СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность�как инструмент тьюторского сопровождения обучающихся через призму естественных наук (Разработка учителей естественных предметов школы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская совместная работа учителей естсесвенных предметов нашей школы. Авторы: Кардашевская С.Т. - учитель химии, специалист УУО Чурапчинского района, Флегонтова А.И. - учитель биологии, Макарова Л.С. - учитель географии, Спиридонова А.А. - учитель биологии и  Саввина С.А. - учитель химии. Данная работа является одним из инновационных проектов школы. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность�как инструмент тьюторского сопровождения обучающихся через призму естественных наук (Разработка учителей естественных предметов школы)»

Проблема проекта: Разработка индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) по естественным предметам с учетом индивидуальных интересов, потребностей, возможностей обучающихся .
  • Проблема проекта:

Разработка индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) по естественным предметам с учетом индивидуальных интересов, потребностей, возможностей обучающихся .

Почему наш проект называется«Дойду»? «Дойду» это имя существительное. У народа Саха понимается как «человек знающий свою родину, генеалогическое древо, осознающий себя как часть целостной природы». Недаром жители других улусов называют чурапчинцев «Дойду Дьоно», поскольку молодое поколение даже после получение профессионального образование корнями тянется в свое село. Содержание образовательной среды ориентировано на философской идее технологии «Ситии», основанной на этнокультурных традициях олонхо.

Почему наш проект называется«Дойду»?

«Дойду» это имя существительное. У народа Саха понимается как «человек знающий свою родину, генеалогическое древо, осознающий себя как часть целостной природы». Недаром жители других улусов называют чурапчинцев «Дойду Дьоно», поскольку молодое поколение даже после получение профессионального образование корнями тянется в свое село. Содержание образовательной среды ориентировано на философской идее технологии «Ситии», основанной на этнокультурных традициях олонхо.

Психолого-педагогическое обоснование: Принцип единства и сознание деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности – и предпосылка и результат ее поведения. Сознание и психика являются внутренней характеристикой деятельности, а свойства деятельности – протекать в форме из вне наблюдаемого поведения- может рассматриваться как характеристика самой психики. Деятельность является системой внутри которой функционирует психика.
  • Психолого-педагогическое обоснование: Принцип единства и сознание деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности – и предпосылка и результат ее поведения. Сознание и психика являются внутренней характеристикой деятельности, а свойства деятельности – протекать в форме из вне наблюдаемого поведения- может рассматриваться как характеристика самой психики. Деятельность является системой внутри которой функционирует психика.
Цвета нашего проекта Белый цвет символизирует социальную всплоченность, традиционнность, праведность, невинность, материнскую заботу, всё, что касается блага людей, это всё белый цвет, цвет жизни, развития и процветания. Белый также означает память предков, и смена этапов существования, ведь любой важный этап жизни символизируется белым цветом. Белые пеленка новорожденного, белый фартук у первоклассника и белые первые цветы ветреницы лесной. Аура белого цвета говорит о полной гармонии души, в ней сливаются все цвета радуги и это является наивысшей точкой достижения. Зеленый цвет листьев означает прежде всего, зелень планеты. Зелёный цвет это сама жизнь. Как росток прорывает толщу земли, прорастая весной, так и наше самосознание крепнет, переходя от юности в зрелость. Зеленым цветом связано множество праздников, посвященных плодородию, воскрещению и надежде.

Цвета нашего проекта

  • Белый цвет символизирует социальную всплоченность, традиционнность, праведность, невинность, материнскую заботу, всё, что касается блага людей, это всё белый цвет, цвет жизни, развития и процветания. Белый также означает память предков, и смена этапов существования, ведь любой важный этап жизни символизируется белым цветом. Белые пеленка новорожденного, белый фартук у первоклассника и белые первые цветы ветреницы лесной. Аура белого цвета говорит о полной гармонии души, в ней сливаются все цвета радуги и это является наивысшей точкой достижения.
  • Зеленый цвет листьев означает прежде всего, зелень планеты. Зелёный цвет это сама жизнь. Как росток прорывает толщу земли, прорастая весной, так и наше самосознание крепнет, переходя от юности в зрелость. Зеленым цветом связано множество праздников, посвященных плодородию, воскрещению и надежде.
Этапы реализации проекта Вводный 2016 – 2017 гг. Разработка программ, составление планов, изучение УМК, подготовка нормативно – правовой базы для реализации проекта. Основной 2017 – 2019 гг. Разработка и апробация авторских программ учителями методического объединения в рамках реализации проекта. Заключительный 2020 г. Анализ эффективности проекта. Планирование дальнейшей работы.

