СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Физика в сельском хозяйстве"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "Физика в сельском хозяйстве"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Физика в сельском хозяйстве"»


Краснодарский край Усть-Лабинский район ст.Кирпильская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

муниципальное образование Усть-Лабинский район

(полное наименование образовательного учреждения)





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31.2015 года

Председатель педсовета

А.В.Гутманова

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физика в сельском хозяйстве

____1 год_____________________________________________________

(срок реализации программы)

___12-14 лет_____________________________________________________

(возраст обучающихся)

___Кононец Мария Георгиевна___________________________________

(Ф.И.О. учителя, составителя)




























Пояснительная записка.

Государственные структуры декларируют образование как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.

В развитии сельского хозяйства, с учётом того, что будет наблюдаться естественный отток населения из села в город, приоритетным направлением станет применение в сельскохозяйственном производстве инновационных технологий.

В связи с этим главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умели реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из способов решения данной проблемы могут стать занятия внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС . Активность и самостоятельность в процессе обучения и овладения знаниями на занятиях возникает только тогда, когда в ходе изучения объекта перед учащимися ставятся требования, диктуемые самим объектом: необходимость познания физических процессов протекающих в данном объекте, проектирование объекта и т. д. Решение проблемы переходит при этом в субъективную задачу и вызывает у него необходимость поиска решения; усвоение содержания знания становится потребностью. Эта потребность становится мотивирующим импульсом и помогает ученику мобилизовать свои усилия и достигать определённых успехов в обучении, способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Предлагаемое занятие «Физика в сельском хозяйстве» позволяет как нельзя лучше соответствовать мудрому высказыванию: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь». Другими словами, только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребёнка можно эффективно чему-либо научить. Этой идее отвечает личностнодеятельностный подход в обучении, который лежит в основе технологии проектов и который будет ещё больше востребован при введении федерального государственного стандарта нового поколения. В ходе реализации занятия «Физика в сельском хозяйстве» данная технология применяется на каждом этапе деятельности. Проекты могут быть как кратковременными- рассчитанными на одно занятие, так и долгосрочными. В ряду всех достоинств этой технологии есть именно те, которые необходимы ученикам сельской школы для развития проектного мышления (именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, спорта, искусства):

Приобретение коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в различных группах и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;

Обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

Воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.

Если ученик школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. А именно это необходимо в первую очередь выпускникам сельской школы, которые уезжают продолжать образование

1.2 Структура программы.

Программа включает в себя четыре раздела, всего 34 часа: 24 аудиторных и 10 внеаудиторных.

1.3 Возрастная группа учащихся: 12-14 лет, 7 класс.


1.4 Цели программы:

1. Приблизить школьное образование к жизни, повысить в глазах учащихся роль физики как науки в развитии современного сельского хозяйства.

2 . Сформировать практические умения и навыки работы с приборами, используемыми в сельском хозяйстве.

3. Обеспечить понимание учащимися научных принципов и общих элементов не только сельского хозяйства, но и промышленного производства.

4. Позволить учащимся сознательно выбрать форму и профиль дальнейшего образования, профессию.

1.4 Задачи обучения:

1. Развитие познавательного интереса учащихся в области применения знаний по физике в сельском хозяйстве.

2. Развитие творческих способностей учащихся, умений работать в группе.

3. Расширение кругозора учащихся.

1.5 Методы обучения и формы проведения занятий:

объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Расширенные предметные компетенции выступают в виде требований к обучающимся в занятии «Физика в сельском хозяйстве» изучать и делать отчет технических установок и технологических процессов по обобщенному плану, данному учителем.

Обсуждение результатов лабораторных работ с точки зрения оценки их действительности. Защита собственных проектов и обсуждение проектов своих товарищей.

1.6 Виды учебной деятельности учащихся, которые включают в себя:

-  изучение теоретического материала;

-  решение конструкторских и исследовательских задач и заданий,

-  выполнение лабораторно-практических работ, 

-  экскурсии в различные цеха производственных подразделений сельскохозяйственного производства,

-  встречи с передовиками и руководителями сельскохозяйственного производства.

1.7 Способы организации занятий это творческие дискуссии, в ходе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся. При этом учителю необходимо использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности учащихся.

Количество практических задач и заданий подобрано к занятиям позволят организовать работу учащихся не только в классе, но и предложить некоторые задания для домашней работы.

1.8 Формы контроля достижений учащихся.

Работа учащихся оценивается учителем способом - «зачет» «незачет», одноклассниками, дается самооценка.

