|
Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ |
|
Муниципальная казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 с. Кочубеевское
Подготовил учитель истории и обществознания:
Федорова Валентина Петровна
ВВЕДЕНИЕ
Внеурочная деятельность как средство формирования
профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ .
Организация внеурочной деятельность
Методы профориентации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
В Конвенции ООН о правах ребёнка подчёркивается значимость
подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его
свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и
самоутверждения. Подготовка к самостоятельной жизни детей, требует
усиленного внимания со стороны государства и общества. В нашей стране
уделяется внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи.
Разработкой научных основ профориентации учащихся занимались Н.
К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди
нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н. С., С.Н. Чистякова,
Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.
При работе над данной темой я поставила себе задачу изучить материал по
следующим направлениям:
Адаптация учащихся в современной действительности через систему мер
но внеклассой деятельности с целью професионального самоопределения.
Организация лектория для родителей детей с ОВЗ по данной тематике с
привлечением всех специалистов, сопровождающих учащихся с данным
заболеванием.
Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее
высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а
удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность
максимального проявления творчества, лучшего эмоционатьного настроя,
более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека,
так и общества в целом. От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь
человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с
жизненным предназначением. В настоящее время, большое количество детей
с ОВЗ закончивших то или иное учебное заведение, не работают по своей
специальности. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие
после окончания школы. Система требований, которые общество
предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов
не соответствует тому потенциалу, на который способны дети с
ограниченными возможностями здоровья., что провоцирует временами их
на неадекватное поведение или неадекватную реакцию. Причины
затруднений социализации детей с ОВЗ связаны с тем, что их
познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися
сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого
спектра социальных, общественных и других форм жизни Уровень их
адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и он недостаточно высок.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание
приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления
учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных
отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у
подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала
оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого
стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Поступив на
работу, выпускники в незнакомом коллективе чувствуют себя некомфортно.
Реалии жизни здоровью «бьют» их по сформировавшимся жизненным
установкам, созданным в школьном коллективе, где все было ясно и
понятно.
Воспитанность человека - это его интегративная характеристика,
которая отражает степень его социальной полноценности, зрелости,
моральный облик, образ жизни, характер деятельности и отношений с
людьми.
Падение уровня воспитанности молодежи связано с усвоением его реальных жизненных ценностей, имеющих в настоящее время искаженный,
негативный характер, противоречащий здоровой человеческой морали.
Поэтому на современном этапе самыми незащищенными являются дети с
ОВЗ.
Внеурочная деятельность как средство формирования
профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ
Сущность профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир
профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее
возможности в окружающем мире. Это намерения человека в отношении
возможностей самореализации внутри определенной профессиональной
деятельности в конкретных социальных условиях. Самоопределение требует
активного осознания личностью своего "Я" (самосознание), отношений с
окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого
процесса контроля над собой. В процессе обучения учитель воспитывает
интерес к занятиям людей различных профессий. Вырабатывает у учащихся
осознанное понимание общественного значения трудовой деятельности:
бережное отношение к результатам труда людей - вещам, которые окружают
учащихся и которыми они пользуются, желание участвовать в коллективных
делах, в мероприятиях по охране природы, активность и старательность в
выполнении порученного дела, дисциплинированность, желание работать
сообща, действовать в коллективных делах, оказывать помощь. Поэтому
ответственность за будущее таких детей лежит не только на родителях, но и
на учителях.
Основная задача педагогического коллектива школы, как можно ближе
должен подвести ребенка к реалиям нашей суровой действительности,
выпустить ученика в жизнь готовым встретить ее такой, какая она есть и не
испытывать огромных потрясений и стрессовых ситуаций, готового к любым
жизненным реалиям. Важное место в воспитании и обучении таких детей в
школе занимают уроки технологии и внеурочная деятельность как
подготовка детей к трудовой деятельности .
Цель - формирование опыта профессиональной деятельности с
помощью специально организованной, профессионально направлен ной,
учебно-трудовой, познавательной деятельности.
Профессиональное самоопределение во внеурочной деятельности
обеспечивается педагогической помощью учащимся. У детей возникает
делема: свободой выбора практических занятий, с широкими возможностями
использования свободного времени и отсутствием самостоятельности в
выборе занятий, несформированностью соответствующих умений и навыков
самопознания и включения в деятельность, отсутствием критического
отношения к окружающему и самому себе как субъекту профессионального
самоопределения.
