СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ»


Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ



Муниципальная казенное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 с. Кочубеевское


Подготовил учитель истории и обществознания:

Федорова Валентина Петровна




ВВЕДЕНИЕ

  1. Внеурочная деятельность как средство формирования
    профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ .

  2. Организация внеурочной деятельность

  3. Методы профориентации

  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  5. ЛИТЕРАТУРА

Введение

В Конвенции ООН о правах ребёнка подчёркивается значимость
подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его
свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и
самоутверждения. Подготовка к самостоятельной жизни детей, требует
усиленного внимания со стороны государства и общества. В нашей стране
уделяется внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи.

Разработкой научных основ профориентации учащихся занимались Н.

К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди
нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н. С., С.Н. Чистякова,
Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.

При работе над данной темой я поставила себе задачу изучить материал по
следующим направлениям:

  1. Адаптация учащихся в современной действительности через систему мер
    но внеклассой деятельности с целью професионального самоопределения.

  2. Организация лектория для родителей детей с ОВЗ по данной тематике с
    привлечением всех специалистов, сопровождающих учащихся с данным
    заболеванием.

Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее
высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а
удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность
максимального проявления творчества, лучшего эмоционатьного настроя,
более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека,
так и общества в целом. От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь
человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с
жизненным предназначением. В настоящее время, большое количество детей
с ОВЗ закончивших то или иное учебное заведение, не работают по своей
специальности. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие
после окончания школы. Система требований, которые общество
предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов
не соответствует тому потенциалу, на который способны дети с

ограниченными возможностями здоровья., что провоцирует временами их
на неадекватное поведение или неадекватную реакцию. Причины
затруднений социализации детей с ОВЗ связаны с тем, что их
познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися
сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого
спектра социальных, общественных и других форм жизни Уровень их
адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и он недостаточно высок.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание
приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления
учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных
отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у
подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала
оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого
стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Поступив на
работу, выпускники в незнакомом коллективе чувствуют себя некомфортно.
Реалии жизни здоровью «бьют» их по сформировавшимся жизненным
установкам, созданным в школьном коллективе, где все было ясно и
понятно.

Воспитанность человека - это его интегративная характеристика,
которая отражает степень его социальной полноценности, зрелости,
моральный облик, образ жизни, характер деятельности и отношений с
людьми.

Падение уровня воспитанности молодежи связано с усвоением его реальных жизненных ценностей, имеющих в настоящее время искаженный,
негативный характер, противоречащий здоровой человеческой морали.
Поэтому на современном этапе самыми незащищенными являются дети с
ОВЗ.

  1. Внеурочная деятельность как средство формирования
    профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ

Сущность профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир
профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее
возможности в окружающем мире. Это намерения человека в отношении
возможностей самореализации внутри определенной профессиональной
деятельности в конкретных социальных условиях. Самоопределение требует
активного осознания личностью своего "Я" (самосознание), отношений с
окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого
процесса контроля над собой. В процессе обучения учитель воспитывает
интерес к занятиям людей различных профессий. Вырабатывает у учащихся
осознанное понимание общественного значения трудовой деятельности:
бережное отношение к результатам труда людей - вещам, которые окружают
учащихся и которыми они пользуются, желание участвовать в коллективных
делах, в мероприятиях по охране природы, активность и старательность в
выполнении порученного дела, дисциплинированность, желание работать
сообща, действовать в коллективных делах, оказывать помощь. Поэтому
ответственность за будущее таких детей лежит не только на родителях, но и
на учителях.

Основная задача педагогического коллектива школы, как можно ближе
должен подвести ребенка к реалиям нашей суровой действительности,
выпустить ученика в жизнь готовым встретить ее такой, какая она есть и не
испытывать огромных потрясений и стрессовых ситуаций, готового к любым
жизненным реалиям. Важное место в воспитании и обучении таких детей в
школе занимают уроки технологии и внеурочная деятельность как
подготовка детей к трудовой деятельности .

Цель - формирование опыта профессиональной деятельности с
помощью специально организованной, профессионально направлен ной,
учебно-трудовой, познавательной деятельности.

Профессиональное самоопределение во внеурочной деятельности
обеспечивается педагогической помощью учащимся. У детей возникает
делема: свободой выбора практических занятий, с широкими возможностями
использования свободного времени и отсутствием самостоятельности в
выборе занятий, несформированностью соответствующих умений и навыков
самопознания и включения в деятельность, отсутствием критического
отношения к окружающему и самому себе как субъекту профессионального
самоопределения.