Учитель оценивает отчеты по экскурсиям, лабораторным работам, рефератов способом - «зачет» «незачет». Лучшие работы заслушиваются на любом занятии. Учитель и учащиеся оценивают участие в подготовке и проведении конференций, вечеров, семинаров.

Ученик может предварительно контролировать себя, для этого критерии оценки учитель должен сообщить перед началом работы.

1.9 Прогнозируемый результат.

Выбор учащимися агротехнологического и промышленного профиля дальнейшего обучения. Выбор экзаменов по физике за курс основной школы.

1.10 Срок реализации программы – 1 год.

2.Учебно-тематический план.


Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

Механика в сельском хозяйстве.

17

10

7

Агрофизика- наука будущего.

2

1

1

Знакомство с новым видом деятельности

"Измерение длин и площадей в сельском хозяйстве"


2

1

1

Измерение площади пришкольного участка с помощью сажени, измерение глубины вскопки почвы бороздомером, измерение ширины стволов деревьев

«Экскурсия в поле. Определе­ние температура почвы на различных глубинах»


1


1

Экскурсия в поле с целью определения температуры почвы на различной глубине.

"Взаимодействие тел, масса тел и плотность"


1

1


Лабораторное занятие: «Измерение масс, плотности молока, бензина, спирта»

"Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования"

1

1


Лабораторное занятие: "Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования"

«Инерция в технике.»

1

1


Лабораторное занятие «Определение инерции движущегося тела». Обсуждение результатов. Предложения по использованию инерции в хозяйстве.

"Силы в природе и технике. Трение"


2

1

1

Экспериментальное занятие: «Измерение коэффициента трения методом интерполирующих прямых сторон смазанных и несмазанных моделей сельхозтехники при трении качения, трении скольжения» Экскурсия в фермерское хозяйство.

"Давления твердых тел и жидкости в технике и быту."

2

1

1

Лекционное занятие: «Давление. Устройство и принципы работы системы водоснабжения станицы» Экскурсия к водонапорной башне.

"Работа. Мощность. Энергия."

1

1


Видеозанятие ."Работа. Мощность. Энергия"

Решение задач по теме: "Работа. Мощность. Энергия."Задачи, в которых используются сведения о сельхозмашинах.

1

1


Частично-поисковый Веер задач, защита решений.

"Простые механизмы в технике и сельском приусадебном хозяйстве" Рычаги, блоки, ворот, клин, лебедка, полеспас, их устройство и применение

2

1

1

Экскурсия в фермерское хозяйство с целью наблюдения простых механизмов.

Конференция по защите проектов о применении простых механизмов.

«Зна­комство с типами тепловых двигателей используемых в сельском хозяйстве»

1


1

Экскурсия в МТМ - встреча с инженером сельскохозяйс­твенного предприятия.

Тепловые явления в сельском хозяйстве

10

8

2


«Решение конструкторских задач»

1

1


Обсуждение задачи. Совместное нахождение одного или нескольких верных вариантов ответа.

"Механические колебания, звук и сельское хозяйство".


1

1


Круглый стол. Темы обсуждения: «Изучение вредного и полезного действия колебаний в сельхозмашинах. Источники звука, механизмы восприятия звуков животными, музыкальные звуки, влияние их на домашних животных» Подготовка пректов.

"Тепловые явления в сельском хозяйстве".

1

1


Презентация экспериментального проекта «Предсказание заморозков»

"Роль влажности в хранении зер­на"

2

1

1

Круглый стол. Экскурсия на зернохранилище

«Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах»

1

1


Экспериментальное занятие.

"Роль физики в технологии выращивания овощей в теплицах". Теплопроводность, конвекция, излучение.

2

1

1

Экскурсия в теплицы.

"Сравнение теплопроводности почвы".

1

1


Лабораторное занятие: « Сравнение образцов различных видов почв при нагревании»

"Деформация в природе и технике"Деформация, виды деформации, физические величины, характеризующие деформации, законы Гука.

1

1


Презентация

проектов учащихся по указанной теме Тестирование. Применение знаний в технике, строительстве, природе.

Электричество в сельском хозяйстве.

6

5

1


"Применение энергии электрического тока в сельском хозяйстве".

2

1

1

Лабораторное занятие: «Магнитное действие электрического тока. Устройство и принцип действия инкубатора, дробилки, и других сельскохозяйственных машин, работающих на электричестве»

Экскурсия в поле. Обнаружение при помощи компаса магнитного поля земли.

"Излучение и спектры излучения в растениеводстве".

