СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность «Культура добрососедства» Раздел «Традиционная культура» Тема. Понятие об архитектуре. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие об архитектуре. Задачи: формировать представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий; знать 3-4 названия культовых зданий и особенностях их интерьера у представителей различных народов. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать уважение к представителям другой национальности, к традициям народов, населяющих Крым.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность «Культура добрососедства» Раздел «Традиционная культура» Тема. Понятие об архитектуре. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.»

Внеурочная деятельность «Культура добрососедства»

Раздел «Традиционная культура»

Тема. Понятие об архитектуре. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.

Цель: дать понятие об архитектуре.

Задачи: формировать представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий; знать 3-4 названия культовых зданий и особенностях их интерьера у представителей различных народов. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать уважение к представителям другой национальности, к традициям народов, населяющих Крым.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

-У каждого из вас, ребята, есть место жительства. Вы живете в доме со своими родителями. У кого-то дом – одноэтажный. Кто-то проживает в многоэтажном доме. Возможно, у некоторых имеется двухэтажный дом. Каждый дом красив по-своему. Он имеет двери, различные по форме окна. У некоторых домов есть балконы. Кроме обычных домов существует ряд различных других построек. Вам знакомы здания больниц, школ, детских садов, музеев, кинотеатров. У каждой постройки - свой вид, внешность, строение, красота.

2. Определение темы и цели занятия.

- Тема нашего урока - архитектура. Я хочу познакомить вас с многообразием архитектурных построек, особенностями различных зданий. Мы постараемся увидеть разные здания и строения, а также культовые постройки представителей различных народов.

3. Рассказ учителя (с опорой на презентацию)

Архитектура, зодчество – система зданий и сооружений, формирующих пространство, среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура создается в соответствии с потребностями и возможностями общества.

- Обратим внимание на этот дом (к примеру, многоэтажный дом). Из чего он состоит? (дети называют части строения). Сколько в нем этажей? Как называется такой дом? (пятиэтажный, двухэтажный и т.д.). В нем есть что-то необычное? (возможно дети назовут красивый фасад, необычные окна и пр.). А теперь расскажите о внешности своего дома (краткие рассказы детей).

- Это административное здание, историческое.

- Это православный храм и мечеть (обратить внимание на особенности строения).

4. Беседа.

- Почему мы называем дом жилой? (потому, что в нем проживают люди)

- Есть здания, которые мы называем административными. Административное здание – это здание, где располагаются органы исполнительной или законодательной власти. Может находиться в нем и правительство. (Верховна Рада, Совет Министров.Детям предлагаются фотоснимки).

- А знаете ли вы, что наш Крым уникальный не только своей природой, но и своими жителями? У нас проживает более 2 миллионов человек. Давным-давно на территории Крыма жили дикие люди. Потом их сменили киммерийцы, скифы, тавры. Потом здесь стали обитать древние греки, гунны, хазары, византийцы и многие другие народы. Затем появились славяне. Много лет прошло с тех пор. Сейчас у нас проживает около 100 представителей различных народов. И у каждого - свои обычаи, традиции, язык и верования. Все это отразилось в специальных строениях.

- Сейчас мы остановимся на архитектурных особенностях, характерных для храмов. Давайте посмотрим православную церковь, ее внешний вид. Впервые такие строения появились очень давно в Херсонесе, а затем в других городах Крыма. Крым по праву считается местом, откуда распространилась христианская вера.

- А это культовое строение принадлежит крымскотатарскому народу. Обратите внимание на высокую башню. Она называется минарет. В таких городах как Старый Крым и Белогорск сохранились остатки татарских постоялых дворов - караван-сараев. В Бахчисарае существует замечательный архитектурный комплекс ханского дворца с Фонтаном слез.

Вообще история архитектуры начинается с убежищ и хижин людей, которые раньше жили на нашей территории - тавров, скифов, развалин древнего города Пантикапея (Керчь), Севастополя. Есть удивительные строения, т.н. «пещерные города» - памятники V-IX вв. Расположены они в районе Бахчисарая и Севастополя. Самые выдающиеся: Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале.

В г. Евпатория остались древние храмы караимов - кенасы (Большая или Соборная и Малая кенаса).

- Необычным музеем считается Херсонес. Много удивительных архитектурных сооружений увидишь здесь: античный театр, образцы греческой живописи и скульптуры, Владимирский собор, Уварову базилику, храм Святого Мартина, средневековую крепость Каламита и многое другое.

В Керчи есть самый значительный в Крыму памятник христианского храмового зодчества – церковь Иоанна Предтечи.

В 19 веке в Симферополе был построен удивительный собор, носящий имя русского святого и полководца Александра Невского. Построен собор по проекту архитектора И. Шарлемана. Это был один из первых монументальных сооружений города. В настоящее время собор восстанавливается заново.

