Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _____ ____/Ухабина М.Г./ Протокол № 1 от «27» августа 2015г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________/Назарова О.Н. «28» августа 2015г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________ /Захаренко Л.А./ Приказ №314 от «29» августа 2015г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Расскажу вам сказку»
Направление программы «общекультурное»
Возраст детей 11 лет
Срок реализации программы 1 год
Программу составила
Казарлыга Елена Константиновна
учитель русского языка и литературы
г. Балтийск
2015-2016
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Вся система внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6 призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также: обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ученика с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума.
Рабочая программа курса «Расскажу вам сказку» предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса. Необходимость разработки данной программы внеурочной деятельности связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Программа курса «Расскажу вам сказку» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6.
Важным средством формирования активной творческой личности является искусство слова. Литературные сказки русских и английских писателей являются богатейшим материалом для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского и британского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира. Чтение и изучение сказок помогает развитию родной речи, а отрывков из произведений на английском способствует изучению иностранного языка. В процессе знакомства со сказками развиваются и психологические процессы, необходимые для общего развития детей (память, мышление, воображение).
Главное место на занятиях по Программе принадлежит сказке. Именно в ней отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. На занятиях кружка с помощью грамотно подобранного песенного литературного материала ребята приобщаются к истории и культуре своего народа и народа изучаемого языка, растут духовно, у них развиваются философские взгляды на жизнь. Литературная сказка ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
В тематическом планировании представлены занятия в форме семинаров, праздников, творческих проектов, экскурсий.
Новизна программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных аспектов которого, является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей на основе метапредметных и межпредметных связей. Интеграция изучения литературы и английского языка в формах проектной деятельности и игры направлена на раскрытие ценностно-личностного потенциала каждого учащегося.
Практическая значимость программы заключается в том, что учащиеся получают возможность не только позитивной внеурочной занятости, но и возможность удовлетворить свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать социум своим творчеством; получить оценку и общественное признание в школе, в городе, регионе, в России.
Отличительными особенностями программы являются:
организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные возможности;
определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом, родителями и обучающимися.
Цель программы создание условий для личностного развития учащихся посредством их творческой самореализации.
Задачи программы:
социализация учащихся — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром фолькрорного искусства;
приобщение учащихся к русской и английской культуре как неотъемлемой части духовной культуры.
Помимо этого, занятия по программе призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование эмоционально-ценностного отношения к литературе;
развитие речи, памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у учащихся устойчивого интереса к литературе и иностранному языку; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной литературой и литературному самообразованию; читательской культуры учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания программы кружка «Расскажу вам сказку»
Значение внеурочных занятий в литературном кружке заключается в формировании и развитии у обучающихся, способности полноценного восприятия литературных произведений, самостоятельного общения с искусством слова, в углублении представлений о широте жизненного содержания литературы и силе ее влияния на человека.
Эмоциональное, активное восприятие и пересказ сказок становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития литературы и жизни. Изучение национальной культуры в рамках внеурочной программы, ориентированно на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает тем самым, успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном пространстве.
Поощрение содержательных инициатив в многообразной литературно-творческой деятельности, внимание и уважение к увлечениям учащихся становится основой для успешного освоения данной программы и фундаментом для формирования этических и эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах учебной и театральной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к национальному и международному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям народа, освоение культурных традиций Отечества и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам внеурочное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого кружковца в анализе произведений, выступлениях на русском и английском языке, развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Формы и виды работы
1.Занятия (аудиторные и внеаудиторные)
2.Конкурсные и концертные выступления.
3.Экскурсии, познавательные прогулки
На аудиторных занятиях формы работы постоянно варьируются: слушание; рассказ об авторе и книге; чтение с комментированием; чтение по ролям. Используются игровые приемы, что позволяет сохранить интерес детей к данной деятельности на протяжении всего занятия.
Основной формой внеаудиторных занятий являются прогулки, участие в проектах, акциях.
Основные методы работы
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: чтение (смысловое и по ролям) и объяснение.
Исследовательский метод - метод обучения, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
Игровой метод, в процессе обучения используются игры, направленные на развитие знаний по истории и теории литературы, развитие речи.
Метод наблюдений.
Метод проектов как способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда)
Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на занятиях применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Возрастная группа учащихся, на которую рассчитана данная программа,
11 лет.
Психологические особенности
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Т.к. социальное и биологическое созревание у подростка идут параллельно, то установившееся в 8 - 9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации этой потребности. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Необходимо учитывать темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Важно предоставить ребенку самостоятельность в учебной работе и организовать обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Необходимо развивать самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
Состав детской группы – постоянный.
Программа предусматривает свободный набор детей исходя из их интересов и запросов родителей.
Количество обучающихся в группе от 5 до 12 человек.