1

1


Подготовка проектов на тему: «Влияние различных видов излучения на растения, фотосинтез, зависимость влияния излучений на растения от способа посадки растений»

Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве.


1


1


Просмотр видеозанятия. Обсуждение. Разработка проекта автоматизированного помощника в хозяйстве.

"Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства"

1

1


Просмотр видеозанятия. Обсуждение.

Выставка проектов по физике.

1

1


Защита итоговых проектов.

Итого:

34









3. Содержание программы.

Механика в сельском хозяйстве.

Агрофизика- наука будущего. Измерение длин и площадей в сельском хозяйстве. Экскурсия в поле. Определе­ние температура почвы на различных глубинах. Взаимодействие тел, масса тел и плотность. Определение плотности картофеля и установление целесообразности его использования. Инерция в технике. Силы в природе техники. Трение. Давления твердых тел и жидкости в технике и быту.

Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы в технике и сельском приусадебном хозяйстве. Зна­комство с типами тепловых двигателей используемых в сельском хозяйстве.

Тепловые явления в сельском хозяйстве.

Решение конструкторских задач. Механические колебания, звук и сельское хозяйство. Тепловые явления в сельском хозяйстве. Роль влажности в хранении зер­на. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Зависимость температуры воздуха от степени освещения в теплицах. Сравнение теплопроводности почвы. Деформация в природе техники.

Электричество в сельском хозяйстве.

Применение энергии электрического тока в сельском хозяйстве. Излучение и спектры излучения в растениеводстве. Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве. Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства.

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

1. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: об основах здорового образа жизни; о природе своей малой Родины; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

4.Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: ребенок научится развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивами.

Ученик получит возможность для формирования познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений, выбирать критерии для сравнения физических тел и физических явлений. А также коммуникативных учебных действий: позитивно относиться к процессу общения, уметь задавать вопросы, уметь обосновывать свои выводы и умозаключения, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


5. Формы контроля: конференции, тестирования, семинары.


6. Методические рекомендации продолжают структуру, цели и задачи поставленные в методических рекомендациях по данному курсу для седьмого класса.

Методика проведения занятий предусматривает различные виды учебной деятельности учащихся, которые включают в себя:

- изучение теоретического материала;

- решение конструкторских и исследовательских задач и заданий, содержание которых приведено в предлагаемых вариантах занятий;

- выполнение лабораторно-практических работ (разработки которых приведены в методических замечаниях);

- экскурсии в различные цеха производственных подразделений сельскохозяйственного производства (план проведения, вопросы для беседы и возможные практические работы которые рекомендуется выполнить в ходе экскурсий, приведены в темах занятий посвященным экскурсиям);

- встречи с передовиками и руководителями сельскохозяйственного производства.

Одним из самых эффективных способов организации занятий это творческие дискуссии, в ходе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся. При этом учителю необходимо использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности учащихся.


7. Описание материально-технического обеспечения программы.

№пп

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Кол-во

Библиотечный фонд

1.

А.В. Усова, И.С. Антропова. Связь преподавания физики в школе с сель-скохозяйственным производством. Москва. Просвещение, 1976г.


1

2.

И.М. Низемов. Задачи по физике с техническим содержанием. Москва. Просвещение, 1980г.

1

3.

Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв. Тестовые задания по физике 7-9 классы. Москва. Прсвещение, 2003г.


1

4.

А.П. Рыжанов. Физика. Человек. Окружающая среда.

1

5.

М.Я Куприн. Физика в сельском хозяйстве. Москва. Просвещение, 1977г.

1


6.

Биология в школе. 2001г. №4.

1

Печатные пособия

1.

Притуляк С.П. Статья: «Моделирование», Биология в школе №4, 2000г, с. 28


1.

Экранно – звуковые пособия

1.

Видеозанятие ."Работа. Мощность. Энергия"

1

2.

Видеозанятие «Автоматизация и телеуправление в сельском хозяйстве.»

1

3.

Видеозанятие"Достижения техники за 2000 лет на службе у сельского хозяйства"

1

Технические средства обучения

1.

Компьютер

1

2.

Проектор

1

Оборудование кабинета

1.

Бороздомер

1

2.

Мерная вилка

1

3.

Модели катков

15

4.

Модели простых механизмов

2

5.

Психрометр

1

6.

Термометры

15

7.

Модели блоков разной формы

3

8.

Электродвигатель

1

9.

Таблицы мощностей и скоростей сельхозмашин,

4

10.

Таблицы различных способов посадки растений

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!