В ходе осуществления профессиональных проб решаются следующие
задачи:

  • получение базовых сведений о профессиональной деятельности;

  • моделирование основных элементов профессиональной деятельности;

  • определение уровня готовности учащихся к выполнению проб;

  • обеспечение условий для качественного выполнения профессиональной
    пробы.

В процессе профессиональной пробы у учащихся актуализируются
сформированные знания и представления о данной сфере профессиональной
деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и
представления о себе как субъекте профессиональной деятельности

Практический этап пробы состоит из заданий трех уровней сложности.

I уровень включает задания, требующие от учащихся сформированных
первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на
уровне исполнителя.

Задания II уровня носят исполнительско-творческий характер,
предусматривающий элементы рационализации профессиональной
деятельности.

На III уровне сложности учащимися осуществляется оценка
предрасположенности к планированию своей деятельности, постановка
промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной
деятельности.

В профессиональной пробе выделяется три аспекта: технологичес кий,
ситуативный и функциональный.

Технологический аспект характеризует операционную сторону
профессий и позволяет выявить уровень овладения учащимися
определенными профессиональными умениями. Задания, характеризующие
технологический аспект пробы, предполагают овладение учащимися
способами применения орудий труда, используемых в определенной
профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является
воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в со ставе
группы. При этом они могут быть включены в структуру урока или
осуществляться во внеурочное время.

При организации и проведении профессиональных проб учащимся
предлагается попробовать свои силы во всех сферах профессиональной
деятельности. Последовательность осуществления проб, регулируется
следующим образом: учащиеся выполняют пять профессиональных проб,
каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной,
деятельности по предмету труда, затем они пробуют свои силы в следующей
группе проб, состоящей также из пяти проб, отличающихся от первой по
целям, средствам, орудиям труда и т.д.

Таким образом, каждый учащийся испытывает себя во всех видах
профессиональной деятельности, входящих в номенклатуру
профессиональных проб, что поможет ему максимально соотнести свои
возможности, потребности, индивидуальный стиль деятельности с
особенностями профессиональной деятельности.

  1. Организация внеурочной деятельности

Виды и формы внеурочной деятельности

Определены виды внеурочной деятельности:

1- игровая,

  1. познавательная;

  2. проблемно-ценностное общение,

  3. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  4. художественное творчество,

  5. социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); 7 -
    трудовая (производственная) деятельность;

  1. - спортивно-оздоровительная деятельность;

  2. - туристско-краеведческая деятельность.

Для оптимизации организации внеурочной деятельности организована
консультативно-методическая поддержка учителей. Детям-инвалидам и их
родителям предоставлена возможность оперативного доступа к

консультативным услугам по различным вопросам, связанным с
организационным и техническим обеспечением процесса внеурочной
деятельности. Виды и формы этого процесса обучающихся варьируются в
зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей.

Все перечисленное просто необходимо для того, чтобы дети с
ограниченными возможностями получили весь спектр полноценного как
образовательного обучения, так и воспитательного процесса обучения.

Многое зависит от качества подготовленного учебно-методического
материала, и от искусства и опыта учителя. Этому необходимо учиться
постоянно, корректировать различные программы в зависимости от формы
заболевания ребенка. Содержание занятий должно формироваться с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с
детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной
поддержки. Для детей, с ограниченными возможностями, школа совместно
с педагогическим коллективом, организую экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет
собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или
сформировать познавательные потребности и способности каждого
обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако
наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения
время.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие
на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в

сознании и поведении детей формируются основные социальные,
нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в
своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания
зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и
общественной жизни.

В связи с этим, одним из основных направлений педагогической
деятельности считается развитие творческих способностей, критического
мышления обучающихся посредством использования и дистанционных
форм обучения.

Кроме того внеурочной деятельности обучающихся свойственны
основные черты.

Своеобразие применения информационных и коммуникационных
технологий в этом виде деятельности проявляется в:

  • целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от
    уроков времени для полноценного развития своих потенциальных
    использовании возможностей информационных технологий;

  • свободе выбора направлений и содержания информационный
    деятельности;

  • реализации межпредметных связей при использовании компьютера в
    качестве инструмента обучения;

  • в особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли
    помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество,
    сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

  • возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью
    дистанционного образования;

  • реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные
    игры);

Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом

системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание

воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие

здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
    совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами,

библиотеками, семьями учащихся.

  1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
    педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
    проблем.

