ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
******************************************************************
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБС (К) ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
ул. Дрезденская, дом 13, Санкт-Петербург, 194017. Тел./факс: (812) 554-32-29, (812) 554-32-31.
ОКПО 52179592 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Учитель Курникова Н.В.
1. Необходимость поиска новых технологий.
Вооружение детей лишь суммой знаний по предметам на сегодняшний день не может быть единственной образовательной задачей школы. Образование в веке в постиндустриальном информационном обществе должно быть направлено на личностное развитие детей: в том числе на приобретение опыта познания, обучение постановке целей и определению путей их достижения. Казалось бы, лозунг «Учись учиться» устарел, но он, на мой и не только мой взгляд, особенно актуален именно сейчас. Умение находить информацию, обрабатывать её: структурировать, анализировать, систематизировать - на сегодня фундаментальное умение, необходимое для самореализации человека в профессии, в социуме. Информационная компетенция выпускника школы – неотъемлемая составляющая его общей подготовленности, позволяющая ему стать успешным учеником, студентом, работником. Если ещё несколько лет назад информационную культуру рассматривали лишь как часть профессиональной, то сейчас она, безусловно, становится неотъемлемой составляющей общей культуры человека.
Подготовить ученика к деятельности в современном обществе, развить его интеллектуальные умения, научить работать с информацией: не только получать её, но и оперировать ею, применять, интерпретировать – вот цель использования мною технологии развития критического мышления (ТРКМ).
2. Технология развития критического мышления.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы - американские ученые Темпл, Меридит, Стилл.
Во второй половине 90-х годов группа петербургских ученых и педагогов адаптировали основные идей проекта к потребностям российского образования. Инициативная группа проводила обучающие семинары и мастер-классы для учителей города, где представляли структуру ТРКМ и знакомили с приёмами (стратегиями) технологии.
На нескольких таких занятиях мне удалось поработать, познакомиться с ТРКМ, которая заинтересовала меня.
3. Почему я выбрала эту технологию.
Изначально мне была интересна давно существующая методика поабзацной проработки текста (методика Ривина) и я использовала её элементы в работе. После знакомства с приёмами ТРКМ, я стала использовать и их.
По моему мнению, применение ТРКМ в условиях речевой школы особенно актуально. Дети, испытывающие затруднения при чтении, письме, запоминании, при обучении в данной технологии получают уникальную возможность формирования навыков работы с информацией, вооружаются приёмами работы с различными источниками информации, в т.ч. с текстом, графическими способами организации материала.
4. Несколько слов о технологии.
Важным при работе в данной технологии является следование трём фазам (этапам) деятельности на уроке: вызов, осмысление, рефлексия.
Для каждого этапа на сегодня разработаны, опробованы и успешно применяются многими учителями приёмы учебной работы. Хочу рассказать о некоторых.
Прием КЛАСТЕРЫ.
Описание: Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, изучаемого на уроке, описанного в тексте, обсуждаемого в фильме и т.п., систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Получаемая информация записывается вокруг ключевого понятия по принципу организации Солнечной системы. (Слайд № 2).
Например, на первом уроке по теме «Африка» я предлагаю учащимся сообщить информацию, которая им известна о материке. Её я записываю на доску, например, жёлтым мелом (жёлтые овалы на слайде № 2). Затем, учащиеся работают с текстом с использованием различных приёмов, и мы вместе дополняем кластер (зелёный мел), затем смотрим видеосюжет об Африке и снова дополняем кластер (синий мел). В результате к концу урока в тетрадях учащихся и на доске формируются графически оформленный блок информации. Эти записи могут быть использованы для составления рассказа, быть опорным конспектом при ответе.
Приём ИНСЕРТ.
Описание: Приём ИНСЕРТ применяется на стадии осмысления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления (Слайд № 3).
Приём используется в три этапа:
1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы). . (Слайд № 4).
2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.(Слайд № 5).
Обсуждают записи, внесённые в таблицу. (Слайд № 5).
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Важным при подготовке работы с использованием данной стратегии является тщательная подготовка текстов с учетом индивидуальных особенностей детей.
Полученная на этапе осмысления информация может быть систематизирована в идее кластера. Затем учащимися можно предложить прономеровать кластеры для составления плана ответа, выбрать определённую информацию и т.п.
Использованные источники:
1. И.И. Муштавинская
Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.
2. Интернет-каталог дидактических приёмов обучения (http://wiki.pippkro.ru)
СЛАЙДЫ:
№ 1 - ТИТУЛЬНЫЙ