Краснодарский край Усть-Лабинский район ст.Кирпильская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
муниципальное образование Усть-Лабинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31.2015 года
Председатель педсовета
А.В.Гутманова
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физика в сельском хозяйстве
____1 год_____________________________________________________
(срок реализации программы)
___12-14 лет_____________________________________________________
(возраст обучающихся)
___Кононец Мария Георгиевна___________________________________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка.
Государственные структуры декларируют образование как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.
В развитии сельского хозяйства, с учётом того, что будет наблюдаться естественный отток населения из села в город, приоритетным направлением станет применение в сельскохозяйственном производстве инновационных технологий.
В связи с этим главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умели реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из способов решения данной проблемы могут стать занятия внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС . Активность и самостоятельность в процессе обучения и овладения знаниями на занятиях возникает только тогда, когда в ходе изучения объекта перед учащимися ставятся требования, диктуемые самим объектом: необходимость познания физических процессов протекающих в данном объекте, проектирование объекта и т. д. Решение проблемы переходит при этом в субъективную задачу и вызывает у него необходимость поиска решения; усвоение содержания знания становится потребностью. Эта потребность становится мотивирующим импульсом и помогает ученику мобилизовать свои усилия и достигать определённых успехов в обучении, способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Предлагаемое занятие «Физика в сельском хозяйстве» позволяет как нельзя лучше соответствовать мудрому высказыванию: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь». Другими словами, только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребёнка можно эффективно чему-либо научить. Этой идее отвечает личностнодеятельностный подход в обучении, который лежит в основе технологии проектов и который будет ещё больше востребован при введении федерального государственного стандарта нового поколения. В ходе реализации занятия «Физика в сельском хозяйстве» данная технология применяется на каждом этапе деятельности. Проекты могут быть как кратковременными- рассчитанными на одно занятие, так и долгосрочными. В ряду всех достоинств этой технологии есть именно те, которые необходимы ученикам сельской школы для развития проектного мышления (именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, спорта, искусства):
Приобретение коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в различных группах и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
Обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
Воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.
Если ученик школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. А именно это необходимо в первую очередь выпускникам сельской школы, которые уезжают продолжать образование
1.2 Структура программы.
Программа включает в себя четыре раздела, всего 34 часа: 24 аудиторных и 10 внеаудиторных.
1.3 Возрастная группа учащихся: 12-14 лет, 7 класс.
1.4 Цели программы:
1. Приблизить школьное образование к жизни, повысить в глазах учащихся роль физики как науки в развитии современного сельского хозяйства.
2 . Сформировать практические умения и навыки работы с приборами, используемыми в сельском хозяйстве.
3. Обеспечить понимание учащимися научных принципов и общих элементов не только сельского хозяйства, но и промышленного производства.
4. Позволить учащимся сознательно выбрать форму и профиль дальнейшего образования, профессию.
1.4 Задачи обучения:
1. Развитие познавательного интереса учащихся в области применения знаний по физике в сельском хозяйстве.
2. Развитие творческих способностей учащихся, умений работать в группе.
3. Расширение кругозора учащихся.
1.5 Методы обучения и формы проведения занятий:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Расширенные предметные компетенции выступают в виде требований к обучающимся в занятии «Физика в сельском хозяйстве» изучать и делать отчет технических установок и технологических процессов по обобщенному плану, данному учителем.
Обсуждение результатов лабораторных работ с точки зрения оценки их действительности. Защита собственных проектов и обсуждение проектов своих товарищей.
1.6 Виды учебной деятельности учащихся, которые включают в себя:
- изучение теоретического материала;
- решение конструкторских и исследовательских задач и заданий,
- выполнение лабораторно-практических работ,
- экскурсии в различные цеха производственных подразделений сельскохозяйственного производства,
- встречи с передовиками и руководителями сельскохозяйственного производства.
1.7 Способы организации занятий это творческие дискуссии, в ходе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся. При этом учителю необходимо использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности учащихся.
Количество практических задач и заданий подобрано к занятиям позволят организовать работу учащихся не только в классе, но и предложить некоторые задания для домашней работы.
1.8 Формы контроля достижений учащихся.
Работа учащихся оценивается учителем способом - «зачет» «незачет», одноклассниками, дается самооценка.
Учитель оценивает отчеты по экскурсиям, лабораторным работам, рефератов способом - «зачет» «незачет». Лучшие работы заслушиваются на любом занятии. Учитель и учащиеся оценивают участие в подготовке и проведении конференций, вечеров, семинаров.