Прогнозируемые результаты
Личностными результатами освоения программы курса «Расскажу вам сказку» являются:
формирование целостного представления о литературной сказке;
развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к литературе во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной творческой деятельности;
воспитание толерантности и интереса к культуре своего и других народов;
наличие определенного уровня развития общих способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
Метапредметными результатами освоения программы курса «Расскажу вам сказку» являются:
анализ собственной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
использование разных источников информации, в том числе на иностранном языке; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о литературе как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении литературных произведений;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты выражаются в следующем:
общее представление о роли литературы в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных литературных произведений;
устойчивый интерес к литературе и иностранному языку;
осмысление основных жанров литературного творчества;
рассуждение о специфике литературной сказки, особенностях ее языка;
постижение культурных традиций своего и других народов;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах творческой деятельности, включая информационно коммуникационные технологии;
освоение знаний о литературе, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала;
развитие навыков чтения и говорения на английском языке.
Механизм оценивания образовательных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности курса «Расскажу вам сказку» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, творческие выступления в рамках концертных программ, предметных недель и др. мероприятий; конкурсы), проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе.
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа. Результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма); с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма); с поставленными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется текущий и промежуточный контроль, итоговая аттестация.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется руководителем кружка.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие учащегося и усвоение им внеурочной программы на каждом этапе обучения.
Основным методом промежуточной аттестации по программе, являются:
метод педагогического наблюдения;
участие в конкурсах, олимпиадах;
концертные выступления учащихся.
Итоговая аттестации проводится в форме творческих заданий и проектов, концертных выступлений.
Для выявления результативности усвоения внеурочной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
результаты выступлений в конкурсах и фестивалях;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по английскому языку, литературе, русскому языку и др.
Организационно-педагогические условия реализации программы
специальный кабинет (кабинет литературы);
сцена (рекреация – трансформирующаяся в актовый зал);
мультимедийный проектор, экран;
офисные приложения;
ноутбук;
записи аудио, видео;
книги о литературе и писателях;
научно-популярная литература по искусству.
Режим занятий по программе
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в год – 34 занятия. Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы (1 год) – 34 часа. Из них: аудиторных – и внеаудиторных.
Продолжительность одного занятия - 45 минут.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: |
теоретические | практические |
Раздел 1. Диагностический |
1.1. | Диагностика стартовых знаний, умений и навыков | 1 | 1 | |
1.2. | Итоговая диагностика Знаний, умений и навыков | 1 | | 1 |
Раздел 2 Литературная сказка |
2.1 | Изучение сказок русских и английских писателей | 29 | 14 | 15 |
Раздел 3 Проектная деятельность. Экскурсии. |
6.1 | Участие в конкурсах, концертах | 1 | | 1 |
6.2. | Проекты | 1 | | 1 |
6.3. | Экскурсии | 2 | | 2 |
| Итого часов: | 34 | 1+14 | 1+15+1+2 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания | Форма подведения итогов | Ожидаемые результаты |
Раздел 1 Диагностический |
1.1 | Диагностика стартовых читательских умений и навыков | Диагностика | Диагностическая беседа, тестирование | Тесты по литературе | Анализ результатов диагностики | Результаты диагностики |
Раздел 2 Литературная сказка |
2.1 | Кеннет Грэм «Ветер в ивах» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков на русском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Устный опрос, анкетирова-ние | Расширение кругозора |
2.2 | Кеннет Грэм «Ветер в ивах» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; коллективные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Развитие речи |
2.3 | Алан Александр Милн. «Винни-Пух и все-все-все» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков на русском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.4 | Алан Александр Милн. «Винни-Пух и все-все-все» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; практические | Средства наглядности, ТСО | Устный опрос, анкетирование | Развитие речи, русской и английской |
2.5 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Устный опрос, анкетирование | Расширение кругозора |
2.6 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Анализ сказки, иллюстрирование | Практические, коллективные, индивидуальные | Средства наглядности, ТСО | Презентация и оценка иллюстраций | Развитие аналитических и художественных способностей |
2.7 | Памела Линдон Треверс «Мери Поппинс» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков на русском языке | Игры на свежем воздухе, коллективные | Средства наглядности, ТСО | Наблюдение | Расширение кругозора |
2.8 | Памела Линдон Треверс «Мери Поппинс» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Устный опрос, анкетирова-ние | Развитие речи, русской и английской |
2.9 | А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане..» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.10 | А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане..» | Выразительное чтение, иллюстрирование, в том числе словесное | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Презентация постановки | Развитие аналитических и художественных способнос-тей |
2.11 | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | Чтение сказки, анализ системы персонажей. | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Развитие аналитических способ-ностей |
2.12 | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | Выразительное чтение, прослушивание отрывков из одноименной оперы Римского-Корсакова | Коллективные; постановочные; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Привитие любви к музыке, расширение кругозора |
