Тема: Ремёсла Крыма.
Задачи:
Дать представление о причинах зарождения ремёсел как результата разделения труда, о понятии «профессия».
Воспитывать уважительное отношение к профессиям родных и близких.
Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий.
Способствовать развитию художественных и конструкторско-технологических способностей учащихся при выполнении практических работ.
Формировать историческое мышление.
Прививать интерес к изучению истории родного края.
Обучать культуре речи, умению выступать перед аудиторией.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: освоить разнообразные приемы работы.
Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод сравнений (ассоциации).
Ход занятия.
Орг.момент.
Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели.
Спинки прямо.
Вижу класс мой – хоть куда!
Мотивация учебной деятельности.
Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу,
Снова в гости я лечу,
Слово новое несу.
- Ребята, а кто это к нам прилетел? (Пчёлка).
- Правильно, ребята. К нам на занятие снова прилетела пчёлка. И не с пустыми лапками. Сегодня она принесла вам очень много новых слов. А объединять все эти слова будет слово: «РЕМЕСЛО».
- А вот, что обозначает это слово - попробуйте ответить после того, как прослушаете
стихотворение известного итальянского детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».
У каждого дела Пахнет кондитер
Запах особый: Орехом мускатным.
В булочной пахнет Доктор в халате
Тестом и сдобой. Лекарством приятным.
Мимо столярной Рыхлой землёю,
Идёшь мастерской, - Полем и лугом
Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,
И свежей доской. Идущий за плугом.
Пахнет маляр Рыбой и морем
Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.
Пахнет стекольщик Только безделье
Оконной замазкой. Не пахнет никак.
Куртка шофёра Сколько ни душится
Пахнет бензином. Лодырь богатый,
Блуза рабочего - Очень неважно
Маслом машинным. Он пахнет, ребята!
- Вы прослушали стихотворение. О чём это стихотворение? Кто может сказать, что обозначает слово «РЕМЕСЛО»?
А теперь попробуйте определить тему нашего занятия. (Слайд 1)«Сегодня мы узнаем значение слова «ремесло», поговорим, что относится к ремёслам и какие ремёсла были развиты у нас в Крыму». Тема: «Ремёсла Крыма»
Организация познавательной деятельности.
(Слайд 2) - Где жили люди в прошлые времена и где живут сейчас? (В домах).
(Слайд 3) - Во что одевались люди раньше и во что одеваются сегодня? (В одежду).
(Слайд 4) - Кто древнему человеку строил дом, шил одежду, готовил пищу, изготавливал оружие? (Люди делали это сами для себя).
(Слайд 5) - Легко ли одному человеку делать всё, что ему нужно для жизни: строить дома, шить одежду и обувь, выращивать овощи, ловить рыбу, изготавливать мебель, утварь (бочки, корзины) и инструменты (молотки, пилы, топоры и т.д.)?
(Слайд 6) - Что же придумали люди, чтобы каждому человеку не нужно было делать все вещи и предметы, необходимые для жизни? (Они стали изготавливать то, что у них получалось лучше всего).
Со временем человек научился строить жилища из брёвен и камня. В домах появилась плетёная и деревянная мебель. Люди стали носить одежду из тканей, дублёных шкур, валяную и кожаную обувь. Землю пахали деревянной сохой, а затем и металлическим плугом. Из зерна мололи муку и пекли хлеб.
Сначала семьи всё необходимое создавали сами. Но постепенно люди разделили дела. Каждая семья занималась тем делом, которое ей лучше всего удавалось. Так появились ремёсла и ремесленники: кузнецы, сапожники, портные, гончары, бондари и другие.
Ремесленники селились в слободах – гончарных, кузнечных и других. Ремесло становилось постоянным, обеспечивающим жизнь делом, то есть профессией.
Значит, слово «ремесло» - это…то, что люди делали своими руками.(ответы детей). Дело, которому человек посвятил всю свою жизнь, сегодня называют профессией, а раньше называли ремеслом.
- А какие ремёсла существовали? Пчёлка вам принесла ещё слова: бакалейщик, бондарь, ювелир, гончар, кузнец, пекарь, портной.
Как вы думаете, что делали люди этих профессий? Посмотрите на рисунки и определите, кто что сделал.
Бакалейщик торговал сухими съестными товарами.
Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.
Ювели́р — специалист по изготовлению и ремонту драгоценных украшений.
Гончар — название профессии по производству глиняной посуды.
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.
Пе́карь — работник хлебопекарного производства, специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий.
Портно́й (от др.русск. порть — нарез или кусок ткани, одежда; устар. швец, швея) — ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.
И вот в нашем Крыму раньше были очень хорошо развиты все эти и многие другие ремёсла, и о талантах крымских мастеров знали далеко за пределами полуострова. Например, армяне и греки считались самыми хорошими пекарями, бакалейщиками, парикмахерами. Евреи, караимы и крымчаки славились как лучшие портные, кожевники, сапожники, ювелиры. Немцы и украинцы были известны в Крыму своими глиняными изделиями, а русские – деревянными. Особенным спросом пользовались ковры, ткани, вышивки, сделанные мастерами – болгарами, украинцами, крымскими татарами. Также крымские татары производили замечательный войлок, инкрустированные колыбели и сундуки, сафьяновые туфли и сапожки, красивые и прочные металлические изделия. С крымскими цыганами никто не мог сравниться в музыкальном искусстве, также среди них было много опытных кузнецов.
Физкультминутка
Точим нож!
Точим, Точим, Точим нож!
Будет очень Он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, Сало, Хлеб, Колбасы,
Помидоры, Огурцы...
Угощайтесь, Молодцы!
Практическая работа.
А давайте представим, что вы ремесленники гончары и вам нужно свою продукцию представить на ярмарке. Ваша задача, разбиться на группы по 3-4 человека и из пластилина вылепить любые красивые (с узорами) гончарные изделия. А потом представить их покупателям (нашим гостям), да так, чтобы им захотелось купить ваши изделия.
Работа в группах.
Представление своих работ детьми.
Итоги урока.
– Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой Крыма и всей России).
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные ремёсла– это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков
Спасибо за внимание!