Этапы реализации проекта

Вводный 2016 – 2017 гг. Разработка программ, составление планов, изучение УМК, подготовка нормативно – правовой базы для реализации проекта.

Основной 2017 – 2019 гг. Разработка и апробация авторских программ учителями методического объединения в рамках реализации проекта.

Заключительный 2020 г. Анализ эффективности проекта. Планирование дальнейшей работы.

Дорожная карта проекта «Дойду»

Кадровое обеспечение

Научно-методическое сопровождение

Курсовая подготовка по технологии реализации ФГОС. Обеспечение поэтапного повышения квалификации.

 

Необходимые курсы: «Тьюторство в образовании»

«Образовательное право и инновационная практика» и другие по планам ИПК и РО различных субъектов РФ, «Психология подростков»

 

 

Организация деятельности МО (годовой план)

 

Обучение современным технологиям образования и последующее их применение

(мультимедийные, интерактивные, коммуникационные и другие)

 

Материально - техническое обеспечение и финансирование

Определение авторов естественно - научных курсов в соответствии ФГОС.

 

Разработка образовательных программ в соответствии с Концепцией школы.

 

Выявление одаренных, слабоуспевающих детей, и работа с детьми ОВЗ.

 

Создание дорожных карт МО, по предметам, индивидуальных ДК учащихся.

 

Развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

 

Разработка и проведение внеурочных курсов с учётом интересов учащихся.

 

Сотрудничество с ВУЗами, институтами РС (Я) по естественным направлениям.

 

Работа клуба «Чэчир», кружковая деятельность.

 

Изменение УМК по биологии, географии, химии

 

Аналитическая деятельность учителя (по динамике развития личности учащегося).

 

Информационное сопровождение

Смена интерьера кабинета биологии и географии и химии.

Планирование сметы расходов на проведение внеурочной деятельности.

Планетарий. Оборудование для обучения темы «Вселенная», «Солнечная система», макеты «Строение Земли», «Рельеф Земли», «Вулканы» и др. Оборудование для демонстрационных экспериментов.

серия DVD – дисков «BBC» о живой природе, стихийных бедствиях, природных явлениях и другие.

 

3Покупка в школьную библиотеку «Справочников» по биологии, географии и химии в количестве 25 штук по каждому предмету.

Комплект голосования «Promethean»

Цифровые лаборатории по химии,

Интерактивный стол ActivTable

Интерактивный пол

 

Для работы в лагере:

- 2 большие теплицы

- электричество (из солнечных батарей и традиционное)

- доски для грядок

- инвентарь (лопаты, грабли и т.д.)

- удобрения и др

Информирование родителей обучающихся о подготовке к введению ФГОС.

 

Анкетирование родителей о внедрении концепции «Дархан кыhата»

 

Педвсеобучи родителей, общественности.

 

 

Работа с шефскими предприятиями (Администрация МО «Чурапчинский наслег», ветеринария, СЭС, аптека, и другими).

Ожидаемые ФГОС – результаты

класс

Ожидаемые результаты

5 класс

Личностные – развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни.

Предметные – формирование представлений о природоведении как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества, формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.

Метапредметные - владение элементами учебной деятельности, лежащей в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формулируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

6 класс

Личностные

Должны научиться умению слушать других, сотрудничеству. Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Овладение на уровне 6 класса системой географических и биологических знаний и умений, навыками и применения в различных жизненных ситуациях.

Предметные – выделение существенных признаков биологических и географических объектов и процессов, определение принадлежности биологических и географических объектов к определенной систематической группе, наблюдение и описание биологических и географических объектов и процессов, постановка природных экспериментов и объяснение их результатов.

Метапредметные – овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, умение работать с разными источниками биологической и географической информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

7-8 классы

Личностные –

формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Эмоцианольно-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Предметные – формирование познавательных потребностей и развитие познавательных способностей:

овладение теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Умение описывать, характеризировать, разъяснять, сравнивать, различать, классифицировать, наблюдать , умения проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал.

