СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Загадочный русский"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на уровне основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«внеурочка "Загадочный русский"»

1 Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Загадочный русский»» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на уровне основного общего образования.

Программа разработана на основе:

  • Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897

  • Письма департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. «1342, от 28.05.2014г. №598)

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

  • Приложения к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 №80-11/4360 «Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)

  • Устава и локальных актов МКОУ Новомеловатская СОШ

Программа «Загадочный русский» рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ориентирована на детей и подростков 11-12 лет.

Сроки реализации программы: 1год. Режим занятий: 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цель программы: воспитание потребности к изучению русского языка, повышение языковой культуры и развитие основных языковых компетенций учащихся основной школы.

Задачи программы

Обучающие:

  1. Вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

  2. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

  3. Повышение мотивации к изучению родного языка.

  4. Формирование коммуникативной культуры.

Воспитывающие

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку.

  2. Обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

  3. Формирование личности обучающихся, что является принципиальным условием её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Развивающие

  1. Развитие основных процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).

  2. Развитие устной и письменной речи, творческих возможностей обучающихся, умений применять полученные знания на практике.

  3. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская владения речью» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.

2 Планируемые результаты

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

  • развитие интеллектуального потенциала школьников;

  • повышение уровня речевой грамотности и общей языковой культуры обучающихся;

  • развитие личности выпускников основной школы.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;

  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;

  • участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Программа рассчитана на обучающихся 5 -6 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов











3 Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика.Интонация.)

Тема 1.1. Язык и речь – чудо из чудес.

Тема 1.2. Слышится и пишется.

Тема 1.3. «Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях практические занятия проводятся в игровой форме.



Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

Тема 2.1. «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Строение слога.

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. «Чужие» слова.

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы.



Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.

Тема3.2. Приятное соседство звуков.

Тема3.«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика.Фразеология)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2 Стойкость существительных

Тема 5.3Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)

Тема 5.4 Живость глагола

Тема 5.5 Цветные сны. Глаголы звуков и цветов

Тема 5.6 Преданность прилагательных.

Тема 5.7 Прилагательные-эпитеты

Тема 5.8 Грамматике учиться всегда пригодится.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных.

Раздел 6

Речевой этикет.

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Тема 6.3 Поведение человека и культура общения.

Тема 6.4 Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия.

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Тема 7.2 «По силе разума»

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник





4 Календарно-тематическое планирование

п/п

дата

Наименования тем

план

факт

1



Конкурс. Путешествие в мир слов.


2



«Весёлая грамматика». Конкурс.


3



Соревнование «Пульс слова» . Интонация устной речи

4



Ребусы, лабиринты. КОНКУРС

5



Школьный тур олимпиады


6



Конкурс «Смотри в корень».

7




О чём рассказывает словообразовательная модель слова. СОРЕВНОВАНИЕ

8



Проекты. Трудные слова

9



Проекты .Трудные слова

10



Конкурс проектов

11



Приятное соседство звуков .Соревнование


12



Дойти до точки. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Турнир.


13



Не пером пишут – умом. Тайны письма. Бенефис знаний

14



Работа над сочинением-эссе

15



На какие группы делится словарный состав русского языка. Эстафета. Найди сорняк и вырви с корнем.


16



В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Запомни важные слова. Практикум


17



Проект. О чём рассказывают фразеологизмы.

18



Проект. Фразеология в художественных произведениях.

19



Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

20



Стойкость существительных. Лингвистические сказки.


21



Всего полно: чулочки-носочки .Игра-конкурс.

22



Живость глагола. Игра-конкурс «Аквариум»


23



Цветные сны. Глаголы звуков и цветов. Интеллектуальная викторина


24



Прилагательные-эпитеты. Проект


25



Грамматике учиться всегда пригодится. Практикум

26



Грамматике учиться всегда пригодится. Практикум

27



Запомни важные слова. Игра-конкурс


28



Диспут. Вежливые слова.


30



Создание сочинений по личным впечатлениям. Экскурсия на природу. Как прекрасен этот мир.


31



Проект. Создаём газету

32



Проект. Создаём газету



33



Составление и разгадывание ребусов, лабиринтов, шарад. Соревнование

34



Аукцион знаний. Интеллектуальная викторина. «По силе разума»


35



Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Заключительный урок


35 часов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!