СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Культура добрососедства". Конспект: "Ремёсла Крыма"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" - "Ремёсла Крыма"можно использовать на уроках окружающего мира для учащихся разной возрастной категории.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Культура добрососедства". Конспект: "Ремёсла Крыма"»

Тема: Ремёсла Крыма.

Задачи:

  • Дать представление о причинах зарождения ремёсел как результата разделения труда, о понятии «профессия».

  • Воспитывать уважительное отношение к профессиям родных и близких.

  • Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий.

  • Способствовать развитию художественных и конструкторско-технологических способностей учащихся при выполнении практических работ.

  • Формировать историческое мышление.

  • Прививать интерес к изучению истории родного края.

  • Обучать культуре речи, умению выступать перед аудиторией.

Результаты обучения:

  • Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

  • Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

  • Предметные: освоить разнообразные приемы работы.

Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод сравнений (ассоциации).


Ход занятия.

Орг.момент.

Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели.

Спинки прямо.

Вижу класс мой – хоть куда!

Мотивация учебной деятельности.

Жу-жу-жу,

Жу-жу-жу,

Снова в гости я лечу,

Слово новое несу.

- Ребята, а кто это к нам прилетел? (Пчёлка).

- Правильно, ребята. К нам на занятие снова прилетела пчёлка. И не с пустыми лапками. Сегодня она принесла вам очень много новых слов. А объединять все эти слова будет слово: «РЕМЕСЛО».

- А вот, что обозначает это слово - попробуйте ответить после того, как прослушаете

стихотворение известного итальянского детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».

У каждого дела Пахнет кондитер
Запах особый: Орехом мускатным.
В булочной пахнет Доктор в халате
Тестом и сдобой. Лекарством приятным.

Мимо столярной  Рыхлой землёю,
Идёшь мастерской, - Полем и лугом
Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,
И свежей доской. Идущий за плугом.

Пахнет маляр Рыбой и морем
Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.
Пахнет стекольщик Только безделье
Оконной замазкой. Не пахнет никак.

Куртка шофёра Сколько ни душится
Пахнет бензином. Лодырь богатый,
Блуза рабочего - Очень неважно
Маслом машинным. Он пахнет, ребята!

- Вы прослушали стихотворение. О чём это стихотворение? Кто может сказать, что обозначает слово «РЕМЕСЛО»?

А теперь попробуйте определить тему нашего занятия. (Слайд 1)«Сегодня мы узнаем значение слова «ремесло», поговорим, что относится к ремёслам и какие ремёсла были развиты у нас в Крыму». Тема: «Ремёсла Крыма»

Организация познавательной деятельности.

(Слайд 2) - Где жили люди в прошлые времена и где живут сейчас? (В домах).

(Слайд 3) - Во что одевались люди раньше и во что одеваются сегодня? (В одежду).

(Слайд 4) - Кто древнему человеку строил дом, шил одежду, готовил пищу, изготавливал оружие? (Люди делали это сами для себя).

(Слайд 5) - Легко ли одному человеку делать всё, что ему нужно для жизни: строить дома, шить одежду и обувь, выращивать овощи, ловить рыбу, изготавливать мебель, утварь (бочки, корзины) и инструменты (молотки, пилы, топоры и т.д.)?

(Слайд 6) - Что же придумали люди, чтобы каждому человеку не нужно было делать все вещи и предметы, необходимые для жизни? (Они стали изготавливать то, что у них получалось лучше всего).

Со временем человек научился строить жилища из брёвен и камня. В домах появилась плетёная и деревянная мебель. Люди стали носить одежду из тканей, дублёных шкур, валяную и кожаную обувь. Землю пахали деревянной сохой, а затем и металлическим плугом. Из зерна мололи муку и пекли хлеб.

Сначала семьи всё необходимое создавали сами. Но постепенно люди разделили дела. Каждая семья занималась тем делом, которое ей лучше всего удавалось. Так появились ремёсла и ремесленники: кузнецы, сапожники, портные, гончары, бондари и другие.

Ремесленники селились в слободах – гончарных, кузнечных и других. Ремесло становилось постоянным, обеспечивающим жизнь делом, то есть профессией.

Значит, слово «ремесло» - это…то, что люди делали своими руками.(ответы детей). Дело, которому человек посвятил всю свою жизнь, сегодня называют профессией, а раньше называли ремеслом.

- А какие ремёсла существовали? Пчёлка вам принесла ещё слова: бакалейщик, бондарь, ювелир, гончар, кузнец, пекарь, портной.

Как вы думаете, что делали люди этих профессий? Посмотрите на рисунки и определите, кто что сделал.

Бакалейщик торговал сухими съестными товарами.

Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.

Ювели́р — специалист по изготовлению и ремонту драгоценных украшений.

Гончар — название профессии по производству глиняной посуды.

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

Пе́карь — работник хлебопекарного производства, специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий.

Портно́й (от др.русск. порть — нарез или кусок ткани, одежда; устар. швец, швея) — ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.

И вот в нашем Крыму раньше были очень хорошо развиты все эти и многие другие ремёсла, и о талантах крымских мастеров знали далеко за пределами полуострова. Например, армяне и греки считались самыми хорошими пекарями, бакалейщиками, парикмахерами. Евреи, караимы и крымчаки славились как лучшие портные, кожевники, сапожники, ювелиры. Немцы и украинцы были известны в Крыму своими глиняными изделиями, а русские – деревянными. Особенным спросом пользовались ковры, ткани, вышивки, сделанные мастерами – болгарами, украинцами, крымскими татарами. Также крымские татары производили замечательный войлок, инкрустированные колыбели и сундуки, сафьяновые туфли и сапожки, красивые и прочные металлические изделия. С крымскими цыганами никто не мог сравниться в музыкальном искусстве, также среди них было много опытных кузнецов.

Физкультминутка

Точим нож!
Точим, Точим, Точим нож!
Будет очень Он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, Сало, Хлеб, Колбасы,
Помидоры, Огурцы...
Угощайтесь, Молодцы!

Практическая работа.

А давайте представим, что вы ремесленники гончары и вам нужно свою продукцию представить на ярмарке. Ваша задача, разбиться на группы по 3-4 человека и из пластилина вылепить любые красивые (с узорами) гончарные изделия. А потом представить их покупателям (нашим гостям), да так, чтобы им захотелось купить ваши изделия.

Работа в группах.

Представление своих работ детьми.

Итоги урока.

– Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой Крыма и всей России).

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные ремёсла– это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами:

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков


Спасибо за внимание!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!