Его нежные жёлтые цветы распускаются на рассвете, но через полчаса уже увядают.
…самое продолжительное время – 80 дней – живёт цветок орхидеи.
…самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12 м. В нём до 100 тыс. отдельных цветков.
Ученик 7: Стихотворение «Я – швея».
Подарил мне клён листок – словно ситца лоскуток.
Подарила ёлочка тонкую иголочку.
Шила, шила, шила я – настоящая швея!
Смотрят куклы на швею. Что же, думают, я шью?
Думал Мишка, что штанишки, думал Зайчик – сарафанчик.
Ну а черепаха думала – рубаха.
А кукушка на суку всё твердила мне:
- Ку-ку! Это трусики жуку!
Жук примерил – хороши.
- Ой, спасибо! От души!
Ведущая: Отгадайте загадки.
Наша тетушка игла строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье нашей дочке. (Швейная машина)
То назад, то вперёд ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море. (Утюг)
Держится подружка за моё ушко,
Стёжкою одною всё бежит за мною. (Иголка и нитка)
Инструмент бывалый не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним можно поладить, и можете гладить,
Но гладить не стоит его! (Утюг)
Маленького роста я, тонкая и острая.
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка)
Смотрите, мы раскрыли пасть –
В неё бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти разделится на части. (Ножницы)
На пальце одном ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Стежок за стежком встали рядком. (Шов.)
Ведущая: Решите задачи.
Сколько раз нужно отрезать, чтобы ленту длиной в 10 м разрезать на части по 2 м каждая? (4 раза по 2 метра)
2. Две колхозницы шли в город и встретили по дороге ещё 5 колхозниц.
Сколько колхозниц всего шло в город? (2 колхозницы)
Ведущая: А сейчас давайте вспомним пословицы о труде.
Закончите пословицу.
Слово не воробей… вылетит, не поймаешь.
С кем поведешься … от того и наберешься.
Без труда … не вытащишь и рыбку из пруда.
Поспешишь, … людей насмешишь.
Любишь кататься … люби и саночки возить.
Один в поле … не воин.
Семь раз отмерь … один раз отрежь.
Не имей сто рублей, … а имей сто друзей.
Ведущая: Узнай пословицу по её концу.
«Кто не работает …тот и не ест»
«Что посеешь …то и пожнёшь»
Ведущая: Головоломка.
Задание: Зачеркните одинаковые буквы и слоги, а из оставшихся по горизонтальным рядам сложите текст русской пословицы.
БЕ | ОН | З | ТР | ПА | ША | УД | КО | А | ОП |
МЫ | НЕ | В | ЛИ | ВЫ | Я | ЛЬ | НЕ | ТВ | ШЬ |
И | ТВ | ОП | РЫ | КО | Б | МЫ | ША | КУ | ЛЬ |
Я | ИЗ | ПА | В | П | ЛИ | Р | У | ОН | ДА |
Ведущая: Давайте вспомним уже знакомые профессии. Закончите предложения в стихотворении.
Трактор водит … (тракторист),
Электричку … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (электрик),
В шахте трудится … (шахтер),
В жаркой кузнице … (кузнец),
Кто все знает … (молодец)!
Рефлексия, то есть обратная связь.
Ведущая: Нарисуйте картину вашего настроения по итогам этого занятия. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема. (Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску).
Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!