  4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
    целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  5. Развитие позитивного отношения к общечеловеческим ценностям
    (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - помощь
    в воспитания человека необходимого обществу.

  6. формирования здорового образа жизни.

  7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых
    образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное
    время.

  8. Совершенствование системы мониторинга эффективности
    воспитательной работы в школе.

  9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в
    свободное от учёбы время.

  10. Организация информационной поддержки учащихся.

  11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга
    учащихся.




















  1. Методы профориентации

По структурным компонентам методы профориентации можно
разделить на три группы:

  • методы ознакомительной профориентационной работы;

  • методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность

  • учащихся по подготовке к выбору профессий;

  • методы изучения личности школьников в целях профориентации.

  • методы ознакомительной профориентационной работы.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого
занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,
содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей
учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим
наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании
труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых
профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.
Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил
выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов
различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых
приёмов и операций.

Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод. Дается
задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед с
родителями, со знакомыми, используя литературные источники, передачи по
телевидению, и др.).

Упражнение «Профессия на букву...»

Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

расширение знаний о мире профессионального труда.

Упражнение «День из жизни»

Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и

специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов

Упражнение «Самая-самая»


Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире

профессионального труда и формировать осознание особенностей различных
профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая детская

профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.

Экскурсия - одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с
организацией производства, основными профессиями различных

предприятий: (хлебопекарню, столовую). Здесь учащийся виртуально может
примерить себя к любой профессии. Реально ли ему работать по данной
специальности.

Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения
учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов
могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю

современного рабочего», «Что такое творческий труд?».

Важной формой внеклассной работы по профессиональному просвещению
учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных
передач, которые отображают трудовой вид деятельности: «Сделай сам»,
«Дачный вопрос», «Фазенда», «С новым домом» и другие домом»,
«Субботник», где знакомят с профессией столяра-плотника, дизайнера и т. п.

методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность
учащихся по подготовке к выбору профессии. К основным методам
профориентационной работы по организации целенаправленной
деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии
относятся:

индивидуальные занятия, расширения представлений о возможностях
использования своих склонностей и способностей. При этом я учитываю
особенности интересов и увлечений воспитанников.

недели труда в школе

оказание шефской помощи труженикам села

участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному
творчеству

уборка закрепленной территории

Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно
проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в

Реалиях заинтересовавшей сферы занятости.

Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые
потребности детей, развить их способности переводит детей из «стихийного» желания в осознанное увлечение (хобби).


Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и
профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и
ритм) в кружке
корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения.

Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах
деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме
диалога равных партнеров.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму
объединения, соответствующую начальному уровню образовательного
процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения,
кружки и спортивные секции также способны оказать значительную помощь
учащимся в выборе профессии. У нас в селе при кинотеатре «Луч» , Дом
Творчества существуют различные виды кружковой деятельности:
«Соломка», «Сделай сам», «Мягкая игрушка», «Вязание», « Кройки и
шитья», «Моделирование» , «Гончарный круг», «Лепка» и т.д. И здесь
учащиеся имеют возможность познать азы той или иной профессии.
Конечно, мы видим преобладание женских видов деятельности. Ничего
удивительного. Женщины менее приспособлены к тяжелому физическому
труду, чем мужчины. В процессе ознакомлениями учащихся с
определёнными профессиями в кружках создаётся возможность
ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и
познавательной активности и самостоятельности. Достигается это
организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих „
учащихся. Спортивно-оздоровительное: народные игры; планета здоровья.

Игровой спортлэнд.

В определенные дни школа проводит «День здоровья», где учащиеся всех классов показывают свои достижения в спорте. Спортивно-оздоровительное направление представлено и другими мероприятиями проводимые школой в
неурочное время. Готовим спортсменов.

Методы изучения личности школьников в целях профориентации.

Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой
педагогом это - изучение личности школьников, без чего невозможно
ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.

В своей работе использую следующие методы:

беседу, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Педагог должен все это проанализировать, сделать соответствующие
выводы и помочь учащимся в вопросе ориентации в выборе профессии.

Например, для того чтобы узнать о предварительном выборе профессий в
классе, детям была предложена анкета по профессиональному
самоопределению: «Кем я хочу быть и почему», «Какая профессия мне
нравится и т.д.

Паралельно кружковая работа несет на себе и ряд других нагрузок:
Духовно-нравственное: -Край, в котором я живу; - Я гражданин
Общеинтеллектуальное: -Интеллектика; -Занимательный английский;
-Умники и умниц.