В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие
задачи:
получение базовых сведений о профессиональной деятельности;
моделирование основных элементов профессиональной деятельности;
определение уровня готовности учащихся к выполнению проб;
обеспечение условий для качественного выполнения профессиональной
пробы.
В процессе профессиональной пробы у учащихся актуализируются
сформированные знания и представления о данной сфере профессиональной
деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и
представления о себе как субъекте профессиональной деятельности
Практический этап пробы состоит из заданий трех уровней сложности.
I уровень включает задания, требующие от учащихся сформированных
первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на
уровне исполнителя.
Задания II уровня носят исполнительско-творческий характер,
предусматривающий элементы рационализации профессиональной
деятельности.
На III уровне сложности учащимися осуществляется оценка
предрасположенности к планированию своей деятельности, постановка
промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной
деятельности.
В профессиональной пробе выделяется три аспекта: технологичес кий,
ситуативный и функциональный.
Технологический аспект характеризует операционную сторону
профессий и позволяет выявить уровень овладения учащимися
определенными профессиональными умениями. Задания, характеризующие
технологический аспект пробы, предполагают овладение учащимися
способами применения орудий труда, используемых в определенной
профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является
воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в со ставе
группы. При этом они могут быть включены в структуру урока или
осуществляться во внеурочное время.
При организации и проведении профессиональных проб учащимся
предлагается попробовать свои силы во всех сферах профессиональной
деятельности. Последовательность осуществления проб, регулируется
следующим образом: учащиеся выполняют пять профессиональных проб,
каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной,
деятельности по предмету труда, затем они пробуют свои силы в следующей
группе проб, состоящей также из пяти проб, отличающихся от первой по
целям, средствам, орудиям труда и т.д.
Таким образом, каждый учащийся испытывает себя во всех видах
профессиональной деятельности, входящих в номенклатуру
профессиональных проб, что поможет ему максимально соотнести свои
возможности, потребности, индивидуальный стиль деятельности с
особенностями профессиональной деятельности.
Организация внеурочной деятельности
Виды и формы внеурочной деятельности
Определены виды внеурочной деятельности:
1- игровая,
познавательная;
проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество,
социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); 7 -
трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Для оптимизации организации внеурочной деятельности организована
консультативно-методическая поддержка учителей. Детям-инвалидам и их
родителям предоставлена возможность оперативного доступа к
консультативным услугам по различным вопросам, связанным с
организационным и техническим обеспечением процесса внеурочной
деятельности. Виды и формы этого процесса обучающихся варьируются в
зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей.
Все перечисленное просто необходимо для того, чтобы дети с
ограниченными возможностями получили весь спектр полноценного как
образовательного обучения, так и воспитательного процесса обучения.
Многое зависит от качества подготовленного учебно-методического
материала, и от искусства и опыта учителя. Этому необходимо учиться
постоянно, корректировать различные программы в зависимости от формы
заболевания ребенка. Содержание занятий должно формироваться с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с
детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной
поддержки. Для детей, с ограниченными возможностями, школа совместно
с педагогическим коллективом, организую экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет
собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или
сформировать познавательные потребности и способности каждого
обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако
наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения
время.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие
на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в
сознании и поведении детей формируются основные социальные,
нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в
своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания
зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и
общественной жизни.
В связи с этим, одним из основных направлений педагогической
деятельности считается развитие творческих способностей, критического
мышления обучающихся посредством использования и дистанционных
форм обучения.
Кроме того внеурочной деятельности обучающихся свойственны
основные черты.
Своеобразие применения информационных и коммуникационных
технологий в этом виде деятельности проявляется в:
целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от
уроков времени для полноценного развития своих потенциальных
использовании возможностей информационных технологий;
свободе выбора направлений и содержания информационный
деятельности;
реализации межпредметных связей при использовании компьютера в
качестве инструмента обучения;
в особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли
помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество,
сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью
дистанционного образования;
реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные
игры);
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание
воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами,
библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к общечеловеческим ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - помощь
в воспитания человека необходимого обществу.
формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное
время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности
воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в
свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга
учащихся.
