СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика СССР в 30-е годы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока  "Внешняя политика СССР в 30-е годы" поможет раскрыть важные моменты отечественной истории в предвоенные годы.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика СССР в 30-е годы»

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

Цели урока:

  • Образовательная: выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова - Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;

  • Развивающая: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе;

  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, толерантности, неприятия к фашистской и нацистской идеологии, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны, добросовестное отношение к своей работе.

Тип урока:  по изучению новой темы.

Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.

Основные понятия: секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, система коллективной безопасности.

Персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, И. Риббентроп, А.Гитлер, У.Черчиль.

Оборудование: учебник А.А.Левандовского «История России.11 класс»; мультимедийный проектор, документы, сводки, карты, схемы; хроника Великой Отечественной войны, раздаточный материал, листы для индивидуальной работы,.



Ход урока: 

1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.  Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.

Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.

Работа групп в течение 8-10 минут. В процессе работы группам разрешается пользоваться рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов. В результате работы группы должно получиться выступление по своей проблеме.

Задания для групп:

I) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников (используется текст учебника стр.177-178)

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е гг.?

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?(Слайд №3,4)

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач? (Слайд №5,6)

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?

После выступления группы учитель цитирует У.Черчиля: «Мы могли выбирать между войной и позором. Мы выбрали позор и получили войну». (Слайд №7,8)

II) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны (обучающиеся используют текст учебника с.178-179, документ с заданием. 

Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? (Слайд №10,11)

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Перед выступлением группы, на экране транслируется фильм “Подписание пакта Молотова - Риббентропа” (2.09 мин.). После выступления группы учитель: Конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть, – нечестный в своей основе и крайне некрасивый в своей политической сущности документ. Но в политике (и особенно внешней) далеко не всё бывает целесообразно с точки зрения морали человека. Вопрос: - Как вы считаете, был ли иной выход? Представьте: западные державы не хотят поддерживать предложения СССР, вместе с тем они толкают Гитлера на Восток. Война неизбежно предстоит, к ней надо готовиться, но её начало целесообразно оттянуть. Предложение Гитлера едва ли не единственный шанс на оттяжку. Нарастание угрозы новой мировой войны при явном желании западных держав вступить в сговор с агрессивными фашистскими государствами за счёт СССР и малых государств поставило советское руководство перед трудным и ответственным выбором: как защитить само существование СССР? (слайд №12)

Учитель: проанализируйте документ

Н. Гендерсон (английский посол в Берлине): Сталин заключил пакт с Германией только для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные потерянные в последней войне области, а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы.


Учитель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее.

2. Проверка изученного материала. Проводится тест, обучающиеся отвечают на вопросы и проводят самоконтроль (тестовые задания и ответы транслируются на экране)

Тест (1вопрос – 1 балл) 

1. Что относится к попыткам СССР создать систему коллективной безопасности?

  1. Образование Коминтерна

  2. Проведение советско-англо-французских переговоров

  3. Заключение Пакта о ненападении с Германией

  4. Участие СССР в работе Генуэзской конференции

2. Чем подтверждалось стремление СССР создать систему коллективной безопасности?

  1. Заключением советско-французского договора

  2. Участием СССР в работе Мюнхенской конференции

  3. Объявлением социал-демократов пособниками фашизма

  4. Созданием Коминтерна

3. В чем состоял «новый курс» советской внешней политики в 1933-1939 гг.?

  1. В сближении с Германией

  2. В усилении борьбы с западной демократией

  3. В создании системы коллективной безопасности

  4. В стремлении установить дипломатические отношения со странами Запада

4. Почему СССР заключил Пакт о ненападении с фашистской Германией?

  1. Между Гитлером и Сталиным установились дружеские отношения

  2. Сталин надеялся ускорить мировую революцию

  3. Не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе

  4. СССР готовился к войне с США

5. Почему советско-германский Пакт о ненападении был выгоден СССР?

  1. Он вывел СССР из мировой изоляции

  2. Он позволили ускорить мировую революцию

  3. Он позволили оттянуть сроки начала войны

  4. Он позволил начать подготовку к войне с США



3. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на уроке, используя оценочный лист

Оценка эффективности работы на уроке.

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.



Оценка работы группы



5. Домашнее задание: прочитать §23, письменно ответить на вопрос №7,

опережающее задание №6 стр.187


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!