Метапредметные – умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Использование различных источников для получения химической информации. Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

9-10-11 классы

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.

Формирование социоморальной и интеллектуальной взрослости.

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий;
  • Реализация установок ЗОЖ;

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др); эстетического отношения к живым объектам.

Ожидаемые результаты Каждый тьюторант (учителя МО естественного цикла) получат навыки формирования и реализации ИОТ; Повышение учебной мотивации через удовлетворение образовательных интересов и потребностей обучающихся Открытие образовательной среды: привлечение к образовательному процессу социальных агентов Изменение функциональных обязанностей классных руководителей, предметников Повышение качества образования Внедрение в практику школы новых форм индивидуализации образовательного процесса

Ожидаемые результаты

  • Каждый тьюторант (учителя МО естественного цикла) получат навыки формирования и реализации ИОТ;
  • Повышение учебной мотивации через удовлетворение образовательных интересов и потребностей обучающихся
  • Открытие образовательной среды: привлечение к образовательному процессу социальных агентов
  • Изменение функциональных обязанностей классных руководителей, предметников
  • Повышение качества образования
  • Внедрение в практику школы новых форм индивидуализации образовательного процесса

Диагностическая карта уровней сформированности компетентностей обучающихся Фамилия обучающегося Иванов В Компетентности учащегося Творческое отношение к делу Н Стремление к самосовершенствованию Старостин П   К   Организованность   Н   К Ответственность       Н     Целеустремленность             Самокритичность К     Патриотизм   Н             К Интернационализм                               Н Дисциплинированность                 Доброта и отзывчивость   К                   Вежливость и тактичность     Н                 Простота и скромность   К           Честность и правдивость                   Трудолюбие                                       Бережливость                                   Аккуратность                     Забота о своем здоровье                                                                                                                                                                 Условные обозначения: Н – начало учебного года  К – конец учебного года Показатели: ЯП – ярко проявляются, П – проявляются, СП – слабо проявляются, НП – не проявляются

Диагностическая карта уровней сформированности компетентностей обучающихся

Фамилия обучающегося

Иванов В

Компетентности учащегося

Творческое отношение к делу

Н

Стремление к самосовершенствованию

Старостин П

 

К

 

Организованность

 

Н

 

К

Ответственность

 

 

 

Н

 

 

Целеустремленность

 

 

 

 

 

 

Самокритичность

К

 

 

Патриотизм

 

Н

 

 

 

 

 

 

К

Интернационализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Дисциплинированность

 

 

 

 

 

 

 

 

Доброта и отзывчивость

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вежливость и тактичность

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

Простота и скромность

 

К

 

 

 

 

 

Честность и правдивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бережливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккуратность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забота о своем здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: Н – начало учебного года

К – конец учебного года

Показатели: ЯП – ярко проявляются, П – проявляются, СП – слабо проявляются, НП – не проявляются

Этот цветок выбран символом поскольку её цветки и листья имеют пять лопастей (областей): это пять условий для существования здоровой, грамоничной, саморазвивающейся личности.  Первое условия для жизни – это солнце, излучающее тепло: тепло души, тепло общения (коммуникативная компетенция). Второе условие – моё пространство (личная территория для творческого раскрытия потенциалов учащегося, место для саморазвития) Третье – здоровье и экология среды (экологическая культура) Четвертое – пища для размышления (интелектуальное развитие) Пятое – пища для души (духовно – нравственное развитие)
  • Этот цветок выбран символом поскольку её цветки и листья имеют пять лопастей (областей): это пять условий для существования здоровой, грамоничной, саморазвивающейся личности.
  • Первое условия для жизни – это солнце, излучающее тепло:

тепло души, тепло общения (коммуникативная компетенция).

  • Второе условие моё пространство (личная территория для творческого раскрытия потенциалов учащегося, место для саморазвития)
  • Третье здоровье и экология среды (экологическая культура)
  • Четвертое пища для размышления (интелектуальное развитие)
  • Пятое пища для души (духовно – нравственное развитие)
Символом ребенка нашего проекта является Ветренница лесная (Сылгы Ньургу һуна ).

Символом ребенка нашего проекта является

Ветренница лесная (Сылгы Ньургу һуна ).

