СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешние миграции

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это, как обычно, простая презентация, используемая на уроках географии в 8 классе. Миграцию надо узнать не только в бытовом понятии, как они слышали где-то и знают что-то, а более углубленно и научно, чтобы было понятие того, что это на самом деле некая сущность, имеющая смысл в жизни! Надо знать все нюансы этого понятия. Куда перемещаются люди, зачем они это делают, в какие дали направляются, что им предстоит испытать на новом месте и все такое, а также разное прочее и даже всякое! Но рассматриваем мы обычно не только внутренние миграции в пределах государства, но и внешние миграции, о которых как раз на этом уроке и будет беседовать. Но не потому, что нам этого хочется, а по той причине, что программа школьная требует! Уроки географии в 8 классе средней школы, это такие темы, как население, его состав, воспроизводство, а также миграции, до которых вы добрались по теме урока, и потому думаете о том, что на сегодняшний день вы можете что-то такого сделать, что получится именно то, что вы хотели и так, как было задумано вами!

Просмотр содержимого документа
«1. Вступительное слово перед уроком»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБС (К) ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

ул. Дрезденская, дом 13, Санкт-Петербург, 194017. Тел./факс: (812) 554-32-29, (812) 554-32-31.

ОКПО 52179592 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001

******************************************************************

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Учитель Курникова Н.В.

1. Необходимость поиска новых технологий.

Вооружение детей лишь суммой знаний по предметам на сегодняшний день не может быть единственной образовательной задачей школы. Образование в  веке в постиндустриальном информационном обществе должно быть направлено на личностное развитие детей: в том числе на приобретение опыта познания, обучение постановке целей и определению путей их достижения. Казалось бы, лозунг «Учись учиться» устарел, но он, на мой и не только мой взгляд, особенно актуален именно сейчас. Умение находить информацию, обрабатывать её: структурировать, анализировать, систематизировать - на сегодня фундаментальное умение, необходимое для самореализации человека в профессии, в социуме. Информационная компетенция выпускника школы – неотъемлемая составляющая его общей подготовленности, позволяющая ему стать успешным учеником, студентом, работником. Если ещё несколько лет назад информационную культуру рассматривали лишь как часть профессиональной, то сейчас она, безусловно, становится неотъемлемой составляющей общей культуры человека.

Подготовить ученика к деятельности в современном обществе, развить его интеллектуальные умения, научить работать с информацией: не только получать её, но и оперировать ею, применять, интерпретировать – вот цель использования мною технологии развития критического мышления (ТРКМ).

2. Технология развития критического мышления.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы - американские ученые Темпл, Меридит, Стилл.

Во второй половине 90-х годов группа петербургских ученых и педагогов адаптировали основные идей проекта к потребностям российского образования. Инициативная группа проводила обучающие семинары и мастер-классы для учителей города, где представляли структуру ТРКМ и знакомили с приёмами (стратегиями) технологии.

На нескольких таких занятиях мне удалось поработать, познакомиться с ТРКМ, которая заинтересовала меня.

3. Почему я выбрала эту технологию.

Изначально мне была интересна давно существующая методика поабзацной проработки текста (методика Ривина) и я использовала её элементы в работе. После знакомства с приёмами ТРКМ, я стала использовать и их.

По моему мнению, применение ТРКМ в условиях речевой школы особенно актуально. Дети, испытывающие затруднения при чтении, письме, запоминании, при обучении в данной технологии получают уникальную возможность формирования навыков работы с информацией, вооружаются приёмами работы с различными источниками информации, в т.ч. с текстом, графическими способами организации материала.

4. Несколько слов о технологии.

Важным при работе в данной технологии является следование трём фазам (этапам) деятельности на уроке: вызов, осмысление, рефлексия.

Для каждого этапа на сегодня разработаны, опробованы и успешно применяются многими учителями приёмы учебной работы. Хочу рассказать о некоторых.

  1. Прием КЛАСТЕРЫ.

Описание: Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, изучаемого на уроке, описанного в тексте, обсуждаемого в фильме и т.п., систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Получаемая информация записывается вокруг ключевого понятия по принципу организации Солнечной системы. (Слайд № 2).

Например, на первом уроке по теме «Африка» я предлагаю учащимся сообщить информацию, которая им известна о материке. Её я записываю на доску, например, жёлтым мелом (жёлтые овалы на слайде № 2). Затем, учащиеся работают с текстом с использованием различных приёмов, и мы вместе дополняем кластер (зелёный мел), затем смотрим видеосюжет об Африке и снова дополняем кластер (синий мел). В результате к концу урока в тетрадях учащихся и на доске формируются графически оформленный блок информации. Эти записи могут быть использованы для составления рассказа, быть опорным конспектом при ответе.

  1. Приём ИНСЕРТ.

Описание: Приём ИНСЕРТ применяется на стадии осмысления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

  • I - interactive - самоактивизирующая

  • N - noting

  • S - system - системная разметка

  • E - effective - для эффективного

  • R - reading - чтения

T - thinking - и размышления (Слайд № 3).

Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы). . (Слайд № 4).

2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.(Слайд № 5).

Обсуждают записи, внесённые в таблицу. (Слайд № 5).

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Важным при подготовке работы с использованием данной стратегии является тщательная подготовка текстов с учетом индивидуальных особенностей детей.

Полученная на этапе осмысления информация может быть систематизирована в идее кластера. Затем учащимися можно предложить прономеровать кластеры для составления плана ответа, выбрать определённую информацию и т.п.

Использованные источники:

1. И.И. Муштавинская

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.

2. Интернет-каталог дидактических приёмов обучения (http://wiki.pippkro.ru)









СЛАЙДЫ:


№ 1 - ТИТУЛЬНЫЙ


№ 2

№ 3

№ 4

№ 5


Просмотр содержимого документа
«3. коспект урока ВНЕШНИЕ МИГРАЦИИ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБС (К) ОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

ул. Дрезденская, дом 13, Санкт-Петербург, 194017. Тел./факс: (812) 554-32-29, (812) 554-32-31.

ОКПО 52179592 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001

******************************************************************

ВНЕШНИЕ МИГРАЦИИ

Урок географии в 9 классе

Учитель Курникова Наталия Владимировна


Цель: сформировать знания о внешних миграциях в России.


Задачи:


Образовательные:


  1. Познакомить учащихся с историей внешних миграций в России и их причинами.

  2. Сформировать знания о миграционных потоках.

  3. Объяснить влияние внешних миграций на численность населения.


Коррекционно-развивающие:


  1. формирование умения систематизировать и анализировать информацию;

  2. развитие умения извлекать информацию из различных источников (текст);

  3. развитие умения осознанного «вдумчивого» чтения;


Воспитательные:


  1. воспитывать культуру речи;

  2. воспитывать толерантное отношение к людям через понимание причин миграций.


Задача


  1. Активизировать имеющуюся у учащихся информацию о причинах изменения численности населения и миграциях с использованием приёма «кластеры» (вызов).

  2. Изучить текст с использованием приёма ИНСЕРТ (осмысление).

  3. Добиться понимания информации о влиянии миграционных процессов на численность населения России (рефлексия).

  4. Составить план рассказа о внешних миграциях (рефлексия).


ЭТАПЫ УРОКА:


Тема урока не объявляется. Учащиеся в ходе работы с текстом озаглавливают его и формулируют тему урока.


  1. ВЫЗОВ


Сегодня мы продолжим знакомство с населением России. Изучение географии населения не возможна без анализа статистических данных. Именно цифры объяснят процессы изменения численности, состава, расселения населения, позволяют прогнозировать их, что чрезвычайно важно для проведения успешной социальной политики. Предлагаю вашему вниманию следующие данные:



Численность

населения

Рождаемость

Смертность

Естественная убыль

Прирост

2009

141,9

12,4

14,2

-1,8

-249426

2011

142,8

12,54

13,46

-0,92

-131208

Слайд № 1

ВОПРОС: Почему при имеющейся в России естественной убыли населения общая численность населения за последние два года увеличилась?


- Назовите возможные причины прироста населения России при сохраняющейся естественной убыли.

(Учащиеся предлагают возможные варианты, учитель записывает их на доске с использованием графического приёма систематизации материала «кластеры).





Причины изменения численности







  1. ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с неозаглавленным текстом «Внешние миграционные процессы» ( по материалам статьи С. Журавлёва «Разворот «русского креста». Журнал «Эксперт» № 6 (789), 13-19 февраля 2012) с использованием приёма ИНСЕРТ:

  • Маркировка текста:

«V» - уже знал(а)

«+» - новое

«?» - не понял(а)

  • Заполнение таблицы:

V

+

?

  1. РЕФЛЕКСИЯ


(Исправление неверных предположений, объяснение непонятой информации, дополнение).


  1. Почему при имеющейся в России естественной убыли населения общая численность населения за последние два года увеличилась?

(На основе ответов учащихся продолжается заполнение кластеров).

  1. Озаглавьте изученный текст, запишите название на листке с текстом.

  2. Назовите тему урока.

  3. Составьте план рассказа о внешних миграциях.

  4. Подведение итогов деятельности.

Слайд № 2


  • Оценка деятельности учащихся на уроке, выставление отметок.


Слайды к уроку:



Просмотр содержимого документа
«4. 1-ый вариант текста»

1 ВАРИАНТ ………………………………………………………………………………………


В ХХ веке Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел.

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Третий эмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства.

Совокупный прирост постоянного населения нашей страны за минувший год составил 165 тыс. человек. Хотя общий прирост обеспечен мигрантами из дальнего и ближнего зарубежья (положительное сальдо миграции оценивается в 296 тыс. человек), естественная убыль населения продолжила интенсивно снижаться. В 2005 году показатель превышения смертей над рождениями составлял 828 тыс. человек, в прошлом году он снизился до 131 тыс.