Методы профориентации
По структурным компонентам методы профориентации можно
разделить на три группы:
методы ознакомительной профориентационной работы;
методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность
учащихся по подготовке к выбору профессий;
методы изучения личности школьников в целях профориентации.
методы ознакомительной профориентационной работы.
Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого
занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,
содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей
учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим
наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании
труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых
профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.
Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил
выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов
различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых
приёмов и операций.
Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод. Дается
задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед с
родителями, со знакомыми, используя литературные источники, передачи по
телевидению, и др.).
Упражнение «Профессия на букву...»
Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
расширение знаний о мире профессионального труда.
Упражнение «День из жизни»
Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и
специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов
Упражнение «Самая-самая»
Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире
профессионального труда и формировать осознание особенностей различных
профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая детская
профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.
Экскурсия - одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с
организацией производства, основными профессиями различных
предприятий: (хлебопекарню, столовую). Здесь учащийся виртуально может
примерить себя к любой профессии. Реально ли ему работать по данной
специальности.
Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения
учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов
могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю
современного рабочего», «Что такое творческий труд?».
Важной формой внеклассной работы по профессиональному просвещению
учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных
передач, которые отображают трудовой вид деятельности: «Сделай сам»,
«Дачный вопрос», «Фазенда», «С новым домом» и другие домом»,
«Субботник», где знакомят с профессией столяра-плотника, дизайнера и т. п.
методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность
учащихся по подготовке к выбору профессии. К основным методам
профориентационной работы по организации целенаправленной
деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии
относятся:
индивидуальные занятия, расширения представлений о возможностях
использования своих склонностей и способностей. При этом я учитываю
особенности интересов и увлечений воспитанников.
недели труда в школе
оказание шефской помощи труженикам села
участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному
творчеству
уборка закрепленной территории
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно
проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в
Реалиях заинтересовавшей сферы занятости.
Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые
потребности детей, развить их способности переводит детей из «стихийного» желания в осознанное увлечение (хобби).
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и
профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и
ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения.
Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах
деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме
диалога равных партнеров.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму
объединения, соответствующую начальному уровню образовательного
процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения,
кружки и спортивные секции также способны оказать значительную помощь
учащимся в выборе профессии. У нас в селе при кинотеатре «Луч» , Дом
Творчества существуют различные виды кружковой деятельности:
«Соломка», «Сделай сам», «Мягкая игрушка», «Вязание», « Кройки и
шитья», «Моделирование» , «Гончарный круг», «Лепка» и т.д. И здесь
учащиеся имеют возможность познать азы той или иной профессии.
Конечно, мы видим преобладание женских видов деятельности. Ничего
удивительного. Женщины менее приспособлены к тяжелому физическому
труду, чем мужчины. В процессе ознакомлениями учащихся с
определёнными профессиями в кружках создаётся возможность
ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и
познавательной активности и самостоятельности. Достигается это
организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих „
учащихся. Спортивно-оздоровительное: народные игры; планета здоровья.
Игровой спортлэнд.
В определенные дни школа проводит «День здоровья», где учащиеся всех классов показывают свои достижения в спорте. Спортивно-оздоровительное направление представлено и другими мероприятиями проводимые школой в
неурочное время. Готовим спортсменов.
Методы изучения личности школьников в целях профориентации.
Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой
педагогом это - изучение личности школьников, без чего невозможно
ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.
В своей работе использую следующие методы:
беседу, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Педагог должен все это проанализировать, сделать соответствующие
выводы и помочь учащимся в вопросе ориентации в выборе профессии.
Например, для того чтобы узнать о предварительном выборе профессий в
классе, детям была предложена анкета по профессиональному
самоопределению: «Кем я хочу быть и почему», «Какая профессия мне
нравится и т.д.
Паралельно кружковая работа несет на себе и ряд других нагрузок:
Духовно-нравственное: -Край, в котором я живу; - Я гражданин
Общеинтеллектуальное: -Интеллектика; -Занимательный английский;
-Умники и умниц.
Общекультурное -Декоративное искусство»,
«Русские народные игры» и «Планета здоровья»
Кружки нацелены на развитие индивидуальных способностей детей, на
формирование общей культуры движений и двигательных навыков,
умение владеть своим телом, на разгрузку статичности учебных занятий,
способствуют приобщению детей к русской национальной культуре,
овладению умениями организовать здоровьесберегающую
жизнедеятельность.