2.13 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Чтение сказки, анализ системы персонажей. | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Сочинение-миниатюра | Обучение сочинению |
2.14 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Инсценирование отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Презентация | Развитие художественных спо-собностей |
2.15 | Редьярд Киплинг «Книга джунглей» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков на русском языке | Прогулка на свежем воздухе | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.16 | Редьярд Киплинг «Книга джунглей» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Развитие речи, русской и английской |
| Редьярд Киплинг «Книга джунглей» | Иллюстрирование | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Сочинение-миниатюра | Обучение сочинению |
2.17 | Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков на русском языке | Индивидуальные; коллективные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора. |
2.18 | Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Тестирова-ние | Развитие речи, русской и английской |
2.19 | Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» | Чтение отрывков на русском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Сочинение-миниатюра | Обучение сочинению |
2.20 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.21 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Инсценирование отрывков | Практические, постановочные, внеаудиторные | Средства наглядности, ТСО | Презентация | Развитие творческих способнос-тей |
2.22 | Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | Рассказ о книге и ее героях. Чтение отрывков на русском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.23 | Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | Чтение отрывков на английском языке | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Тестирование | Развитие речи, русской и английской |
2.24 | В.М.Гаршин «Лягушка- путешественни-ца» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.25 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps» | Чтение сказки, иллюстрирование | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Презентация работ, сочинение-миниатюра | Развитие аналитических и художественных способнос-тей |
2.26 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | Рассказ о писателе и его героях. Чтение отрывков | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.27 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | Чтение сказки, иллюстрирование | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Сочинение-миниатюра | Обучение сочинению |
2.28 | Дж.Р. Толкиен «Хоббит» | Чтение, просмотр видео, иллюстрирование | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
2.329 | Дж.Роулинг «Гарри Поттер» | Чтение, просмотр видео | Игровые; индивидуальные; коллективные; постановочные; теоретические; практические | Средства наглядности, ТСО | Опрос | Расширение кругозора |
Раздел 3 Проектная деятельность, экскурсии |
3.1 | Проекты | Представление о том, что такое проект. Виды проектов. | Проект, творческое задание | Средства наглядности, дидактический материал, ТСО | Презентация творческих работ | Овладеют некоторыми элементами проектной деятельности |
3.2 | Экскурсия | Посещение Библиотеки им.Белинского | Познавательная экскурсия | | Эссе | Расширение кругозора. |
3.3 | Экскурсия | Посещение Драматического театра | Познавательная экскурсия | | | |
Литература и средства обучения
методические пособия по русской литературе;
методические пособия по английскому языку;
тексты русских и английских литературных сказок;
литература по педагогике и психологии;
дидактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий;
Экранно-звуковые пособия
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и английских писателей;
видеофрагменты- отрывки из кинофильмов, мультфильмов;
иллюстрации русских и зарубежных художников к сказкам
Технические средства обучения
мультимедийная программа по литературе издательства «Кирилл и Мефодий»;
единая коллекция – http://school-collection.edu54.ru/catalog/pupil/?subject=10.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/literatura/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/english/
Система контроля и оценивания результатов
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к смысловому и выразительному чтению, сценическому выступлению. На концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы. Оцениваются изменения личности воспитанников, уровень обученности по программе, удовлетворение потребностей в творчестве и т.д.
Оценивается также способность детей через презентацию творческих проектов проявлять творческую активность, инициативу, как один из показателей успешной социализации ребят. Важно, чтобы были удовлетворены потребности в творчестве каждого участника вокальной студии (если музыкальные способности ребенка «оставляют желать лучшего», - значит, он должен быть привлечен в творческие мероприятия в ином качестве, главное, чтобы каждый обучающийся ощущал свою нужность, востребованность).
Важным критерием оценки уровня обученности детей по программе являются результаты их участия в различных конкурсах и фестивалях (грамоты, дипломы, полученные на конкурсах и фестивалях), востребованность выступлений ребят на мероприятиях города (занятость их творческой концертной деятельностью).
Параметры | Критерии |
Формирование читательских навыков | Навыки исследовательского, просмотрового, поискового чтения Навыки выразительного чтения |
Восприятие литературы | Качество внимания Положительная эмоциональная реакция Элементы анализа |
Освоение образовательной программы | Развитие навыков чтения, увеличение активного словарного запаса в области английского языка |
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
развитие навыков смыслового чтения;
объем словарного запаса английской и русской речи ;
правильное произношение;
развитие литературного вкуса обучающихся;
рост уровня читательской культуры как неотъемлемой части общей культуры личности.
Список литературы
Перечень нормативных документов
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-391/16 от 20.05.2003 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Приложение 6. Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня)
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности учащихся МБОУ СОШ №6 от 01.09 2015г.
Литература
М.К. Алтухова. Возможности театральной студии в обучении учащихся английскому языку.
Ю.А. Комарова. Использование музыкальной наглядности в формировании активного иноязычного словаря учащихся.
Сборник стихов и песен на английском языке (методическая копилка учителя).
Дерек Стрейндж. УМК “Chatterbox”1,2, издательство “Оксфорд”, кассеты к учебник
Интернет – ресурсы
Литературная энциклопедия. – Электронный ресурс. http://elar.urfu.ru/handle/10995/36
Театральная библиотека http://biblioteka.portal-etud.ru/
8