Общекультурное -Декоративное искусство»,

«Русские народные игры» и «Планета здоровья»

Кружки нацелены на развитие индивидуальных способностей детей, на
формирование общей культуры движений и двигательных навыков,

умение владеть своим телом, на разгрузку статичности учебных занятий,
способствуют приобщению детей к русской национальной культуре,
овладению умениями организовать здоровьесберегающую

жизнедеятельность.

Духовно-нравственное направление будет представлено работой кружков:
« Край, в котором я живу», «Я - гражданин»

Эти занятия предназначены для формирования у детей целостной картины
мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

Эти часы позволят развернуть работу по всем видам внеурочной
деятельности: игровой, трудовой, туристско-краеведческой, проблемно-
ценностному общению, досуговому общению и др.

Социальное направление представлено курсами: «Моя первая экология»,
«Экология для младших школьников» Кружок - форма добровольного
объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной
деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции

расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения
детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
расширения.

  1. Заключение.

Важную роль в осуществлении соединения обучения с производительным
трудом в школе принадлежит педагогу. Содержание трудового обучения и
воспитания в нашей школе дает возможность педагогу ознакомить учащихся
со многими отраслями сельскохозяйственного производства, сформировать
интерес к ним. На занятиях по профориентации ученики получают не только
определённые знания, но в процессе создания конкретных объектов труда,
имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные
умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности,
развивают профессиональные интересы и способности. Каждый ученик знает
о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает,
чем занимаются рабочие. Но одно дело - знать, а другое - самому
изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не
сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости,
гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит
задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал
подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку
трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес
выбора профессии. В своей работе педагогу надо использовать такие формы
и методы деятельности, которые бы обеспечили наибольшую активность и
самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми
умениями. На занятиях педагог имеет возможность наблюдать за каждым
учеником, видеть его отношение к работе, выявлять интересы и способности,
что так необходимо в проведении профориентационной работы. В
проведении прфориентационной работы в школе важное место занимают
внеклассные занятия по интересам, в частности, различные кружки. При
планировании и организации работы в таких кружках педагогу необходимо
создать все условия для творческого развития у учащихся, а в процессе -
проведения занятий вовлечь учащихся в деятельность.

При этом необходимо учитывать, что профориентационная работа с
учащимися - это не обособленная часть учебно-воспитательного процесса в
нашей школе, а составная часть его, что успеха в этой работе можно достичь
лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к
сознательному выбору профессии на всего периода обучения в школе.
Необходимо также учитывать, что важнейшими задачами в
профессиональной ориентации учащихся являются:

воспитание любви к труду, дисциплинированности и бережного
использования имеющихся материально- технических ценностей;

формирование первоначальных профессионально важных умений и навыков,
являющихся общими для многих рабочих профессий;

создание условий для производительного труда учащихся;

создание условий для производительного труда учащихся;

изучение, формирование и развитие интересов, склонностей учащихся,
ознакомление их с наиболее распространёнными профессиями и в первую
очередь с рабочими профессиями;

углубленное ознакомление учащихся с профессиями, соответствующими их
интересам, оказание помощи в выборе профессии и места дальнейшей учёбы.

Осуществление в школе трудового и начального профессионального
обучения и воспитания даёт возможность педагогам нашей школы решать
задачи профориентационной работы с учащимися. А именно:

формировать у школьников профессиональные знания и умения,
вызывающие интерес к профессиональному труду;

выявлять интересы, наклонности и способности к ней;

воспитывать профессионально важные качества личности;

сами же учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться с
условиями труда и пробовать в ней свои силы. Всё это помогает молодому
человеку самому сделать выбор будущей профессии

Осознанный выбор профессии - одно из важнейших условий развития самой
личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере
свои способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия
позволяет ему занять своё место в обществе, с наибольшей эффективностью
применять свои знания, умения и навыки.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральные законы.

  3. Указы Президента РФ.

  4. Постановления Правительства РФ

  5. «Мониторинг социализации воспитанников», С.В.Андреева,
    Л.М.Борнякова и др., Волгоград, 2013

  6. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста», авт. Ю.А.
    Афонькин, изд. Волгоград, 2013

  7. «Интегрированное и инклюзивное обучение в ОУ (Инновационный
    опыт)», А.А.Наумов, В.Р.Соколова и др., Волгоград, 2012

  8. «Инклюзивное образование как основное направление развития
    региональной системы образования детей с ограниченными
    возможностями здоровья», Ставрополь, 2013 год

  9. ИНТЕРНЕТ-ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!