Классы

Направления внеурочной деятельности

Тепло души, тепло общения

5 класс

Моё пространство

Духовно - нравственное

Здоровье и экология среды

6

Социальное направление

1. “Животные мои друзья”

(Саввина С.А.)

2. “Я и моё село”

(Макарова Л.С.)

 

Спортивно – оздоровительное

Пища для размышления

7

Общеинтелектуальное развитие

Пища для души

3. “Экологический календарь” (Флегонтова А.И.)

5. “Моя Родина – Чурапчинский улус”

(Макарова Л.С.)

8

6. “Биологические индикаторы экологической чистоты”

(Флегонтова А.И.)  

Общекультурное

Ест.класс

11. “Химия и медицина”

(Саввина С.А.)

9

7.“Разнообразие цветковых растений”

(Флегонтова А.И.)

4. “Природа и мы” (Саввина С.А.)

10

8. ”Здоровье наше богаство”

(Спиридонова А.А.)

Ест. класс

12. “Экологический десант” (Спиридонова А.А.)

9. “Химия для любознательных”

(Саввина С.А.)

Ест. класс

13. “Основы медицины”

(Спиридонова А.А.)

15. “Химия вокруг нас”

(Саввина С.А.)

17. “Политическая география”

(Макарова Л.С.)

Ест. класс

14. “Познавательная география”

(Макарова Л.С.)

16. “Биология ОГЭ”

(Спиридонова А.А.)

10. “Живая карта”

(Макарова Л.С.)

18. “Эколандия” (Флегонтова А.И.)

19. “НИР”

(Саввина С.А.)

20. “Подготовка к ЕГЭ”

  (Спиридонова А.А.)

Критерии эффективности реализации проекта Повышение роли индивидуальных достижений в развитии обучающихся Повышение степени удовлетворенности общающихся и родителей внеурочной деятельностью Увеличение количества социальных агентов для обеспечения внеурочной деятельности учащихся Обеспеченность современной материально – технической базой Организация, деятельность, сохранение и увеличение количества обучащихся в классах естественного профиля Построение психолого – педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе Реализованные ИОТ учащихся

Критерии эффективности реализации проекта

  • Повышение роли индивидуальных достижений в развитии обучающихся
  • Повышение степени удовлетворенности общающихся и родителей внеурочной деятельностью
  • Увеличение количества социальных агентов для обеспечения внеурочной деятельности учащихся
  • Обеспеченность современной материально – технической базой
  • Организация, деятельность, сохранение и увеличение количества обучащихся в классах естественного профиля
  • Построение психолого – педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе
  • Реализованные ИОТ учащихся
Пример индивидуального образовательного маршрута (ИОТ) ученика 7 класса Время ПН 14 часов ВТ 15 часов СР “ Моя Родина – Чурапчинский улус” (Макарова Л.С.) ЧТ ” Здоровье наше богаство” (Спиридонова А.А.) ПТ СБ “ Разнообразие цветковых растений” (Флегонтова А.И.) “ Химия для любознательных” (Саввина С.А.)

Пример индивидуального образовательного маршрута (ИОТ) ученика 7 класса

Время

ПН

14 часов

ВТ

15 часов

СР

“ Моя Родина – Чурапчинский улус”

(Макарова Л.С.)

ЧТ

” Здоровье наше богаство”

(Спиридонова А.А.)

ПТ

СБ

“ Разнообразие цветковых растений”

(Флегонтова А.И.)

“ Химия для любознательных”

(Саввина С.А.)

Алгоритм действий Выявление индивидуальных особенностей, потребностей учащихся Определение интересов каждого тьюторанта Создание ИОТ с каждым учеником Создание системы взаимодействия с родителями на основе результатов диагностики Создание индивидуальных и групповых расписаний занятий Контроль и регулирование внеурочной деятельности Проведение диагностик для определения динамик развития Углубление работы с портфолио

Алгоритм действий

  • Выявление индивидуальных особенностей, потребностей учащихся
  • Определение интересов каждого тьюторанта
  • Создание ИОТ с каждым учеником
  • Создание системы взаимодействия с родителями на основе результатов диагностики
  • Создание индивидуальных и групповых расписаний занятий
  • Контроль и регулирование внеурочной деятельности
  • Проведение диагностик для определения динамик развития
  • Углубление работы с портфолио


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!