Успенский монастырь (Свято – Успенский Бахчисарайский) приютился прямо на отвесной скале. Он был недосягаем для врага и природных стихий. Интересна история его возникновения, удивительное строение. 5 храмов, дом настоятеля, двухъярусный корпус с трапезной, высечены келии. Лестница, ведущая вверх, насчитывала 84 ступени.

Свято-Воскресенский Форосский храм называют визитной карточкой Крыма. Расположен он на утесе высотой в 400 метров недалеко от Байдарских ворот. Своей красотой он поражает туристов и жителей Крыма. Построен в честь чудесного спасения царской семьи в 1888 г. во время крушения поезда.

Один из интереснейших в Крыму памятников архитектуры находится в Массандре. Это дворец, строительство которого началось в 1881 году и продолжалось до 1902 года. Он отделан мореным резным дубом, имеет лепные потолки, витражи.

Интерес вызывает Ливадийский дворец, бывшая резиденция царской семьи Романовых – удивительный памятник архитектуры.

Бахчисарайский дворец известен своей историей, архитектурным строением, уникальными фонтанами, дорожками, двориком и садом. Мотив сада – растительные орнаменты, высеченные в камне, росписи стен, фонтаны. Наиболее древняя часть дворца – портал Алевиза. Каменный портал обрамляет дубовую дверь, что ведет во внутренний дворик, который сообщался с парадными залами дворца. Одной из ранних построек дворца является зал Совета и Суда – Диван с удивительными витражными окнами. Большая ханская мечеть является самой величественной постройкой. Это большое здание, вытянутое с севера на юг. По обеим сторонам крыши имеются две башенки с минаретами. Дворец также знаменит своим Фонтаном слез.

Интерес вызывает такой памятник архитектуры, как мечеть Муфтий - Джами в Феодосии. В Евпатории поражают взор воздушные арки, стройные колонны, купола, минареты. Это – мусульманская мечеть Джума-Джами, ставшая визитной карточкой города.

К древнейшим памятникам архитектуры относятся купольные усыпальницы «дюбре». Они возводились из тесаного камня на известковом растворе. Недалеко от ханского дворца находится Эски-дюбре, построение которого относится к 15 веку. Одним из интереснейших дюбре является дюбре в Чуфут-Кале. Это усыпальница дочери хана Тохтамыша.

Самой древней мечетью Крыма считается мечеть султана Бейбарса, которая сооружена в Солхате (Старый Крым) в 1280-х гг. Древнейшая мечеть Симферополя – Кебир-Джами (1502 г.). Находится она в центре Ак- Мечети, которая была местопребыванием калги-султана (второе лицо после хана).

Вывод.- Мы, крымчане, должны помнить: к какой бы вере не принадлежал человек – он такой же, как и мы с вами.

5. Викторина «Архитектурные памятники Крыма».

6. Итог. Рефлексия.

- С какими строениями мы познакомились?

- Все ли постройки одинаковые или они отличаются друг от друга?

- Чем они отличаются? Какие здания вы запомнили? (общественные, жилые, культовые)




Вспомогательный материал для учителя.


Познакомить детей с различными строениями, в том числе с такими зданиями, как Крымский академический русский драматический театр им М. Горького – уникальный театральный комплекс, Крымский академический украинский музыкальный театр, музеями (здание этнографического музея в Симферополе, музей А. Чехова в Ялте, Айвазовского в Феодосии и пр.). Сравнить старинные здания с современными (например, супермаркетами, магазинами, школами), обратив внимание детей на различие в строении, отделке, окраске. В родном городе (селе, населенном пункте) обращать внимание на отдельные элементы строений (высота, наличие окон, башен, балконов, лепнины и др.) Сравнивать с предложенными рисунками объектов, которых нет в данном районе.


Архитектура, зодчество, строительная наука – искусство строить, располагать и украшать здания.

Архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), конструктивные технические системы, художественный строй архитектурных сооружений.

Назначение, функции архитектурных сооружений определяют его план и объемно-пространственную структуру.

Архитектура – композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др.

Архитектура малых форм – небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию.

Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

Базилика – античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлиненного прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

Мечеть – молитвенный дом у мусульман.

Монастырь – церковь и жилые помещения религиозной общины монахов или монахинь.

Синагога – еврейский молитвенный дом, молельня.

Храм – здание для богослужения, церковь.

Церковь – здание для богослужения, храм.


На Руси параллельно с развитием архитектурных стилей существовала архитектура иного рода – народное зодчество. На протяжении многих веков из камня строили только храмы. В 16 веке появились гражданские каменные постройки. В 17 веке строительство зданий из камня и кирпича увеличилось. Большинство построек было деревянными. Зодчество разделялось на каменное и деревянное. Эти два вида строений отличались по своему облику.

В Крыму были свои особенности в архитектуре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!