Население России формируется в значительной мере под действием миграции из стран бывшего СССР. За 22 года, считая с 1990-го, когда межнациональные проблемы в бывшем СССР встали в полный рост, в Россию на постоянное жительство переехало 7 млн человек, и это сальдо за вычетом встречного потока из РФ, и без учета временных трудовых мигрантов. В то же время миграционный отток населения из России в дальнее зарубежье после 2006 года практически прекратился.

Россия выступает вторым по величине в мире после США центром притяжения мигрантов, немного опережая в этом отношении Германию и примерно вдвое — каждую из пяти следующих стран притяжения: Саудовскую Аравию, Канаду, Великобританию, Испанию и Францию. Треть всего миграционного притока в РФ за 1990–2010 годы из стран бывшего СССР пришлась на Казахстан. Но в нулевые Казахстан как поставщик мигрантов уступил лидерство Узбекистану, после оранжевой революции их догнала Украина, а после тюльпановой приблизилась Киргизия.


(По материалам статьи С. Журавлёва Разворот «русского креста». Журнал «Эксперт» № 6 (789), 13-19 февраля 2012).

Просмотр содержимого документа
«5. 2-ой вариант текста (упрощенный)»

2 ВАРИАНТ……………………………………………………………………………………………………


В ХХ веке Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. В те годы из страны уехали от 4 млн. человек до 12 млн. чел.

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. За этот период из страны уехали примерно 250 тысяч человек.

Третий эмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.).

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства.

Прирост постоянного населения нашей страны за минувший год составил 165 тыс. человек. Хотя общий прирост обеспечен мигрантами из дальнего и ближнего зарубежья (положительное сальдо миграции оценивается в 296 тыс. человек), естественная убыль населения продолжила интенсивно снижаться. В 2005 году показатель превышения смертей над рождениями составлял 828 тыс. человек, в прошлом году он снизился до 131 тыс.

Население России формируется в значительной мере под действием миграции из стран бывшего СССР. За 22 года, считая с 1990-го в Россию на постоянное жительство переехало 7 млн человек. В то же время миграционный отток населения из России в дальнее зарубежье после 2006 года практически прекратился.

Россия выступает вторым по величине в мире после США центром притяжения мигрантов, немного опережая в этом отношении Германию и примерно вдвое — каждую из пяти следующих стран притяжения: Саудовскую Аравию, Канаду, Великобританию, Испанию и Францию. Треть всего миграционного притока в РФ за 1990–2010 годы из стран бывшего СССР пришлась на Казахстан. Но в нулевые Казахстан как поставщик мигрантов уступил лидерство Узбекистану, после оранжевой революции их догнала Украина, а после тюльпановой приблизилась Киргизия.


(По материалам статьи С. Журавлёва Разворот «русского креста». Журнал «Эксперт» № 6 (789), 13-19 февраля 2012).


Просмотр содержимого презентации
«2. Приёмы (стратегии) технологии развития критического мышления»

Приёмы (стратегии) технологии развития критического мышления (ТРКМ) Учитель географии  ГБС(К)ОУ школы № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга Н.В. Курникова

Приёмы (стратегии) технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Учитель географии

ГБС(К)ОУ школы № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

Н.В. Курникова

Приём КЛАСТЕРЫ Африка

Приём КЛАСТЕРЫ

Африка

Приём ИНСЕРТ

Приём ИНСЕРТ

  • I - interactive - самоактивизирующая
  • N - noting
  • S - system - системная разметка
  • E - effective - для эффективного
  • R - reading - чтения
  • T - thinking - и размышления
1 ЭТАП – МАРКИРОВКА ТЕКСТА

1 ЭТАП – МАРКИРОВКА ТЕКСТА

  • " V " - уже знал
  • " + " - новое
  • " - " - думал иначе
  • " ? " - не понял, есть вопросы
2 ЭТАП – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ V + - ? 3 ЭТАП- ОБСУЖДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ, ВНЕСЁННЫХ В ТАБЛИЦУ

2 ЭТАП – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

V

+

-

?

3 ЭТАП- ОБСУЖДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ, ВНЕСЁННЫХ В ТАБЛИЦУ

Просмотр содержимого презентации
«6. слайды к уроку»

Год Числен-ность населе-ния 2009 141,9 Рождае-мость 2011 142,8 Смерт-ность 12,4 14,2 Естест-венная убыль 12,54 13,46 - 1,8 Прирост - 249 426 - 0,92 - 131 208  Почему при имеющейся в России естественной убыли населения общая численность населения за последние два года увеличилась ?

Год

Числен-ность

населе-ния

2009

141,9

Рождае-мость

2011

142,8

Смерт-ность

12,4

14,2

Естест-венная убыль

12,54

13,46

- 1,8

Прирост

- 249 426

- 0,92

- 131 208

Почему при имеющейся в России естественной убыли населения общая численность населения за последние два года увеличилась ?

Причины внешних миграций. Направления миграционных потоков в ХХ веке. Влияние внешних миграций на численность населения.
  • Причины внешних миграций.
  • Направления миграционных потоков в ХХ веке.
  • Влияние внешних миграций на численность населения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!