Ученик может предварительно контролировать себя, для этого критерии оценки учитель должен сообщить перед началом работы.
1.9 Прогнозируемый результат.
Выбор учащимися агротехнологического и промышленного профиля дальнейшего обучения. Выбор экзаменов по физике за курс основной школы.
1.10 Срок реализации программы – 1 год.
2.Учебно-тематический план.
Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудитор ные | Внеуади торные |
Механика в сельском хозяйстве. | 17 | 10 | 7 | |
Агрофизика- наука будущего. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с новым видом деятельности |
"Измерение длин и площадей в сельском хозяйстве" | 2 | 1 | 1 | Измерение площади пришкольного участка с помощью сажени, измерение глубины вскопки почвы бороздомером, измерение ширины стволов деревьев |
«Экскурсия в поле. Определение температура почвы на различных глубинах» | 1 | | 1 | Экскурсия в поле с целью определения температуры почвы на различной глубине. |
"Взаимодействие тел, масса тел и плотность" | 1 | 1 | | Лабораторное занятие: «Измерение масс, плотности молока, бензина, спирта» |
"Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования" | 1 | 1 | | Лабораторное занятие: "Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования" |
«Инерция в технике.» | 1 | 1 | | Лабораторное занятие «Определение инерции движущегося тела». Обсуждение результатов. Предложения по использованию инерции в хозяйстве. |
"Силы в природе и технике. Трение" | 2 | 1 | 1 | Экспериментальное занятие: «Измерение коэффициента трения методом интерполирующих прямых сторон смазанных и несмазанных моделей сельхозтехники при трении качения, трении скольжения» Экскурсия в фермерское хозяйство. |
"Давления твердых тел и жидкости в технике и быту." | 2 | 1 | 1 | Лекционное занятие: «Давление. Устройство и принципы работы системы водоснабжения станицы» Экскурсия к водонапорной башне. |
"Работа. Мощность. Энергия." | 1 | 1 | | Видеозанятие ."Работа. Мощность. Энергия" |
Решение задач по теме: "Работа. Мощность. Энергия."Задачи, в которых используются сведения о сельхозмашинах. | 1 | 1 | | Частично-поисковый Веер задач, защита решений. |
"Простые механизмы в технике и сельском приусадебном хозяйстве" Рычаги, блоки, ворот, клин, лебедка, полеспас, их устройство и применение | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в фермерское хозяйство с целью наблюдения простых механизмов. Конференция по защите проектов о применении простых механизмов. |
«Знакомство с типами тепловых двигателей используемых в сельском хозяйстве» | 1 | | 1 | Экскурсия в МТМ - встреча с инженером сельскохозяйственного предприятия. |
Тепловые явления в сельском хозяйстве | 10 | 8 | 2 | |
«Решение конструкторских задач» | 1 | 1 | | Обсуждение задачи. Совместное нахождение одного или нескольких верных вариантов ответа. |
"Механические колебания, звук и сельское хозяйство". | 1 | 1 | | Круглый стол. Темы обсуждения: «Изучение вредного и полезного действия колебаний в сельхозмашинах. Источники звука, механизмы восприятия звуков животными, музыкальные звуки, влияние их на домашних животных» Подготовка пректов. |
"Тепловые явления в сельском хозяйстве". | 1 | 1 | | Презентация экспериментального проекта «Предсказание заморозков» |
"Роль влажности в хранении зерна" | 2 | 1 | 1 | Круглый стол. Экскурсия на зернохранилище |
«Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах» | 1 | 1 | | Экспериментальное занятие. |
"Роль физики в технологии выращивания овощей в теплицах". Теплопроводность, конвекция, излучение. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в теплицы. |
"Сравнение теплопроводности почвы". | 1 | 1 | | Лабораторное занятие: « Сравнение образцов различных видов почв при нагревании» |
"Деформация в природе и технике"Деформация, виды деформации, физические величины, характеризующие деформации, законы Гука. | 1 | 1 | | Презентация проектов учащихся по указанной теме Тестирование. Применение знаний в технике, строительстве, природе. |
Электричество в сельском хозяйстве. | 6 | 5 | 1 | |
"Применение энергии электрического тока в сельском хозяйстве". | 2 | 1 | 1 | Лабораторное занятие: «Магнитное действие электрического тока. Устройство и принцип действия инкубатора, дробилки, и других сельскохозяйственных машин, работающих на электричестве» Экскурсия в поле. Обнаружение при помощи компаса магнитного поля земли. |
"Излучение и спектры излучения в растениеводстве". | 1 | 1 | | Подготовка проектов на тему: «Влияние различных видов излучения на растения, фотосинтез, зависимость влияния излучений на растения от способа посадки растений» |
Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве. | 1 | 1 | | Просмотр видеозанятия. Обсуждение. Разработка проекта автоматизированного помощника в хозяйстве. |
"Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства" | 1 | 1 | | Просмотр видеозанятия. Обсуждение. |
Выставка проектов по физике. | 1 | 1 | | Защита итоговых проектов. |
Итого: | 34 | | | |
3. Содержание программы.