Духовно-нравственное направление будет представлено работой кружков:
« Край, в котором я живу», «Я - гражданин»
Эти занятия предназначены для формирования у детей целостной картины
мира на основе традиционных для России культурных ценностей.
Эти часы позволят развернуть работу по всем видам внеурочной
деятельности: игровой, трудовой, туристско-краеведческой, проблемно-
ценностному общению, досуговому общению и др.
Социальное направление представлено курсами: «Моя первая экология»,
«Экология для младших школьников» Кружок - форма добровольного
объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной
деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции
расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения
детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
расширения.
Заключение.
Важную роль в осуществлении соединения обучения с производительным
трудом в школе принадлежит педагогу. Содержание трудового обучения и
воспитания в нашей школе дает возможность педагогу ознакомить учащихся
со многими отраслями сельскохозяйственного производства, сформировать
интерес к ним. На занятиях по профориентации ученики получают не только
определённые знания, но в процессе создания конкретных объектов труда,
имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные
умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности,
развивают профессиональные интересы и способности. Каждый ученик знает
о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает,
чем занимаются рабочие. Но одно дело - знать, а другое - самому
изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не
сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости,
гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит
задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал
подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку
трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес
выбора профессии. В своей работе педагогу надо использовать такие формы
и методы деятельности, которые бы обеспечили наибольшую активность и
самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми
умениями. На занятиях педагог имеет возможность наблюдать за каждым
учеником, видеть его отношение к работе, выявлять интересы и способности,
что так необходимо в проведении профориентационной работы. В
проведении прфориентационной работы в школе важное место занимают
внеклассные занятия по интересам, в частности, различные кружки. При
планировании и организации работы в таких кружках педагогу необходимо
создать все условия для творческого развития у учащихся, а в процессе -
проведения занятий вовлечь учащихся в деятельность.
При этом необходимо учитывать, что профориентационная работа с
учащимися - это не обособленная часть учебно-воспитательного процесса в
нашей школе, а составная часть его, что успеха в этой работе можно достичь
лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к
сознательному выбору профессии на всего периода обучения в школе.
Необходимо также учитывать, что важнейшими задачами в
профессиональной ориентации учащихся являются:
воспитание любви к труду, дисциплинированности и бережного
использования имеющихся материально- технических ценностей;
формирование первоначальных профессионально важных умений и навыков,
являющихся общими для многих рабочих профессий;
создание условий для производительного труда учащихся;
создание условий для производительного труда учащихся;
изучение, формирование и развитие интересов, склонностей учащихся,
ознакомление их с наиболее распространёнными профессиями и в первую
очередь с рабочими профессиями;
углубленное ознакомление учащихся с профессиями, соответствующими их
интересам, оказание помощи в выборе профессии и места дальнейшей учёбы.
Осуществление в школе трудового и начального профессионального
обучения и воспитания даёт возможность педагогам нашей школы решать
задачи профориентационной работы с учащимися. А именно:
формировать у школьников профессиональные знания и умения,
вызывающие интерес к профессиональному труду;
выявлять интересы, наклонности и способности к ней;
воспитывать профессионально важные качества личности;
сами же учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться с
условиями труда и пробовать в ней свои силы. Всё это помогает молодому
человеку самому сделать выбор будущей профессии
Осознанный выбор профессии - одно из важнейших условий развития самой
личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере
свои способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия
позволяет ему занять своё место в обществе, с наибольшей эффективностью
применять свои знания, умения и навыки.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция РФ.
Федеральные законы.
Указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ
«Мониторинг социализации воспитанников», С.В.Андреева,
Л.М.Борнякова и др., Волгоград, 2013
«Психологическая безопасность ребенка раннего возраста», авт. Ю.А.
Афонькин, изд. Волгоград, 2013
«Интегрированное и инклюзивное обучение в ОУ (Инновационный
опыт)», А.А.Наумов, В.Р.Соколова и др., Волгоград, 2012
«Инклюзивное образование как основное направление развития
региональной системы образования детей с ограниченными
возможностями здоровья», Ставрополь, 2013 год
ИНТЕРНЕТ-ресурсы