Механика в сельском хозяйстве.
Агрофизика- наука будущего. Измерение длин и площадей в сельском хозяйстве. Экскурсия в поле. Определение температура почвы на различных глубинах. Взаимодействие тел, масса тел и плотность. Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования. Инерция в технике. Силы в природе техники. Трение. Давления твердых тел и жидкости в технике и быту.
Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы в технике и сельском приусадебном хозяйстве. Знакомство с типами тепловых двигателей используемых в сельском хозяйстве.
Тепловые явления в сельском хозяйстве.
Решение конструкторских задач. Механические колебания, звук и сельское хозяйство. Тепловые явления в сельском хозяйстве. Роль влажности в хранении зерна. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Сравнение теплопроводности почвы. Деформация в природе техники.
Электричество в сельском хозяйстве.
Применение энергии электрического тока в сельском хозяйстве. Излучение и спектры излучения в растениеводстве. Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве. Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
1. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: об основах здорового образа жизни; о природе своей малой Родины; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
4.Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: ребенок научится развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивами.
Ученик получит возможность для формирования познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений, выбирать критерии для сравнения физических тел и физических явлений. А также коммуникативных учебных действий: позитивно относиться к процессу общения, уметь задавать вопросы, уметь обосновывать свои выводы и умозаключения, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
5. Формы контроля: конференции, тестирования, семинары.
6. Методические рекомендации продолжают структуру, цели и задачи поставленные в методических рекомендациях по данному курсу для седьмого класса.
Методика проведения занятий предусматривает различные виды учебной деятельности учащихся, которые включают в себя:
- изучение теоретического материала;
- решение конструкторских и исследовательских задач и заданий, содержание которых приведено в предлагаемых вариантах занятий;
- выполнение лабораторно-практических работ (разработки которых приведены в методических замечаниях);
- экскурсии в различные цеха производственных подразделений сельскохозяйственного производства (план проведения, вопросы для беседы и возможные практические работы которые рекомендуется выполнить в ходе экскурсий, приведены в темах занятий посвященным экскурсиям);
- встречи с передовиками и руководителями сельскохозяйственного производства.
Одним из самых эффективных способов организации занятий это творческие дискуссии, в ходе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся. При этом учителю необходимо использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности учащихся.
7. Описание материально-технического обеспечения программы.
№пп | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд |
1. | А.В. Усова, И.С. Антропова. Связь преподавания физики в школе с сель-скохозяйственным производством. Москва. Просвещение, 1976г. | 1 |
2. | И.М. Низемов. Задачи по физике с техническим содержанием. Москва. Просвещение, 1980г. | 1 |
3. | Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв. Тестовые задания по физике 7-9 классы. Москва. Прсвещение, 2003г. | 1 |
4. | А.П. Рыжанов. Физика. Человек. Окружающая среда. | 1 |
5. | М.Я Куприн. Физика в сельском хозяйстве. Москва. Просвещение, 1977г. | 1 |
6. | Биология в школе. 2001г. №4. |
1 |
Печатные пособия |
1. | Притуляк С.П. Статья: «Моделирование», Биология в школе №4, 2000г, с. 28 | 1. |
Экранно – звуковые пособия |
1. | Видеозанятие ."Работа. Мощность. Энергия" | 1 |
2. | Видеозанятие «Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве.» | 1 |
3. | Видеозанятие"Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства" | 1 |
Технические средства обучения |
1. | Компьютер | 1 |
2. | Проектор | 1 |
Оборудование кабинета |
1. | Бороздомер | 1 |
2. | Мерная вилка | 1 |
3. | Модели катков | 15 |
4. | Модели простых механизмов | 2 |
5. | Психрометр | 1 |
6. | Термометры | 15 |
7. | Модели блоков разной формы | 3 |
8. | Электродвигатель | 1 |
9. | Таблицы мощностей и скоростей сельхозмашин, | 4 |
10. | Таблицы различных способов посадки растений | 3 |